Рабочая программа по технологии 1 класс "Школа России"
рабочая программа по технологии (1 класс)

Гусарова Анастасия Владимировна

     Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступениобразования.Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимсяпервоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработкидоступных материалов, современных информационныхтехнологий, необходимых в повседневной жизни современного человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_rabochaya_programma.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Пояснительная записка

                       Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по технологии для начальной ступени образования. Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и создают условия для

активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни современного человека. Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его собственная предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие. Такая среда является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной и духовной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться. Эта же среда является для младшего школьника условием формирования всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и пр.).

                     Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» естественным путём интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное

чтение), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика, что, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате на уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению, формироваться социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации. Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.    

            Цель изучения курса технологии — развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.

           Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;

— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

                 В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобразительное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий. Интеграция опирается на целостное восприятие младшим школьником окружающего мира, демонстрируя гармонию предметного мира и природы. При этом природа рассматривается как источник вдохновения художника, источник образов и форм, отражённых в народном быту, творчестве, а также в технических объектах.

       

                     Место курса  в учебном плане  

             

                  Курс рассчитан на 1 час в неделю (1 класс — 33 часа, 2—4 классы — по 34 часа

            1.Планируемые результаты обучения по предмету

Личностные:

       -  проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»; принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников; чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя; бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;

  -  осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;

-  с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;

-  под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

-  принимать цель деятельности на уроке;

-  проговаривать последовательность действий на уроке;

-  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

-  готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

-  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД

  • наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
  • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

-  анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

-  ориентироваться в материале на страницах учебника;

-  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- делать выводы о результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД

- слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

Предметные:

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.

 Основы культуры труда. Самообслуживание.

Учащийся будет знать о (на уровне представлений):

• роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

• отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;

• профессиях близких и окружающих людей.

Учащийся будет уметь:

• обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);

• соблюдать правила гигиены труда.

2. Технология ручной обработки материалов. Основы

художественно-практической деятельности.

Учащийся будет знать:

• общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);

• последовательность изготовления несложных изделий

(разметка, резание, сборка, отделка);

• способы разметки («на глаз», по шаблону);

 • формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

• клеевой способ соединения;

• способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

• названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.

Учащийся будет уметь:

• различать материалы и инструменты по их назначению;

• качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:

экономно размечать по шаблону, сгибанием; точно резать ножницами;) соединять изделия с помощью клея;

 эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;

• использовать для сушки плоских изделий пресс;

• безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);

• с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.

3. Конструирование и моделирование.

Учащийся будет знать о:

• детали как составной части изделия;

• конструкциях разборных и неразборных;

• неподвижном клеевом соединении деталей.

Учащийся будет уметь:

• различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

• конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

            2. Содержание учебного предмета

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания.

           Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и др. разных народов России и мира). Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии, традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия,

услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание помощи младшим, сверстникам и взрослым.

     2.  Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в

зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических

операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, лекалу, копированием; с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами и канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение читать инструкционную

и технологическую карты и изготавливать изделие с опорой на неё. Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (кон-

тур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений, чертежа. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

      3. Конструирование и моделирование.

Общее представление о мире техники (транспорт, машины и механизмы). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способов их сборки. Виды и  способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу и по заданным условиям (конструкторско-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и др.).

   

                   

№ урока

Количество часов

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

8ч.

                                                                                        ПРИРОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ

1

Рукотворный и природный мир города и села

С помощью учителя:

— слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

— наблюдать предметы окружающего мира, связи человека с природой и предметным миром;

— сравнивать и классифицировать предметы окружающего мира по их происхождению (природное или рукотворное);

— проводить количественное сравнение наблюдаемых предметов (в учебнике, в реальности);

— объяснять свой выбор предметов  окружающего мира;

— делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— осмысливать необходимость бережного отношения к природе

2

На земле, на воде и в воздухе.

3

Природа и творчество. Природные материалы. Экскурсия в природу.

Первичный инструктаж

— слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

— наблюдать и отбирать природные материалы;

— называть известные природные материалы;

— сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.);

— объяснять свой выбор предметов окружающего мира;

— делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству

4

Листья и фантазии.

— слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;

— наблюдать и отбирать природные материалы;

— называть известные природные материалы;

— сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.);

— объяснять свой выбор предметов

окружающего мира;

— делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— осмысливать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству

5

Семена и фантазии

6

Веточки и фантазии.

 Фантазии из     шишек, желудей, каштанов

7

Композиция из листьев. Что такое композиция?

8

Орнамент из листьев. Что такое орнамент?

5ч.

ПЛАСТИЛИНОВАЯ МАСТЕРСКАЯ

9

Материалы для лепки. Что может пластилин?

— организовывать рабочее место для работы с пластилином;

— наблюдать и называть свойства пластилина;

— сравнивать свойства пластилина, выделять основное — пластичность;

— анализировать образцы изделий,

понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

— открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения (свойства пластилина);

— изготавливать изделия с опорой на рисунки и подписи к ним;

— отбирать пластилин по цвету, придавать деталям нужную форму;

— осваивать умение переносить известные знания и умения (свойства пластилина) на схожие виды работ;

— осваивать умение работать в группе — изготавливать детали композиции и объединять их в единую композицию;

— придумывать и предлагать свои варианты деталей рыбок, водорослей по форме, цвету, материал для деталей камней;

— анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

— открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения;

— делать выводы о наблюдаемых явлениях;

— оценивать результат своей деятельности (качество изделия);

— осваивать умение помогать друг другу в совместной работе;

— осваивать умение обсуждать и оценивать свои знания

10

В мастерской кондитера. Как работает мастер?

11

   В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?

12

Проект «Аквариум»

13

Проект «Аквариум»

15ч.

БУМАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ

14

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

— осваивать умение работать в группе — изготавливать отдельные детали композиции и объединять их в единую композицию;

— анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

— открывать новое знание и практическое умение;

— изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

— оценивать результат своей деятельности (качество изделия: степень соответствия образцу, аккуратность, оригинальность оформления и пр.);

— обобщать (называть) то новое, что освоено;

— выполнять данную учителем часть изделия, осваивать умение договариваться и помогать однокласснику в совместной работе

15

Проект «Скоро Новый год!»

16

Проект «Скоро Новый год!»

17

Школа оригами. Основные условные обозначения оригами.

— организовывать рабочее место для работы с бумагой;

— осваивать умение переносить известные знания  на схожие виды работ;

— наблюдать и называть свойства разных образцов бумаги и картона;

— сравнивать конструктивные особенности отдельных изделий и схожих групп изделий, технологии их изготовления;

— анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

— отбирать необходимые материалы для композиций;

— изготавливать изделие с опорой на рисунки и план;

— осуществлять контроль по шаблону;

— оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность)

18

Базовые формы оригами.

19

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?

20

Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?  

21

«Наша родная армия».  Подарок ко Дню Защитника Отечества.

— соотносить профессии людей и инструменты, с которыми они работают;

— организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном;

— исследовать конструктивные особенности ножниц;

— открывать новые знания и умения — правила безопасного пользования ножницами и их хранения, приём резания ножницами через практическое исследование, обсуждение, выводы);

— анализировать образцы изделий,

22

Ножницы. Что ты о них знаешь?

23

Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет?

организовывать рабочее место для работы с бумагой и картоном;

исследовать и сравнивать приёмы резания ножницами по разным линиям;

анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

открывать новые знания и умения — приёмы резания бумаги ножницами по линиям, приёмы вытягивания, накручивания бумажных полос через пробные упражнения;

отбирать необходимые материалы для композиций;

изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним;

оценивать результат своей деятельности (качество изделия: точность складывания, аккуратность наклеивания, общая эстетичность);

обобщать (называть) то новое, что освоено;

осознавать необходимость уважительного отношения к девочкам и женщинам

24

Шаблон для чего он нужен? Как изготовить его из листа бумаги? 

25

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

26

Весна. Какие краски у весны? 

27

Настроение весны. Что такое колорит? 

28

Праздники и традиции весны. Какие они?

5ч.

                                                                     ТЕКСТИЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ  

29

Мир тканей. Для чего нужны ткани?

организовывать рабочее место для работы с текстилем;

наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению; основную строчку прямого стежка и её варианты;

анализировать образцы изделий

30

Игла-труженица. Что умеет игла?

организовывать рабочее место для работы с текстилем;

наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению; основную строчку прямого стежка и её варианты;

анализировать образцы изделий,

понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

открывать новое знание и практическое умение через пробные упражнения

31

Вышивка. Для чего она нужна? 

32

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?

33

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Количество часов

Тема урока

Дата

8ч.

          ПРИРОДНАЯ МАСТЕРСКАЯ

1

1

Рукотворный и природный мир города и села

2

1

На земле, на воде и в воздухе.

3

1

Природа и творчество. Природные материалы. Экскурсия в природу.

Первичный инструктаж

4

1

Листья и фантазии.

5

1

Семена и фантазии

6

1

Веточки и фантазии.

 Фантазии из     шишек, желудей, каштанов

7

1

Композиция из листьев. Что такое композиция?

8

1

Орнамент из листьев. Что такое орнамент?

5ч.

ПЛАСТИЛИНОВАЯ МАСТЕРСКАЯ

9

1

Материалы для лепки. Что может пластилин?

10

1

В мастерской кондитера. Как работает мастер?

11

1

   В море. Какие цвета и формы у морских обитателей?

12

1

Проект «Аквариум»

13

1

Проект «Аквариум»

15ч.

БУМАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ

14

1

Мастерская Деда Мороза и Снегурочки.

15

1

Проект «Скоро Новый год!»

16

1

Проект «Скоро Новый год!»

17

1

Школа оригами. Основные условные обозначения оригами.

18

1

Базовые формы оригами.

19

1

Обитатели пруда. Какие секреты у оригами?

20

1

Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок?  

21

1

«Наша родная армия».  Подарок ко Дню Защитника Отечества.

22

1

Ножницы. Что ты о них знаешь?

23

1

Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок – портрет?

24

1

Шаблон для чего он нужен? Как изготовить его из листа бумаги? 

25

1

Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?

26

1

Весна. Какие краски у весны? 

27

1

Настроение весны. Что такое колорит? 

28

1

Праздники и традиции весны. Какие они?

5ч.

  ТЕКСТИЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ  

29

1

Мир тканей. Для чего нужны ткани?

30

1

Игла-труженица. Что умеет игла?

31

1

Вышивка. Для чего она нужна? 

32

1

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?

33

1

Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии  "Школа России" 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по технологии.Школа России.4 класс.Автор:Геронимус.Этот материал будет интересен тем, кто доучивает по старому....

Рабочая программа по технологии (Школа России) 3 кл

Программа составлена по триместрам...

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии по программе "Школа России" полностью соответствует всем требованиям ФГОС....

Аннотация к рабочей программе по технологии "Школа России"

Аннотация к рабочей программе по технологии  "Школа России"   1-4 классы...