Звуки [б], [б’]; буквы «Б», «б»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Познакомить со звуками [б], [б’]; буквами их обозначающими Б, б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli_uroka.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Продолжить знакомство со звуками [п], [п
’
Звуки [б], [б’]; буквы «Б», «б»
Цели: познакомить со звуками [б], [б’]; буквами их обозначающими Б, б.
Задачи:
- научить читать слоги, слова и предложения с буквой Б, б; формировать навыки осознанного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
- развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
- воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- формирование индивидуального стиля деятельности;
- желание и стремление хорошо учиться.
Познавательные УУД:
- осмысление алгоритма фонематического анализа звука; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока
- освоение нового знания и способов действия
Формы работы учащихся
-фронтальная работа
- работа в парах
- самостоятельная работа
Необходимое техническое оборудование
- ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД
Ход урока
1.Организационный момент
-Ребята, посмотрите, выберите и покажите, у кого из вас какое настроение? (На партах изображение солнышка и тучки). Повернитесь друг к другу. Подарим друг другу свои улыбки, ведь улыбки располагают нас к приятному общению. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
Работа над дикцией
-Произнесите друг другу скороговорку несколько раз, меняя интонацию:
«Белые бараны били в барабаны».
Ученики работают в паре. Произносят скороговорку несколько раз друг другу.
2. Актуализация знаний.
Проблемная ситуация №1.
Показываю слайд, предлагаю разгадать слово по первым буквам: кольцо, роза, арбуз, бегемот и «ы».
Ученики разгадывают ребус, выполняют звуко-буквенный анализ слова «крабы».
- Подпишите звуки буквами.
Ученики все буквы подписать не могут, так как появился новый звук. Обозначать его не умеют.
- Какой звук повторялся в скороговорке?
- Звук «б».
- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?
- Наверное, о новом звуке и новой букве.
-Научимся этот звук обозначать буквой, читать слова с этой буквой.
Предлагаю выполнить и сравнить звуко-буквенный анализ слов «бант», «бинт», сформулировать вывод.
Ученики выполняют в тетради самостоятельно звуко-буквенный анализ слов.
Сравнивают с эталоном на слайде.
- Показываю на слайде выполненные схемы слов. Сравните, исправьте ошибки, если они есть.
-А теперь произнесите и охарактеризуйте звук «б».
Ученики произносят его, дают ему характеристику:
-Согласный, звонкий, может быть твёрдым и может быть мягким.
Проблемная ситуация №2
- Сейчас составьте звуковую схему слова «краб».
Ученики составляют схему слов, рассказывают о последнем звуке.
Теперь обратите внимание на последний звук, расскажите про него.
Ученики: «П» - согласный, твёрд. Сравнивают с написанием, находят несоответствие.
Показ слайд со словом «крабы».
Ученики устанавливают, что за согласным звуком стоит гласный.
- Ответьте на вопросы: как называется дерево-долгожитель в нашей стране?
Ученики: Дуб. Дубы.
- Каким словом можно заменить словосочетание кучки снега зимой?
Ученики: Сугроб. Сугробы.
- Почему произносим звук «п», а пишем букву «б»?
Ученики: при произношении этих слов происходит оглушение звука[б].
- Прошу закрыть уши и произнести звуки [б], [п].
Ученики: закрывают ушки, произносят звуки. При произношении звука [б] голос раздаётся в ушах, а при произношении звука [п] голоса не слышно.
- Сформулируйте вывод о согласных звуках.
Ученики: Согласные звуки [б]-[п],[б’]-[п’] парные по глухости-звонкости.
Звук [б], [б’] согласный, парный, звонкий, может быть твёрдым и мягким. Образует пару со звуком [п].
Знакомлю с буквами «Б», «б».
Показываю образец печатных букв, включает электронное приложение письма букв «Б», «б».
Ученики рассматривают букву, сравнивают с другими, находят знакомые элементы.
Смотрят написание буквы в электронном приложении, смотрят образец учителя на доске, печатают на доске заглавные и строчные буквы.
- Сейчас будем печатать первые буквы слов: Борис, белка, бобы, Барсик. Бегемот.
Ученики объясняют, какие буквы напечатали.
3.Первичное закрепление
- Работаем по электронному приложению к учебнику Л. Ф. Климановой «Азбука»
- выделяем звуков [ б ], [ б' ]в словах
- Найдите слова со звуками [ б ] или [ б' ]: белка, волк, баран, слон, жираф, верблюд.
Ученики объясняют, в каких словах есть звуки [б], [б'] показывают картинку.
- Как можно назвать одним словом?
Ученики: Животные.
- На какие группы их можно разделить?
Ученики домашние и дикие животные.
- Составьте звуковые схемы слов
Банан, батон, кубики, баран.
Ученики составляют звуковые схемы в тетради и на доске. Проверяют написанное.
- Прочитайте предложения, запомните, о чём говорится в тексте, выберите соответствующую картинку.
У нас был пёс Барбос. Он спал в конуре. У Барбоса в миске колбаса и кость. Барбос выбирает колбасу. У Барбоса есть работа – он ловит воров.
Ученики читают текст. Выбирают картинку на экране.
- Ответьте на вопросы:
1. Как звали пса?
2. Где он спал?
3. Что лежало в миске?
4. Что выбрал Барбос?
5. Какая работа у Барбоса?
Ученики отвечают на вопросы учителя.
- Кто перескажет текст.
Ученики пересказывают текст.
Физкультминутка
4. Работа по «Азбуке».
- Объясните, по какому принципу поделены слоги на 2 столбика.
Ученики слоги с мягким согласным и слоги с твёрдым согласным звуком.
- Рассмотрите, что в руках у Ани и Вани. Исследуйте первые звуки.
Ученики: Петрушка и Буратино. Сравнивают первые звуки. Рассказывают о них.
- Прочитайте пары слогов и слов; понаблюдайте над произношением: ба-па; бо-по; бе-пе; бу-пу.
Бил-пил; бочки-почки; банка-палка; сбор-спор.
Ученики читают слоги и слова. Наблюдают над произношением согласных звуков. Формулируют вывод: согласные звуки [б]-[п],[б’]-[п’] парные по глухости-звонкости; твёрдости-мягкости.
- Прочитать пары слогов и слов; понаблюдайте над произношением: ба-па; бо-по; бе-пе; бу-пу..
Бил-пил ;бочки-почки; банка-палка; сбор-спор.
Ученики читают слова: столб-столбы; краб-крабы; карп-карпы; сноп-снопы. Формулируют вывод: согласные звуки [б]-[п], [б’]-[п’] парные по глухости-звонкости; твёрдости-мягкости.
- Задаю вопросы по рисунку учебника:
-Кто такая Тортила?
-Из какой она сказки?
-Где она живёт?
-Какие слоги говорит Тортила? Прочитайте их.
Ученики отвечают на вопросы учителя.
-Тортила бормочет какие-то слова. Что значит «бормотать»?
Поставьте слоги на свои места и отгадайте слова, которые бормотала старая черепаха.
Ученики: говорить непонятно, говорить невнятно.
- Сейчас прочитаем текст, и продолжим диалог.
Ученики работают в паре. Соединяют слоги, читают получившиеся слова.
Читают текст. Работают в группе. Составляют диалог. Инсценируют его.
- Прочтите название текста. Предположите по названию текста и картинке в учебнике, о чём идёт речь в тексте?
Ученики: читают название «Баран и барабан».
Работают в паре. Предполагают, о чём идёт речь в тексте.
- Прочтите текст и продолжите его.
Ученики: работают в паре. Читают и предполагают, о чём идёт речь в тексте.
Некоторые пары озвучивают свои прогнозы.
- Прочитаем текст и будем пересказывать.
Ученики: читают текст по цепочке 3 раза. Пересказывают его.
- Прошу прочесть скороговорку и рассказать друг другу.
Ученики: Читают и рассказывают друг другу скороговорку.
5.Рефлексия.
- Почему звуки «б»-«п» называют парными?
-Как определить, какую букву писать на месте этих звуков?
-Назовите звук, который издаёт лопнувший барабан.
-Назовите звук, который издаёт целый барабан.
Ответы детей.
- Кому нужна помощь учителя?
Ученики: Показывают карточки.
- Оцените свою работу на уроке.
Ученики: Показывают карточки.
Самооценка.
- Выскажите, пожалуйста, своё отношение к проделанной работе, подняв солнышко, если на уроке было интересно, тучку – если было скучно.
Солнышко – хотел отвечать всегда, тучку – не всегда или не хотел совсем отвечать.
Работая в паре: солнышко – договорились, тучку – не договорились.
Ученики: Показывают карточки.
6.Итог урока.
- Закончите предложения.
Работать на уроке мне понравилось, потому что…
Наиболее трудным мне показалось…
Самым интересным было…
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)
Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...
Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"
Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...
Учебно- методический комплект на тему:"«Звуки [м] [м’], буквы М, м. Буква и- как показатель мягкости предшествующих согласных звуков»" 1 класс.
конспект+презентация+ наглядности на доску...
Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .
Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....
Технологическая карта урока обучения грамоте, тема: «Звуки [м], [м\']. Буквы М, м. Знакомство с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [м], [м\'] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме», 1 класс, УМК «Планета знаний».
Технологическая карта. Обучение грамоте (чтение). 1 класс....
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе. Тема Закрепление по теме «Звуки [г], [г,]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к,]. Буквы К, к».
Конспект открытого урока в 1 классе по УМК "Планета Знаний"...