Конспект открытого урока по русскому языку "Разделительный мягкий знак. Закрепление" 2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель: создать условия для повторния роли разделительного мягкого знака (ь); писать слова с этой орфограммой, определять в слове орфоргамм, обсуждать алгоритм орфографических действий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:12.02.2025 ФИО учителя: Чонгаева О.В.
Школа:№10
Класс:2 В
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала».
Цель: создать условия для повторения роли разделительного мягкого знака (ь); писать слова с этой орфограммой ,определять в слове аличие орфограмм, обсуждать алгоритм орфографических действий.
Задачи:
-учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости;
- формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким знаком.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: правила правописания мягкого знака; разделительного мягкого знака, как показателя мягкости
уметь: группировать слова в соответствии с признаком «Ь» знака, как показателя мягкости, так и разделительным «Ь»; различать слова в написании которых присутствует / не присутствует разделительный мягкий знак; правильно писать слова с «Ь».
Личностные:
Формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.
Тип урока: закрепления.
Оборудование:Русскийязык:2класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.Ч 2/ В.П.Канакина, В.Г. Горецкий. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2023
Этап урока Методы и приемы | Хроном етраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
| Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними. А теперь я прошу вас быть моими активными помощникам, слушать меня внимательно, отвечать громко и полным ответом. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Присаживайтесь. - Проверьте все ли у вас готово к уроку? | Приветствуют. | Р.: самоорганизация. | |
II.Актуализация знаний и мотивация Словес.:ответы на вопросы | Послушайте загадку: - Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Кто волшебник – отгадай, Выше руки поднимай. Мягкий голос, мягкий шаг… Это буква….. На доску прикрепить букву: ь. На доске: 1) иллюстрации: листья, платье, варенье. 2) карточки со словами: Варене – варенье Плате – платье Листя – листья } хаотично -Рассмотрите иллюстрации на доске и назовите изображенные на них предметы. - Выберите карточку с правильным написанием данного слова и прикрепите её под иллюстрацией. - Все ли согласны с выбором ребят? - Какое правило объединяет данные слова по написанию? - Какова роль разделительного мягкого знака в словах? - Объясните, почему вы не выбрали другие карточки? Постановка учебной задачи: Сегодня у нас урок закрепления по изученной теме. -Кто скажет, какую тему мы изучаем? -Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? -С какой целью? - Всё верно, ребята. Молодцы! | -Листья, платье, варенье. - Да. Написание слов с разделительным мягким знаком. - Он показывает, что согласные и гласные звуки при произношении не сливаются. - В них нет разделительного « ь» знака, и при произношении согласный звук сливается с гласным. -Тема: Разделительный мягкий знак. Закрепление изученного. - Повторять правила написания «Ь» знаком в словах. Писать слова с «Ь»знаком. -Научится видеть слова с «Ь» знаком. Правильно писать слова с «Ь» знаком. | Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. | |
Практич.: устное орфографическое упражнение; Словесн.:ответы на вопросы | -Отступите две строки от предыдущей работы. Запишите число и «Классная работа» -Сегодня у нас 12февраля. Минутка чистописания – пропишите мягкий знак и соединения мягкого знака с гласными. Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь Ь ЬЯ ЬЕ ЬЁ ЬЮ ЬИ -Следим за высотой , наклоном, шириной букв и расстоянием между ними. | Принимать установку учителя Писать каллиграфически | ||
III. Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы | -Сегодня, мы будем отрабатывать правильное написание слов с «Ь» , и находить слова, где пишется «Ь». Актуализация знаний: -Какую работу выполняет мягкий знак в словах? -Ребята, кто мне скажет где пишется разделительный мягкий знак («Ь»)? | Принимать установку учителя Мягкий знак служит показателем мягкости в словах, а также выполняет разделительную функцию. Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; |
Практ.:моделиров ание Практич.:рассказ правила, по Модели правила | -Какова роль «Ь» знака, как показателя мягкости? -Где может стоять«Ь»знак, как показатель мягкости. -Всё верно, молодцы ребята! -Перед вами модель правила, кто может рассказать правило по этой схеме(См. приложение 1). -К., расскажи правило. -Молодец! -Кто не согласен с ответом К., поднимите руку. | обозначающих согласные звуки, перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И. Показывает, что согласный мягкий. В середине слова, в конце слова. Разделительный мягкий знак «Ь» пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и. Мягкий знак, как показатель мягкости пишется, между двумя согласными и после согласного в конце слова, в середине слова. | П.: контроль и оценка результатов деятельности. | |||
IV. Самостоятель ная работа с самопроверкой Практич.:устное упражнение на группировку Словесн.:ответы на вопросы | На доске записаны слова: К..ньки, п..льто, м..дведь, уч..тель, т..традь. - Прочитайте слова. - Что объединяет эти слова? На доске прикрепить: показатель мягкости согласного. -На какие две группы можно разделить слова? -Запишите эти слова (комментированием). На доске схема:
- Какое из записанных слов подходит к этой схеме? (пальто, коньки) -Сколько в этом слове букв? Сколько звуков? Почему? (Пальто – 6б, 5 звуков) (коньки – 6б, 5 звуков) - Какой в этих словах мягкий знак? - Когда он пишется? ( схема на доске) Работа в парах: -Вы уже увидели ,что у вас на партах лежат конверты, в которых 7слов. Нужно разделить эти слова на группы. Работать будете в парах. По окончанию задания, дайте мне знать. Слова: деревья, воробьи, шитьё, бульдог, зверьки, пальто, речка. -Поднимите руки те пары, которые готовы.(когда будут готовы три пары) -Теперь проверим задание у доски. К доске пойдёт, та пара, которая быстрей всех выполнила задание. Выступать у нас будут Аюна. и Мингиян. -Перед вами те же слова, которые были у вас в конверте. Вы должны разделить их на группы, а мы проверим. -Кто ещё не закончил, заканчиваем. -Как вы определили, что слова «деревья, воробьи, шитьё», относятся к разделительному «Ь». | - Все эти слова обозначают предметы, во всех словах пишется мягкий знак – показатель мягкости согласного. - Слова с мягким знаком в середине и слова с мягким знаком в конце. Пальто, коньки. -Смягчающий - Мягкий знак пишется в середине слова между согласными, в конце слова после согласной. Разделительный«Ь»: 1. деревья 2.воробьи 3.шитьё «Ь»,как показатель мягкости: 4.бульдог5.зверьки6.пальто Лишнее:7.речка Разделительный мягкий знак стоит после согласного, перед гласным. | П:анализ объектов с целью выделения признаков; К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; К.: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата |
Практич.:рассказ правила, по моделиправила | -Как вы определили, что слова «бульдог, зверьки, пальто», относятся к «Ь»знаку, как показателю мягкости? -Ребята, а как вы думаете, почему слово «речка» оказалось лишним? -Поднимите руки, кто не согласен с ответом Аюны и Мингияна? -Поднимите зелёный у кого совпали ответы. У кого не совпали – красный. -Присаживайтесь. -Давайте снова обратимся к схеме, кто ещё раз повторит правило. | Мягкий знак, как показатель мягкости пишется между согласным и или после согласного в конце слова. Потому что -чк, -чн пишется без мягкого знака. Оценивают свою работу | ||
V.Физкульт- минутка | Динамическая пауза -Сейчас ребята мы немного отдохнём. Наша физминутка, также посвящена нашей теме. -Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, будете приседать. Готовы? Ночью идёт дождь. (тянутся вверх) У слона есть крылья. (приседают) У охотника есть ружьё. (тянутся вверх) Ночью бывает радуга. (приседают) Варенье варят из ягод. (тянутся вверх) Жильё белки в дупле. (тянутся вверх) -Молодцы! Садитесь, пожалуйста. -Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? | Выполняют движения за словами учителя. - Ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё. | ||
- Прежде, чем приступить к письменной работе, давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? -Правильно, молодцы! -Где мы пишем«Ь»,как показатель мягкости. -Мы с вами вспомнили, когда пишется разделительный мягкий знак, когда «Ь», как показатель мягкости. А сейчас потренируемся в написании слов, чтобы не допускать ошибок. | «Ь» пишется в корне после букв обозначающих согласные звуки, перед буквами е,ё,ю,я,и. Между согласными в середине слова, после согласного в конце слова. | Р.: контроль в форме сличения способа действийи его результата П.: структурирование знаний. |
VI.Работа по учебнику. | Индивидуальная форма работы: -Мывыполнимупражнение65,настранице37. -В., прочитай задание. -Поднимите руку кто не понял задание? -По каким признакам можно разделить слова на три группы? -Выполнять это упражнение будут А., С., К. А все остальные у себя в тетради. -Внимательно прослушайте задание. -В начале вы сделаете группировку по определенному признаку нашего «Ь». После того, как вы сделаете группировку придумайте одно своё слово к этому признаку. Подчеркните «Ь»знак. -1рядбудетпроверятьсловасразделительным «Ь». -А., прочитай свои слова. -Первый ряд, вы согласны с этими словами. Присаживайся, всё верно!
-С., прочитай свои слова. -Второй ряд, вы согласны с этими словами? Присаживайся, всё верно! -Третий ряд проверяет слова с «Ь» знаком, как показателем мягкости в середине слова. -К., прочитай свои слова. -Третий ряд, вы согласны с этими словами. Присаживайся, всё верно!
-И последнее, что нам осталось выполнить это составить предложение с любым из выделенных слов, и записать в тетради. -Выберите одно слово и запишите в тетради. -Кто хочет прочитать своё предложение. Л. прочитай своё предложение. | Принимать установку учителя 1.Разделительный «Ь».2. «Ь»,как показатель мягкости в конце слова.3.«Ь», как показатель мягкости в середине слова. Деревья, здоровье, обезьяна, шалунья. (Пример: прыгунья) Дождь, медведь, декабрь, играть. (Пример: прелесть) Льдина, больница, альбом, коньки. ( Пример: мельница) Выполнять установку учителя | К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
-Ребята, давайте мы запишем предложение Л .,т.к. оно очень красивое. И выделим подлежащее и сказуемое. -Л., запиши предложение у доски и выдели подлежащее и сказуемое. | Пример: «Обезьяна прыгала по деревьям». «Медведь крепко спал». | |||
V. Включение в систему знаний, повторение | Фронтальная форма работы -Ребята, внимательно прослушайте пословицы, -«Солдата к славе ведут ученье и труд», «Друзья познаются в бою» -Ребята, какая общая тема этих пословиц? -Правильно, ребята. Почему мы взяли именно пословицы этой тематики? Как ранее, я вам говорила, что Президент России Владимир Владимирович Путин объявил 2025год Годом защитника Отечества в честь наших героев и участников специальной военной операции и в память о подвигах всех предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину: «Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм» -Объясните смысл этих пословиц. -Назовите слова в которых пишется «Ь»знак. -Записываем слова самостоятельно у себя в тетради. Как вы запишите слова, руку на локоток. -Записываем в тетради первое слово с большой буквы, следующее слово через запятую.
| Слушают установку учителя Тема :военная. Означает, что солдат только через упорный труд и обучение может достичь успеха и заслужить уважение и почитание. Настоящий друг поможет в тяжёлой ситуации в бою, в бою не бросит | Р.: контроль в форме сличения способадействийи его результата; Л.:смыслообразова ние; П.:анализ объектов с целью выделения признаков. | |
Практ.:устное решение | Фронтальная форма работы. -Сейчас, ребята мы с вами решим тест. В нём четыре вопроса. На партах у каждого из вас лежат сигналы, вы поднимаете тот сигнал цвет которого соответствует ответу решения теста. -Первый вопрос:«Разделительный «Ь» пишется: а)после согласных | Принимать установку учителя | П.: подведение под понятие, выведение следствий; Р.: контроль в форме сличения |
тестового задания; выборка с экрана. | б)после гласных -Поднимите сигнал. -Молодцы! -Второй вопрос« «Ь»,как показатель мягкости пишется….» а)перед согласными б) перед гласными -Поднимите сигнал. -Молодцы! -Третий вопрос« «Ь»,как показатель мягкости при переносе слова…» а)не отделяется от буквы б) отделяется от буквы -Поднимите сигнал. -Молодцы! -Четвёртый вопрос «Выбери слово с разделительным мягким знаком:» а)соловьи б) огоньки -Поднимите сигнал. -Молодцы! -Пятый вопрос«1.Укажи слово, в котором пишется «Ь»: а)ступен...ка б) девоч...ка -Шестой вопрос«Укажи слово, в котором не пишется «Ь»: а)пис...мо б)хищ...ник | Ответы: 1.а 2.а 3.а 4.а 5.а 6.б | Способа действий и его результата; Л.: смыслообразова ние. | |
VI. Итоги урока. Рефлексия деятельности(по продукту) Нагляд.: выборка с экрана | -Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? - Мы достигли её? - Что мы повторили? Наш урок подошёл к концу, и мне бы хотелось узнать ваше настроение. Проанализируйте свою работу на уроке, выберите кружки поднимите в соответствие с цветом круга. Красный круг–Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я ! Жёлтый круг–Здесь внимание! Сомневаюсь ещё я! Зелёный круг –А теперь вперёд! В знаниях уверен я! - Да, вы молодцы. Оценки за урок поставлю в дневник. -Откройте дневник и запишите на завтра домашнее задание. | -Повторить роль разделительного мягкого знака (ь) в слове, писать слова с этой орфограммой. -Написание слов с разделительным мягким знаком. Оценивают работу на уроке. | Р.: оценка Л.: нравственно- этическая ориентация |
VII. Домашнее задание | Домашнее задание: Повторить правила на страницах 32,33,35. -Спасибо за урок. |
СОГЛ. | Ь | ГЛ. |
СОГЛ. | Ь | СОГЛ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по УМК «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе по УМК "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока по русскому языку по теме разделительный мягкий знак 2 класс школа россии
Урок по по русскому языку для 2 класса четырехлетней начальной школы. По программе "Школа России". Цели и задачи учебного занятия: Цель: создать условия для успешного формирования у уч...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Правописание глаголов".
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 «Д» классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема:"Право...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 "А" классе. УМК "ШКОЛА 2100"
Представляю конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе с элементами окружающего мира и английского языка....

Открытый урок по русскому языку "МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПОВТОРЯЕМ И ОБОБЩАЕМ"
Данная разработка урока служит целью развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков
Конспект открытого урока по окружающему миру "Про воздух" 2 класс Школа России, Плешаков...

Правописание слов с разделительным мягким знаком 2 класс Школа России
Правописание слов с разделительным мягким знаком 2 класс Школа России...











