Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс. "Начальная школа XXI века".
рабочая программа по технологии (2 класс)

Засимова Людмила Сергеевна

Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс. "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_2_klass.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа учебного предмета «Технология» начального общего образования (1-4 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками начального курса «Технология» (№373 от 06.10.2009 г.), на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (2015 г.) на основе  авторской программы Технология Е.А. Лутцевой (Технология: программа: 1-4 классы / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2014. (Начальная школа ХХ1 века), основной образовательной программы МКОУ «Поповская СОШ», учебного плана МКОУ «Поповская СОШ», календарного графика МКОУ «Поповская СОШ» на 2020 – 2021 г.

        Рабочая программа ориентирована на учебник: Лутцева, Е. А., Технология: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:–  4-е издание, доработанное – М.: Вентана-Граф, 2012

     Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования. Область представлена предметом «Технология»- по 1 часу в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).

Цели обучения

  • дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники;
  •  создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.                                                                                                                                  
  •  сохранить у ребёнка целостное восприятие окружающего мира и вместе с тем помочь ему осознать себя частью этого мира;
  •  научить различать мир естественной природы и рукотворный мир;
  •  укрепить в каждом ученике веру в себя, в свои возможности познавать мир и преобразовывать его по законам красоты;
  •  раскрыть уязвимость, хрупкость природы и последствия разумной и неразумной деятельности человека (и своего поведения в том числе) при её освоении;
  •  воспитать уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  •  пробудить у детей чувство радости от сделанного или созданного ими самими для родных, друзей и других людей;
  •  развить творческие, в том числе конструкторско-технологические, способности на основе общеучебных умений наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать (при непосредственной помощи и участии учителя); поддерживать стремление искать и решать доступные конструкторско-технологические задачи.

 Задачами:

  •  духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  •  формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  •  воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные  и  отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  •  овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  •  расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 102 часа. На изучение предметного курса отводится 1 час в неделю.

  1. класс - 35 учебных недели (35 часа в год);

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Учащиеся должны иметь представление:

  • об истории освоения и взаимном влиянии природы и человека, о ремеслах и технологии выполнения ручных ремесленных работ;
  • о причинах разделения труда; об истории зарождения и совершенствования транспортных средств;
  • о проектной деятельности в целом и ее основных этапах;
  • о понятиях: конструкция простая и сложная,  однодетальная и многодетальная, композиция, чертеж,  эскиз, технология, технологические операции,  агротехника, макет, модель, развертка;

знать:

  • названия нескольких ремесел своей местности, их особенности и историю;
  • названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
  • происхождение натуральных тканей и их виды; долевое и поперечное направление нитей тканей;
  • неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный - клейстер (клей) и нитки; подвижный – проволока, нитки, тонкие веревочки);
  • технологические операции и их последовательность: разметка, вырезание, сборка, отделка;
  • линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  • название, устройство и назначение контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
  • природные факторы, влияющие на рост и развитие растений: свет, тепло, влага, воздух;
  • основные агротехнические приемы6 подготовка посадочного материала и почвы; посев, посадка; уход; сбор урожая;
  • способы размножения растений семенами и черенкованием, возможности использования этих способов в агротехнике;
  • название и назначение транспортных средств, знакомых учащимся;

уметь:

  • с помощью учителя разрабатывать несложные тематические проекты и сам-но их реализовывать (индивидуально и коллективно);
  • читать простейший чертеж (эскиз);
  • выполнять разметку с помощью контрольно-измерительных инструментов;
  •  выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, чертеж;
  • определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения;
  • оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
  • выполнять простейшие опыты, наблюдения и работы по выращиванию растений;
  • решать несложные конструкторско-технологические задачи;
  • изготавливать несложные макеты транспортных средств;

самостоятельно:

  • организовать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы;
  • экономно и рационально размечать несколько деталей на заготовке;
  • контролировать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом с помощью шаблона, линейки, циркуля;
  • справляться с доступными практическими заданиями с опорой на образец и инструкционную карту;

с помощью учителя:

  • проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
  • выдвигать возможные способы их решения;
  • доказывать свое мнение.

Содержание учебного предмета

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).

Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

            Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.

           Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).

            Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

            Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

            Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.

            Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.

            Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

            Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 часов).

              Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.

            Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.

             Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.

            Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.

             Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

             Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).

Конструирование и моделирование (7 часов).

               Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

               Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств

              По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

Использование информационных технологий (практика   работы   на  компьютере)

(3 часа).

              Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Период(четверть)/

Раздел

Тема урока

Кол- во часов

1.

1-я четверть 

Основы культуры труда, самообслуживание

(8 часов)

Материалы и их свойства. Экскурсия. Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.

1

2.

Изделия из природного материала. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия. асимметрия, композиция). Аппликация «Давай дружить».

1

3.

Разные материалы – разные свойства. Самообслуживание. Самостоятельный отбор  материалов и инструментов для урока. «Чайная посуда» из пластилина. Свойства пластилина.

1

4.

Инструменты – помощники. Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. «Пирожные к чаю».

1

5.

Каждому делу – свои инструменты. Названия инструментов, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

«Образы природы».

1

6.

Симметрично – несимметрично. Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка. Чертёж и эскиз. Линии чертежа. Чтение чертежа.

Выполнение экономной, рациональной разметки с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз).

1

7.

Определение симметрии в предметах.  Чтение чертежей (эскизов). Соединение деталей. Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Композиция из симметричных деталей. 

1

8.

Размечаем быстро и экономно. Чертёж и эскиз, их отличие. Технологические операции. Изготовление квадратных деталей. Панно из крупных деталей «Слон», «Лягушка».

1

9.

2-я четверть

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

(7 часов)

Способы соединения деталей.  Подвижное соединение деталей и неподвижное. «Открытка с сюрпризом».

1

10.

Собираем изделие. Виды соединения деталей конструкции. Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.

«Игрушки – подвески».

1

11.

Украшаем изделия. Работа в малых группах. Сотрудничество. Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов). Названия профессий ремесленников «Подносы».

1

12.

Линейка – труженица. Практическая работа. Линии, виды линий. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа.

1

13.

Работа с линейкой (проведение линий, соединение точек). Складывание бумаги по чертежу. Получение объёмных форм сгибанием.

1

14.

Работа с линейкой (построение отрезков заданной длины, измерение длин сторон фигур). Работа в группах. «Домино».

1

15.

Чертежи и эскизы. Определение чертежей и эскизов. Чертёжные инструменты. Чтение чертежей.

«Поздравительная открытка».

1

16.

Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)

(1 час)

Выставка изделий учащихся. Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов  на цифровых носителях (СД)  по изученным темам.

1

17.

3-я четверть

Технология ручной обработки материалов .Элементы графической грамоты.

(10 часов)

Материалы природного происхождения. Образцы тканей из растительного сырья (хлопок, лён), нитки (пряжа).  Строение ткани.  Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей. «Помпон».

1

18.

Образцы тканей из животного сырья (шерсть, шёлк). Строение ткани.  Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей.

«Игрушка из помпона». Ремесленные профессии, распространённые в Тульской области, в Чернском крае.

1

19.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, лекало. Функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Изготовление лекала. Разметка деталей. Выкройка из деталей футляра.

1

20.

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно – прикладного искусства).  

Изготовление футляра.  Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

1

21.

Что любят и что не любят растения. Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).  Уход за комнатными растениями. 

1

22.

Практическая работа (наблюдение за влиянием освещённости, температуры, влаги). Составление плана практической работы.

1

23.

Как вырастить растение. Особенности жизнедеятельности растений. Уход за комнатными цветами.

1

24.

Как размножаются растения. Работа в малых группа.

1

25.

Уход за комнатными растениями. Работа в малых группа.

1

26.

Конструирование и моделирование.

(7 часов)

Транспортные средства, используемые для передвижения по земле. Виды, названия, назначение.  Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы. Изделия из различных материалов. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость.

Делаем макеты. Автомобиль.

1

27.

4-я четверть

 Транспортные средства, используемые для передвижения по воздуху. Виды, названия, назначение Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Виды соединений деталей конструкции. Биговка.

Делаем макеты. Самолёт.

1

28.

Транспортные средства, используемые для передвижения по воде. Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование по модели,  чертежу или эскизу. Биговка. Делаем макеты. Лодочка.

1

29.

Проектная деятельность. Разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта.  Гармония рукотворных предметов и окружающей среды. Мини – проект «Улицы моей деревни».

1

30.

Проектная деятельность. Разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта.  Мини – проект «Праздник авиации».

1

31.

Изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу. Мини – проект «Наш флот».

1

32.

История приспособления первобытного человека к окружающей среде.

Макет «Как жили древние люди». 

1

33.

Потребности первобытного человека (жилище, питание, одежда). Объективная необходимость в разделении труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Жилище первобытного человека. Изготовление одежды первобытного человека. 

1

34-35

Использование информационных технологий.

(практика работы на компьютере)

(2 часа)

Выставка изделий учащихся. Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов  на цифровых носителях (СД)  по изученным темам.

2

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по мамтематике 2 класс школа XXI века

Рабочая программа по учебнику В.Н. Рудницкая...

рабочая программа по математике 2 класс "Школа XXI века"

Рабочая программа  разработана в соответствии с программой "Математика" концепция "Начальная школа XXI века", руководитель Н.Ф.Виноградова (автор В.Н.Рудницкая. М. Веентана-Граф, 2012), примерной...

Рабочие программы для 1 класса. "Начальная школа XXI века"

Программа включает основное содержание и тематическое планирование....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа_математика_4 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа математика_1 класс_Начальная школа XXI века

Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального  государственного образовательного стандарта ...

Рабочая программа для 3 класса начальная школа 21 века

Рабочая программа для 3 класса  начальная школа 21 века с календарно-тематическим планированием для  учителей начальных классов....