Конспект урока русского языка "Слова с несколькими значениями" 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Артемьева Ирина Эдуардовна

Тема:«Слова с несколькими значениями»

Цель: закрепить ранее полученные знания о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

 

Предметные УУД

- распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;

-  составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;

- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем.

 

Метапредметные УУД

 

Познавательные

- различать многозначные слова в речи, составлять  и записывать с ними предложения.

 - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;

-соотносить изученные понятия с реальной жизнью.

 

Коммуникативные

- развивать способности слушать собеседника и вести диалог;

- владеть диалогической формой речи, формулировать понятные для партнера высказывания, адекватно используя речевые средства, изученные термины.

 

Регулятивные

 - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;

- выполнять самопроверку и корректировку выполненного учебного задания.

 

Личностные УУД

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению,;- способствовать формированию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.24 КБ
Файл varianty.docx16.23 КБ
Файл karta_uspeha.docx18.14 КБ
Файл rabota_v_gruppah.docx14.01 КБ
Файл prichina-sledstvie.docx12.73 КБ
PDF icon slova-s-neskolkimi-znacheniyami.pdf1.28 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в технологии деятельностного метода

УМК «Перспектива»

Тема:«Слова с несколькими значениями»

Цель: закрепить ранее полученные знания о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.

Предметные УУД

- распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;

-  составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;

- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем.

Метапредметные УУД

Познавательные

- различать многозначные слова в речи, составлять  и записывать с ними предложения.

 - содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;

-соотносить изученные понятия с реальной жизнью.

Коммуникативные

- развивать способности слушать собеседника и вести диалог;

- владеть диалогической формой речи, формулировать понятные для партнера высказывания, адекватно используя речевые средства, изученные термины.

Регулятивные

 - содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;

- выполнять самопроверку и корректировку выполненного учебного задания.

Личностные УУД

-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению,;- способствовать формированию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.

Ход урока

1 этап Мотивация к учебной деятельности

Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее.

Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?» «После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».

- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?

- Много ли еще загадок вокруг нас?

- А может уже все открыто и известно?

- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?

- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?

- Готовы ли вы к новым открытиям?

- Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы отрыть новую тайну?

(1 шаг – подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое знание)

- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке отрыли еще одну тайну русского языка. И тогда тайн у вас останется на одну меньше.

2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в новом действии.

Актуализация

- Что вы сейчас должны сделать? (повторить то, что изучали раньше)

- Какое новое знание вы открыли на прошлом уроке? (узнали, какие слова называются именами собственными и нарицательными, как пишутся такие слова)

- Какие слова называются именами собственными? Нарицательными? Как пишется каждая группа слов?

- Я приготовила вам очень интересное задание: записать предложения с именами собственными. Но, пока я несла задание в класс, предложения рассыпались. Вы поможете восстановить предложения? (да)

- Тогда скорее принимайтесь за работу. Вы будете работать в парах. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать?

- Возьмите конвертики, достаньте слова и составьте предложения сначала на парте.

1 вариант – соловьёв, пение, серёжа, слушал, соловьёв

Эталон - Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.

2 вариант – саша, скворечник, скворцов, для, скворцов, сделал

Эталон - Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.

- Сверьте свои предложения с эталоном на доске, исправьте, если допустили неточности, а затем запишите предложения в тетрадь.

- Скажите, почему слова с одним и тем же звучанием (соловьев - Соловьев, скворцов – Скворцов) вы написали по-разному? (имеют разное значение: Соловьев – имя собственное – фамилия – пишется с заглавной буквы, соловьев – имя нарицательное – название птицы – пишется с маленькой буквы и т.д.)

- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте в карту (Приложение 1) знак «+». Кто допустил ошибку – поставьте «?».

- Что вы сейчас повторили? (имена бывают собственными и нарицательными; правила написания этих групп слов; написание слова зависит от его лексического значения)

- Что вы будете делать, если значение какого-либо слова не понимаете, или не знаете, что оно обозначает? (спрошу у взрослых, у учителя, посмотрю в толковый словарь и т.п.)

- Вспомните, как мы с вами учились пользоваться толковым словарем? (слова в словаре расположены в алфавитном порядке; чтобы найти нужное слово не надо листать словарь с самого начала, надо ориентироваться по первой букве и т.д.)

- Как вы думаете, почему мы повторяли именно это? (продолжим открывать тайны разных слов)

Выполнение пробного действия

- Перед каждым из вас лежит группа слов. Разделите слова на 2 группы: слова, имеющие одно значение и слова, имеющие много значений. На выполнение задания – 30 секунд. (слова: рукав, учебник, горлышко, дерево)

- Время закончилось.

- Кто не смог выполнить задание? Что не смогли сделать? (не смогли разделить слова на группы)

- Кто смог выполнить? Какие получили группы слов? (ученики зачитывают группы слов, которые получились)

- Можете ли вы объяснить, как делили слова на группы? (ученики высказывают свои предположения)

- Среди ваших ответов нет (или есть) правильных ответов.

- Что вы не смогли сделать? (если разделили неправильно – не смогли выполнить задание; если разделили правильно - не смогли объяснить свой ответ: почему именно так разделили слова на группы; если предположение верное, то предлагается его подтвердить)

(Если есть ученики, которые справились с заданием без ошибок и объяснили принцип разделения слов на группы, в карту ставится знак «+». Те, кто допустил ошибку – ставят «?»)

Фиксация затруднения в новом действии

- Что вы не смогли сделать, выполняя пробное задание? (не смогли разделить слова на группы; не смогли обосновать свои ответы (не знаю определения многозначных слов; не уверен в правильности обоснования).

3 этап Выявления места и причины затруднения

- Какое задание вы должны были выполнить? (разделить слова на группы: с одним значением и многозначные)

- Почему вы не смогли выполнить это задание? (не знаем понятие)

- Какое понятие вы не знаете? (понятие «многозначные слова»)

- Что у вас на этом этапе возникло? (затруднение)

- Как обозначим это в карте достижений? (знаком «?»)

- Но вы поняли, чего не знаете? (да)

- Раз вы смогли установить причину затруднения, поставьте на этом этапе рядом со знаком «?» «+».

4 этап Построение проекта выхода из затруднения

- Значит, какую цель вы должны перед собой поставить? (узнать, какие слова называются многозначными)

- Как можно сформулировать тему нашего урока? («Слова с несколькими значениями», «Многозначные слова»). Записываем тему урока: я пишу на доске, а вы в тетради.

- Что может нам помочь в открытии нового знания? (знания, которые открывали раньше)

- Давайте вспомним, что мы повторяли? Какие знания о словах помогут нам открыть еще одну тайну русского языка? (слова имеют значение; слова, которые произносятся одинаково, могут обозначать разные предметы, иметь разные значения; значение непонятного слова можно узнать по-разному)

- Составьте план открытия нового знания (в диалоге вместе с учителем, план помещается на доску (1. прочитать слово; 2. уточнить его значение по толковому словарю; 3. посмотреть, сколько значений слова есть в словаре; 4. сделать вывод: если у слова одно значение – его нельзя назвать многозначным, если значений 2 и больше – слово многозначное)

5 этап Реализация построенного проекта

- Давайте вернемся к пробному действию. Какие слова вы должны были разделить на группы?

(рукав, учебник, горлышко, дерево)

- Пользуясь составленным планом, давайте попробуем открыть новое знание. Напомните, какое новое знание вы должны открыть? (какие слова называются многозначными)

- Действовать будете следующим образом: два слова будем анализировать вместе, а оставшиеся два слова – в парах.

- Какой первый шаг надо сделать?

- Что сделаете потом?

- В качестве помощников, вы можете использовать материалы из толкового словаря, которые я вам заготовила заранее.

- Сколько значений у слова РУКАВ? (три), у слова УЧЕБНИК? (одно)

- Сделайте вывод.

Работа в парах

- Слова ГОРЛЫШКО и ДЕРЕВО рассмотрите, работая в парах, по составленному плану.

- Назовите многозначное слово. Обоснуйте свой ответ. (многозначное слово ГОРЛЫШКО, потому что имеет несколько значений)

- Вы открыли новое знание? Поставьте на карте успеха «+»

6 этап Первичное закрепление во внешней речи

- Что сейчас вы должны сделать? (потренироваться в применении нового знания)

- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ. Давайте вспомним правила работы в группах.

(язык, книга, ручка, холодильник)

Многозначные слова: язык, ручка.

- У кого ответы совпали? Поставьте в карте успеха «+». Что надо поставить, если не все ответы совпали? («?»)

7 этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Возьмите на парте карточку со словами.

- В строке оставьте только многозначные слова. (Слова: коса, лист, небо)

- Проверьте правильность выполнения задания по эталону. (Эталон: КОСА, ЛИСТ, НЕБО)http://doc4web.ru/uploads/files/97/97837/hello_html_m6cdbcf8.gif

- У кого ответ совпал, в карте успеха поставьте «+», у кого ответы не совпали – поставьте «?».

8 этап Включение в систему знаний и повторение

- Где вам может помочь новое полученное знание? (при выполнении самостоятельной работы, домашнего задания, других заданий в учебнике, более сложных)

- Откройте учебник на с. 30. Прочитайте задание из упр. № 2.

- Какое значение имеет каждая пословица? Какое многозначное слово в этих пословицах есть?

- Вспомните правила письма по памяти. Напишите любую пословицу, пользуясь эти правилом.

(вариативность этого задания заключается в том, что ученики могут выбрать ту пословицу, которая для письма по памяти вызовет меньше затруднений)

- Проверьте правильность написания по учебнику. Кто не допустил ошибок при письме по памяти – поставьте в карте успеха «+», кто допустил ошибки – «?».

9 этап Рефлексия учебной деятельности

- Какую цель ставили сегодня на уроке?

- Достигли этой цели? Докажите.

- Посмотрите на карту успеха и поставьте себя на «Лестницу достижений»: если удалось выявить причину затруднения, закрепил без затруднений новые знания, без ошибок выполнил самостоятельную работу, без ошибок выполнил задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника – на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений – выберете другую ступеньку.

- Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться)

- Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?

- Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке)



Предварительный просмотр:

Записать в тетрадь слова по группам  так: 1 столбик – имена нарицательные,

2 столбик – имена собственные.

Г(г)ород,   Е(е)ловое,    Р(е)ка,    О(о)зеро,   Б(б)акал,    У(у)рал  

Записать в тетрадь слова по группам  так: 1 столбик – имена нарицательные,

2 столбик – имена собственные.

Г(г)ород,   Е(е)ловое,    Р(е)ка,    О(о)зеро,   Б(б)акал,    У(у)рал  

Записать в тетрадь слова по группам  так: 1 столбик – имена нарицательные,

2 столбик – имена собственные.

Г(г)ород,   Е(е)ловое,    Р(е)ка,    О(о)зеро,   Б(б)акал,    У(у)рал  

Записать в тетрадь слова по группам  так: 1 столбик – имена нарицательные,

2 столбик – имена собственные.

Г(г)ород,   Е(е)ловое,    Р(е)ка,    О(о)зеро,   Б(б)акал,    У(у)рал  

Записать в тетрадь слова по группам  так: 1 столбик – имена нарицательные,

2 столбик – имена собственные.

Г(г)ород,   Е(е)ловое,    Р(е)ка,    О(о)зеро,   Б(б)акал,    У(у)рал  

Записать в тетрадь слова по группам  так: 1 столбик – имена нарицательные,

2 столбик – имена собственные.

Г(г)ород,   Е(е)ловое,    Р(е)ка,    О(о)зеро,   Б(б)акал,    У(у)рал  

   Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.

  1. В корзинке у груши три жёлтые груши.
  2. Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
  3. Собака Белка громко лаяла на белку.

 Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.

  1. В корзинке у груши три жёлтые груши.
  2. Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
  3. Собака Белка громко лаяла на белку.

 

Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.

  1. В корзинке у груши три жёлтые груши.
  2. Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
  3. Собака Белка громко лаяла на белку.

Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.

  1. В корзинке у груши три жёлтые груши.
  2. Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
  3. Собака Белка громко лаяла на белку.

Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.

  1. В корзинке у груши три жёлтые груши.
  2. Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
  3. Собака Белка громко лаяла на белку.

Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.

  1. В корзинке у груши три жёлтые груши.
  2. Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
  3. Собака Белка громко лаяла на белку.



Предварительный просмотр:

Карта успеха № 3

План урока

Нет затруднений

+

Есть затруднения

-

1.Мин.чистописания

- красиво и правильно написали цепочку

2.Словарно-орфографическая работа

  - нашли слова в словаре

- правильно составили звуковые схемы

3. Пробное действие

-правильно нашли слова

4. С.р.

5. Рефлексия (итог)

Карта успеха № 3

План урока

Нет затруднений

+

Есть затруднения

-

1.Мин.чистописания

- красиво и правильно написали цепочку

2.Словарно-орфографическая работа

  - нашли слова в словаре

- правильно составили звуковые схемы

3. Пробное действие

-правильно нашли слова

4. С.р.

5. Рефлексия (итог)

Карта успеха № 3

План урока

Нет затруднений

+

Есть затруднения

-

1.Мин.чистописания

- красиво и правильно написали цепочку

2.Словарно-орфографическая работа

  - нашли слова в словаре

- правильно составили звуковые схемы

3. Пробное действие

-правильно нашли слова

4. С.р.

5. Рефлексия (итог)

Карта успеха № 4

План урока

Нет затруднений

1 б.

Есть затруднения

0б.

1.Словарно-орфографическая работа

   - правильно вставили

     пропущенные буквы

2.Мин.чистописания

-красиво и безотрывно написана цепочка

3. Повторение по теме «Имена

собственные»:

- работа в паре (соединили части    

       предложения);

    - выполнение С.р. по карточке

4. Выполнение пробного действия

5. Определение темы и цель урока

6. Работа в группе (открыли способ)

7. С.р. по новой теме.

8.Рефлексия (итог)

Карта успеха № 4

План урока

Нет затруднений

1 б.

Есть затруднения

0 б.

1.Словарно-орфографическая работа

   - правильно вставили

     пропущенные буквы

2.Мин.чистописания

-красиво и безотрывно написана цепочка

3. Повторение по теме «Имена

     собственные»:

- работа в паре (соединили части    

       предложения);

    - выполнение С.р. по карточке

4. Выполнение пробного действия

5. Определение темы и цель урока

6. Работа в группе (открыли способ)

7. С.р. по новой теме.

8.Рефлексия (итог)



Предварительный просмотр:

1.Прочитайте слова.

РУКАВ, УЧЕБНИК, ГОРЛЫШКО, ЛАПА

2. Прочитайте значение этих слов, используя материалы   толкового словаря:

РУКА́В,

1 значение Часть одежды, покрывающая руку или часть руки. Например: длинный рукав

 2 значение Ответвление, отходящее от главного русла реки. Например: рукав реки

 3 значение Труба  для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел. Например: Пожарный рукав. Зерновой рукав комбайна. 

УЧЕ́БНИК,   Книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету.

ГО'РЛЫШКО,. 

1 значение Уменьшительно-ласкательное к слову горло в 1 знач. Например: больное горло

2 значение  Узкая, удлиненная верхняя часть бутылки. Например: Пить из горлышка.

ЛАПА,

 1 значение Стопа ноги или вся нога у животных, имеющих подвижные конечные  пальцы, а также  о руке (реже о ноге) человека. Например: Медвежья лапа.

2 значение  Ветвь хвойного дерева. Лапы ели.

3 значение  Шип в конце бревна. Например:  Рубить в лапу.

4. значение Изогнутый и расплющенный конец некоторых инструментов, приспособлений. Например: Лапы якоря.

3. У каких слов несколько значений? Запишите их.

______________________________________________

4. Допишите вывод:

Слова, у которых есть несколько значений называются ___________________________________



Предварительный просмотр:

Соедини части предложения (в 1 столбике – причина, найди следствие во 2 столбике).

  1. Если слово является именем                                     то пишется с маленькой

             собственным,                                                                буквы.

  1. Если слово «василёк» название                               то это имя собственное.

цветка,

  1. Если слово «шарик» одушевлённое                        то оно пишется с большой

имя существительное,                                                буквы.

        Соедини части предложения (в 1 столбике – причина, найди следствие во 2 столбике).

  1. Если слово является именем                                     то пишется с маленькой

             собственным,                                                                буквы.

  1. Если слово «василёк» название                               то это имя собственное.

цветка,

  1. Если слово «шарик» одушевлённое                        то оно пишется с большой

имя существительное,                                                буквы.

Соедини части предложения (в 1 столбике – причина, найди следствие во 2 столбике).

  1. Если слово является именем                                     то пишется с маленькой

             собственным,                                                                буквы.

  1. Если слово «василёк» название                               то это имя собственное.

цветка,

  1. Если слово «шарик» одушевлённое                        то оно пишется с большой

имя существительное,                                                буквы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.

                              Как создать на уроке ситуацию успеха?...

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».

Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)

Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...

Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.

Формировать УУД:- Личностные УУД:  определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."

1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.

Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...