Мой таежный край
методическая разработка (3 класс) по теме

Сергеева Марина Михайловна

Сценарий познавательно-игровой программы, посвященный ХМАО-Югре: игра-путешествие по станциям для параллелей 3-4 классов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_taezhnyy_kray.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Марина Михайловна

учитель начальных классов

ХМАО – Югра, Тюменская область, г Урай

Сценарий познавательно-игровой программы,

посвященный  ХМАО:

игра-путешествие по станциям

«Мой таежный край».

Цель  - привитие любви к родному краю, изучение обычаев и традиций народов ХМАО, развитие творческих способностей детей.

Задачи:-  воспитывать интерес к познанию родного края

             - развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации

1 ребенок: Всех людей мы называем ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек.

Потому, что это слово – ханты

В переводе значит – человек.

2 ребенок: Это очень дорогое слово!

Ты не выпускай его из рук.

Не развей по ветру бестолково

На него откликнется твой друг.

3 ребенок: И куда б потом ты не поехал

Разнеси своим друзьям его,

Словно раскаленные орехи

Искры у чувала твоего.

4 ребенок: Это слово северным сияньем

Пусть сияет в заполярной мгле.

Помни наше мудрое названье

Ханты – все народы на земле.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Пася олен! Знаем ли мы уголок России, в котором  живем? Землю, по которой  бегаем босиком? А земля эта носит название ХМАО – Югра. Территория ХМАО больше по размерам чем другие государства: Великобритания, Швеция, Германия, Испания.

На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси. Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами. Все танцевальные движения у этих народов имеют свой смысл, в них танцующие выражают все свои мысли и желания.

Давайте посмотрим фрагмент одного из таких танцев. Давайте посмотрим фрагмент хантыйского национального танца, который подготовили девочки из 4а и 4в классов.

А сейчас мне бы хотелось немного поговорить с вами.

Ребята, как вы думаете, почему наша игра – путешествие называется  «Мой таежный край»? (Ответы детей). Какому большому празднованию она посвящена? (75-летию ХМАО – Югра). Правильно, ХМАО – Югра 10 декабря 2005-го года исполняется 75 лет.

А скажите пожалуйста, за счет чего народы ханты и манси выживали , находясь в суровых климатических условиях? (охота, рыбалка, сбор ягод).

Эти народы охотились с умом и никогда не заготавливали впрок. Священным животным у них считался медведь; особое отношение было к огню, его почитали, перед ним преклонялись, его оберегали; также они сочиняли  много сказок и одну из них мы хотим предложить вам посмотреть. Сказка называется «Зайчик», а покажут ее учащиеся 3а класса.

 А теперь пришло время отправиться в путешествие по нашему таежному краю. Там вас ждут занимательные вопросы, также узнаете много нового и полезного. И еще на каждой станции вам будут давать часть поздравления, посвященное округу, в конце игры  вы должны будете сказать ее нам.

Итак, подойдите пожалуйста, с каждого класса по одному человеку для получения маршрутных листов.

Наше путешествие начнем со слов: « 1, 2, 3 – начни ». (Дети повторяют и отправляются по станциям).

Ведущий: (Когда все соберутся…..) Итак, какая же фраза у вас получилась?

Любим мы – тебя, Югра – громко крикнем – мы ура!

Ведущий: Сегодня мы еще хотим подвести итоги по Конкурсу проектов памятника Югории:

Фотоконкурс «Югорские мотивы.

Ведущий: А теперь давайте подарим песню «Северный олень» в подарок нашему родному Ханты – Мансийскому округу – ЮГРА.

Вот и подошло к концу наше путешествие по родному таежному краю. Очень хочется, чтобы оно вам запомнилось. А сейчас я говорю вам – ОСЕМАСОЛУМ, что в переводе означает – до свидания.

СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ»

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

                                (Снегирь)

  1. Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку –

Спотыкалочку.

                        (Утка)

  1. Я по дереву стучу

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Все равно он будет мой.

                                       (Дятел)

  1. Бела, как снег,

Черна как жук,

Вертится как бес

Повернулась – и в лес.

                                  (Сорока)

  1. Всю ночь летает –

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

                            (Сова)

  1. Главный персонаж сказки «Гадкий утенок»? (Лебедь)

7. Болотная птица,

    На одной ноге стоит,

    Лягушат сторожит.

                                   (Цапля)

  1. Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

                          (Воробей)

СТАНЦИЯ «СЛЕДОПЫТ»  По следам определить животное

Кабан

Олень

Волк

Лось

Лиса

Медведь

Заяц

Крыса (мышь)

СТАНЦИЯ «ИГРОВАЯ»

Игра «Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. Водящий в центре круга. Это Белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

  Правила:

  1. Если, получивший бубен, неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
  2. Если играющий, получивший бубен, три раза подряд справится с заданием шамана, он становится новым шаманом.

Игра «Полярная сова и евражки»

В углу площадки находится полярная сова, остальные играющие – евражки. Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают по площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто по шевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключении игры отмечают тех игроков, кто отличился большой выдержкой.

   Правила:

  1. Громкие удары не должны звучать длительное время.
  2. Играющие должны быстро реагировать на смену ударов.

СТАНЦИЯ «НАЦИОНАЛЬНАЯ»  выучить слова

  1. Вор-кял – охотничья избушка
  2. Вуй-аньсих – медведь
  3. Ёкым – сестра
  4. Ёнкып – месяц
  5. Касюм – младший брат
  6. Нянь – хлеб
  7. Нильсап – костяной нож для чистки рыбы
  8. Сюк – мать
  9. Сянк – бабушка
  10. Тёть – отец
  11. Туи – весна
  12. Тын – лето
  13. Тели – зима
  14. Хотанг – лебедь
  15. Шохруп – коптильня

СТАНЦИЯ «РЫБОЛОВ»

Сделать оригами рыбки (бумага, ножницы, карандаши, а лучше фломастеры).

СТАНЦИЯ «ГРИБНИК»

Разукрасить гриб (бумага, карандаши).

СТАНЦИЯ «ПЕСЕННАЯ»

Изучить песню «Мы жили в чумах».   

Анализ внеклассного мероприятия для 3-х  классов

Сергеевой Марины Михайловны,

учителя  начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»,

г.Урай,  ХМАО-Югра,

домашний адрес: 628285 г.Урай, ,  ХМАО-Югра, Тюменская область, микрорайон 3, дом 30, кв. 31 тел. (34676)23702

        Данное внеклассное мероприятие проводится в школе для параллели третьих классов. Цель  - привитие любви к родному краю, изучение обычаев и традиций народов ХМАО, развитие творческих способностей детей. Данные цели соответствуют теме занятия.

Актуальность состоит в том, что данное мероприятие формирует патриотические чувства у детей и способствует взаимосвязи поколений и дружеским межнациональным отношениям.

 Новизна в том, что данная форма проведения занятия позволяет за короткий промежуток времени окунуться в атмосферу национального быта, языка, обычаев народов Севера. Через практические методы работы на каждой  станции дети легко запоминают новый материал. Научно-познавательный материал  способствует развитию интереса школьников к проблемам окружающей среды и формирует представления о современной действительности.

В результате учащиеся получают необходимые знания и умения, которые расширяют и углубляют патриотическое сознание, воспитывают гуманное отношение к родному краю и к народам, живущим в этом крае.

При подготовке к внеклассному занятию учитель использовал  следующую литературу:

  1. «Азбука краеведения», автор Гаврилова О.Н.
  2. «Природа Тюменского Севера»,  под редакцией Рябцева В.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Внеклассное занятие:: «В краю таежных рек и озер»

Данный материал содержит конспект занятия и презентацию по теме "В краю таежных рек и озер" Цель данного занятия- расширить знания учащихся о водоемах нашего края, познакомить с реками Югры....

Презентация "Старый дом в таежном краю"

Презентация составлена  для учащихся  1 класса к урокам по предмету «Край, в котором я живу»....