урок технологии
методическая разработка по технологии (1 класс) по теме

 

познакомить с историей плетения; сформировать понятия «фигурное плетение»; «шахматное плетение»; фигурные поделки из бумаги, основанные на шахматном плетении; научить изготавливать фигурные поделки, применяя шахматное плетение; фигурные соединения двух деталей и  их оформление;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya.doc83.5 КБ
Office presentation icon figurnoe_pletenie.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ   АГЕНТСТВО   ПО   ОБРАЗОВАНИЮ

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ    КВАЛИФИКАЦИИ

СПЕЦИАЛИСТОВ   НАЧАЛЬНОГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Фигурное плетение»

Урок по технологии

                           3 класс

                                                     

                                                      Работу выполнили слушатели 656/657 групп

                                                      Илюхина Наталья Викторовна

                                                      педагог дополнительного образования

                                                      г. Нижнекамск, ЦДОдд

                                                      Юманова Татьяна Павловна

                                                      учитель начальных классов,

                                                      Апастовский р-н, Табар - Черкийская СОШ,

                                                      Кадоркина Марина Владимировна

                                                      учитель начальных классов

                                                      г. Бугульма, СОШ №5

        Сазанова Нина Евгеньевна

                                                      учитель начальных классов

                                                      Нурлатский р-н, Тюрнясевская СОШ.

                                                   

г. Казань

2010

Анализ содержания урока

1. Компонентный.

а) понятийный

новые

«фигурное плетение», «шахматное плетение», история плетения

опорные

бумага, свойства бумаги, плетение, технологическая карта, шаблоны

б) приемы работы

новые

изготовление различных фигур с помощью плетения, фигурные соединения двух деталей

опорные

работа с бумагой, клеем, ножницами

2. Технико-технологический.

- технологическая карта;

- различные виды поделок;

- презентация;

- мультимедийный проектор;

- экран

- ножницы;

- клей;

- цветная бумага;

- карандаш;

- линейка;

- тряпочка.

3. Организационно-экономический.

- организация рабочего места учащихся (расположение материалов и инструментов);

- техника безопасности при работе с ножницами и клеем (слайд);

- режим труда и отдыха (физкультминутка «Неделя»).

4. Логический.

- создание проблемной ситуации на уроке (выбор материала, инструмента, поделки);

- развитие поискового мышления, обосновывание своих суждений, применение полученных знаний;

- разработка процесса изготовления;

- оформление работы;

- анализ выполненных работ с помощью детей.

5. Психологический.

«слабые»

«средние»

«сильные»

шаблон разрезан, изготовление «сердечка»

шаблон с наметками, изготовление «ягодки»

самостоятельное изготовление «ягодки», «елочки», «гриба»

6. Воспитательный.

- аккуратность;

- эстетичность;

- трудолюбие;

- умение доводить до конца начатое дело.

План урока

Тема программы: Работа с бумагой

Тема урока: Фигурное плетение

Цели урока:   

    Обучения: познакомить с историей плетения; сформировать понятия «фигурное плетение»; «шахматное плетение»; фигурные поделки из бумаги, основанные на шахматном плетении; научить изготавливать фигурные поделки, применяя шахматное плетение; фигурные соединения двух деталей и  их оформление;

    Развития: развитие воображения, умения анализировать, сравнивать, обосновывать свое суждение; развитие умения уяснить суть, выдвигать предположения, применять знания; развитие эстетического вкуса; развитие умения анализировать выполненные работы (соблюдение технологичности, эстетичности, аккуратности);

   Воспитания: воспитание самостоятельности, умение доводить начатое дело до конца, аккуратности, трудолюбия.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: теоретических и практических работ

Методы обучения: монологический, исследовательский, диалогический, алгоритмический.

Методы преподавания: беседа, показ, создание проблемных ситуаций

Методы учения: слушание, наблюдение, практическая работа, участие в совместном обсуждении.

Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, слайды, готовые поделки, шаблоны, ножницы, клей, цветная бумага.

Ход урока по этапам.

1. Организационный   момент.

а) Организация рабочего места (расположение материалов и инструментов);

б) Техника безопасности с ножницами и клеем (памятка).

2 Актуализация опорных знаний.

Задачи этапа:

а) мотивационный настрой;

б) создание проблемной ситуации при постановке темы урока (выбор материала).

 

Состав опорных знаний: свойства бумаги, плетение, технологическая карта.

Прием преподавания: показ, рассказ, беседа.

Прием учения: беседа, наблюдение, участие в обсуждении, слушание.

 

3. Формирование новых знаний.

Задачи этапа:

а) познакомить с историей плетения;

б) показать различные виды плетения;

в) знакомство с фигурным плетением.

Состав новых знаний:

а) история плетения;

б) новые виды плетения.

Прием преподавания: показ, рассказ, организация совместного обсуждения.

Прием учения: слушание, наблюдение, участие в совместном  обсуждении.

4. Применение формируемых ЗУН.

Задачи этапа:

а) организовать практическую работу с разноуровневыми  заданиями;

б) организация совместного обсуждения выполненных работ.

в) подведение итогов.

Содержание практических работ:

а) «слабые» - шаблон с разметками;

б) «средние» - шаблон с наметками;

в) «сильные» - самостоятельное изготовление изделий.

Приемы преподавания:

а) организация практической работы;

б) наблюдение и оказание помощи;

в) подведение итогов.

Приемы учения:

а) выполнение практической работы;

б) участие в обсуждении.

Ход урока

   1. Организационный момент

- Здравствуйте. Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должны лежать: цветная бумага, клей, ножницы, линейка, карандаш и тряпочка.
-  Все готовы к уроку? Сели.

2. Актуализация знаний

-  К нам на урок пришли гости кошка Мурка и щенок Шарик, которые хотят рассказать историю, которая с ними произошла.

- Сегодня кошка Мурка и щенок Шарик встали рано и отправились в лес за грибами. Стояла замечательная погода, и в лесу было торжественно тихо. Только под ногами шуршали опавшие листья, да иногда с жужжанием пролетела осенняя муха. Грибов в лесу не было, и наши герои стали уже скучать, но тут Мурка увидела паутинку и принялась рассматривать работу паучка.

- Очень красиво у него получается, - сказала Мурка Шарику, который подошел узнать, что так заинтересовало кошечку.

        Работа паука и правда была удивительной. Тонкие, переливающиеся на солнце нити паутины переплетались, образуя великолепный узор. Взглянув на него, Шарик со знанием дела заметил:

- Это самая обычная сеть!

- Сеть, а похожа на тонкое кружево! Мне очень хочется иметь такое к новому платью,  - с восхищением разглядывая паутинку, заметила Мурка.

- Такую работу, конечно, можно выполнить, - Шарик на минуту задумался и добавил, - но мне кажется, что для этого нужно восемь лап, как у паука.

        Мурка готова уже была расстроиться, как вдруг, откуда ни возьмись, возле красивой паутинки появились Умелые Ручки. Они слышали весь разговор друзей и, как всегда, пришли на помощь:

- Не стоит спорить! Для выполнения сеточки и самого замечательного кружева вам потребуется всего две руки, но только они должны быть умелыми. Мы думаем, что настало время познакомиться с самым древним на свете ремеслом – плетением. Прежде чем приступать к работе, вам нужно узнать об истории его.

        Плетение известно человеку давно. Этим способом выполняли рыболовные сети, украшения, элементы одежды, предметы быта и др. Плели в основном из природных материалов: лозы, листьев кукурузы, стеблей трав, бересты и соломы. Но не сразу люди этому научились.

         Многие считают, что древний человек узнал о плетении от самого обыкновенного паука, глядя на то, как он из ниток создает сеточку-узор. Маленький паучок научил человека прясть нитку. Усвоив этот метод, человек стал выполнять нитки из самых разных материалов: пряли из нитей морских моллюсков, пряли изо льна и шерсти коз, баранов и верблюдов. А однажды случилось настоящее открытие: как-то летом китайская императрица потянула отточенными ноготками за паутинку упавший в чашку с чаем кокон гусеницы-шелкопряда – паутинка все тянулась и тянулась. Люди поняли важность открытия и с тех пор стали разводить этих гусениц для получения тонкого блестящего натурального шелка.

        Но вернемся к паукам. Оказывается, очень прочную ткань «сатин Восточного моря» ткали из нитей, полученных из паутины.

        Рассказывают, что в марте 1665 года луга и заборы вблизи Мерзенбурга покрылись великим множеством паутины и из нее женщины окрестных селений понаделали себе лент и различных украшений.

        А позднее королю Франции Людовику 14 преподнесли чулки и перчатки, тканные из шелковистых нитей французских пауков.

        260 лет назад Академия наук в Париже рассматривала вопрос о целесообразности использования паучьего шелка в промышленном производстве. Было решено, что это невыгодно, т.к. потребуются полчища пауков и тучи мух для их пропитания. И все-таки, несмотря на решения академиков, многие ученые продолжали искать и находить все новые применения паутине.

        Наш знаменитый соотечественник Миклухо-Маклай первым из европейцев описал, как пользуются паутиной на Новой Гвинее. Из толстой и прочной паутины огромных пауков туземцы плели рыболовные сети и сачки.

- Из чего же можно плести? (из бумаги, ленточек, ниток, прутьев, коры, кожи)

- Как вы думаете, из какого материала мы будем сегодня плести?

- Почему мы выбираем бумагу?

Бумага – это листовой материал, состоящий из волокон, спрессованных между собой.

        Для плетения используют самую разную по качеству бумагу. Учитывать при работе необходимо в основном три ее важных свойства – гибкость, прочность и толщину.

        Не нужно думать, что плетение из бумаги – самое простое в этой технике. Наши уроки плетения мы начнем, используя именно этот материал, так как он является наиболее доступным в работе.

- Давайте познакомимся с разными видами плетения. Самым распространенным является шахматное плетение. Научитесь его выполнять, потому что именно оно лежит в основе многих изделий.

Шахматное плетение.

        Заготовьте, например, 12 полосок бумаги. Это легко сделать, разметив квадрат с величиной сторон 12 см. В этом случае ширина полос будет равна одному сантиметру. Не спешите нарезать бумагу на полоски. Гораздо удобнее работать, переплетая блоки. Для этого с одной стороны полоски до конца не разрезают. Во время плетения блоками полоски не будут распадаться. Следите за тем, чтобы полоски бумаги плотно, без промежутков прилегали друг к другу.

Фигурное плетение.

В процессе такой работы полоски размечают блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурные блоки плетением, можно получить различные изображения, дополнить различные изображения, дополнить которые можно аппликацией. И, конечно, не забывайте о цвете полосок, который играет в оформлении работы важную роль.

Плетение уголками.

Обычно плетение выполняется полосками, но попробуйте из бумаги вырезать уголки и поработать ими.

  1. Переплетение двух уголков;
  2. Переплетение четырех уголков;
  3. Переплетение шести уголков;
  4. Переплетение восьми уголков

- Тема нашего урока. Работа с бумагой.  Фигурное плетение.

- А какую поделку мы будем изготавливать из бумаги с помощью техники плетения, вы постараетесь определить сами после отгадывания загадок.

Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошел,

Красну шапочку нашел.

                     (гриб)

                                   Стоит Егорка в красной ермолке;

Кто ни пройдет, всяк поклон отдает.

                             (ягодка- клубничка)

Что летом и зимой в рубашке одной?

                                                      (ель)

День и ночь стучит оно, словно бы заведено.

                            Будет плохо, если вдруг прекратится стук.

                                                                                           (сердце)

3. Практическая работа

Выбор материала.

- Так как нам предстоит работать с ножницами и клеем, давайте вспомним правила работы с ними.
- Как правильно работать с ножницами? 

1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде.

2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя.

3. Передавая ножницы, держать их за острые концы.)
-  Как правильно работать с клеем? 

1. Не оставлять клей открытым.

2. Не наносить на деталь слишком много клея.

3. Если клей попал на кожу, вытереть её тряпкой, а в конце работы вымыть руки.)
- Рассмотрим образцы поделок. (Вывешиваю их на доску
.)

- В этих фигурных поделках применяется шахматное плетение. Сейчас мы рассмотрим технологическую карту изготовления сердечка.

 Для этого нам понадобится 2 бумаги разного цвета, карандаш, линейка, ножницы.

1. Обведи шаблоны на 2 цветных бумагах

2. Сделай разметку полосок по 2 см – 5 полосок.

3. Вырежи детали

4. Вплети полоски через одну

5. Приклей отстающие полоски с обратной стороны.

- Посмотрите внимательно на ягодку, из каких деталей она состоит? (из сердечка и листочка). Как же изготовить ягодку?

1. Обведи шаблоны.

2. На двух шаблонах разного цвета провести разметку шириной по 2 см.

3. Соединение деталей.

4. Вплести полоски через одну.

5. Приклей отстающие полоски с обратной стороны.

Физкультминутка

- Встали.

Неделя.

В понедельник я купался, (изображают плавание.)

А во вторник – рисовал, (изображают рисование.)

В среду долго умывался, (умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем.)

Очень долго танцевал. (кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)

   4. Самостоятельная работа

- Подумайте, какую поделку вы будете изготавливать.
- В конце урока лучшие работы вывесим на доску.
- Время работы 15 минут. Желаю вам успеха.

(Дети работают самостоятельно) 

  5. Итог урока

- Практически у всех получились хорошие поделки. Лучшие – на доске.

- Почему именно эти работы попали на выставку? (1. Аккуратные.  2. Точно выполнена разметка. 3. Полоски ровно вплетены.)
- Ребята, у которых поделки не попали на выставку, ещё раз рассмотрите свои работы. Какие недочёты вы в них видите? (1. Не очень аккуратные. 2. Много клея. 3. Не точно выполнена разметка. 4. Неправильно вплетены полоски.)
-  Но вы не расстраивайтесь. При изготовлении следующих поделок вы постарайтесь учесть эти недостатки. И тогда ваша поделка обязательно попадёт на выставку.
- А какое применение можно найти вашим поделкам? (1. Подарить родным, друзьям. 2. Повесить у себя дома.)
- Вы довольны своей работой? Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Список используемой литературы

  1. А.М. Тупасова. Рукоделие в начальных классах. М. «Просвещение» 1985г. Стр.115
  2. Б. Мейнард. Плетение. М. «Просвещение» 1981г. Стр.134
  3. В.Г Лысаков. 1000 загадок. М. «»АСТ» 2006г. Стр. 318
  4. М. Кузьмина. Азбука плетения. М. 1991г. Стр.89
  5. М.И. Нагибина. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Ярославль 1997г. Стр. 222
  6. Н.Е. Цейтлин, А.П. Демидова. Справочник по трудовому обучению. М. «Просвещение» 1983г. Стр. 191
  7. Н.А Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества. Самара 2002г. Стр.111
  8. С. Газарян. Прекрасное – своими руками. М. 1990г. Стр.84


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фигурное плетение Урок технологии 3 класс Илюхина Наталья Викторовна г. Нижнекамск, ЦДОдд Юманова Татьяна Павловна Апастовскиий р-н, Табар – Черкийская МОУ СОШ, Кадоркина Марина Владимировна г. Бугульма, МОУ СОШ №5 Сазанова Нина Евгеньевна Нурлатский р-н, Тюрнясевская МОУ СОШ

Слайд 2

Плетение из лозы Текст надписи

Слайд 3

Плетение из ниток

Слайд 4

Плетение из бумаги

Слайд 5

Кто верно выполняет плетение? Кошка Мурка

Слайд 6

1. Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде. 2. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя. 3. Передавая ножницы, держать их за острые концы. 4. Не оставлять клей открытым. 5. Не наносить на деталь слишком много клея. 6. Если клей попал на кожу, вытереть её тряпкой, а в конце работы вымыть руки.) Памятка работы с ножницами и клеем

Слайд 7

1. Обведите шаблон (2 детали разного цвета). 2. Сделайте разметку по 2 см. 3. Вырезайте детали. 4. Вплетайте полоски через одну. 5. Приклейте отстающие полоски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-экскурсия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, технологии перспективно-опережающего обучения, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание сложных слов»

Представленный материал включает в себя подробный конспект и презентацию урока-экскурсии в зоопарк редких животных, названия которых являются сложными словами. В ходе урока с учащим...

Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".

В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД....

Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"

Урок технологии в 4 классе по теме "Фактура металла: проектирование, конструирование, технологии обработки. Панно \'Парус в море\'"...

Урок технологии в 1 классе "Конструирование зайчика по технологии оригами".

Раздел программы: «Технический труд»Класс: 1Объект труда: изготовление зайчика из бумаги.Время работы: 45 минут (1 урок).Тема: Конструирование зайчика по технологии оригами.Цель: познакомить учащихся ...

Урок технологии в 4 классе «Полезные ископаемые» Изделие «Малахитовая шкатулка» (Технология 4 класс УМК «Перспектива»)

Урок технологии в 4 классе по курсу  «Технология» авторов Н.И. Роговцевой и др.   (УМК «Перспектива») Тема урока:  Полезные ископаемые. Изделие "Малахитовая шкатулка"...

Урок технологии, или занятие по художественному труду с использованием технологии междисциплинарного обучения: "Вторая жизнь футляра от Киндер-сюрприз"

Данная методическая разработка урока технологии предназначена для учащихся 2-х классов или воспитанников кружка "Умелые руки" (8 - 9 лет). Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Ур...

Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.

Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...