Текст. Типы текста.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рослякова Полина Валерьевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Тема: «Текст. Типы текста»

 

Цели деятельности учителя: обобщение знаний по теме текст, типы текста; развитие коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение текст; знать типы текста; уметь читать схему, определять тип текста.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться проводить анализ и взаимоланализ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать значимость своей деятельности.

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование: презентация, карточки, схема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_tipy_teksta.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            ФИО учителя: Рослякова Полина Валерьевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Текст. Типы текста»

Цели деятельности учителя: обобщение знаний по теме текст, типы текста; развитие коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение текст; знать типы текста; уметь читать схему, определять тип текста.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться проводить анализ и взаимоланализ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать значимость своей деятельности.

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование: презентация, карточки, схема.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Здравствуйте, ребята!

Глубоко вдохнули, выдохнули. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

На партах у вас лист, на которой книга. Если у вас хорошее настроение, и вы готовы плодотворно трудиться, раскрасьте первую книгу в зеленый цвет, если не готовы, то в красный цвет.

Выполняют действие учителя

Р.: самоорганизация

II.Актуализация знаний

Практич.: исправление ошибок в словарных словах.  

Словесн.: учебный диалог

7 мин

Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Выделяем красным цветом так, как показано на доске. Прописываем букву, которая на доске.

Седьмое мая

Классная работа

Выберите самую красивую букву, которая у вас получилось, обведите в круг.

Мы с вами пишем словарные диктанты. Один ученик тоже написал словарный диктант, но, к сожалению, допустил много ошибок. Давайте их исправим.

На экране словарный диктант с ошибками, ваша задача записать слова правильно. Исправленную букву подчеркнуть.

Могазин, питух, гарох, мароз, копуста, салдат, стокан, конки, кортофель, гирой.

Кто готов, руку на локоток.

Закончили работу, поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш. На экране представлен ответ, проверьте своего соседа. Если все правильно, поставьте на полях плюс, если есть ошибки, исправьте и поставьте на полях минус.

Поднимите руку, у кого плюс.

Молодцы!

Давайте с вами вспомним, какие части речи мы изучили?

Что такое имя существительное?

Что такое имя прилагательное?

Что такое глагол?

Молодцы!

Записывают число, классная работа.

Записывают словарные слова, исправляя ошибку.

Магазин, петух, горох, мороз, капуста, солдат, стакан, коньки, картофель, герой.

Проводят взаимоконтроль.

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

П.: выявление существенного; преобразование учебной деятельности.

К.: овладение диалогической формой общения; построение речевых высказываний.

Р.: адекватное восприятие оценки учителя и своих товарищей.

III.Постановка учебной задачи

Практич.: нахождение лишнего

Словесн.: учебный диалог, постановка целей

3 мин

Посмотрите, пожалуйста, на экран и подумайте, что под каким номером лишнее и почему?

        1. Дует сильный ветер. Небо в тучах. Весь день идет частый дождик. Кругом лужи. Птицы улетели в теплые края. Под елью в траве уснул ежик. Сороки скачут около жилища людей. Настала скучная пора.

        2. Оля Яшина и Юра Чудин жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Пёстрые дятлы стучали по дубу. Они искали себе пищу под корой. Ребята часто ходили гулять в рощу. С ними был пёс Рыжик.

3. За селом они прошли чудесную рощу.  Дождик закончился. Жил-был воробей. Костя Васильев и Андрей Кирьянов бегут в рощу. Ребята идут в лес.

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Какие цели поставим на урок?

Лишнее под номером 3, так как все остальное текст.

Тема урока: «Текст»

Цель урока:

- вспомнить, что такое текст;

- вспомнить типы текста.

П.: осознание познавательной задачи.

К.: овладение диалогической формой общения.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

IV.Открытие нового знания

Словесн.: учебный диалог

Словесн.: эвристическая беседа

5 мин

5 мин

Давайте вспомним, что такое текст?

Что заключено в заглавии текста?

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

Посмотрите на тексты на слайде. (Каждый текст читаем по очереди.)

Что объединяет все тексты?

В чем различия текстов?

Какие типы текста мы знаем?

Давайте посмотрим на первый текст. Какой вопрос можно задать к этому тексту?

Какой это тип текста?

Что такое текст-повествование?

Какой вопрос можно задать ко второму тексту?

Какой это тип текста?

Что такое текст-описание?

Какой вопрос можно задать к третьему тексту?

Какой тип текста?

Что такое текст- рассуждение?

Давайте подведем итог. Какие типы текста существуют в русском языке?

Какие вопросы можно задать к каждому тексту?

Молодцы!

Во время рассуждения детей на доске появляется схема.

Отвечают на вопросы.

Текст – это два и более предложения, связанных между собой по смыслу.

Основная мысль текста  

Все тексты про тигров.

Тип текста.

Текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.

Что произошло?

Текст – повествование.

Текст – повествование – текст, в котором что-то рассказывается, повествуется.

Какой?

Текст – описание.

Текст – описание – текст, в котором что-то описывается.

Почему?

Текст – рассуждение.

Текст – рассуждение – это текст, в котором содержится какое-то объяснение.

Текст – повествование, текст – рассуждение, текст – описание.

Текст – повествование что произошла? текст – рассуждение – почему?  текст – описание – какой?

П.: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, установление причинно-следственных связей, обобщение; понимание информации изображенной в схематической форме.

К.: овладение диалогической формой общения; построение речевых высказываний.

Динамическая пауза

2 мин

Встаем. Я вам буду называть слово.

Если это имя существительное, вы садитесь, если глагол, встаете.

Книга, читает, ветер, дерево, прыгает, пенал, пишет, лиса, стол, танцует, поет. 

Выполняют действия.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Праткич.: определение типа текста  

5 мин

Давайте вспомним, как нужно работать в паре. Как показать, что пара выполнила задание?

На столе у вас карточка. Слева представлены тексты. Справа пустая колонка. Напротив, каждого текста нужно написать, какой это тип текста. Первый текст мы сделаем вместе, дальше вы будете работать в паре. При представлении ответа вы должны объяснить, почему сделали такой выбор.  

1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.    

5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.

6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

Рассказывают правила работы в паре.

Выполняют задание на карточке.

К.: овладение диалогической формой общения; построение речевых высказываний.

Р.: адекватное восприятие оценки учителя и своих товарищей.

П.:преобразование учебной деятельности.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Праткич.: грамматическое упражнение

 

8 мин

Открываем учебник на странице 131, упражнение 180.

Записываем в тетради упражнение 180.

Прочитайте задание, кто объяснит, что нужно сделать?

Прочитайте предложения, которые даны.

Какое предложение будет первым? Записываем его, вставленную букву подчеркиваем, если необходимо, в скобочках пишем проверочное слово.

Обсуждаем следующее предложение, записываем в тетрадь, один ученик работает у доски.

Как озаглавим текст?

Какой тип текста? Почему?

Молодцы!

Работа в тетради.

Составить, озаглавить текст, записать, вставить пропущенные буквы.

Марина и Оля пошли гулять в парк. Вдруг на небе появи́лась огромная чёрная туча. Начался проливно́й дождь. Подруги вернулись домо́й в насквозь мокрой одежде.

Дождь, проливной дождь, прогулка.

Текст – повествование, потому что рассказывается, что произошло.

П.: выявление существенного; подведение итогов.

Р.: адекватное восприятие оценки учителя и своих товарищей.

П.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

VII.Включение в систему знаний

Словесн.: учебный диалог

2 мин

Какие типы текста существуют в русском языке?

Что такое текст – повествование?

Что такое текст – описание?

Что такое текст – рассуждение?

Какие цели ставили на урок?

Давайте определим, достигли ли мы поставленных целей?

Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Определяют достижение целей.

П.: выявление существенного; подведение итогов.

К.: построение речевых высказываний.

Р.: осуществление итогового контроля.

Л.: участие в подведении итогов.

VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

Самоанализ

2 мин

Наш урок подходит к концу.

Если вы все поняли на уроке, то раскрасьте книгу зеленым цветом, если вам еще необходимо подучить тему, что-то было непонятно, раскрасьте книгу красным цветом.

Урок окончен. Молодцы!

Проводят итог своей работы.

Р.: осуществление итогового контроля; принятие оценки учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст. Типы текстов.

Тема: Текст. Типы текстов. (Закрепление)Цель: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа. Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов...

Технологическая карта урока по русскому языку "Текст. Типы текстов"

Конспект урока русского языка для 4 класса по теме "Текст. Типы текстов." в виде технологической карты с презентацией. УМК "Перспектива"...

Предложение. Текст. Типы текстов

Урок обощения имеющихся знаний о Предложении, тексте и их типах. Итогом урока становится выпуск газеты класса...

Презентация к уроку русского языка "Текст. Типы текстов" (3 класс)

Данная презентация подготовлена к уроку русского языка в третьем классе по учебнику В.П.Канакиной....

Конспект урока «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»

Конспект урока по русскому языкуна тему «Текст. Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение»3 класс.Учитель: Качай Галина Викторовна...