русский язык (безуд гласн)
план-конспект урока по русскому языку

конспект урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание слов с безударными гласными в корне

Цель: формирование умения проверять безударные гласные в корне двумя способами: изменяя слово или подбирая однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным

Класс: 3

Задачи:

  1. Научить определять способы проверки безударных гласных в корне;
  2. Учить подбирать проверочное слово для слов-омофонов;
  3. Сформировать умение писать слова с безударными гласными в корне слов-омофонов
  4. Составить памятку «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Викторовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (выслушиваются варианты ответов учеников). Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот какой ответ дал известный учёный Ал-Бируни:

«Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Ребята, давайте вспомним, над какой темой вы работали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы работали над темой «В каких значимых частях слова есть орфограммы?»). Скажите, в каких же значимых частях слова могут быть орфограммы? (Орфограммы могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании). Как проверить правописание слова, если орфограмма находится в приставке или суффиксе? (Чтобы проверить правописание слова с орфограммой в приставке или суффиксе, нужно вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс) Верно, а как проверить правописание слова, если орфограмма находится в корне слова? (Чтобы проверить правописание слова с орфограммой в корне слова, нужно подобрать проверочное слово). А если это непроверяемая орфограмма? (Если орфограмма в слове непроверяемая, то нужно посмотреть правописание слова в орфографическом словаре).

Молодцы. Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Запишите под диктовку слова. Выделите орфограмму и часть слова, в которой находится орфограмма. (Слова: Зонтик, (о) мыши, (в) доме, отлёты, прогулка, полевой, глазной)

https://static.vecteezy.com/system/resources/previews/001/500/243/large_2x/arrow-upward-icon-free-vector.jpg

Прогулка

Отлёты

Полевой

Глазной

Зонтик

(О) мыши

(В) доме

Хорошо, закончили. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа, сравнив ее с образцом. Поставьте плюс напротив слов, записанных верно, и минус напротив слов, записанных неверно.

Постановка проблемной ситуации

Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить задания на карточках. Прочитайте внимательно слова. Как вы думаете, на какие группы мы их можем распределить? Как вы думаете, сколько способов проверки безударных гласных в корне существует? Существует два способа проверки безударной гласной в корне слова. Возьмите карандаш, подумайте, на какие группы по способам проверки безударной гласной в корне можно разделить данные слова. Над словами поставьте цифры 1 или 2 в соответствии с группами, которые вы определили. На выполнение задания вам дается 1 минута.

(Слова: дворы-двор, ковер-коврик, соленый-соль, молодой-молод-молоденький, столы-стол, пчела-пчёлы, деревянный-дерево-деревья, лиса-лисы, сторожить-сторож-сторожка)

Давайте проверим, на какие группы вы разделили слова?

Формулировка темы и цели урока

Ребята, посмотрите, наши мнения разошлись: мы распределили слова по-разному. Как вы думаете, почему? Умеете ли вы проверять безударные гласные в корне двумя способами? Какую цель мы поставим на урок? (Научиться проверять безударные гласные в корне слова двумя способами)

Правильно. Откройте учебник русского языка на 104 странице. Прочитайте тему урока. Верно, сегодня мы будем работать над темой «Правописание слов с безударными гласными в корне»

  1. Проектировочный этап

Ребята, на каждом уроке у нас есть алгоритм действий, которому мы следуем, чтобы достичь цели. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и восстановить правильную последовательность пунктов плана. Не забывайте про правила работы в парах: не перебиваем друг друга, выслушиваем и принимаем точку зрения товарища, приходим к единому мнению. На выполнение задания вам дается 1 минута.

Давайте проверим, правильно ли вы восстановили пункты плана. Посмотрите на доску и сравните вашу работу с образцом (учитель переворачивает листы с правильно построенным планом).

  1. Определить способы проверки безударных гласных в корне слова
  2. Подобрать проверочные слова для слов, которые звучат одинаково
  3. Составить предложения со словами, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл
  4. Составить памятку «Правописание слов с безударными гласными в корне»

В листе самооценки поставьте плюс напротив задания, если у вас нет ни одной ошибки, и минус, если вы допустили ошибку.

  1. Процессуальный этап

Ребята, скажите, чем мы сейчас будем заниматься? Мы с вами определим способы проверки безударных гласных в корне слова.

Для этого мы выполним упражнение под номером 194 на 104 странице. Имя ребенка, прочитай, пожалуйста, задание.

Для выполнения задания работать мы будем в парах. Договоритесь между собой, кто из вас будет подбирать проверочное слово, изменив форму слова, а кто – подобрав однокоренное слово. На выполнения задания вам дается 4 минуты. Не забывайте про правила работы в паре.

Хорошо, закончили. Первая пара, прочитайте проверочные слова для первого слова. Ребята, все согласны? Вторая пара, прочитайте проверочные слова для второго слова… Какие же способы проверки безударной гласной в корне слова мы с вами определили? Верно, проверить написание безударной гласной в корне слова мы можем двумя способами: изменяя слово или подбирая однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Давайте проверим наше предположение и прочитаем правило на 104 странице.

В листе самооценки поставьте плюс напротив задания, если у вас нет ни одной ошибки, и минус, если вы допустили ошибку.

(Физминутка «Рыбки»:

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.)

Ребята, какой пункт плана мы должны выполнить следующим? Верно, нам нужно подобрать проверочные слова для слов, которые звучат одинаково. Давайте откроем учебник русского языка на 105 странице. Имя ребенка, прочитай, пожалуйста, задание.

Какие слова произносятся одинаково в каждом предложении? (Отварить, отворить; слизал, слезал; увидал, увядал) Какими буквами надо обозначить безударный гласный звук в корне этих слов и почему? Как мы можем определить, какие буквы нужно вставить в пропуски? Верно, подобрать проверочные слова. А как подобрать проверочные слова, если слова звучат одинаково? Правильно, нужно знать лексическое значение слова.

Отварить (картошку)

Приготовить, сварить. Проверочное слово: вАрит

Отворить (окно)

Открыть. Проверочное слово: затвОр, ствОрка.

Слизал (пломбир)

Съесть, подбирая языком. Проверочное слово: лИжет

Слезал (с забора)

Спустился с чего-либо. Проверочное слово: слЕзть, слЕз

Увидал (в окно)

Увидел. Проверочное слово: увИдел

Увядал (розовый куст)

Вянуть, терять жизненную энергию. Проверочное слово: вЯнуть

Спишите слова, звучащие одинаково, в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Подчеркните орфограммы. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

В листе самооценки поставьте плюс напротив задания, если у вас не возникло затруднений, и минус, если вам было сложно выполнять работу.

Ребята, посмотрите на план урока. Чем мы сейчас займемся? Верно, сейчас нам нужно составить предложения со словами, которые звучат одинаково.

Работать мы с вами будем индивидуально в тетради, пользуясь подсказками с раздаточного материала. Ваша задача вставить буквы в пропущенные слова так, чтобы получившиеся два слова имели разное значение. Прежде чем заполнить пропуски в словах, вам нужно определить, какое значение может иметь данное слово. В качестве подсказки вы можете использовать иллюстрации в раздаточном материале. Для составления предложения вы также можете использовать слова, написанные в карточках. На выполнение работы вам дается 3 минуты.

Хорошо, заканчиваем. Сравните написание слов в тетради со словами на доске. Прочитайте предложения, которые у вас получились.

В листе самооценки поставьте плюс напротив задания, если у вас нет ни одной ошибки, и минус, если вы допустили ошибку.

Ребята, какой пункт плана нам нужно выполнить следующим? Верно, нам нужно составить памятку «Правописание слов с безударными гласными в корне». Работать мы будем в группах с раздаточным материалом. Ваша задача составить памятку, заполнив пропуски в предложениях. Слова вам нужно выбирать из тех, что представлены в нижней части рабочего листа. На выполнение задания вам дается 4 минуты.

Поделитесь результатами своей работы. Ребята, все ли согласны с первой группой? Если нет, то почему?

В листе самооценки поставьте плюс напротив задания, если у вас не возникло затруднений, и минус, если вам было сложно выполнять работу.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы сегодня работали? (Правописание слов с безударными гласными в корне)

Какую цель мы ставили перед собой? (Научиться проверять безударные гласные в корне слова двумя способами) Как вы считаете, достигли ли мы цели? Какими способами можно проверить написание безударной гласной в корне? (проверить написание безударной гласной в корне слова мы можем двумя способами: изменяя слово или подбирая однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).

Ребята, какие затруднения у вас возникали?

Ребята, как вы думаете, какие умения вы будете тренировать дома? (мы будем тренировать умения проверять безударные гласные в корне слова; подбирать проверочные слова) Давайте запишем домашнее задание.

На этом наш урок подошел к концу. Вы все отлично поработали, молодцы!



Предварительный просмотр:

Карточка №1. О или А?

Прочитайте слово. Определите, что может означать данное слово и какие буквы можно вставить на место пропуска так, чтобы слово имело два разных значения. В качестве подсказок используйте иллюстрации.

Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Пол_скать

https://natalyland.ru/wp-content/uploads/7/2/6/7266cefb7153b71e18d47190e59d4fc1.jpeg

https://severdv.ru/wp-content/uploads/2019/11/otstirat-krov.jpg

Составьте два предложения с получившимися словами, используя следующие слова: котёнок, девочка, белье, мама.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №2. Я или Е?

Прочитайте слово. Определите, что может означать данное слово и какие буквы можно вставить на место пропуска так, чтобы слово имело два разных значения. В качестве подсказок используйте иллюстрации.

Запишите получившиеся слова в тетрадь.

Осв_тить

https://www.ru.stnicholasmontreal.com/images/Blessing-min.jpg

https://thegirdedmind.org/wp-content/uploads/2017/01/adobestock_75164170.jpeg

Составьте два предложения с получившимися словами, используя следующие слова: священник, дом, папа, дорога, фонарик.



Предварительный просмотр:

Задание: распредели слова на две группы по способам проверки правописания безударной гласной в корне. Поставь над словами цифру 1 или 2.

Способы

1

2

Слова: дворы-двор, ковер-коврик, соленый-соль, молодой-молод-молоденький, столы-стол, пчела-пчёлы, деревянный-дерево-деревья, лиса-лисы, сторожить-сторож-сторожка

Задание: распредели слова на две группы по способам проверки правописания безударной гласной в корне. Поставь над словами цифру 1 или 2.

Способы

1

2

Слова: дворы-двор, ковер-коврик, соленый-соль, молодой-молод-молоденький, столы-стол, пчела-пчёлы, деревянный-дерево-деревья, лиса-лисы, сторожить-сторож-сторожка

Задание: распредели слова на две группы по способам проверки правописания безударной гласной в корне. Поставь над словами цифру 1 или 2.

Способы

1

2

Слова: дворы-двор, ковер-коврик, соленый-соль, молодой-молод-молоденький, столы-стол, пчела-пчёлы, деревянный-дерево-деревья, лиса-лисы, сторожить-сторож-сторожка



Предварительный просмотр:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

Составили:_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.Если непонятен смысл слова, узнаю _________________________________.

2.Найду ударный ____________________________.

3.Выделю__________________.

4. Найду в корне __________________ гласный звук, написание которого нужно _______________________.

5.Подберу __________________________ слово:

1) для этого изменю _________ слова (леса – лес)

2) или найду ______________________________ слово (перелесок) так, чтобы гласный был под ударением.

Банк слов: его, смысл, корень, гласный, проверочное, безударный, однокоренное, форму, проверить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: формировать навыки грамотного письма; систематизировать и углубить представления учащихся об однокоренных словах, о корне слова; об однокоренных слов...

Урок русского языка. Безударная гласная в корне слова.

Урок русского языка во 2 классе  коррекционной школе(VII вид,  третий год обучения)....

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова"

Этот урок я давала в этом году на семинаре, который проходил в школе. Урок прошёл на одном дыхании. Особенно урок оживила сценка. Советую использовать в своей работе различные сценки, онипозволяют дет...

Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....