Методическая разработка урока по русскому языку по теме " 2 склонение имен существительных"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.ya_.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Анализ сочинения. 2-е склонение имен существительных

Цельпредставить со свойствами фамилий существительных 2-спорт склонения; создавать способность различать фамилии существи¬тельные 2-спорт склонения. 
Создаваемые УУД: п. — независимое акцентирование также формулирование познавательной миссиипрогнозированиеисследование, сравне¬ние, систематизация предметов согласно назначенным показателямсочетаниеподытоживание около представлениевывод следствий; создание логи¬ческой цепочки размышленийподтверждениеко. — способность со достаточной полнотой также правильностью высказывать собственные идеи во согласовании со вопросами также критериями коммуникации; вести беседу. — установка тренировочной проблемысравнивание метода воздействия также его итога со установленным образцомрасценивание свойства также степени освоения использованного материалабуква. — формирование взаимосвязи среди мишенью тренировочной работы также ее аргументом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

—  С какими картинами А.А. Пластова вы познакомились дома?

—  Какая из них вам больше всего понравилась? Почему?

III. Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лежат на качелях два жёлтых листка,

И ветер качели качает слегка.

(Взаимопроверка по образцу на доске, самооценка.)

—  Подчеркните орфограммы в словах.

—  Выпишите однокоренные слова и запишите ещё два слова с этим корнем.

—  Подчеркните грамматические основы, составьте схему предложения. Укажите части речи.

—  Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа? Определите падеж этого имени существительного.

IV. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите таблицу.

И. п.

юноша, семья

дождь, лето

Р. п.

юноши, семьи

дождя, лета

Д. п.

юноше, семье

дождю, лету

В. п.

юношу, семью

дождь, лето

Т.п.

юношей, семьёй

дождём, летом

П. п.

о юноше, о семье

о дожде, о лете

—  Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум группам. (У них разные падежные окончания.)

—  Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Юноша, семья.)

—  К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

—  Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я.)

—  Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе.)

—  Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о.)

-  К какому склонению относятся эти существительные? (Ответы детей.)

-  Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.

-  Сформулируйте задачи урока. (Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

-  Прочитайте пары слов.

-  Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)

-  Чем они отличаются? (Они разного рода.)

-  Выполните письменные задания к упражнению. (Комментированное письмо.)

-  У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)

-  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

-  Какие существительные мы записали при выполнении упражнения? (Существительные 2-го склонения.)

Упр. 163 (с. 93).

-  Рассмотрите образец.

-  Назовите грамматические признаки первого слова в паре. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

-  Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о.)

-  Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)

-  Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)

-  Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.)

(Комментированное письмо.)

-  Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.)

-  Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)

-  Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

-  Разберите по составу слово горох.

-  Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? (Чередуются согласные х//ш.) 

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

—  Прочитайте стихотворение.

—  Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? (Натюрморт.)

—  Какие ещё слова выделены в стихотворении?

—  Найдите в толковом словаре значение этих слов. (Сервиз — полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п.)

—  Выполните письменные задания к упражнению.

(Самопроверка, самооценка. Далее несколько учеников зачитывают предложения с однородными членами, класс оценивает. На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

2. Выборочный словарный диктант

—  Выпишите имена существительные: вариант 1 — 1-го склонения, вариант 2 — 2-го склонения.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, морковь, картофель, кочан, огурец, крапива, огород, молоток, лопата, топор, воскресенье, машина, вагон, автобус, трамвай, корабль, капитан, неделя, ворона, соловей, дятел, корова, собака, человек, календарь.

(На данном этапе урока можно использовать сборник диктантов и проверочных работ: выборочные диктанты (с. 168, 176).)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

—  Подчеркните имена существительные 2-го склонения, определите их падеж, род.

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.

Н. Кнушевицкая

(Самопроверка. Ответ дан на обратной стороне карточки.)

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  Как определить имена существительные 2-го склонения?

Домашнее задание

Упр. 165 (с. 94).

Записать в словарик слово агроном, составить с ним предложение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку по теме:Три склонения имён существительных.4-класс.

Обобщить и углубить знания учащихся о трёх типах склонения имён сущиствительных.Развивать умение работать в парах....

Методическая разработка уроков по русскому языку на тему "Несклоняемые имена существительные"

В данной разработке мною предложены 5 уроков по русскому языку для работы над темой "Несклоняемые имена существительные". Данная разработка не привязана к определенной программе, поэтому может использ...

Разработка урока по русскому языку на тему "Род имени существительного" ( программа "Школа 2100", 3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Род имени существительного". На уроке проходит знакомство с таким грамматическим признаком существительных , как род и способом его определения . Урок построе...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему: "Склонение имен существительных." 3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Склонение имен существительных". 3 класс....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему «Склонение имен существительных»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку на тему: «Склонение имен прилагательных женского рода» 4 класс УМК «Школа России»...