Конспект открытого урока по русскому языку "Разделительный мягкий знак. Закрепление" 2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Чонгаева Ольга Владимировна

Цель: создать условия для повторния роли разделительного мягкого знака (ь); писать слова с этой орфограммой, определять в слове орфоргамм, обсуждать алгоритм орфографических действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_2kl.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:12.02.2025        ФИО учителя: Чонгаева О.В.

Школа:№10        

Класс:2 В        

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала».

Цель: создать  условия для повторения роли разделительного мягкого знака (ь); писать слова с этой орфограммой ,определять в слове аличие орфограмм, обсуждать алгоритм  орфографических  действий.

Задачи: 

-учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;

- формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: правила правописания мягкого знака; разделительного мягкого знака, как показателя мягкости

уметь: группировать слова в соответствии с признаком «Ь» знака, как показателя мягкости, так и разделительным «Ь»; различать слова в написании которых присутствует / не присутствует разделительный мягкий знак; правильно писать слова с «Ь».

Личностные:

Формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: закрепления.

Оборудование:Русскийязык:2класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.Ч 2/ В.П.Канакина,  В.Г. Горецкий. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2023

Этап урока Методы и приемы

Хроном етраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята!

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними. А теперь я прошу вас быть моими активными помощникам, слушать меня внимательно, отвечать громко и полным ответом.

Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Присаживайтесь.

- Проверьте все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют.

Р.:

самоорганизация.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словес.:ответы на вопросы

Послушайте загадку:

- Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Кто волшебник – отгадай,

Выше руки поднимай.

Мягкий голос, мягкий шаг…

Это буква…..

На доску прикрепить букву: ь.

На доске: 1) иллюстрации: листья, платье, варенье.

                  2) карточки со словами:

Варене – варенье

Плате – платье

Листя – листья     } хаотично

-Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображенные на них предметы.

- Выберите карточку с правильным написанием данного слова и прикрепите её под иллюстрацией.

- Все ли согласны с выбором ребят?

- Какое правило объединяет данные слова по написанию?

- Какова роль разделительного мягкого знака в словах?

- Объясните, почему вы не выбрали другие карточки?

               Постановка учебной задачи:

Сегодня у нас урок закрепления по изученной теме.

-Кто скажет, какую тему мы изучаем?

-Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

-С какой целью?

- Всё верно, ребята. Молодцы!

-Листья, платье, варенье.

- Да.

Написание слов с разделительным мягким знаком.

- Он показывает, что согласные и гласные звуки  при произношении не сливаются.

- В них нет разделительного

« ь» знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным.

-Тема:        Разделительный        мягкий знак. Закрепление изученного.

- Повторять правила написания «Ь» знаком в словах. Писать слова с

«Ь»знаком.

-Научится        видеть        слова        с        «Ь» знаком. Правильно писать слова с

«Ь» знаком.

Л.: установление связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом.

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют

ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Практич.: устное орфографическое упражнение;

Словесн.:ответы на вопросы

-Отступите две строки от предыдущей работы.

Запишите число и «Классная работа»

-Сегодня у нас 12февраля.

Минутка чистописания – пропишите мягкий знак и соединения мягкого знака с гласными.

Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь

ЬЯ  ЬЕ  ЬЁ   ЬЮ  ЬИ

-Следим за высотой , наклоном, шириной букв и расстоянием между ними.

Принимать установку учителя Писать каллиграфически

III. Постановка учебной задачи

Словес.: ответы на вопросы

-Сегодня, мы будем отрабатывать правильное написание слов с «Ь» , и находить слова, где пишется «Ь».

Актуализация знаний:

-Какую работу выполняет мягкий знак в словах?

-Ребята, кто мне скажет где пишется разделительный мягкий знак («Ь»)?

Принимать установку учителя

Мягкий знак служит показателем мягкости в словах, а также выполняет        разделительную функцию.

Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв,

К.:        планирование учебного сотрудничества        с учителем        и сверстниками

П.:        осознание        и произвольное

построение речевого

высказывания        в

устной        и

письменной форме;

Практ.:моделиров ание

Практич.:рассказ правила, по

Модели правила

-Какова        роль        «Ь»        знака,        как        показателя мягкости?

-Где может стоять«Ь»знак, как показатель мягкости.

-Всё верно, молодцы ребята!

-Перед вами модель правила, кто может рассказать правило по этой схеме(См. приложение 1).

-К., расскажи правило.

-Молодец!

-Кто не согласен с ответом К., поднимите руку.

обозначающих согласные звуки, перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И.

Показывает, что согласный мягкий.

В середине слова, в конце слова.

Разделительный мягкий знак «Ь» пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.

Мягкий знак, как показатель мягкости пишется, между двумя согласными и после согласного в конце слова, в середине слова.

П.: контроль и оценка результатов деятельности.

IV. Самостоятель ная работа с самопроверкой

Практич.:устное упражнение на группировку

Словесн.:ответы на вопросы

 На доске записаны слова:

 К..ньки, п..льто, м..дведь, уч..тель, т..традь.

- Прочитайте слова.

- Что объединяет эти слова?

 На доске прикрепить: показатель мягкости согласного.

-На какие две группы можно разделить слова?

-Запишите эти слова (комментированием).

 На доске схема:

---  ---  --- ь ---  ---

- Какое из записанных слов подходит к этой схеме? (пальто, коньки)

 -Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему?    (Пальто – 6б, 5 звуков)

                   (коньки – 6б, 5 звуков)

- Какой в этих словах мягкий знак?

- Когда он пишется? ( схема на доске)

Работа в парах:

-Вы уже увидели ,что у вас на партах лежат конверты, в которых 7слов. Нужно разделить эти слова на группы. Работать будете в парах. По окончанию задания, дайте мне знать.

Слова: деревья, воробьи, шитьё, бульдог, зверьки, пальто, речка.

-Поднимите руки те пары, которые готовы.(когда будут готовы три пары)

-Теперь проверим задание у доски. К доске пойдёт, та пара, которая быстрей всех выполнила задание. Выступать у нас будут Аюна. и Мингиян.

-Перед вами те же слова, которые были у вас в конверте. Вы должны разделить их на группы, а мы проверим.

-Кто ещё не закончил, заканчиваем.

-Как вы определили, что слова «деревья, воробьи, шитьё», относятся к разделительному

«Ь».

- Все эти слова обозначают предметы, во всех словах пишется мягкий знак – показатель мягкости согласного.

- Слова с мягким знаком в середине и слова с мягким знаком в конце.

Пальто, коньки.

-Смягчающий

- Мягкий знак пишется в середине слова между согласными, в конце слова после согласной.

Разделительный«Ь»:

1. деревья 2.воробьи 3.шитьё

«Ь»,как показатель мягкости: 4.бульдог5.зверьки6.пальто Лишнее:7.речка

Разделительный мягкий знак стоит после согласного, перед гласным.

П:анализ объектов с целью выделения признаков;

К.:        умение        с достаточной полнотой        и точностью

выражать        свои мысли;

К.:        управление поведением партнёра        – контроль,

коррекция, оценка его действий;

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата

Практич.:рассказ правила, по

моделиправила

-Как        вы        определили,        что        слова

«бульдог, зверьки, пальто», относятся к «Ь»знаку, как показателю мягкости?

-Ребята, а как вы думаете, почему слово «речка» оказалось лишним?

-Поднимите руки, кто не согласен с ответом Аюны и Мингияна?

-Поднимите зелёный у кого совпали ответы. У кого не совпали – красный.

-Присаживайтесь.

-Давайте снова обратимся к схеме, кто ещё раз повторит правило.

Мягкий знак, как показатель мягкости пишется между согласным и или после согласного в конце слова.

Потому что -чк, -чн пишется без мягкого знака.

Оценивают свою работу

 V.Физкульт-

минутка

Динамическая пауза

-Сейчас ребята мы немного отдохнём. Наша физминутка, также посвящена нашей теме.

-Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

-Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

-Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке?

Выполняют движения за словами учителя.

- Ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё.

- Прежде, чем приступить к письменной работе, давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак?

-Правильно, молодцы!

-Где мы пишем«Ь»,как показатель мягкости.

-Мы с вами вспомнили, когда пишется разделительный мягкий знак, когда «Ь», как показатель мягкости. А сейчас потренируемся в написании слов, чтобы не допускать ошибок.

«Ь» пишется в корне после букв обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и.

Между согласными в середине слова, после согласного в конце слова.

Р.: контроль в форме сличения способа действийи его результата

П.: структурирование знаний.

  VI.Работа по учебнику.

Индивидуальная  форма работы:

-Мывыполнимупражнение65,настранице37.

-В., прочитай задание.

-Поднимите руку кто не понял задание?

-По каким признакам можно разделить слова на три группы?

-Выполнять это упражнение будут А., С., К. А все остальные у себя в тетради.

-Внимательно прослушайте задание.

-В начале вы сделаете группировку по определенному признаку нашего «Ь». После того, как вы сделаете группировку придумайте одно своё слово к этому признаку. Подчеркните

«Ь»знак.

-1рядбудетпроверятьсловасразделительным

«Ь».

-А., прочитай свои слова.

-Первый        ряд,        вы        согласны        с        этими словами. Присаживайся, всё верно!

  • Второй ряд проверяет слова с «Ь» знаком, как показателем мягкости в конце слова.

-С., прочитай свои слова.

-Второй ряд, вы согласны с этими словами? Присаживайся, всё верно!

-Третий ряд проверяет слова с «Ь»  знаком, как показателем мягкости в середине слова.

-К., прочитай свои слова.

-Третий ряд, вы согласны с этими словами. Присаживайся, всё верно!

  • У кого сошлись ответы «зажгите огонёк».

-И последнее, что нам осталось выполнить это составить предложение с любым из выделенных слов, и записать в тетради.

-Выберите одно слово и запишите в тетради.

-Кто хочет прочитать своё предложение. Л. прочитай своё предложение.

Принимать установку учителя

1.Разделительный «Ь».2. «Ь»,как показатель мягкости в конце слова.3.«Ь», как показатель мягкости в середине слова.

Деревья, здоровье, обезьяна,  шалунья. (Пример: прыгунья)

Дождь, медведь, декабрь, играть. (Пример: прелесть)

Льдина, больница, альбом, коньки.

( Пример: мельница)

Выполнять установку учителя

К:умение        с достаточной полнотой        и точностью

выражать        свои мысли.

-Ребята, давайте мы  запишем предложение Л .,т.к. оно очень красивое. И выделим подлежащее и сказуемое.

-Л., запиши предложение у доски и выдели подлежащее и сказуемое.

Пример: «Обезьяна прыгала по деревьям».

«Медведь крепко спал».

V. Включение в систему знаний,

повторение

Фронтальная форма работы

-Ребята, внимательно прослушайте пословицы, -«Солдата к славе ведут ученье и труд»,

«Друзья познаются в бою»

-Ребята, какая общая тема этих пословиц?

-Правильно, ребята.

Почему мы взяли именно пословицы этой тематики? Как ранее, я вам говорила, что

Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2025год Годом защитника Отечества в честь наших героев и участников специальной военной операции и в память о подвигах всех предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину: «Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм»

-Объясните смысл этих пословиц.

-Назовите слова в которых пишется «Ь»знак.

-Записываем слова самостоятельно у себя в тетради. Как вы запишите слова, руку на локоток.

-Записываем в тетради  первое слово с большой буквы, следующее слово через запятую.

 

Слушают установку учителя

Тема :военная.

Означает, что солдат только через упорный труд и обучение может достичь успеха и заслужить уважение и почитание.

Настоящий        друг        поможет        в тяжёлой ситуации в бою, в бою не бросит

Р.: контроль в форме сличения способадействийи его результата;

Л.:смыслообразова ние;

П.:анализ объектов с целью выделения признаков.

Практ.:устное решение

Фронтальная форма работы.

-Сейчас, ребята мы с вами решим тест. В нём четыре вопроса. На партах у каждого из вас лежат сигналы, вы поднимаете тот сигнал цвет которого соответствует ответу решения теста.

-Первый вопрос:«Разделительный «Ь» пишется: а)после согласных

Принимать установку учителя

П.: подведение под понятие,

выведение следствий;

Р.:        контроль        в форме        сличения

тестового задания;

выборка с экрана.

б)после гласных

-Поднимите сигнал.

-Молодцы!

-Второй вопрос« «Ь»,как показатель мягкости пишется….»

а)перед согласными б) перед гласными

-Поднимите сигнал.

-Молодцы!

-Третий вопрос« «Ь»,как показатель мягкости при переносе слова…»

а)не отделяется от буквы б) отделяется от буквы

-Поднимите сигнал.

-Молодцы!

-Четвёртый        вопрос        «Выбери        слово        с разделительным мягким знаком:»

а)соловьи б) огоньки

-Поднимите сигнал.

-Молодцы!

-Пятый вопрос«1.Укажи слово, в котором пишется «Ь»:

а)ступен...ка

б) девоч...ка

-Шестой вопрос«Укажи слово, в котором не пишется «Ь»:

а)пис...мо

б)хищ...ник

Ответы:

1.а

2.а

3.а

4.а

5.а

6.б

Способа действий и его результата;

Л.: смыслообразова ние.

VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности(по продукту)

Нагляд.: выборка с экрана

-Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке?

- Мы достигли её?

- Что мы повторили?

Наш урок подошёл к концу, и мне бы хотелось узнать ваше настроение. Проанализируйте свою работу на уроке, выберите кружки поднимите в соответствие с цветом круга.

Красный круг–Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я !

Жёлтый круг–Здесь внимание! Сомневаюсь ещё я!

  Зелёный круг –А теперь вперёд! В знаниях уверен я!

- Да, вы молодцы. Оценки за урок поставлю в дневник.

-Откройте дневник и запишите на завтра  домашнее задание.

-Повторить роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой.

-Написание слов с разделительным мягким знаком.

Оценивают работу на уроке.

Р.: оценка

Л.:        нравственно- этическая ориентация

VII. Домашнее задание

Домашнее задание: Повторить правила на страницах 32,33,35.

-Спасибо за урок.

                

СОГЛ.

Ь

ГЛ.

СОГЛ.

Ь

СОГЛ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по УМК «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект открытого урока по русскому  языку в 4 классе по УМК  "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии

Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель:  создать условия для успешного формирования у уч...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".

Конспект  открытого урока по  русскому  языку в  4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века»         Тема:"Право...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 "А" классе. УМК "ШКОЛА 2100"

Представляю конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе с элементами окружающего мира и английского языка....

Открытый урок по русскому языку "МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПОВТОРЯЕМ И ОБОБЩАЕМ"

Данная разработка урока служит целью развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков...

Правописание слов с разделительным мягким знаком 2 класс Школа России

Правописание слов с разделительным мягким знаком 2 класс Школа России...