Тех карта 1 класс Твердые и мягкие согласные звуки
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тех карта 1 класс Твердые и мягкие согласные звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx76.61 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Будейкина А.Э.

УМК «Школа России»

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс: 1

Цель: формирование умения обозначать на письме мягкость согласных звуков.

Задачи:

Дидактические:

учить различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; учить определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Развивающие:

развить интерес к русскому языку как к учебному предмету; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

воспитывать любовь к русскому языку; воспитывать культуру речи учащихся при устном ответе.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Образовательная задача урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации (Ф, И, П, Г)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П, Р, К)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать

обучающихся к получению знаний.

Словесный метод: беседа.

Проблемный метод: прием – проблемный вопрос.

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Мотивирует к процессу познания с помощью стихотворения:

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Речевая разминка.

Прочтите чистоговорки быстро и четко:

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

Создает условия для формулировки темы урока.

Предлагает открыть учебник на с. 81 и прочитать тему урока.

Создает проблемную ситуацию.

Предлагает рассмотреть две картинки (лук и люк):

Произнесите каждое слово – название предмета (лук и люк).

Составим транскрипции звуков слова лук и люк. Вспомните, как обозначают твёрдые согласные звуки и мягкие согласные звуки.

[л у к]

[л’ у к]

Послушайте какими звуками они различаются. Какой из них твёрдый [л], какой – мягкий? [л’].

Прочитайте первую транскрипцию. (Лук) Как записать это слово, с помощью каких букв? (Л, У, К). Прочитайте вторую транскрипцию. (Люк). Как записать это слово, с помощью каких букв?

Задает проблемный вопрос.

Как на письме обозначить мягкость согласного звука?

Фиксирует затруднение при ответе на вопрос (не смогли обозначить на письме мягкий согласный звук).

Создает условия для формулировки цели урока.

Какую себе цель поставим на уроке? Чему будем учиться?

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Подготавливают артикуляционный аппарат к уроку.

Формулируют тему урока: твёрдые и мягкие согласные звуки.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения.

Формулируют цель урока: научиться обозначать на письме мягкость согласных звуков.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

Интерактивная доска (презентация)

Учебник «Русский язык» 1 класс

Учебник «Русский язык» 1 класс

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

.

Р: организуют себя на уроке

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других

Р: умеют определять цель своей научно-познавательной деятельности на уроке.

Положительно относятся к процессу познания.

II. Проектировочный

Развивать

умения

обучающихся

планировать

свои действия

для

достижения

цели – научиться обозначать на письме мягкость согласных звуков.

Словесный метод: беседа.

Обозначает совместно с обучающимися действия, необходимые для достижения цели (демонстрирует пункты плана на доске):

  1. Узнать, как различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки;
  2. Научиться определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Планируют совместную деятельность на уроке.

Ф

Наглядный материал: пункты плана

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других.

Проявляют интерес к учебной деятельности.

III. Процессуальный

Реализовать

план

изучения

темы,

корректировать учебные

действия

обучающихся.

Практический метод: выполнение упражнения.

Практический метод: выполнение упражнения.

Словесный метод: беседа

Словесный метод: беседа

Практический метод: выполнение упражнения

Практический метод: выполнение упражнения

Практический метод: выполнение упражнения

Практический метод: выполнение упражнения

Для реализации 1 задачи.

Предлагает выполнить упражнение 1. Прочитать выразительно стихотворение.

Объяснить написание выделенных в словах букв (в слове сосна, весна, капель – безударные гласные, чтобы их проверить нужно изменить слово так, чтобы безударный звук стал ударным: сОсны, вЁсны, кАпля); в словах ель, апрель, капель выделен ь, который обозначает на письме мягкость предшествующих согласных).

Произнесите все согласные звуки в слове апрель. Какой из них твёрдый, а какие мягкие? ([п], [р’], [л’]). Выпишите из стихотворения слова-названия предметов с мягким знаком. Подчеркните ь в словах.

Предлагает выполнить упражнение 3.

Прочитать пару слов. Произнести звуки, которые обозначены выделенными буквами. Какими буквами обозначена на письме твёрдость и мягкость согласных звуков [р], [р’], [в], [в’], [л], [л’], [м], [м’] в данных словах? (р, в, л, м).

Спишите слова, в которых первый звук мягкий согласный. (ряд, вёз, люк, мил).

Предлагает прочитать правило на с. 82 (мудрая сова)

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также Ь.

Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.

Предлагает выполнить упражнение 4.

Произнести слова по их звуковым обозначениям. Определить лексическое значение этих слов:

[м’этр], метр – это единица измерения длины;

[лыжн’а], лыжня – это след, проложенный лыжником;

[кл’он], клён – это дерево.

Предлагает объяснить, как обозначить на письме мягкость согласных звуков в данных словах (с помощью букв е, я, ё).

Предлагает выполнить упражнение 5.

Предлагает рассмотреть таблицу твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначения на письме буквами. Обратить внимание на пары по твёрдости и мягкости. 

Организует промежуточную рефлексию.

Мы выполнили первую задачу? Узнали, как различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки? Теперь потренируемся их определять.

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два — согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три — в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре — руки шире, (Руки в стороны.)

Пять — руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Для реализации 2 задачи.

Предлагает индивидуально выполнить упражнение 6. Прочитать стихотворение. Определить главную мысль стихотворения. Списать первое предложение. Подчеркнуть в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука. (1 человек возле доски)

Организует самопроверку по шаблону на доске.

Предлагает выполнить упражнение 7.

Прочитать загадку. Отгадать её. Используя правило, найти слова, в которых есть мягкие согласные звуки (слова с мягким знаком, е, ё, ю, я, и). Произнести эти звуки.

Списать 1 предложение. Подчеркнуть в нём буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Выписать из загадки слово, в котором есть три мягких согласных звука. Подчеркнуть буквы, обозначающие эти звуки.

Предлагает прочитать новое словарное слово и прописать его целую строчку, выделяя орфограмму – безударную гласную е и ставя ударение.

ребЯта

Его нужно запомнить!

Предлагает в парах выполнить упражнение 8. Прочитать слова и распределить их на две группы, где Л обозначает мягкий согласный звук, и где Л обозначает твердый согласный звук.

1 вариант записывает слова из второй группы, 2 вариант слова из первой группы.

Организует взаимопроверку по шаблону на доске.

Организует промежуточную рефлексию.

Мы выполнили вторую задачу? Научились определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки.

Выполняют упражнение под диктовку учителя.

Выполняют упражнение под диктовку учителя.

Читают правило.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Работают с таблицей по твердости и мягкости согласных, парные и непарные звуки.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Участвуют в физкультминутке.

Выполняют самостоятельно упражнение.

Участвуют в самопроверке.

Выполняют упражнение.

Прописывают строчку словарное слово, выделяя орфограмму и ставя ударение.

Выполняют упражнение в парах.

Участвуют во взаимопроверке.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф

Ф, И

Ф, И

Ф

Ф

Ф, П

Ф, П

Ф

Учебник «Русский язык» 1 класс

Учебник «Русский язык» 1 класс

Учебник «Русский язык» 1 класс

Учебник «Русский язык» 1 класс

Учебник «Русский язык» 1 класс

Наглядный материал: пункты плана

Речь учителя

Учебник «Русский язык» 1 класс

Интерактивная доска

Учебник «Русский язык» 1 класс

Учебник «Русский язык» 1 класс

Учебник «Русский язык» 1 класс

Интерактивная доска

Наглядный материал: пункты плана

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль, самоконтроль

Контроль, самоконтроль

Контроль

Контроль

Контроль, взаимоконтроль

 Контроль, взаимоконтроль

Контроль

Определяют «работу» букв и, е, ё, ю, я, ь после согласных в слове.

Распознают модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м’], [м].

Работают с графической информацией, анализируют таблицу, получают новые сведения о согласных звуках.

Используют приёмы осмысленного чтения при работе с текстами.

Объясняют, как обозначена на письме твёрдость-мягкость согласного звука.

П: проявляют познавательный интерес при изучении

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли при изучении

Проявляют внимательное и ответственное отношение к применению знаний в жизни.

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью.

Словесный метод: беседа

Проблемный метод: возвращение к проблемной ситуации.

Подводит итоги урока.

Организует беседу, оценивая совместно с обучающими правильность выполнения плана, связывает результаты урока с его целью. Задает вопросы о возникших затруднениях в ходе урока.

Возвращение к проблемному вопросу.

Как обозначить на письме мягкость согласных звуков? (с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я).

Организует рефлексию.

Ответить на вопросы:

  1. Что я знал и умел?
  2. Что нового узнал, чему научился?

Поднять улыбающийся смайлик, если всё было понятно, нет вопросов; грустный, если что-то было непонятно, и нужно будет повторить.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, достижение цели, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии.

Ф

Ф

Наглядный материал: пункты плана

Раздаточный материал: смайлики.

Контроль

Контроль

Объясняют, как обозначена на письме твёрдость-мягкость согласного звука.

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

П: умеют строить умозаключения и делать выводы

Принимают

причины

успеха/н

неудачи в

учебной

деятельности.

Проводят

самоанализ и

самоконтроль

результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"

Технологическая карта урока по русскому языку, 1 класс, УМК "Планета Знаний, "Парные твердые и мягкие согласные звуки"Тип урока: Закрепление и обобщение полученных знанийЦель урока: Повторен...

Технологическая карта урока русского языка "Твердые и мягкие согласные звуки" (2 класс)

Данный материал может быть полезен учителям 2 классов, УМК "Перспектива"...

Русский язык 2 класс "Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения"

Технологическая карта к уроку русского языка во 2 классе учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. Тип урока - комбинированный...

Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков 1 класс УМК Школа России

Вспомогательная презентация к уроку русского языка в 1 классе УМК Школа РоссииЗадачи: Способствовать формированию знаний о твёрдости-мягкости согласных звуков, их смыслоразличительной роли в слов...

«Твердые и мягкие согласные звуки».Технологическая карта урока в 1 классе

laquo;Русский язык» учебник 1 класс, Климанова, Т. В. Бабушкина,Цель урока:Содержательная: дать представление о твердых и мягких согласных звуках.Деятельностная – развитие умения различат...

Урок русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме"

Конспект урока русского языка во 2 классе "Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме". Урок закрепления изученного  материала.Цели урока: Ор...