Урок технологии в 4 классе
план-конспект урока (технология, 4 класс) по теме

Вечеркова Наталья Петровна

 

Урок технологии в 4 классе

Тема: Оригами

Изделие: коробочка-масу из бумаги

Цель: научить самостоятельно выполнять работу в технике оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tekhnologii_v_4_klasse.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Урок технологии в 4 классе

Тема: Оригами

Изделие: коробочка-масу из бумаги

Цель: научить самостоятельно выполнять работу в технике оригами

Задачи:

  1. продолжить формирование умения читать технологическую карту по условным обозначениям, научить приёмам складывания из бумаги по  карточкам-консультациям; формировать первоначальные представления о смысле традиций разных стран, об исторической информации, заключённой в вещах.
  2. способствовать развитию пространственного мышления, сообразительности, координации мышления, аккуратности и точности в работе;
  3. познакомить детей с историей искусства оригами, его декоративно-художественными достоинствами и его ролью в жизни человека; воспитывать установку на альтернативное видение окружающего мира, любознательность, эмпатию, самостоятельность.

Оборудование: коллекция изделий в технике оригами для выставки, фотографии с видами Японии и японской культуры; ракушки,  индивидуальные карточки-консультации, цветная бумага для детей, карточки-тесты, магнитофон.

Тип урока:урок - практикум

Ход урока.

1. Орг. момент

Ребята, мы начинаем урок технологии и я хочу вас особым образом поприветствовать:

Охайо гамазасу!

(поклон, руки сложены лодочкой перед грудью)

Подумайте, где могут так приветствовать.(в Японии).

Как можно перевести на русский?

А в дословном переводе это звучит:

Желаю хорошо потрудиться!

Так вот желаю вам хорошо потрудиться на радость прежде всего себе и, конечно, доставить удовольствие своей работой окружающим.

2. Вступительная  беседа

Итак, на уроке истории мы с вами начали знакомство с другими государствами мира – странами, расположенными в разных частях света. Каждая из них отличается своей культурой, языком, хозяйством, религией. Япония – это сосед нашего государства. Кто знает, а с какой стороны? (с востока).Все знают, что в каждой стране есть свои традиционные предметы быта, национальная одежда, игрушки.

Вот в Японии, например, существует национальная одежда кимоно, вместо ложки для еды японцы используют палочки, обедают сидя на полу, подогнув под себя ноги.

Чайная церемония – ещё одна национальная традиция этой удивительной страны. Ещё это островное государство славится своей электроникой и техникой. Это  - лучшие в мире компьютеры, игрушки-роботы.

Японцы – очень трудолюбивый и творческий народ. Они занимаются росписью по шёлку(батик), искусством составления букетов(экибано), складыванием фигурок из бумаги(оригами).

Вы не раз в технике оригами складывали фигурки. И сегодня узнаете об истории возникновения  оригами и научитесь складывать новое изделие с помощью технологической карты.

Что такое технологическая карта?(это поэтапное выполнение работы).

Итак, искусство оригами насчитывает более 2000 лет и его  история полна ярких страниц.

В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того оригами считалось всегда на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.

Рассказ ученицы, увлекающейся оригами, об истории этого искусства.

Существуют модели традиционные, декоративные, модульные, игрушки и движущиеся модели.(демонстрация моделей на выставке)

Знаете, у японцев есть поговорка: Не говори «изумительно», пока не увидишь Японию. Да, это одна из самых удивительных стран в мире. Природа там восхитительна, она вдохновляет людей заниматься искусством. Берега островов, где расположена Япония, омывают воды Тихого океана, Охотского моря, Японского моря, Восточно-Китайского моря. Дары морей – основная пища японцев. Но ещё море в подарок людям присылает красивые раковины, ракушки и камешки.

А вот те самые дары!

(учитель высыпает на стол ракушки)

- Хочу поделиться, только во что собрать ракушки, чтобы вы отнесли домой?

Представьте, что у вас нет ни кулька, ни сумки, ни ножниц, ни клея, а есть только лист бумаги и универсальный инструмент – руки.

Уберём с выставки те фигурки, в которых ракушки далеко не унесёшь(дети выходят и убирают лишние фигурки).Остались коробочки разного цвета, разного вида, разного размера.

Итак, мы будем изготавливать коробочку - масу классическую, практичную модель, так как к ней можно   при желании сделать крышечку и перегородки.

  1. Анализ образца изделия

Рассмотрите коробочку и придумайте подходящие прилагательные – определения.

На доске слова:

Аккуратная, удобная,

 кривая, маленькая, вместительная, неровная, практичная, цветная,

 грязная бумажная, удобная, помятая,

 лёгкая, складная.

Уберите неподходящие.

1. Какую форму имеет коробка?

2. С помощью чего придаётся ей форма?

3. Сколько этапов нужно пройти до готового изделия?

4. Какие условные обозначения используются?

Линия видимого контура_____

Линия сгиба __  .. __

Согнуть и разогнуть 

Согнуть

5.Показ учителя с устным объяснением

1 шаг – квадратный лист сложить по диагоналям;

2 шаг совместить противоположные стороны;

3 шаг – согнуть и разогнуть углы к центру;

4, 5 шаг - согнуть и разогнуть углы к указанной линии;

6 шаг -  согнуть и разогнуть углы к  контуру квадрата;

7 шаг – согнуть к центру углы;

8 шаг – сформировать боковые стороны, подняв на 90˚;

9 шаг – соединить углы, прижав к плоскости и поднять угол;

10 шаг – сформировать боковую стенку;

11 шаг – аналогично 9 и 10.

Помните! Сгибать только один раз!

6.Планирование трудовой деятельности

Какие правила рабочего человека будем соблюдать?

  1. Продумайте свою работу до конца, составьте план работы.
  2. Приготовьте рабочее место.
  3. Следи за качеством выполняемой работы.
  4. Экономно расходуй материал, бережно относись к инструментам
  5. Во время работы следи за порядком и чистотой рабочего места
  6. После работы убери рабочее место, уложи аккуратно инструмент и материал.

Я только добавлю некоторые заповеди юного японца:

  • Не унывай! Всё поправимо, если ты умён, трудолюбив и упорен.
  • Не бойся! Кто боится, тот уже проиграл. Побеждают отважные.
  • Трудись! Трудолюбие – источник всех успехов, источник уважения людей. Только трудолюбие возводит дома, плотины и только оно созидает.

Физминутка

Перед самостоятельной работой разомнёмся: поплаваем в Японском море, нырнём – вынырнем, в Охотском море, в Восточно-Китайском море, в Тихом океане. Нырнём на дно и под крышкой стула найдём клад. Отсоедините – это индивидуальная карточка-консультация, она поможет вам.

7.Практическая работа по созданию объекта труда

Простой бумаги чистый лист!

Ты бел как мел, не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука

Чем станешь ты? Когда, какой

Используешься ты рукой...

Приступим к работе

(звучит музыка в японском стиле)

8.Анализ и оценка результатов

Вот такая выставка получилась замечательная. Но уж поскольку мы на выставке, выбираем лучшие работы. Оценим эффективность работы, качество и быстроту. В оценённые коробочки кладётся ракушка.

Номинации: «Быстрейший», «Аккуратнейший», «Смешнейший»

9.Итог

Итак, вы умеете работать, читать технологическую карту, понимаете условные обозначения – в этом я убедилась, наблюдая за вами.

Что понравилось?

А вот, что узнали нового, проверит тест.

Выполняют небольшой тест.

10.Д/З

Сделайте к своей коробочке крышечку по тому же алгоритму.

Тест к уроку:

Вопросы для самопроверки                  

1.Что такое оригами?

  1. Искусство составления букетов
  2. Искусство складывания бумаги
  3. Лепка из пластилина

2.Что необходимо для занятия оригами?

  1. Молоток и гвозди
  2. Кисточка и краски
  3. Бумага

3. Родина оригами

  1. Советский Союз
  2. Япония
  3. Африка

Индивидуальная карточка – консультация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии 2 класс. Тема урока: Работа с картоном. «Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией».

Цели урока:1.            Закрепить первоначальные знания учащихся о форме, , познакомить с разнообразными  способами.2....

Презентация к уроку технологии 1 класс "Работа с бумагой. Коллаж "Дикие животные". Проектная деятельность на уроке технологии.

Презентация знакомит детей с понятием "Проект", с этапами работы над проектом, с видами коллажа. В процессе практической работы рекомендую просмотр электронного приложения к учебнику "Технология 1 кла...

Конспект урока. Технология. 1 класс. Тема урока: «Одежда, ткань, нитки»

Тема урока: «Одежда, ткань, нитки» Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока: познакомить с назначением одежды, с видами ниток, с видами ткани; раскрыть содержание понятий «ткань», выкройкаПлан...

Урок технологии 1 класс «Технология» Е.А. Лутцева. Тема: О выборе материала. Нужна ли нам бумага и картон.

Урок технологии 1 класс "Технология" Е.А.Лутцева. Тема: "О выборе материала. Нужна ли бумага и картон"...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...

Конспект урока технологии 2 класс " Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие- чехол для телефона"

Цели деятельности учителя: изготовление модели чехла для телефона из фетра с помощью строчки косых стежков, закрепление навыка создания выкройки.Планируемые результатыПредметные:Знать: этапы выполнени...

Технологическая карту урока технологии - 1 класс "Обрывная аппликация" (УМК "Технология" Е.А.Лутцева)

Тема урока: «Обрывная аппликация»Изделие : «Открытка ко дню матери»  Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работ навыков &laq...