Конспект урока русского языка "Слова с несколькими значениями" 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема:«Слова с несколькими значениями»
Цель: закрепить ранее полученные знания о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Предметные УУД
- распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;
- составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;
- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем.
Метапредметные УУД
Познавательные
- различать многозначные слова в речи, составлять и записывать с ними предложения.
- содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;
-соотносить изученные понятия с реальной жизнью.
Коммуникативные
- развивать способности слушать собеседника и вести диалог;
- владеть диалогической формой речи, формулировать понятные для партнера высказывания, адекватно используя речевые средства, изученные термины.
Регулятивные
- содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;
- выполнять самопроверку и корректировку выполненного учебного задания.
Личностные УУД
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению,;- способствовать формированию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.24 КБ | |
| 16.23 КБ | |
| 18.14 КБ | |
| 14.01 КБ | |
| 12.73 КБ | |
| 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в технологии деятельностного метода
УМК «Перспектива»
Тема:«Слова с несколькими значениями»
Цель: закрепить ранее полученные знания о многозначных словах, учить распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями.
Предметные УУД
- распознавать и использовать в устной и письменной речи слова с несколькими значениями;
- составлять предложения с использованием слов с несколькими значениями;
- упражнять детей в отработке действий работы с толковым словарем.
Метапредметные УУД
Познавательные
- различать многозначные слова в речи, составлять и записывать с ними предложения.
- содействовать овладению способностью понимать учебную задачу, соответствующую этапу урока;
-соотносить изученные понятия с реальной жизнью.
Коммуникативные
- развивать способности слушать собеседника и вести диалог;
- владеть диалогической формой речи, формулировать понятные для партнера высказывания, адекватно используя речевые средства, изученные термины.
Регулятивные
- содействовать формированию умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке;
- выполнять самопроверку и корректировку выполненного учебного задания.
Личностные УУД
-способствовать формированию уважительного отношения к иному мнению,;- способствовать формированию положительной мотивации к учению, интереса к урокам русского языка.
Ход урока
1 этап Мотивация к учебной деятельности
Сегодня на урок я принесла вам притчу. Послушайте ее.
Однажды учитель велел двум ученикам обойти окрестности и найти как можно больше загадок. Один ученик вернулся через день и рассказал: «Ничего я загадочного не увидел. В нашем районе есть и лес, и горы, и море. Есть также несколько селений и один город. Все земли давно уже изучены и всем знакомы». Второй ученик пришел только через неделю и сказал: «Извините, учитель, что я не успел обойти все окрестности. Я не посмел больше задерживаться, хотя мне не хватило времени, что бы собрать все загадки. Рано утром я вышел на поле. Тут же вокруг меня появились тысячи загадок. Почему каждый цветок прекрасен, но все они разные? Почему капелька росы маленькая, а в ней отражается все небо?» Ученик рассказывал долго, пока учитель не прервал его вопросом: «Где ты еще успел побывать, кроме поля?» «После поля я пошел на берег моря и встретил там другую тысячу загадок. Почему вода в море соленая? Почему есть водные и земные животные?» До вечера ученик рассказывал о загадках, которые он собрал, и закончил рассказ словами: «Больше я никуда не успел сходить. Слишком много загадок было вокруг, а я еще так мало знаю ответов на эти загадки». «Ничего страшного», - ответил учитель, - «Для мудреца всегда вокруг тысяча загадок, и только для глупца – все ясно. Иди и отгадывай. Мне больше нечему тебя учить».
- Как вы думаете, почему учитель так ответил своему ученику?
- Много ли еще загадок вокруг нас?
- А может уже все открыто и известно?
- А вы все загадки русского языка открыли и отгадали?
- Надо ли вам еще раскрывать тайны русского языка?
- Готовы ли вы к новым открытиям?
- Какие 2 шага вы должны будете сделать, чтобы отрыть новую тайну?
(1 шаг – подумаю и пойму, чего я не знаю; 2 шаг – сам найду способ, чтобы открыть новое знание)
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке отрыли еще одну тайну русского языка. И тогда тайн у вас останется на одну меньше.
2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в новом действии.
Актуализация
- Что вы сейчас должны сделать? (повторить то, что изучали раньше)
- Какое новое знание вы открыли на прошлом уроке? (узнали, какие слова называются именами собственными и нарицательными, как пишутся такие слова)
- Какие слова называются именами собственными? Нарицательными? Как пишется каждая группа слов?
- Я приготовила вам очень интересное задание: записать предложения с именами собственными. Но, пока я несла задание в класс, предложения рассыпались. Вы поможете восстановить предложения? (да)
- Тогда скорее принимайтесь за работу. Вы будете работать в парах. Так работа будет выполняться быстрее, веселее и правильнее, потому что вы всегда сможете помочь друг другу, если возникнут затруднения. Какие правила работы в паре надо соблюдать?
- Возьмите конвертики, достаньте слова и составьте предложения сначала на парте.
1 вариант – соловьёв, пение, серёжа, слушал, соловьёв
Эталон - Серёжа Соловьёв слушал пение соловьёв.
2 вариант – саша, скворечник, скворцов, для, скворцов, сделал
Эталон - Саша Скворцов сделал скворечник для скворцов.
- Сверьте свои предложения с эталоном на доске, исправьте, если допустили неточности, а затем запишите предложения в тетрадь.
- Скажите, почему слова с одним и тем же звучанием (соловьев - Соловьев, скворцов – Скворцов) вы написали по-разному? (имеют разное значение: Соловьев – имя собственное – фамилия – пишется с заглавной буквы, соловьев – имя нарицательное – название птицы – пишется с маленькой буквы и т.д.)
- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте в карту (Приложение 1) знак «+». Кто допустил ошибку – поставьте «?».
- Что вы сейчас повторили? (имена бывают собственными и нарицательными; правила написания этих групп слов; написание слова зависит от его лексического значения)
- Что вы будете делать, если значение какого-либо слова не понимаете, или не знаете, что оно обозначает? (спрошу у взрослых, у учителя, посмотрю в толковый словарь и т.п.)
- Вспомните, как мы с вами учились пользоваться толковым словарем? (слова в словаре расположены в алфавитном порядке; чтобы найти нужное слово не надо листать словарь с самого начала, надо ориентироваться по первой букве и т.д.)
- Как вы думаете, почему мы повторяли именно это? (продолжим открывать тайны разных слов)
Выполнение пробного действия
- Перед каждым из вас лежит группа слов. Разделите слова на 2 группы: слова, имеющие одно значение и слова, имеющие много значений. На выполнение задания – 30 секунд. (слова: рукав, учебник, горлышко, дерево)
- Время закончилось.
- Кто не смог выполнить задание? Что не смогли сделать? (не смогли разделить слова на группы)
- Кто смог выполнить? Какие получили группы слов? (ученики зачитывают группы слов, которые получились)
- Можете ли вы объяснить, как делили слова на группы? (ученики высказывают свои предположения)
- Среди ваших ответов нет (или есть) правильных ответов.
- Что вы не смогли сделать? (если разделили неправильно – не смогли выполнить задание; если разделили правильно - не смогли объяснить свой ответ: почему именно так разделили слова на группы; если предположение верное, то предлагается его подтвердить)
(Если есть ученики, которые справились с заданием без ошибок и объяснили принцип разделения слов на группы, в карту ставится знак «+». Те, кто допустил ошибку – ставят «?»)
Фиксация затруднения в новом действии
- Что вы не смогли сделать, выполняя пробное задание? (не смогли разделить слова на группы; не смогли обосновать свои ответы (не знаю определения многозначных слов; не уверен в правильности обоснования).
3 этап Выявления места и причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить? (разделить слова на группы: с одним значением и многозначные)
- Почему вы не смогли выполнить это задание? (не знаем понятие)
- Какое понятие вы не знаете? (понятие «многозначные слова»)
- Что у вас на этом этапе возникло? (затруднение)
- Как обозначим это в карте достижений? (знаком «?»)
- Но вы поняли, чего не знаете? (да)
- Раз вы смогли установить причину затруднения, поставьте на этом этапе рядом со знаком «?» «+».
4 этап Построение проекта выхода из затруднения
- Значит, какую цель вы должны перед собой поставить? (узнать, какие слова называются многозначными)
- Как можно сформулировать тему нашего урока? («Слова с несколькими значениями», «Многозначные слова»). Записываем тему урока: я пишу на доске, а вы в тетради.
- Что может нам помочь в открытии нового знания? (знания, которые открывали раньше)
- Давайте вспомним, что мы повторяли? Какие знания о словах помогут нам открыть еще одну тайну русского языка? (слова имеют значение; слова, которые произносятся одинаково, могут обозначать разные предметы, иметь разные значения; значение непонятного слова можно узнать по-разному)
- Составьте план открытия нового знания (в диалоге вместе с учителем, план помещается на доску (1. прочитать слово; 2. уточнить его значение по толковому словарю; 3. посмотреть, сколько значений слова есть в словаре; 4. сделать вывод: если у слова одно значение – его нельзя назвать многозначным, если значений 2 и больше – слово многозначное)
5 этап Реализация построенного проекта
- Давайте вернемся к пробному действию. Какие слова вы должны были разделить на группы?
(рукав, учебник, горлышко, дерево)
- Пользуясь составленным планом, давайте попробуем открыть новое знание. Напомните, какое новое знание вы должны открыть? (какие слова называются многозначными)
- Действовать будете следующим образом: два слова будем анализировать вместе, а оставшиеся два слова – в парах.
- Какой первый шаг надо сделать?
- Что сделаете потом?
- В качестве помощников, вы можете использовать материалы из толкового словаря, которые я вам заготовила заранее.
- Сколько значений у слова РУКАВ? (три), у слова УЧЕБНИК? (одно)
- Сделайте вывод.
Работа в парах
- Слова ГОРЛЫШКО и ДЕРЕВО рассмотрите, работая в парах, по составленному плану.
- Назовите многозначное слово. Обоснуйте свой ответ. (многозначное слово ГОРЛЫШКО, потому что имеет несколько значений)
- Вы открыли новое знание? Поставьте на карте успеха «+»
6 этап Первичное закрепление во внешней речи
- Что сейчас вы должны сделать? (потренироваться в применении нового знания)
- Сейчас вы будете работать в группах. Ваша задача – из всех слов отобрать только многозначные. Обосновать свой ответ. Давайте вспомним правила работы в группах.
(язык, книга, ручка, холодильник)
Многозначные слова: язык, ручка.
- У кого ответы совпали? Поставьте в карте успеха «+». Что надо поставить, если не все ответы совпали? («?»)
7 этап Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Возьмите на парте карточку со словами.
- В строке оставьте только многозначные слова. (Слова: коса, лист, небо)
- Проверьте правильность выполнения задания по эталону. (Эталон: КОСА, ЛИСТ, НЕБО)
- У кого ответ совпал, в карте успеха поставьте «+», у кого ответы не совпали – поставьте «?».
8 этап Включение в систему знаний и повторение
- Где вам может помочь новое полученное знание? (при выполнении самостоятельной работы, домашнего задания, других заданий в учебнике, более сложных)
- Откройте учебник на с. 30. Прочитайте задание из упр. № 2.
- Какое значение имеет каждая пословица? Какое многозначное слово в этих пословицах есть?
- Вспомните правила письма по памяти. Напишите любую пословицу, пользуясь эти правилом.
(вариативность этого задания заключается в том, что ученики могут выбрать ту пословицу, которая для письма по памяти вызовет меньше затруднений)
- Проверьте правильность написания по учебнику. Кто не допустил ошибок при письме по памяти – поставьте в карте успеха «+», кто допустил ошибки – «?».
9 этап Рефлексия учебной деятельности
- Какую цель ставили сегодня на уроке?
- Достигли этой цели? Докажите.
- Посмотрите на карту успеха и поставьте себя на «Лестницу достижений»: если удалось выявить причину затруднения, закрепил без затруднений новые знания, без ошибок выполнил самостоятельную работу, без ошибок выполнил задание из учебника, поставьте себя на верхнюю ступеньку; если допустили ошибки в самостоятельной работе и в упражнении из учебника – на вторую ступеньку; если осталось еще много затруднений – выберете другую ступеньку.
- Что нужно сделать тем ученикам, у которых еще остались затруднения? (потренироваться)
- Как вы думаете, а тем ученикам, у кого не осталось вопросов и затруднений, надо тренироваться или нет?
- Где еще вы можете потренироваться по теме нашего урока? (дома, на следующем уроке)
Предварительный просмотр:
Записать в тетрадь слова по группам так: 1 столбик – имена нарицательные,
2 столбик – имена собственные.
Г(г)ород, Е(е)ловое, Р(е)ка, О(о)зеро, Б(б)акал, У(у)рал
Записать в тетрадь слова по группам так: 1 столбик – имена нарицательные,
2 столбик – имена собственные.
Г(г)ород, Е(е)ловое, Р(е)ка, О(о)зеро, Б(б)акал, У(у)рал
Записать в тетрадь слова по группам так: 1 столбик – имена нарицательные,
2 столбик – имена собственные.
Г(г)ород, Е(е)ловое, Р(е)ка, О(о)зеро, Б(б)акал, У(у)рал
Записать в тетрадь слова по группам так: 1 столбик – имена нарицательные,
2 столбик – имена собственные.
Г(г)ород, Е(е)ловое, Р(е)ка, О(о)зеро, Б(б)акал, У(у)рал
Записать в тетрадь слова по группам так: 1 столбик – имена нарицательные,
2 столбик – имена собственные.
Г(г)ород, Е(е)ловое, Р(е)ка, О(о)зеро, Б(б)акал, У(у)рал
Записать в тетрадь слова по группам так: 1 столбик – имена нарицательные,
2 столбик – имена собственные.
Г(г)ород, Е(е)ловое, Р(е)ка, О(о)зеро, Б(б)акал, У(у)рал
Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.
- В корзинке у груши три жёлтые груши.
- Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
- Собака Белка громко лаяла на белку.
Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.
- В корзинке у груши три жёлтые груши.
- Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
- Собака Белка громко лаяла на белку.
Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.
- В корзинке у груши три жёлтые груши.
- Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
- Собака Белка громко лаяла на белку.
Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.
- В корзинке у груши три жёлтые груши.
- Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
- Собака Белка громко лаяла на белку.
Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.
- В корзинке у груши три жёлтые груши.
- Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
- Собака Белка громко лаяла на белку.
Исправить ошибки, записать предложения в тетрадь правильно.
- В корзинке у груши три жёлтые груши.
- Игорь васильков нарвал в поле Васильков.
- Собака Белка громко лаяла на белку.
Предварительный просмотр:
Карта успеха № 3
План урока | Нет затруднений + | Есть затруднения - |
1.Мин.чистописания - красиво и правильно написали цепочку | ||
2.Словарно-орфографическая работа - нашли слова в словаре - правильно составили звуковые схемы | ||
3. Пробное действие -правильно нашли слова | ||
4. С.р. | ||
5. Рефлексия (итог) |
Карта успеха № 3
План урока | Нет затруднений + | Есть затруднения - |
1.Мин.чистописания - красиво и правильно написали цепочку | ||
2.Словарно-орфографическая работа - нашли слова в словаре - правильно составили звуковые схемы | ||
3. Пробное действие -правильно нашли слова | ||
4. С.р. | ||
5. Рефлексия (итог) |
Карта успеха № 3
План урока | Нет затруднений + | Есть затруднения - |
1.Мин.чистописания - красиво и правильно написали цепочку | ||
2.Словарно-орфографическая работа - нашли слова в словаре - правильно составили звуковые схемы | ||
3. Пробное действие -правильно нашли слова | ||
4. С.р. | ||
5. Рефлексия (итог) |
Карта успеха № 4
План урока | Нет затруднений 1 б. | Есть затруднения 0б. |
1.Словарно-орфографическая работа - правильно вставили пропущенные буквы | ||
2.Мин.чистописания -красиво и безотрывно написана цепочка | ||
3. Повторение по теме «Имена собственные»: - работа в паре (соединили части предложения); - выполнение С.р. по карточке | ||
4. Выполнение пробного действия | ||
5. Определение темы и цель урока | ||
6. Работа в группе (открыли способ) | ||
7. С.р. по новой теме. | ||
8.Рефлексия (итог) |
Карта успеха № 4
План урока | Нет затруднений 1 б. | Есть затруднения 0 б. |
1.Словарно-орфографическая работа - правильно вставили пропущенные буквы | ||
2.Мин.чистописания -красиво и безотрывно написана цепочка | ||
3. Повторение по теме «Имена собственные»: - работа в паре (соединили части предложения); - выполнение С.р. по карточке | ||
4. Выполнение пробного действия | ||
5. Определение темы и цель урока | ||
6. Работа в группе (открыли способ) | ||
7. С.р. по новой теме. | ||
8.Рефлексия (итог) |
Предварительный просмотр:
1.Прочитайте слова.
РУКАВ, УЧЕБНИК, ГОРЛЫШКО, ЛАПА
2. Прочитайте значение этих слов, используя материалы толкового словаря:
РУКА́В,
1 значение Часть одежды, покрывающая руку или часть руки. Например: длинный рукав
2 значение Ответвление, отходящее от главного русла реки. Например: рукав реки
3 значение Труба для отвода жидкостей, газов, сыпучих тел. Например: Пожарный рукав. Зерновой рукав комбайна.
УЧЕ́БНИК, Книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету.
ГО'РЛЫШКО,.
1 значение Уменьшительно-ласкательное к слову горло в 1 знач. Например: больное горло
2 значение Узкая, удлиненная верхняя часть бутылки. Например: Пить из горлышка.
ЛАПА,
1 значение Стопа ноги или вся нога у животных, имеющих подвижные конечные пальцы, а также о руке (реже о ноге) человека. Например: Медвежья лапа.
2 значение Ветвь хвойного дерева. Лапы ели.
3 значение Шип в конце бревна. Например: Рубить в лапу.
4. значение Изогнутый и расплющенный конец некоторых инструментов, приспособлений. Например: Лапы якоря.
3. У каких слов несколько значений? Запишите их.
______________________________________________
4. Допишите вывод:
Слова, у которых есть несколько значений называются ___________________________________
Предварительный просмотр:
Соедини части предложения (в 1 столбике – причина, найди следствие во 2 столбике).
- Если слово является именем то пишется с маленькой
собственным, буквы.
- Если слово «василёк» название то это имя собственное.
цветка,
- Если слово «шарик» одушевлённое то оно пишется с большой
имя существительное, буквы.
Соедини части предложения (в 1 столбике – причина, найди следствие во 2 столбике).
- Если слово является именем то пишется с маленькой
собственным, буквы.
- Если слово «василёк» название то это имя собственное.
цветка,
- Если слово «шарик» одушевлённое то оно пишется с большой
имя существительное, буквы.
Соедини части предложения (в 1 столбике – причина, найди следствие во 2 столбике).
- Если слово является именем то пишется с маленькой
собственным, буквы.
- Если слово «василёк» название то это имя собственное.
цветка,
- Если слово «шарик» одушевлённое то оно пишется с большой
имя существительное, буквы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2-м классе. Тема : Правописание приставок на з-/с-.
Как создать на уроке ситуацию успеха?...

Конспект урока русского языка В 4 «А» классе. Тема: «Обобщение знаний об имени прилагательном».
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.Форма проведения урока: урок-семинар.Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.Технологии: самооценка.Цель урока: обобщит...

План-конспект урока русского языка в 4-м классе по теме "Настоящее, прошедшее и будущее время глагола" (урок-путешествие)
Цель урока:создание условий для ознакомления детей с понятием временных форм глагола и с особенностью каждой временной формы глагола; развивать внимание, устную и письменную речь учащихся, орфографиче...
Конспект урока русского языка в 3 «А» классе. Тема урока: «Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения.
Формировать УУД:- Личностные УУД: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критери...

1.Внеурочная деятельность 2 «А» класса. 2.Конспект урока русского языка в 4-м классе по программе "Школа-2100."
1.Внеурочная деятельность 2 «А» классаРабота над проектами: Здравствуй Осень! ( Поделки из природного материала)ЕгипетНовогодние чудеса (Групповой проект)Древняя ГрецияРодной крайОлимпиада в СочиГерои...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)
Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить, различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект урока русского языка во 2-ом классе УМК «Гармония» Тема: «Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов» Тип урока: Получение новых знаний.
Цели урока:1) Познакомить учащихся с общими способапми поиска проверочных слов для корневых безударных гласных и парных согласных в именах прилагательных.2) Формировать умения подбмрать проверочные сл...

