урок русского (глухие)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Савина Нина Викторовна

Предмет: русский язык

Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова

Цель: формирование умения проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне

Класс: 3

Задачи: 

  1. Учить находить в корне слова букву парного согласного, требующую проверки;
  2. Учить подбирать слова для проверки парного по глухости-звонкости согласного в корне;
  3. Учить правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Нина Викторовна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Сегодня нас ждут увлекательные задания, упражнения и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы работали на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы работали над темой «Правописание слов с безударной гласной в корне»). Какие способы проверки правописание слов с безударной гласной в корне вы знаете? (Мы знаем, что правописание слов с безударной гласной в корне можно проверить двумя способами: изменяя слово или подбирая однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным). Как подобрать проверочные слова для слов, которые звучат одинаково? (Чтобы подобрать проверочные слова для слов, которые звучат одинаково, нужно определить их значение по тексту). Какому алгоритму мы следуем, когда проверяем правописание безударной гласной в корне? (При проверке правописания безударной гласной в корне слова мы следуем следующему алгоритму: 1. Если непонятен смысл слова, узнаю его смысл; 2. Найду ударный гласный; 3. Выделю корень; 4. Найду в корне безударный гласный звук, написание которого нужно проверить; 5. Подберу проверочное слово: для этого изменю форму слова или найду однокоренное слово так, чтобы гласный был под ударением) Как проверить написание слова с непроверяемой безударной гласной в корне? (Чтобы проверить написание слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова, нужно посмотреть написание слова по орфографическому словарю)

Откройте тетрадь, запишите число, «Классная работа». Спишите сочетание заглавной и строчной буквы «х» (Хх). Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы в словах, выделите часть слова, в котором находится данная орфограмма:

В лесу весело щебечут птицы, блестит молодая травка.

На выполнение задания вам дается 3 минуты.

Ребята, давайте проверим, что же у вас получилось. Имя ребенка, пожалуйста, прочитай, что у тебя получилось. Какую букву ты вставил в слово «в лесу»? (в слово «в лесу» я вставил букву «е») Почему? (Потом что проверочное слово «лес») (То же самое со словами, «весело» (веселье), «щебечут» (щебет), «молодая» (молодость, молоденький))

Постановка проблемной ситуации

Ребята, сейчас я предлагаю вам индивидуально выполнить интересное задание в раздаточном материале. Но для начала давайте вспомним, сколько букв в русском алфавите? (в русском алфавите 33 буквы). А сколько звуков в русском языке? (42 звука) Какие это звуки? (гласные и согласные) Какими могут быть согласные звуки? (твердые, мягкие, звонкие, глухие).

Заполните пропуски в словах, устно подберите проверочные слова. Гласные подчеркните красным карандашом, звонкие согласные подчеркните зеленым карандашом, глухие согласные – фиолетовым или синим карандашом. На выполнение задания вам дается 2 минуты.

Слова: гриб, пчела, поезд, цветы, указка, ложка, просьба, сказки, шкаф, суп, солдат.

Формулировка темы и цели

Ребята, давайте проверим, как вы выполнили задание. Посмотрите, наши мнения разошлись: мы по-разному написали слова со звонкими и глухими согласными в корне слова. Как вы думаете, почему? (Потому что не смогли проверить написание слов со звонкими и глухими согласными в корне) Какую же цель мы поставим? (научиться проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне). Откройте учебник русского языка на 111 странице. Прочитайте тему урока (Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне). Верно, сегодня мы будем работать над темой «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне».

2.Проектировочный этап

Ребята, на каждом занятии есть алгоритм действий, которому мы следуем для достижения цели. Сейчас я предлагаю вам составить пункты плана, пользуясь опорными словами, написанными на доске.

  1. Найти в корне слова букву парного согласного, требующую проверки
  2. Подобрать слова для проверки парного по глухости-звонкости согласного в корне
  3. Учиться правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне

Отлично, молодцы!

В листе самооценки поставьте плюс, если у вас не возникло затруднений в ходе составления плана урока, и минус, если вам было сложно.

3. Процессуальный этап

Ребята, посмотрите на план. Какой пункт нам нужно выполнить? Верно нам нужно найти в корне слова букву парного согласного, требующую проверки.

Работать мы с вами будем с учебником русского языка. Откройте 111 страницу, прочитайте задание к 208 упражнению. 

Пороша – это свежий слой снега, который выпал ночью и перестал идти к утру.

Прочитайте текст. Прочитайте слова с орфограммами. Почему написание выделенных и пропущенных букв надо проверять? (написание выделенных и пропущенных букв надо проверять, чтобы не допускать ошибок в написании этих слов). Как это сделать? (подобрать проверочные слова). Спишите слова с пропусками, вставляя пропущенные буквы.

Давайте проверим, как вы выполнили задание. Сравните свою работу с образцом. Прочитайте проверочные слова сначала к словам с пропущенными буквами, а затем к словам с выделенными буквами.

С пропущенными: стояли – стоя, стой; морозцы – мороз (словарное слово); потеплело – тёплый; снежок – снег; порошило – пороша; молодым – молодость, молоденький.

С выделенными: морозцы – мороз (словарное слово), морозить; снежком – снежный.

Какой звук обозначает каждая выделенная буква? (з - [с], ж - [ш]) Какой звук обозначает выделенная буква в проверочных словах? (з - [з], ж - [ж]). Почему же нужно проверять написание выделенных букв? (Написание выделенных букв нужно проверять, потому что при произношении слова слышится глухой парный согласный и можно допустить ошибку в написании слова)

Верно, какой пункт плана мы выполниил? Нашли в корне слова букву парного согласного, требующую проверки.

В листе самооценки поставьте плюс, если вы выполнили задание без ошибок или допустили 1 ошибку, и поставьте минус, если вы допустили более двух ошибок.

Какой пункт плана нам нужно выполнить следующим? Правильно, подобрать слова для проверки парного по глухости-звонкости согласного в корне.

Ребята, как вы думаете, а какими способами можно подобрать проверочное слово для проверки написания глухого или звонкого согласного? (выслушиваются предположения обучающихся)

Давайте откроем 112 страницу учебника русского языка и прочитаем правило.

А что же делать, если невозможно подобрать проверочное слово? Например, до[ш]дь, фу[д]бол. Верно, посмотреть правописание данного слова в орфографическом словаре.

Работать мы с вами будем в парах с 210 упражнением на 112 странице учебника. Прочитайте слова. Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в каждом слове? (подобрать проверочное слово).

Первая пара работает со словами в первой рамке, вторая – со словами во второй рамке, третья – со словами в третьей рамке, четвертая – со словами в четвертой рамке, пятая - со словами в первой рамке и т.д.

Подберите к каждому слову по два проверочных слова: одно – изменив форму слова, другое – подобрав однокоренное слово. Запишите сначала проверочные слова, затем проверяемое слово по образцу. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

Помним про правила работы в паре: не перебиваем друг друга, внимательно слушаем, приходим к единому мнению.

Первая пара, поделитесь результатами своей работы: прочитайте первую строку. Ребята, все согласны с первой парой? (таким образом учитель проверяет все слова)

Какой пункт плана мы выполнили? Правильно, подобрали слова для проверки парного по глухости-звонкости согласного в корне.

В листе самооценки поставьте плюс, если вы выполнили задание без ошибок или допустили 1 ошибку, и поставьте минус, если вы допустили более двух ошибок.

Какой пункт плана нам нужно выполнить следующим? Верно, правильно написать слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне

Работать мы будем индивидуально с карточками. Произнесите слова. В скобках обозначьте звук, который вы слышите в данных словах. Объясните, какой буквой надо обозначит этот звук в каждом слове. Запишите само слово и проверочное к нему. На выполнение задания вам дается 4 минуты.

Сравните свою работу с эталоном.

Какой пункт плана мы выполнили? Правильно, научились правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными в корне.

В листе самооценки поставьте плюс, если вы выполнили задание без ошибок или допустили 1 ошибку, и поставьте минус, если вы допустили более двух ошибок.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, над какой темой мы сегодня работали? (Сегодня мы работали над темой «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне»)

Какую цель мы ставили? (научиться проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне).

Как вы думаете, достигли ли мы цели? В листе самооценки поставьте плюс, если вы считаете, что мы достигли цели, и поставьте минус, если вы считаете, что цели мы не достигли.

Ребята, какие затруднения у вас возникали?

Ребята, как вы думаете, какие умения вы будете тренировать дома? (мы будем тренировать умения проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне)

Давайте запишем домашнее задание.

На этом наш урок подошел к концу. Вы все отлично поработали, молодцы!



Предварительный просмотр:

Выполнил (а): __________________________________________________________

Задание: Заполните пропуски в словах, устно подберите проверочные слова. Гласные подчеркните красным карандашом, звонкие согласные подчеркните зелёным карандашом, глухие согласные – фиолетовым или синим карандашом.

Гри_, пч_ла, поез_, цв_ты, ука_ка, ло_ка, про_ьба, ска_ки, шка_, су_, солда_

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выполнил (а): __________________________________________________________

Задание: Заполните пропуски в словах, устно подберите проверочные слова. Гласные подчеркните красным карандашом, звонкие согласные подчеркните зелёным карандашом, глухие согласные – фиолетовым или синим карандашом.

Гри_, пч_ла, поез_, цв_ты, ука_ка, ло_ка, про_ьба, ска_ки, шка_, су_, солда_

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выполнил (а): __________________________________________________________

Задание: Заполните пропуски в словах, устно подберите проверочные слова. Гласные подчеркните красным карандашом, звонкие согласные подчеркните зелёным карандашом, глухие согласные – фиолетовым или синим карандашом.

Гри_, пч_ла, поез_, цв_ты, ука_ка, ло_ка, про_ьба, ска_ки, шка_, су_, солда_

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выполнил (а): __________________________________________________________

Задание: Заполните пропуски в словах, устно подберите проверочные слова. Гласные подчеркните красным карандашом, звонкие согласные подчеркните зелёным карандашом, глухие согласные – фиолетовым или синим карандашом.

Гри_, пч_ла, поез_, цв_ты, ука_ка, ло_ка, про_ьба, ска_ки, шка_, су_, солда_

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выполнил (а): __________________________________________________________

Задание: Заполните пропуски в словах, устно подберите проверочные слова. Гласные подчеркните красным карандашом, звонкие согласные подчеркните зелёным карандашом, глухие согласные – фиолетовым или синим карандашом.

Гри_, пч_ла, поез_, цв_ты, ука_ка, ло_ка, про_ьба, ска_ки, шка_, су_, солда_

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Выполнил (а): __________________________________________________________

Задание: Заполните пропуски в словах, устно подберите проверочные слова. Гласные подчеркните красным карандашом, звонкие согласные подчеркните зелёным карандашом, глухие согласные – фиолетовым или синим карандашом.

Гри_, пч_ла, поез_, цв_ты, ука_ка, ло_ка, про_ьба, ска_ки, шка_, су_, солда_

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

-------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Данный урок проходит в игровой форме. Дети совершают путешествие в сказку. В ходе путешествия учатся писать слова с глухими и звонкими согласными в корне"....

Урок русского языка "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными"

Урок русского языка "Проверка написания слов с глухими и звонкими согласными" нестандартная форма урока: урок-суд http://www.k-yroky.ru/load/69-1-0-5448...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Конспект урока+презентация урока русского языка 3 класс "Слова с глухими и звонкими согласными в корне"

Урок проводится в форме путешествия. На уроке формируется умение подбирать проверочные слова, сравнивать написание корня в проверочном и проверяемом словах, развивать речь, расширять словарный запас. ...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. Тема урока: Правописание парных звонких и глухих согласных в корнях слов.

Повторение и закрепление правописания проверяемых согласных в корнях слов, формирование умений находить слова с парными согласными, подбирать к ним проверочные...