Конспект открытого урока по теме "Слова, отвечающие на вопросы "кто?" и "что?""
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Юможапова Оксана Юрьевна

Ознакомить учащихся с понятиями существительных и их ролью в русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_12.03.25.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:

Класс: 1 «А»

Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»

Цель: формировать умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы, различать слова-названия одушевленных и неодушевленных предметов (без сообщения терминов)

Задачи:

-учить различать предмет и слово как часть речи;

-учить соотносить вопросы кто? и что?;

-развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;

-развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

-воспитание коллективизма.

Тип урока: открытие новых знаний.

Основные понятия: слово, значение слова, предложение.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, карточки - светофоры, компьютер, проектор, предметные картинки.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня у нас с вами немного необычный урок. К нам пришли гости. Давайте дружно их поприветствуем. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я вам желаю хорошо поработать на уроке, быть настоящими знайками. И всем хорошего настроения, удачи на весь день!

Готовы ли вы начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Очень хорошо. (Садимся)

2. Актуализация знаний

-Скажите пожалуйста, а какой у нас сейчас урок? (русский язык)

-А чем мы занимаемся на уроках русского языка? (думаем, пишем, общаемся, учимся правильно говорить и.т.д.)

- Для чего изучаем русский язык?

Минутка чистописания

-Послушайте стихотворение и скажите, откуда эти строки:

«Лети, лети, лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по - моему вели.

-Из какой сказки эти строки? (Цветик-семицветик)

-Цветик-семицветик в сказке исполнял желания девочки. Сегодня с его помощью мы поработаем на уроке.

- А вот и неслучайно к нам на урок прилетел Цветик - семицветик! Ведь сегодня, 12 марта, мы отмечаем день посадки цветов. На планете нет ничего краше их! Цветы – это не только источник красоты, но и здоровье для нашей планеты. Чтобы летом наслаждаться яркими клумбами и благоухающими садами, нам нужно потрудиться весной. Это время, когда мы закладываем основы для прекрасного цветения.

- Откроем первый лепесток. 1. «Пишем красиво!»

- Отгадайте, какую букву будем писать:

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву … (О) характеристика буквы (гласная, обозначает гласный звук о, бывает ударным или безударным).

Напоминаю о написании буквы о.

- Посмотрите на плакат «Сиди правильно при письме». Сядьте правильно.

- Какие качества мы отрабатываем на чистописании? (Ширину букв, ширину соединений между буквами, наклон букв.)

- Откройте тетради…

Давайте вспомним правила работы во время письма:

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.

- Запишите дату, в классе.

Мы напишем строчную букву о, чередуя с заглавной О. Когда мы пишем заглавные буквы?

Возьмите карандаш и подчеркните самую красивую букву.

С какой целью мы проводим минутку чистописания? (Красиво и правильно писать.)

-Откроем следующий лепесток:

(;Вспоминаем слова») – работа со словарными словами.

- А на второй строчке, мы запишем слова с этой буквой (о) и они непростые, а словарные слова: сорока, пальто, молоко, корова. Их нужно запомнить. (Правило оро)

- С какой целью (а зачем) мы проводим словарную работу? (Чтобы грамотно писать.)

#1057;амоопределение к деятельности.

- Для начала, давайте попробуем поставить вопрос к каждому слову.

- (Кто? Сорока. А почему? (Потому что она живая.)

К слову дорога? (Что?)

-На какие две группы можно разделить эти слова?

(варианты ответов: живые, неживые)

-А как вы определили, что сорока – это живой предмет? А дорога – неживой предмет?

(варианты ответов – дышит, ходит, кушает, кричит, и наоборот – не ходит, не издаёт звуков, не питается и т.д.)

– Как же определить, какой вопрос нужно ставить к предметам?

КТО? – к людям и животным

ЧТО? – к неживым предметам

Постановка темы и целей урока

- Так значит, о каких словах мы будем сегодня говорить, кто догадался? (О живых предметах и неживых)

– Чему мы будем учиться? (Цель урока)

Правильно ставить вопросы КТО? ЧТО? к словам.

Какая тема сегодняшнего урока?

Слова, отвечающие на вопрос кто? что?

5. Определение темы и целей урока

- Запишите теперь эти слова в тетрадь. Сначала живые предметы (кто?), затем – неживые (что?). Поставьте ударение.

ПРОВЕРКА (КОРОВА,СОРОКА, МОЛОКО, ПАЛЬТО)

- Откроем третий лепесток 3. «Физкультминутка»

4. Изучение нового материала.

- Откроем новый лепесток (;Узнаем новое»)

1. На доске слова записаны в столбиках (на обороте доски).

летит комар

самолёт бабочка

автобус красивая

машина пчела

трамвай муха Кто? Что?

-Прочитайте слова первого столбика. Какое слово лишнее? Почему? Как одним словом назвать слова этого столбика?

-Прочитайте слова второго столбика….(Аналогично)---Добавьте слова девочка, пенал, ручка, тетрадь, ученик, собака в нужный столбик.

-Сравните две группы слов. ( Строится кластер – КТО? ЧТО?).

5. Работа по учебнику

-Прочитаем правило в учебнике на странице 23.

-Откроем лепесток (5. «Упражняемся»)

Упражнение 9.

Комментированное письмо, спиши группу слов без лишнего слова.

Н3. вывод в учебнике на ст3ра.троиФизминутка.

5. Работа в парах. (6 лепесток)

- Откроем новый лепесток (#1044;авайте с вами проведем работу в парах.)

Раскрась слова с вопросами кто? (желт,) и что? (син.) (приложение РЛ)

Проверка с эталона.

6. Обобщение изученного.

- Откроем лепесток(;Поиграем») Групповая работа по рядам, игра «Пчёлки»

Вывод

7. РЕФЛЕКСИЯ

.- Откроем следующий лепесток (. «Подведём итог»)

- Чему мы учились сегодня на уроке? (Различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?)

Смогли мы выполнить поставленные цели?

Чтобы оценить свою работу, приготовьте свой необычный цветок. Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, то поставьте цветок в зелёную вазу. Если считаете, что научились применять свои знания, но вам ещё нужна помощь, то поставьте цветок в жёлтую вазу. Если считаете, что было трудно на уроке, то поставьте цветок в красную вазу.

* коллективная работа

- Следующее дело ждёт нас

-Попробуем вставить подходящие слова в предложения и объяснить почему именно эти слова нужны (Слайд)

Ярко светит (что?)... . Возвращаются перелётные ( кто?)…. . ( Кто?) во дворе пускают кораблики. ( солнце, птицы, дети ( мальчики, ребята)) .

-Что у нас получилось? Рассказ, текст.

–Сколько предложений в данном тексте? (3)

- С какой буквы написаны первые слова в предложениях? ( с большой)5

- Что стоит в конце предложений? ( точки)

На остаток времени…

* 1) Игра «КТО? ЧТО?»

Кто? – хлопок
Что? – топаем

Солнце, звезда, ребенок, мяч, енот, цыпленок, кот, цветы.

Индивидуальная работа.

Если вы считаете, что данное слово, отвечает на вопрос кто?, то ставите знак плюс в колонке с вопросом «кто?», а если вы считаете, что слово отвечает на вопрос что?, то ставите знак плюс в колонке с вопросом «что?»

Кто ?

Что ?

Москва

одежда

девочка

собака

корова

сапоги

Взаимопроверка по эталону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...