Урок русского языка 3 класс " Род имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Жаркова Татьяна Витальевна

Урок русского языка тема: Род имён существительных 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе.

Тема: "Род имен существительных"

Ход урока

I .(1 слайд) Организационный момент

Эмоциональный вход в урок.

-Здравствуйте, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну тайну русского языка.

II.Актуализация знаний.

(2 слайд) Орфографическая работа

На доске слова.

Собака, петух, пальто, тетрадь, пенал, облако, воробей.

- Прочитайте слова, запишите, их и вставьте пропущенные буквы.

- Проверьте, правильное написание пропущенных букв!(оцениваем по сигнальным крточкам)

-Сможете подобрать к ним проверочные слова?(нет)

-А почему? (потому что они словарные и их нужно запомнить)

-Правильно, молодцы!

- Подумайте, что общего у этих слов? (имена сущ.)

- Предлагаю вам составить кластер, который поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

(Кластер)  

-А сейчас повторим то что мы знаем об им. Сущ.

- Что такое имя существительное (Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?(постоянные)

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)

-Молодцы!

(3 слайд) Упражнение по чистописанию

(следить за посадкой)

-Сегодня на уроке мы продолжим развивать каллиграфическое письмо, учиться правильно соединять буквы.

- Прочитайте буквы записаны на доске. (ОРД).

-Составьте цепочки из этих букв ОРД, запишем их соблюдая правильное соединение.

ДОР ОРД ОДР РОД РДО (прописывают в тетради)

- Какую цепочку можно назвать словом? (РОД)

- Правильно!

- Подберите к слову РОД однокоренные слова.

Род – родня, родственный, родина, родители, родной, родство, родственник, родословная. (устно)

 (запись цепочек слов в тетрадь)

III.Самоопределение к деятельности.

(4 слайд) Проблема.

- Давайте вернёмся к словам, которые мы уже записали в начале урока.

Собака, петух, пальто, тетрадь, пенал, облако, воробей

- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите? (постоянный признак: одуш. и неодуш.)

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание? (нет)

- В чем затруднение? (мы не знаем на какие 3 группы можно разделить эти слова)

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

(5 слайд)

- Какова же будет тема урока? (Род имён сущ.)

- Давайте поставим цель нашему уроку, чему мы должны вы хотите научиться? (научиться определять род имен существительных)

  1. Работа по теме урока.

- Сегодня вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку делятся имена существительные. (слайд 6)

- Давайте попробуем определить род данных имен существительных.

(слайд 7) Собака, петух, пальто, тетрадь, пенал, облако, воробей.

- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? (например: свеча – она, так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода и т.д. К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ и т.д.)

- У имен существительных есть 3 рода это: женский род, мужской род, средний род. (НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)

- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)

- По какому признаку их разделили? (по родам)

- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род - это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.

(8 слайд) 

Женский род запомню я
И скажу: 
она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: 
он, мой
Средний род – 
оно моё
Это правило твоё!

(хором)

 (слайд 9  )1. Работа в тетрадях.

ЗАДАНИЕ: 

-Откройте учебник на стр. 25 прочитаем правило.

-Выполните упр.39 на стр. 25.

(приготовить слайд с проверкой)

(слайд 10 )

Самооценка.

-Как же определять род имен существительных?(слова помощники)

V. Физминутка. (На слайде 11)

VI. Продолжение по теме урока.

 Работа в парах. Творческая работа.

«Собери паззлы» (На слайде 12)

-А теперь поработаем в парах.

-Вам даны карточки с пропущенными словами, по смыслу вставьте слова, с помощью слов подсказок, которые написаны внизу, и определите их род.

 (Участники пары на парте восстанавливают из «паззлов» предложения и дополняют их словами-помощниками.)

Мороз разрисовал стёкла красивым узором.

Солнце прячется за серые тучи.

Осенью часто моросит мелкий дождь.

Снег искрится под лучами солнца.

Сегодня стоит чудесный зимний день.

За домом бурлит широкая река.

По ёлкам скачет рыжая белочка.

С яблони упало спелое яблоко.

Проверка. (читают составленные предложения, определяют род имени существительного, проговаривая слова – помощники.)

- Какое слово написали в первой строчке…..

-С какими словами-помощниками вы определили род имен существительных?

VII. Обобщение.

Зрительный диктант (словарные слова)

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте загадку.

(слайд 13 )На рассвете, на закате

Сладко спится на …(кровати)

- Сколько слогов? Какой ударный? Какую безударную гласную нужно запомнить в этом слове?

-Запишите, пожалуйста, и запомните это словарное слово.

-Какое значение этого слова?

Крова́ть — предмет мебели, предназначенный для сна в положении лёжа.

-На примере нового слова попробуем перечислить все изученные признаки имени существительного, с опорой на кластер.

(слайд 14 )

-Составим предложение и запишем его.

-Записали? Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Предложение: Утром кровать необходимо заправлять.  

  1. Часть речи, вопрос.                      (сущ. Что? кровать)
  2. Начальная форма (И.п., ед.ч.).    (кровать)
  3. Постоянные признаки:

- одушевлённое или неодушевлённое; (неодуш.)

- собственное или нарицательное;        (нариц.)

     - род;                                                         (ж.р.)

4. Непостоянные признаки:

- число.                                                      (ед.ч.)

5. Роль в предложении.                            (является подлежащим)

 

VIII. Подведение итогов урока

-Какую цель мы ставили урока?

- Как определить род имени существительного?

IX.   Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

(слайд 15 ) 

(зел.карт)У меня нет затруднений в определении рода имени существительного.

(кр.карт)У меня есть затруднения в определении рода имени существительного.

 (слайд 15 )Домашнее задание.

1. выучите стихотворение

2. выучите правило

3. написать по 5 слов каждого рода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)

Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....

Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имён существительных» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Дательный падеж имён существительных»Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.План...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Разбор имён существительных по составу» 3 класс.

Образовательная система: «Школа 2100» Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.Цель: развитие умений устного и письменного разбора имён существительных по составу с опорой на смысловые связи слов (на основ...

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур

Технологическая карта урока русского языка "Винительный падеж имён существительных" 3 класс с использованием сингапурских структур. Открытый урок по реализации PLC проекта (УМК "Перспек...

Конспект урока русского языка« Творительный падеж имён существительных» 3 класс

Конспект урока русскому языкуУМК "Школа России" 3 класс...