Праздник "Святки" в 3 классе
материал (3 класс) по теме

Дьяченко Лиана Викторовна

Цель праздника -  приобщение детей к народным традициям. А так же  в игровой форме закрепить знание русских народных святочных обрядов,  поддержать интерес детей к обычаям русского народа, его песням, играм, устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyatki-_3_klass_2014g.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Педагоги: Дьяченко Л.В.

Мещерякова Н.В.

Цель: приобщение детей к народным традициям.

Задачи:

- в игровой форме закрепить знание русских народных святочных обрядов;

- поддержать интерес детей к обычаям русского народа, его песням, играм, устному народному творчеству;

- активизировать память, внимание детей;

- развивать артистические  способности детей, выразительность жестов, мимики, голоса;

- создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений, способствовать объединению детей в совместной деятельности;

- воспитывать волевые и нравственные качества личности: умение владеть ситуацией в условиях выбора, доброжелательность в общении.

Ведущий: Вот и зима пришла. Дни становятся все короче, а вечера длиннее. Зимний вечер темный, долгий. Скучно в избе зимним вечером, вот и зовут люди друг друга в гости – вместе вечер скоротать, потрудиться, песни русские спеть, поиграть, сказки послушать, а то и просто на лавочке рядышком посидеть. Потому и зовутся такие вечера с гостями – «посиделки».

- А  давайте сходим в гости к тётушке Забавушке, и колядки вспомним.

Дети отправляются в гости к тётушке Забавушке, читая колядки, посевают:

(Дети стоят у входа и зовут хозяев)

               Авсень! Авсень!

Я гулял по всем

По закоулочкам,

По проулочкам…

За рекою,

За быстрою

Живут люди богатые…

- Выходи, хозяин,

Выходи, боярин!

Принимай гостей со всех волостей!

(Из горницы выходят Тетёшка Забавушка с хозяином)

Хозяин : -   Пожалуйте, гости!

Я вас дожидался –

Двор просторный,

Щи мои жирны,

Сдобные лепёшки

Не лезут в окошки,

А горячие блины

В рот захотели…

*** 

Воробушек летит,  

Хвостиком вертит.

А вы, люди, знайте,

Столы застилайте,

Гостей принимайте,

Новый год встречайте!

***

Пришла коляда - отворяй ворота!                    

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай!

Печка-то топится,

Пирожка-то хочется!

***

Коляда, коляда,          

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

*** 

Колядин, колядин,    

Я у мамки один,

По колено кожушок,

Подай, дядя, пирожок!

Открывай сундучок,

Подавай пятачок!

***

Господин, господа,      

Господинова жена,

Двери отворите

И нас одарите!

Пирогом, калачом

Или чем-нибудь еще!

*** 

Ты, хозяин, не томи,

Поскорее подари!

А как нынешний мороз

Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:

Либо из печи пироги,

Либо денег пятачок,

Либо щей горшок!

***  

Подай тебе Бог

Полный двор животов!

И в конюшню коней,

В хлевушку телят,

В избушку ребят

И в подпечку котят!

***

Здравствуйте!

С Новым годом!

Со всем родом!

Чтоб здоровы были!

Много лет жили!

***

Коляда! Коляда!

Посконная борода!

Пышки, лепёшки,

Свининые ножки

В печи сидят,

На нас глядят.

Кто подаст пирога –

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребёнка с хвостом!

Кто даст пирога –

Тому куричья нога!

(дети с Забавушкой и хозяинов  заходят в горницу)

Тётушка Забавушка:

Молодцы ребятки,

Хорошо читаете колядки.

Получайте первый мой подарок,

Уж очень он красив и ярок.

(Раздаёт «музыкальные» ложки, заходят в горницу и садятся).

Игра на ложках под русскую народную песню Калинка-малинка.

Тётушка Забавушка: Давным-давно на Руси Рождество считалось праздником света, добра и любви. В Рождественские дни сбывались самые заветные желания и мечты.  С Рождества Христова и до Крещения длились Святки. На Руси святки считались самыми весёлыми праздниками, которые сопровождались гуляньями, посещением родных и друзей.   

Инсценировка:

Тётушка Забавушка: Часто зимними вечерами деревенские девушки пряли пряжу.

(сидя на лавке, девочки имитируют прядение)

Девочки: Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа эта нравится.

Тётушка Забавушка: Работают девицы, а сами нет-нет, да и в окошко поглядят, не идут ли к ним гости на посиделки. Подойдут гости к воротам, постучат:

Гости:– Дома ли хозяева?

Девочки: – Дома, дома, заходите, пожалуйста! Милости просим!

Мальчики входит в избу, снимают  шапку.

 Кланяются три раза: первый поклон – в Красный угол, второй – хозяину , третий поклон – хозяйке - Забавушке. Кланяются и  говорят, приложив руку к сердцу:

Гости: – Права рука – лево сердце! Здравствуйте, хозяева!

Девицы усаживают гостей и приговаривают:

Девочки: – Красному гостю – красное место.

Тётушка Забавушка: Ох и засиделись мы, раз уж и гости все на месте, может песенку затянем.

Инсценируют и поют  русскую народную песню  «Как на тоненький ледок».

Тётушка Забавушка:

Песня ваша хороша,

Весела, игрива,

До чего ж я весела,

До чего ж счастлива!

Тётушка Забавушка:

Порадовали вы меня, ребятки,

Теперь слушайте загадки.(Дети досказывают предложения хором)

В целом мире торжество,

Потому что… (Рождество!)

Нет смиренней в целом мире

Юной девушки (Марии)

К ней от Бога приходил

Ангел Божий … (Гавриил)

Этот Ангел весть принес,

Что родится ей … (Христос)

Все сомнения отбросив,

В Вифлеем идёт (Иосиф)

Нет пристанища Царю,

Им придётся спать в… (хлеву)

Не в дворцах, и не в шатрах,

Спит малыш Христос в (яслях)

Из восточной стороны

К малышу идут… (волхвы)

Как же им найти Царя?

Путь укажет им… (звезда)

Поклонившись до земли

Поднесли они… (дары)

Вы внимательные очень.

Но еще задам вопрос:

Что от вас в подарок хочет

Получить Иисус Христос?

Тётушка Забавушка: Нынче Святки, ребятишки, девчонки и мальчишки. В старину на Святки в игры играли да песни спевали, загадки загадывали да небылицы рассказывали. Вот послушайте:

Хояин:

Вы послушайте, ребята,

Нескладушечку спою.

***

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки залаяли ворота,

"Тру", - сказала лошадь

И мужик заржал,

Лошадь пошла в избу,

А мужик стоял,

Лошадь ела булки,

А мужик овес,

Лошадь села в сани,

А мужик повез.

Тётушка Забавушка:

Ой, ребята, молодцы,

Рассмешили на весь день,

А теперь давайте дружно

Заплетайте вы плетень.

Развлечение «Плетень»

Дети встают в две шеренги друг напротив друга и заплетают «плетень» – берутся за руки через одного, перекрестно. Одна шеренга шагает навстречу другой шеренге, которая в это время стоит на месте, под русскую народную мелодию «Пойду ль я, выйду ль я» (под первую часть музыки шагают вперёд, под вторую часть музыки шагают назад). То же делает потом другая шеренга. Затем все выстраиваются в затылок и идут за ведущим, который старается идти так, чтобы все запутались. Как только ведущий хлопает в ладоши, обе команды становятся на свои места и снова заплетаются в «плетень».

Тётушка Забавушка:

Вот подарок мой второй:

Колокольчик расписной.

Встанем дружно мы все в круг,

Завяжем глазки тебе, друг:

Как услышишь сладкий звон,

Отгадай, откуда он.

Игра «Бубенцы»

Дети встают в кpуг. Hа сеpедину выходят двое – один с бубенцом или колокольчиком, а дpугому завязывают глаза. Все остальные поют:

«Тpынцы-бpынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон! »

После этих слов «жмуpка» должен по звуку бубенца догадаться и поймать увеpтывающегося от него участника с бубенцом. Когда участник с бубенцом пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий «жмурка» превращается в обычного игрока.

Тётушка Забавушка: Давайте мы поиграем в «Золотые ворота».

Игра «Золотые ворота».

Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка  проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота».

«Воротики» произносят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Медведь: - А вы знаете, кто такой ЗЮЗКА? А я знаю, это мой друг, он шалун, баловник, он у меня в шубе сидит. Повеселимся с ним? Поиграем в ЗЮЗЮКУ!

- Я спрятал в нашей избушке конфетки, кто найдёт, того и будет!

Игра в «ЗЮЗЮКА»

Пятьдесят поросят

По болоту ходят,

«Зюзюку» не находят…

(Дети ищут конфетки, спрятанные в разных местах в комнате)

Тётушка Забавушка:

Весело мы с вами поиграли! Хороши русские народные игры! Вы их не забывайте и чаще в них играйте, тогда и скчать времени не останется!

Тётушка Забавушка: - А ещё на святки, девицы на судьбу свою гадали. Давайте вспомним, как это было.

Рассказ хозяйки о гаданиях.

Гадание:

(Забавушка выносит тарелку, в которой насыпана пшеница и лежат записки с пожеланиями. Каждый достаёт по одной и читает пожелание вслух)

Тётушка Забавушка:

Весело сегодня в зале

Веселились и играли.

А вот и пирожки мои готовы

Угощайтесь, будьте всегда здоровы.

Ведущий: Если хозяин щедрый на угощение – ему желают ещё больше добра, а если жадный – высмеют и опозорят на всю округу. Жадность никогда в почёте не была.

Дети: - Мы хозяину с хозяйкой

Не за даром пели!

Тётушка Забавушка: - А сейчас, мы вас приглашаем на чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...