План-конспект урока русского языка по теме "Главные члены предложения" (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Урок содержит индивидуальную, парную и групповую виды работ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Учитель: Тертышная С.Н.
Класс: 3-Б
Дата проведения: 17.09.2025
Номер урока: 13.
Тема: «Главные члены предложения»
Цель: формирование умения находить главные члены предложения, определять их роль и графически обозначать.
Задачи:
Образовательные:
- повторить и закрепить понятия «подлежащее» и «сказуемое»;
- учить находить главные члены предложения, задавать к ним вопросы;
- формировать умение составлять предложения с заданной грамматической основой.
Развивающие:
- развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать навыки самоконтроля и работы в парах.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, любовь к слову;
- формировать навыки сотрудничества, умения слушать и слышать друг друга.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание практической значимости изучаемого материала, развитие познавательного интереса.
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: умение ставить учебную задачу, планировать свои действия, корректировать работу.
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Коммуникативные: умение работать в парах, вести учебный диалог, аргументировать свою точку зрения.
Предметные: умение находить главные члены предложения, задавать к ним вопросы, понимать их роль в предложении.
Технологии: технология развития критического мышления; здоровьесберегающие технологии, проблемное обучение.
Оборудование: учебник «Русский язык. 3 класс: в двух частях / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 14-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2025. – (Школа России); тетрадь; доска; телевизор; компьютер; презентация по теме (https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-klass-glavnie-chleni-predlozheniya-3097761.html); карточки со «словарными» словами; карточки для индивидуальной и групповой работы; карточки для проведения рефлексии; наглядность «подлежащее», «сказуемое»; видео с физминуткой; магниты.
Ход урока:
- Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебника, тетради, ручки; учитель заранее раскладывает на столах детей карточки для индивидуальной и групповой работы, карточки для рефлексии)
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Учитель показывает детям на доску, на которой заранее поместил картинки к изученным «словарным» словам.
- Ребята, что вы видите перед собой на доске? (ответы обучающихся: картинки, рисунки, иллюстрации).
- Если мы попытаемся назвать, что видим на каждой картинке, попробуйте (орех, месяц, овёс и т.д.), что мы произносим с вами? (Слова).
- Что можно составить из слов? (Предложения).
- Сейчас мы с вами составим предложение с любым из этих слов, только сначала проведем «словарную» работу; я прошу вас открыть ваши тетради, записать «число» и «классная работа»; назовите, какие «словарные» слова «спрятались» в этих картинках? (праздник, вместе, орех, овёс, сентябрь, месяц, рисунок).
Проверка посадки.
- Проверяем посадку, правила обращения с ручкой.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
Я, друзья, от вас, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не нагнусь,
За работу я возьмусь.
- Сначала проведём минутку чистописания. Запишем соединения, которые в нашем классе у ребят вызывают наибольшие затруднения (учитель акцентирует внимание на правильном соединении):
тя, ся, вм, ех |
- Запишите «словарные» слова через запятую с новой строки, обозначьте орфограммы (учитель проводит опрос орфограмм в словах).
- Давайте составим предложение с любым из этих слов (учитель выбирает среди составленных детьми предложений то, в котором четко можно обозначить подлежащее и сказуемые без затруднений, записывает это предложение на доске).
- Давайте вспомним, что же такое предложение? (слайд 3; это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль).
- Что еще мы можем сделать с этим предложением? (подчеркнуть подлежащее и сказуемое; учитель вызывает к доске ребят выполнить это задание, просит подчеркнуть не зелёным мелом, как обычно, а красным).
- Как думаете, ребята, почему сегодня я попросила подчеркнуть главные члены предложения красным мелом? (Потому что сегодня мы будем работать именно с ними).
- Да, главные члены предложения – это тема нашего урока (слайд 1).
- Какие цели мы сегодня поставим перед собой? (слайд 2: «Я сегодня узнаю…
Я сегодня научусь… Я сегодня потренируюсь в …»).
- Основная часть урока.
Коллективная работа.
- Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на с. 27. Давайте повторим, всё, что мы знаем о подлежащем и сказуемом, то есть о главных членах предложения. Посмотрите на схему «Члены предложения», назовите главные члены предложения, что они обозначают, на какие вопросы отвечают (дети отвечают, используя схему в учебнике, учитель вешает на доску определения подлежащего и сказуемого, для закрепления использует слайд 4 презентации).
Физминутка.
Демонстрируется видео с физминуткой, ребята повторяют.
Пальчиковая гимнастика.
- Перед тем, как приступить к письму, приготовим наши ручки. Выполнение пальчиковой гимнастики «Чистые ручки» (ребята изображают процесс мытья рук).
Индивидуальная работа.
- Задание: с. 28, упр. 41, составить одно любое предложение и записать в тетрадь, подчеркнуть основу предложения.
IV. Закрепление.
Работа в парах.
- Нужно найти и подчеркнуть грамматическую основу в предложениях на карточках. На карточках по три предложения.
Опадают жёлтые листья. В лесу росла стройная ель. Девочка читает интересную книгу. |
В лесу мама нашла красивый гриб. Ярко светит солнышко. Малыши лепили снеговика. |
Собака громко лает. Люда рисовала красками. По дороге быстро мчится машина. |
Ученик решает трудную задачу. Брат купил коньки. Цветёт душистая сирень. |
Собака погналась за зайцем. Олег красиво пишет в тетради. В берлоге спит медведь. |
Лампы ярко освещают цирк. Сильный ветер качает деревья. Ученики рисуют осень. |
Бабушка поставила посуду на стол. Завтра школьники поедут на экскурсию. Под елью вырос белый гриб. |
Птицы улетели в тёплые края. Сороки скачут около жилища людей.7. Мальчики мастерят красивые кораблики. |
Мрачная туча закрыла небо. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. В болоте квакают неугомонные лягушки. |
На солнце сверкают капли росы. Неожиданно начался сильный дождь. Деревья оделись в праздничный наряд. |
В Африке живут злые крокодилы. Птицы летят в тёплые края. Дети кормили ёжика молоком. |
Хитрая лисица ловко заметает следы пушистым хвостом. Проворная белка на зиму запасает в дупле орешки. Лёд трещал от холода. |
Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Беленькая кошка умывается лапкой. Во дворе весело и дружно играют ребята. |
Часто дует холодный ветер. Осенью за садом ребята нашли журавля. Солнце светит прямо в окно. |
(Учитель выборочно проверяет правильность выполнения работы).
Работа в группах.
- Ребята, каждой группе я выдаю набор слов, вам необходимо собрать из этих слов правило и привести свой пример на это правило, поднять руку, сообщить классу это правило и свой пример. Подсказка: с какой буквы начинаются предложения? (с заглавной) Слово, которое нужно поставить первым в правиле у вас напечатано с заглавной буквы. Чем заканчиваются повествовательные предложения? (точкой) Последнее слово будет с точкой.
1 группа:
и сказуемое | Подлежащее | грамматическую | составляют | основу | предложения. |
(Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения).
2 группа:
о ком | о чём | или | говорится | в предложении. | Подлежащее | обозначает |
(Подлежащее, обозначает о ком, или о чём говорится в предложении).
3 группа:
обозначает | что | Сказуемое | о подлежащем. | говорится |
(Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем).
4 группа:
– это | предложения. | и сказуемое | Подлежащее | члены | главные |
(Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения).
5 группа:
знаки | ставятся | В конце | препинания. | предложения |
(В конце предложения ставятся знаки препинания).
6 группа:
законченную | Предложение | мысль. | выражает |
(Предложение выражает законченную мысль).
V.Заключительная часть урока.
Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание: с. 38, упр. 26 (определить границы предложений, записать в тетрадь).
Рефлексия.
- Вопросы для рефлексии: «Что нового вы узнали на уроке?», «Какие трудности возникли при выполнении заданий?».
- Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью разноцветных яблочек (если ты считаешь, что полностью усвоил материал, покажи зрелое (красное) яблочко, если необходимо еще немного разобраться, чтобы усвоить тему, покажи жёлтое яблочко, совсем не разобрался в теме – зелёное яблоко), учитель просит ребят объяснить их выбор яблока.
- Учитель даёт обратную связь и предлагает пути улучшения результатов.
Приложение
и сказуемое | Подлежащее | грамматическую | составляют | основу | предложения. |
о ком | о чём | или | говорится | в предложении. | Подлежащее | обозначает |
обозначает | что | Сказуемое | о подлежащем. | говорится |
– это | предложения. | и сказуемое | Подлежащее | члены | главные |
знаки | ставятся | В конце | препинания. | предложения |
законченную | Предложение | мысль. | выражает |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....
Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.
Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.
Цель урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.
Тема: Главные члены предложенияЦель урока: введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных...

