Рабочая программа по трудовому обучению за 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс)

Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе программы министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII в. под ред. В.В. Воронковой и  примерной  адаптированной  основной образовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_trudovoe_obuchenie_2_klass.docx52.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению.

2 класс

Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе программы министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII в. под ред. В.В. Воронковой и  примерной  адаптированной  основной образовательной программы для детей с легкой умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра (протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

, имеет практическую направленность и учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с отклонениями в развитии. На трудовое обучение предусмотрено 65  часов; по 2  часа в неделю.

Трудовое обучение направлено на решение следующих задач:

  • воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе) уважения к людям труда.
  • специальные задачи направлены на коррекцию умственной деятельности, которая способствует умению анализировать, планировать логическую последовательность; определять приемы работы; контролировать свою работу и оценивать качество готового изделия (поделки).

Исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, физического развития, особенно мелкой моторики рук.

  • подготавливание к общетехническому труду в учебных мастерских.
  • учет индивидуальных трудовых способностей учащихся.

Учебный план по технологии.

Iч.

IIч.

IIIч.

IVч.

За год

Примечание

Трудовое обучение (ручной труд).

Пояснительная записка.

I. Задачи  общеучебные:

  • воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, настойчивости, коллективизма);
  • уважение к людям труда;
  • формирование трудовых качеств;
  • развитие самостоятельности в труде;
  • привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде («правила рабочего человека»);
  • формирование санитарно-гигиенических норм в труде;
  • воспитание правил безопасной работы. Специальные задачи:
  • умение ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • планировать ход работы над изделием, последовательность изготовления поделки, определить приемы работы и инструменты;
  • контролировать свою работу (правильность действий и результатов, оценивание качества готового изделия);
  • исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а так же недостатков физического развития, мелкой моторики.

II. Виды труда в 1м классе:

  • работа с глиной и пластилином;
  • работа с природным материалом;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами;
  • работа с проволокой и металлоконструктором.

В I четверти 2кл. виды труда чередуются. Bo II четверти - по одному виду труда проводится 2-3 урока подряд.

III. Разделы программы 2 кл. по видам труда:

  • практическая работа;
  • технические сведения;
  • приемы работы;
  • умения;
  •  межпредметные связи;

      -        примечания.

На практическую часть отводится две трети учебного времени.

IV. Организация занятий:

  • организация фронтальной работы;
  • индивидуальный и дифференциальный подход к группам детей с учетом характера затруднений и возможности каждого ребенка.
  • соблюдение правил безопасности;
  • гигиена труда;
  • оценка знаний и умений с учетом правильности приемов работы, степени самостоятельности выполнения задания;
  • экскурсии в мастерские школы с целью ознакомления учащихся с видами и характером профессионального труда.

Содержание программы.

Практические работы.

I. Распределение учебного времени по видам труда.

Виды труда

I ч.

II ч.

III ч.

IV ч.

Всего

1 Вводное занятие.

                         

2 Работа с глиной и пластилином.

        17ч

3 Работа с природным материалом.

                  

        14ч

4 Работа с бумагой и картоном.

23ч

5 Работа с нитками.

10ч

II. Виды работ по четвертям.

  1. Работа с глиной и пластилином. Упражнения в подготовке материала к лепке:
  • изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из палочек и столбиков разной длинны и толщины.

  1. четверть:
  • лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, неваляшка;
  1. четверть:
  • лепка по образцу: моркови, груши, перца, грибов;
  1. четверть:
  • лепка по образцу рельеф букв и цифр на подкладной доске;
  • лепка по образцу стилизованной фигурки человека.
  1. четверть:
  • лепка по образцу и представлению деталей для макетов к сказкам, бытовых сюжетов. Сборка макета.

  1. Работа с природным материалом:

 1 четверть:

  • составление по образцу сюжетных картинок «Отлет птиц», «Букет».

2 четверть:

  • изготовление по образцу ежика из пластилина (иглы из крылаток, веточек, шелухи и др.);
  • изготовление по образцу бабочки из пластилина и мелких листьев;
  • изготовление по образцу рыбки из шишки и пластилина;

  3четверть:

  • изготовление по образцу птички из шишки ели и пластилина;
  • изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха;
  • оформление макетов из изготовленных изделий.

 4четверть:

      Данный вид работы не предусмотрен.

  1. Работа с бумагой, с применением режущих инструментов.

 1четверть:

  • изготовление по образцу летающих игрушек: стрелы, змея;
  • изготовление по образцу стаканчика для семян;
  • упражнения в резании ножницами по следам сгиба;
  • вырезывание геометрических фигур на глаз.

 2четверть:

  • изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги «цепочка»;

 3четверть:

  • составление по образцу композиции из геометрических фигур (домик, снеговик);
  • составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур;
  • составление по образцу орнамента в квадрате;

 4четверть:

  • изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

  1. Работа с нитками.
  1. четверть:
  • упражнения в разрывании и резании ниток разной длинны, связывание цветных ниток, наматывание в клубок, на картонку. Составление коллекции ниток.
  • изготовление цветка, кисточки.
  1. четверть:
  • упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки. Шитье по проколам закладки для книг способом «игла вверх - вниз»;
  • вышивание по готовым проколам геометрических фигур с закрашиванием контура;
  • вышивание по рисунку, составленному учителем с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

   I четверть:

  • умение выслушать и повторить за учителем анализ образца;
  • умение участвовать в коллективной беседе по вопросам учителя;
  • сравнивать образцы изделия с натуральным предметом;
  • пооперационное выполнение работы по словесной инструкции с показом приемов изготовления;
  • уметь оценивать свое изделие (аккуратное, красивое, похоже на образец);
  • умение ориентироваться в пространстве при выполнении плоскостных изделий, разделить лист на глаз, показать верх, низ, правую и левую строну листа;
  • анализировать форму предметов под руководством учителя;
  • знание основных геометрических форм, умение назвать, показать;
  • иметь представление о величине предметов.

   II четверть:

  • уметь ориентироваться в задании по вопросам учителя;
  • сравнивать образец с натурой;
  • планировать ближайшие операции;
  • контролировать с помощью учителя правильность расположения деталей, соблюдение пропорций, размеров;
  • отвечать на вопросы «что из чего сделано?»;
  • оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя;
  • правильно ориентироваться на плоскости листа бумаги;
  • узнавание и называние основных геометрических и пластических форм;
  • умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.

III четверть:

  • ориентироваться в задании частично с помощью учителя;
  • сравнивать изделие с натуральным объектом;
  • планировать ближайшие операции в сложных изделиях;
  • осуществлять текущий самоконтроль;
  • составлять отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложных изделий;
  • пространственная ориентировка: стороны и углы листа; положений: впереди, сзади, прямо и т.д.
  • частично с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.

IV четверть:

  • ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом;
  • планировать ближайшие операции по предметной карте и без нее;
  • дать отчет о последовательности изготовления изделия по вопросам;
  • контролировать правильность выполнения изделия с помощью учителя;
  • самостоятельно кратко оценивать свое изделие;
  • ориентировка: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций, размеров, рациональность расположения материала на рабочем месте;
  • более сложная ориентировка на листе, подставке (левый нижний край и т.п.);
  • употребление в речи слов, характеризующие пространственные отношения между ними.

                                                                               Межпредметные связи.

Математика. Счет в пределах 10. Геометрические фигуры.

Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация. Орнаменты из геометрических форм и растительных форм.

Развитие речи. Название предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы.

Примечания.

  1. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами.
  2. Научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайших операций.
  3. С помощью учителя выполнять работу.

                4.Уметь называть «верх – низ», правую – левую сторону листа, детали изделия, узнавать и называть основные             геометрические фигуры.

Учебно – методическое обеспечение.

Для обучающихся:

1. JI.A. Кузнецова «Ручной труд». 1 класс -

учебник по трудовому обучению для 1

класса специального (коррекционного) ОУ

VIII в. г. С-Петербург. Изд.

«Просвещение», 2011 г.

Для учителя:

1. В.В. Воронкова «Программы»

2 . С.М. Мирский «Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении ОПН. Изд. «Педагогика». Москва. 1990г.

4. JI.A. Кузнецова «Методическое руководство

к учебнику « Ручной труд». Изд. С-Петербург,  2011 г.

5. Примерная  адаптированная  основная

образовательная программа для детей с легкой умственной

отсталостью и расстройствами аутистического спектра  (протокол от 22 декабря  2015 г. № 4/15).

Календарно – тематическое планирование 2 класс

Трудовое обучение I четверть      17 часов

п/п

Дата

Раздел

Тема

Тип урока

Кол-во часов

Должны знать

Должны уметь

Коррекционные задачи

Словарь

I

1

Вводное занятие

Беседа о труде и профессиях.

Особенности уроков труда

Урок формирования умений и навыков

Знание основных видов профессий, необходимость овладения трудовыми навыками. Знать особенности уроков труда, основные инструменты и материалы, используемые в работе на уроках.

Уметь выполнять основные трудовые навыки, уметь организовывать рабочее место.

Развитие памяти, связной речи, наблюдательности, сравнений и обобщений.

Труд

II

1

Работа с глиной и пластилином.

Упражнения в подготовке материала к лепке.

Урок изучения нового материала

Знание свойств глины и пластилина (пластичность, цвет, инструменты).

Уметь работать с пластилином и правильно выполнять приемы обработки материала.

Развитие наблюдательности, воображения. Развитие памяти, связной речи. Развитие мелкой моторики.

Лепка

Стека

Пластилин

2

Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бусы, ягоды, мячи, куклы, неваляшки.

Урок формирования умений и навыков

Знать приемы работы: раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание.

Уметь изготавливать геометрические формы: шар. Уметь располагать детали и объекты в определенной последовательности.

Умение соблюдать пропорции, уметь крепить детали на подложке.

Развитие мелкой моторики. Развитие мышления. Умение сравнивать, обобщать, определять последовательность. Развитие пространственной ориентировки. Развитие связной речи.

Шар

III

1

2

Работа с природным материалом.

Экскурсия «Осень пришла»

Составление по образцу сюжетной композиции: «Осенний листопад».

Урок-

экскурсия

Урок изучения нового материала;

урок формирования умений и навыков;

урок развития умений и навыков;

урок повторе-

ния и обобщения

Знание свойств материалов, приемов составления сюжетных композиций.

Знание свойств материалов, приемов составления сюжетных композиций.

Умение подобрать материал для изготовления сюжетной композиции

Умение подобрать материал для изготовления сюжетной композиции, выбрать способ соединения деталей.

Развитие мышления; творческого воображения. Развитие навыков самоорганизации.

Развитие мышления; творческого воображения. Развитие навыков самоорганизации.

Материал

Стебли

IV

1

Работа с бумагой.

Изготовление по образцу летающих игрушек из листа плотной бумаги: стрела, змея.

Урок изучения нового материала;

урок формирования умений и навыков

Знание сортов бумаги видов работ с бумагой.

Знать последовательность изготовления летающего изделия, его особенности.

Уметь выбирать нужный сорт и размер бумаги для изготовления изделия. Умение организовывать свое рабочее место.

Устанавливать логическую последовательность изготовления изделия.

Развитие мелкой моторики мускулатуры, точности и согласованности действий рук, пальцев.

Планирование работ.

Рисовальная

бумага

2

Изготовление по образцу пакетика для семян.

Урок развития умений и навыков

Знание свойств бумаги. Правила безопасности работы.

Умение выполнять изделие по образцу. Организация рабочего места и санитарно – гигиенических требований.

Развитие тактильной и зрительной памяти, умение делать по образцу.

3

Упражнения в резании ножницами по линиям сгиба: квадрата,

прямоугольника.

Урок развития умений и навыков

Инструменты и правила безопасной работы. Знание основных геометрических форм (квадрат, прямоугольник).

Умение выполнять упражнение по образцу, резание по линиям сгиба квадрата и прямоугольника.

Развитие мелкой моторики мускулатуры, точности и согласованности действий рук, пальцев.

Ножницы

4

Разметка по шаблонам и вырезывания геометрических фигур

Урок развития умений и навыков

Знание свойств бумаги, правила безопасной работы, знание геометрических работ.

Знание правил работы.

Уметь делать разметку по шаблону геометрических фигур и вырезать их ножницами.

Развитие мелкой моторики мускулатуры пальцев, координация движении рук.

Шаблон

Трудовое обучение II четверть       14 часов

п/п

Дата

Раздел

Тема

Тип урока

Кол-

во

часов

Должны знать

Должны уметь

Коррекционные

задачи

Словарь

I

1

Работа с глиной и пластилином.

Лепка по образцу предметов конической формы: морковь, перец, груша.

Урок развития умений и навыков

Знание свойств глины и пластилина, приемов обработки материала инструментами. Знание санитарно – гигиенических требований. Знать приемы работы: скатывание, раскатывание, вытягивание.

Умение организовывать свое рабочее место, Устанавливать логическую последовательность поделки. Уметь изготовлять предметы конической формы.

Развитие наблюдательности, воображения. Развитие образного мышления. Развитие мелкой моторики.

Конус

2

Лепка по образцу грибов.

Урок развития умений и навыков

Урок повторения и обобщения

Знание приемов обработки и соединения деталей. Знание правил безопасной работы. Знать отличительные особенности съедобных и несъедобных грибов.

Умение организовывать рабочее место, умение подобрать материал нужного цвета, сконструировать детали изделия, соединить.

Развитие мышления, творческого воображения; умение составлять рассказ – описание. Умение сравнивать изделие с образцом.

Грибы съедобные и несъедобные

II

1

Работа с природным материалом.

Изготовление по образцу ежа из пластилина, шишки и хвои.

Урок развития умений и навыков

Знание свойств материалов, прием обработки и соединения деталей. Знание правил безопасной работы.

Умение подобрать материал, обработать и сконструировать изделие, выбрать способ соединения деталей.

Развитие творческого мышления, воображения, умение составить рассказ – описание.

Ёж

2

Изготовление по образцу бабочки из засушенных листьев.

Урок развития умений и навыков

Знание последовательности изготовления, планирование ближайших операций.

Сравнение образца изделия с натуральным объектом.

 Уметь сочетать природный материал по форме, цвету, величине.

Развитие пространственной ориентировки, соблюдение пропорций и размеров, сравнений.

Бабочка

3

Изготовление по образцу рыбки из шишки и бумажных деталей.

Урок развития умений и навыков,

урок повторения и обобщения

Знание свойств материалов и правил безопасной работы и санитарно – гигиенических требований.

Сравнение образца изделия с натуральным объектом.

Развитие мышления, планирование ближайших операций.

III

1

Работа с бумагой.

Изготовление елочных гирлянд из полосок цветной бумаги «цепочка».

Урок развития умений и навыков,

урок повторения и обобщения,

урок закрепления.

Знание свойств бумаги, ее сортов. Инструменты и правила безопасной работы. Знать основные цвета. Приемы соединения.

Уметь выбирать нужный сорт, размер, цвет бумаги.

Развитие мелкой моторики, мускулатуры, точность и согласованность действий рук, пальцев.

Гирлянда

Ручной труд      III четверть      19 часов

п/п

Дата

Раздел

Тема

Тип урока

Кол-во часов

Должны знать

Должны уметь

Коррекционные задачи

Словарь

I

1

Работа с глиной и пластилином (с применением инструментов).

Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание свойств глины и пластилина; видов лепки (на плоскости, рельеф, круглая скульптура); инструментов.

Умение работать фронтально; правильно выполнять приемы обработки материала.

Коррекция умственной деятельности: анализ объекта изготовления.

Рельеф

2

Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание приемов обработки материала и инструментов.

Знание санитарно – гигиенических требований.

Умение организовывать свое рабочее место; устанавливать логическую последовательность изготовления поделки; умение соблюдать пропорции.

Развитие наблюдательности; воображения; речи.

Стилизация

предметов

окружающего

мира.

II

1

Работа с природными материалами.

Изготовление по образцу птички их шишки ели, пластилина и веточек.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание свойств материалов; приемов обработки и соединения деталей.

Знание правил безопасной работы.

Организация рабочего места и санитарно – гигиенических требований.

Развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Шишка

2

Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха и сопутствующих материалов.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание видов природного материала и сопутствующих материалов.

Умение подобрать материал, обработать и сконструировать изделие; выбрать способ соединения деталей.

Развитие мышления; творческого воображения; умение составить рассказ – описание.

Скорлупа

III

1

Работа с бумагой.

Составление композиций из геометрических фигур: «Снеговик», «Домик».

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание свойств бумаги, правил составления аппликаций, правил безопасной работы.

Умение обводить детали по шаблону; вырезать ножницами; размещать на листе бумаги, приклеивать.

Развитие пространственной ориентировки; соблюдения пропорций и размеров; сравнений.

Композиция

2

Изготовление праздничных флажков с аппликацией.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание свойств бумаги, правил составления аппликаций, правил безопасной работы.

Умение обводить детали по шаблону, вырезание ножницами, размещать на флажке, приклеивать.

Развитие пространственной ориентировки, соблюдение пропорций и размеров, сравнение.

Аппликация

IV

1

Работа с нитками.

Упражнение в разрывании и резании ниток разной длины.

Связывание цветных ниток, наматывание на клубок, на картонку.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание свойств ниток; их значение и использование в быту.

Инструменты и правила безопасной работы.

Умение выполнять упражнения по образцу и словесной инструкции во фронтальной работе.

Развитие мелкой мускулатуры рук, точности и согласованности действий рук, пальцев.

Нитки

2

Изготовление кисточки из цветных ниток к шапочке.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание технических сведений и приемов работы с нитками. Инструменты и правила безопасной работы.

Умение отрезать нитки одинаковой длины, собирать их в пучок, перевязывать и т.п.

Уметь изготовлять простейшие изделия из ниток, соблюдая последовательность в работе.

Развитие мелкой мускулатуры пальцев; умения анализировать, сравнивать.

Кисточка

Трудовое обучение IV четверть   15 часов

п/п

Дата

Раздел

Тема

Тип урока

Кол-во часов

Должны знать

Должны уметь

Коррекционные

задачи

Словарь

I

1

Работа с глиной и пластилином.

Лепка по образцу и представлению деталей на макете на тему сказки: «Репка», «Колобок».

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения,

урок закрепления

Знание содержания сказок, сюжета действующих лиц.

Знание свойств материалов и приемы их обработки.

Умение работать звеньями по два человека.

Умение использовать сопутствующие материалы; располагать детали и объекты в определенной последовательности; уметь крепить детали на подложке.

Развитие наблюдательности, сравнений и обобщений.

Развитие памяти, связной речи.

Развитие пространственной ориентировки.

Макет

II

1

Работа с бумагой.

Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения,

урок закрепления,

урок контроля знаний, умений и навыков

Знание принципов составления орнамента; отличие растительного и геометрического орнамента; правил безопасной работы.

Умение разместить на листе бумаги элементы орнамента, наклеить в порядке чередования.

Развитие умения анализировать образец, сравнивать и сопоставлять по размеру, цвету и чередованию элементов.

Орнамент

III

1

Работа с нитками.

Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и в конце строчки. Шитье по проколам на полоске тонкого картона.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание свойств ниток и приемы работы с ними.

Умение выполнять шитье способами «игла вверх – вниз».

Развитие мелкой моторики; внимания; памяти.

Введение нитки

2

Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивания контура. Вышивание фигур овощей, фруктов.

Урок развития умений и навыков;

урок повторения и обобщения

Знание свойств ниток; правила расположения стежков

Умение удерживать иглу и направлять стежки, ровно наносить их через проколы; закреплять нитку в начале и в конце строчки.

Развитие мелкой мускулатуры пальцев; координации движений кисти руки; пространственной ориентировки.

Проколы

3

Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием.

Урок повторения и обобщения,

урок контроля ЗУН

Знание приемов шитья по проколам «игла вверх – вниз» по намеченным линиям; знание правил безопасной работы.

Умение правильно удерживать иглу; вдевать и закреплять нитку двумя – тремя стежками на одном листе.

Развитие мелкой мускулатуры; тактильной и зрительной памяти.

Шитьё


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по трудовому обучению з класс по программе Т.Н.Просняковой

Данная рабочая программа  используется педагогами в развивающей системе Л.В.Занкова....

Рабочая программа по трудовому обучению 1 класс.

Учебная программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования, программы по трудовому обучению специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида(под редакцией В.В....

Рабочая программа по трудовому обучению, 4 класс

Программа составлена на основе данных требований.Начинается программа с титульного листа, поснительной записки.Содержание программы, тематическое планирование, основные требования к знаниям и умениям,...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс VIII вид.

Рабочая программа учебного курса занимательного труда для 3 класса (далее - Рабочая программа) составлена на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы 8 вида

Рабочая программа по трудовому обучению  разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – ...

Рабочие программы по трудовому обучению 4 класс

Трудовое обучение в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида представляет собой пропедевтический (подготовительный) этап общей трудовой подготовки школьников. Трудовое обучение в че...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...