Рабочая программа по ручному труду 2 класс
рабочая программа по технологии (2 класс)

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа ориентирована на учебники Л.А. Кузнецова Технология Ручной труд 2 класс, Москва «Просвещение» 2017. Л.А. Кузнецова Ручной труд, Рабочая тетрадь 1-2 часть, 2 класс

Согласно учебному плану на изучение Ручного труда во 2 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_trud_2_klass_vi_.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 школа - интернат № 3 «Развитие» муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

140009 Московская обл., Люберецкий р-н, г.п. Красково, д. Марусино, ул. Заречная, д. 35

тел./факс (499) -…., e-mail: …..

«Рассмотрено»

Председатель МО

…..

________________________

Протокол № ___

 «__» августа 2021г.

«Согласовано»

На педагогическом совете

Зам. директора по УВР

…...

______________________________

Протокол № ____

«__» августа 2021 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ школа-интернат VIII вида №3 «Развитие»

…...

___________________________

Приказ № _____

«___» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Ручной труд»   

        для обучающихся 2 «А» класса         

 

 

Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Вариант 1 

                                                                                                                                                         Составитель: 

                                                                                                                                             Жучкова Светлана Валерьевна

учитель начальных классов 

первой квалификационной категории

2021                                                                                                     

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         

Рабочая программа по учебному предмету «Ручному труду» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:      

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4. 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28.)

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и II классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

-Учебного плана образовательного учреждения, принятого на педагогическом совете.

-Письмо Минобрнауки 15.10.2015 №08-ПГ-МОН-37849

Рабочая программа по предмету «Ручной труд» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

         Рабочая программа ориентирована на учебники Л.А. Кузнецова Технология Ручной труд 2 класс, Москва «Просвещение» 2017.  Л.А. Кузнецова Ручной труд, Рабочая тетрадь 1-2 часть, 2 класс

         Согласно учебному плану на изучение Ручного труда во 2 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю). 

        

   

Цель

      у умственно отсталых младших школьников элементарной трудовой культуры, через установление в их сознании взаимосвязей между предметным миром и окружающей их жизни.

 

     Задачи обучения во втором классе:

  • развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
  • получение первоначальных представлений о труде в жизни человека;
  • формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
  • формирование интереса к разнообразным видам труда;
  • формирование простейших знаний о материалах, их свойствах, применении;
  • обучение элементарным без орудийным и орудийным приемам;

развитие обще трудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, воображения, мышления, речи);
  • развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
  • развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, доступными умственно отсталому первокласснику;
  • развитие речи;
  • коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:
  •  коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
  • развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
  • коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.

Общая характеристика предмета

       Каждый этап обучения в начальной школе имеет свои приоритеты в видах и направлениях работы. Отличительными особенностями отбора и построение содержания учебного материала в первом классе являются:

Создание условий для адаптации первоклассников к предстоящему систематическому обучению ручному труду. В этот период формируются представления о труде, окружающем рукотворном предметном мире, как результате трудовой деятельности человека, развиваются умения наблюдать, запоминать и переносить свои впечатления в трудовой продукт. Ряд уроков проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.

 Для формирования положительной мотивации учения в уроки необходимо включать игровые и занимательные материалы (лото, разрезные картинки, разрезные силуэты предметов, игры: «Что перепутал художник», «Четвертый лишний» и др.).

 В этот период перед учителем стоит задача изучения личности каждого ребенка, особенностей его развития, выявления их возможностей и затруднений в овладении трудом и определения перспектив работы с тем или иным ребенком, учитывая его потенциальные возможности.

 Изучение деятельности учащихся на уроках, анализ выполненных работ, сравнение с динамикой усвоения материала по другим учебным предметам школьного курса, сопоставление с первоначальными знаниями и умениями и ряд других показателей является основанием для определения групп учащихся. Это позволит осуществлять к ним дифференцированный подход, что будет способствовать продвижению детей.

Формирование основ рациональной организации труда, которая предполагает упорядоченность действий и самодисциплину. Ознакомление детей с основными организационными правилами, требованиями: «Подготовка и содержание своего рабочего места в порядке», «Безопасное пользование инструментами и материалами», «Поведение во время работы» и др., позволит достичь наивысших результатов в любой работе.

Овладение школьниками доступными видами ручного труда: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».

Овладение первоначальными технико-технологическими сведениями о материалах, используемых на уроках труда (глине, пластилине, бумаге, нитках, природных материалах).

Описание места учебного предмета в учебном плане

 В примерном учебном плане общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология». На его изучение во втором классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю.

 При разработке учителем рабочей программы предлагается за основу взять данное в программе примерное тематическое планирование, в котором расставляется реальное количество часов на каждый вид работы.

        2.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«РУЧНОЙ ТРУД» ВО 2 «А» КЛАССЕ

Предметные результаты Обучающийся научится:

Минимальный уровень:

- знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте);

 - знание видов трудовых работ;

- знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; - знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;

 - знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда;

 - анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей;

- пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;

 - составление стандартного плана работы по пунктам;

- владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;

- использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью;

-выполнение несложного ремонта одежды)

Достаточный уровень:

 - знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину;

- знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;

 - знание видов художественных ремесел;

 - нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ;

 - осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

 - отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов;

- использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;

- осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий, и корректировка хода практической работы;

 - оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами;

 - выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Обучающийся получит возможность научиться:

     

- положительное отношение и интерес к труду;

- понимание значения и ценности труда; отношение к труду как первой жизненной необходимости.

 - понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

- способность к самооценке;

- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;

 - привычка к организованности, порядку, аккуратности.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУЧНОЙ ТРУД» ВО 2 «А» КЛАССЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом классе. В связи с этим обучение ручному труду строится на базе ранее приобретенных обучающимися знаний, умений и навыков и направлено на выработку их устойчивости, что является предпосылкой будущего качественного выполнения практических работ.

Обучение ручному труду должно быть спланировано с учетом повторения и расширения знаний, полученных в первом классе: о рукотворных предметах; о культуре труда (соблюдение техники безопасности, организация рабочего места и др.); о видах ручного труда («Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками») и др. Трудоемкость практических заданий в каждом виде труда во втором классе не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго класса обучения предусматривается такой уровень развития учащихся, который позволит в следующем году предъявить к ним более высокие требования.

Во втором классе обучающиеся получают технологические сведения о новых материалах (ткань, пуговицы, картон и др.); видах труда («Работа с тканью», «Работа с тесьмой», «Работа с картоном»); о предметах, истории их создания и использования в организации обыденной жизни и праздника.

На уроках технологии во втором классе реализуется идея комплексного подхода к решению задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей.

Объекты труда подбираются с учетом привлекательности, возможности оценивания их с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), доступности выполнения, общественной пользы и расширения социального опыта ребенка и др.

«Работа с глиной и пластилином» -10ч

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина - строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин-материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска. Приемы работы: «раскатывание столбиками», «скатывание шара», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание». Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму. Лепка композиций к сказкам. Примерные практические работы: Изготовление из пластилина кирпичиков разного цвета. Складывание из кирпичиков ворот по образцу. Лепка из пластилина молотка. Лепка чашки цилиндрической формы. Лепка чашки конической формы. Лепка чайника (шарообразная форма тулова). Лепка медвежонка конструктивным способом (из отдельных частей). Лепка утки пластическим способом (из одного куска пластилина). Лепка композиции к сказке «Колобок».

«Работа с природными материалами» -6ч

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения об игрушках, сделанных и природных материалов (в какие игрушки играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Правила работы с природными материалами. Инструменты (шило, ножницы). Организация рабочего места при работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (объемные изделия). Комбинированные работы: пластилин, бумага и природные материалы.

Примерные практические работы: Собрать и засушить листья деревьев (березы, клена, ивы, дуба). Найти еловые и сосновые шишки разного размера. Собрать жёлуди, скорлупу грецких орехов. Конструирование из желудей фигурки животных, птиц, человечков. Конструирование из скорлупы грецкого ореха кораблик, черепашку, рыбку и др. Составление аппликации из засушенных листьев ивы, берёзы и клена. Украшение рамочки для фотографии аппликацией их сухих кленовых, березовых или других листьев. Конструирование из шишек сову, утку, лебедя и др. Конструирование из шишки и листьев дуба пальму.

«Работа с бумагой и картоном» -11ч

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, бумаги. Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

- разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации. Понятия: «контурное изображение», «силуэт»;

- разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке). Понятие «линейка», ее применение и устройство.

Вырезание ножницами из бумаги. Правила работы ножницами. Приемы вырезания ножницами: «разрез по длинной линии»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам».

Обрывание бумаги. Понятия» «аппликация», «бумажная мозаика», «силуэт», «контурное изображение». Последовательность изготовления аппликации из обрывной бумаги». Складывание фигурок из бумаги (Оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «деление отрезка на две равные части с помощью сгибания бумаги».

 Сминание и накручивание бумаги на карандаш. Прием «сминание бумаги с последующим ее расправлением». Последовательность составления аппликация из мятой бумаги.

Конструирование из бумаги и картона разными способами. Конструирование на основе полос. Конструирование из бумаги на основе кругов. Конструирование на основе трубочки. Понятия: «полоса», «трубочка», «кольцо», «окружность», «круг», «шар».

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Примерные практические работы: Составление аппликации из мятой бумаги на тему «Дерево в разные времена года». Складывание из бумаги маски собаки. Вырезание геометрических фигур после предварительной экономной разметки бумаги. Изготовление пакета (конверта) для хранения геометрических фигур с последующим украшением аппликацией. Изготовление игрушек-силуэтов, украшенных аппликацией из обрывной бумаги «Яблоко», «Рыбка» и др. Конструирование из бумаги шара на основе двух кругов со «щелевидным» соединением. Конструирование шара из бумажных полос. Разметка бумаги при помощи линейки. Составление композиции «Грузовик», «Автофургон», состоящих из геометрических фигур. Изготовление поздравительной открытки с аппликацией. Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

«Работа с текстильными материалами» -7ч

 Повторение сведений о нитках. Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

- наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

- связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком).

Пришивание пуговиц. Понятие «пуговица». Виды пуговиц. Инструменты и материалы, необходимые для пришивания пуговиц. Приемы пришивания пуговиц: «прием пришивания пуговиц с двумя сквозными отверстиями» Шитье. Инструменты для швейных работ. Виды ручных стежков и строчек: «строчка прямого стежка».

 Вышивание. Понятия «вышивка», «канва». Применение вышивки. Приемы вышивания: вышивка «строчкой прямого стежка», вышивка «строчкой прямого стежка с перевивом».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань. Свойства ткани. Мнется, утюжится. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие. Режутся ножницами. Прошиваются иголками. Сматываются в рулоны, скучиваются. Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (изготовление игольницы).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом). Комбинированные работы: бумага и ткань.

Примерные практические работы: Изготовление ягод из ниток, связанных в пучок. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки. Изготовление фигурок «мальчика» и «девочки» из связанных пучков нитей. Сматывание ниток в клубок на бумажный шарик. Составление коллекции из кусочков хлопковых и шерстяных тканей. Раскрой деталей из плотной ткани (квадраты). Соединение деталей (квадратов), выкроенных из плотной ткани, прямой строчкой. Изготовление силуэтной игольницы с использованием сшитых квадратов из плотной ткани. Вышивание по канве прямым стежком. Вышивание по канве стежком «шнурок». Отделка салфетки цветной тесьмой и др.

        

№ урока, тема

Содержание и форма организации учебных занятий

Вид деятельности обучающегося

1. Работа с глиной и пластилином-  7 ч

1. Вводный урок. Правила поведения и работы на уроках ручного труда.

Инструктаж

 Беседа. Закрепление и расширение представлений о глине и пластилине как поделочных материалах, их свойствах, применении. Закрепление знаний о пластических свойствах пластилина, цвете и форме. Закрепление технико-технологических терминов и понятий.

Комбинированный урок.

Беседа «Назначение глины и применение этого материала в промышленности.

Усваивать и применять в речи термины и понятия изучаемого раздела. Отвечать развернутыми предложениями на поставленные учителем вопросы. Расширять представления о предметном мире. Рассказывать о пластилине.

Применять на практике правила работы на уроках ручного труда.

2. Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, брус)

Практическая работа.

Пластилин легко принимает любую форму: круглую, овальную, прямоугольную (форму бруска), цилиндрическую, коническую. Брус – это прямоугольное геометрическое тело. Он может быть: низким – высоким, коротким – длинным, узким – широким. Форму бруса имеют многие изделия, которыми пользуются в быту. Задание: Посмотри на картинки и прочитай названия изделий, имеющие форму бруса. Задание: Сделать из пластилина несколько брусков. Практическая работа: Сделать из пластилина кирпичики разного цвета. Сложить из них ворота.

Комбинированный урок.

Узнавать, называть геометрическое тело брус. Рассматривать и запоминать признаки геометрического тела брус. Рассматривать и запоминать предметы, имеющие форму бруса.

Учиться отрезать стекой или резаком от пластилинового бруса кусочки и использовать их в каком-либо изделии. Рассматривать и анализировать предмет, подлежащий лепке, называя его признаки и свойства. Работать в соответствии с пунктами предметно-операционного плана. Контролировать свои действия в ходе и конце выполнения задание.

3. Лепка дидактического материала: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий

Формирование знания о геометрических телах и их признаках (брусе, конусе, цилиндре, шаре). Обучение умению употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки (высокий, низкий, узкий, широкий, длинный, короткий и др.). Развитие навык сравнивания геометрических тел с реальными предметами и устанавливать сходство и различие между ними по вопросам учителя. Ознакомление с технико-технологическими терминами и понятиями.

Комбинированный урок.

Узнавать, называть и различать геометрические тела. Развивать умение устанавливать пространственные признаки геометрических тел. Сравнивать и называть сходство по форме реальных предметов и геометрических тел.

4. Складывание из вылепленных деталей башни, дома.

Практическая работа.

Сделать из пластилина кирпичики разного цвета. Сложить из них башню, дом.

Комбинированный урок.

Учиться отрезать стекой или резаком от пластилинового бруса кусочки и использовать их в каком-либо изделии. Рассматривать и анализировать предмет, подлежащий лепке, называя его признаки и свойства. Работать в соответствии с пунктами предметно-операционного плана. Контролировать свои действия в ходе и конце выполнения задание.

5. Лепка столярного инструмента: молоток.

Практическая работа.

Слепить из пластилина молоток, как на образце.

Назначение инструментов: молотка.

Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы.

6. Лепка из пластилина автобуса.

Практическая работа.

Слепить из пластилина изделие, состоящие из деталей разной геометрической формы: круг, овал, прямоугольник.

Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса.

7. Лепка из пластилина грузового автомобиля.

Практическая работа.

Слепить из пластилина изделие, состоящие из деталей разной геометрической формы: круг, овал, прямоугольник.

Игра «Правила уличного движения», используя изделия детей.

Работа с природными материалам-4ч

8. Экскурсия в природу. Заготовка листьев.

Беседа. Правила сбора природных материалов. Собирают только те природные материалы, которые слетели с деревьев и лежат на земле. Правила засушки и хранения листьев. Листья деревьев перекладывают старой газетой и сверху кладут груз на несколько часов. Задание: Собрать и засушить листья деревьев – березы, клена, ивы, дуба. Найти еловые и сосновые шишки разного размера, жёлуди, перья, крылатки ясеня или клена.

Комбинированный урок.

Сбор природного материала.

Учиться собирать природные материалы. Запомнить и засушивать листья деревьев и кустарников

9. Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей.

Практическая работа. Сделать из желудей фигурки человечка, птички, зайчика, поросенка, собачки, как на образце.

 Развитие воображения при создании образов из желудей. Расширение представлений о видах работы - объемных изделий. Жёлуди – это прекрасные материалы, из которых можно сделать много разнообразных игрушек. При работе с ними используют бумагу, пластилин, перья и другие поделочные материалы. Задание: Посмотреть на фигурки. Прочитать слова или скажи, кто сделан из этих природных материалов.

Узнавать и называть образы предметов, сделанные из желудей. Конструировать фигурки из желудей. Узнавать и отличать желуди от других плодов деревьев. Узнавать и называть признаки и свойства желудей.

10. Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из скорлупы ореха: рыба, мышь.

Практическая работа.

Развитие воображения при создании образов из скорлупы ореха. Расширение представлений о видах работы - конструирование объемных изделий. Орех покрыт твердым слоем, который называется скорлупа. Орехи бывают разные по величине, форме и поверхности. Скорлупу грецкого ореха можно использовать для изготовления фигурок. Задание: Посмотреть на фигурки. Кого ты узнаешь в этих фигурках. Прочитай слова.

Узнавать и называть образы предметов, сделанные из скорлупы грецкого ореха. Конструировать фигурки из скорлупы грецкого ореха с применение других поделочных материалов. Узнавать и отличать грецкий орех от других плодов деревьев. Узнавать и отличать грецкий орех от других видов орехов. Узнавать и называть признаки и свойства скорлупы ореха (круглый, шероховатый и др.). Закреплять навыки работы с пластилином.

11. Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из скорлупы ореха: петух.

«Работа с бумагой и картоном» -6ч.

12. Работа с бумагой. Виды и сорта бумаги. Правила работы с клеем и кистью. Выполнение подставки для кисти.

Беседа. Закрепление и ознакомление с новыми техникотехнологическими терминами и понятиям. Закрепление знаний о сортах, свойствах, применении бумаги, видах работы, приемов обработки бумаги. Развивать умение анализировать образец, выделяя все его основные признаки и свойства. Формирование умения составлять план работы с опорой на наглядность.

 Есть разные виды и сорта бумаги, которые имеют различные названия: бумага для печати (газетная, книжная); бумага для рисования; бумага для письма (писчая, почтовая, конвертная); гигиеническая (салфеточная, туалетная). Бумагу окрашивают в разные цвета. Задание: Назвать цвета, в которые окрашивают бумагу.

Комбинированный урок.

Сравнивать разные сорта бумаги. Определять зрительно, тактильно и на слух разные сорта бумаги и называть их. Называть свойства бумаги: прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость, цвет. Читать правильно слова: газетная, писчая, почтовая, конвертная, салфеточная и др.

Изготовление аппликации "Осенние деревья"

13. Изготовление аппликации из мятой бумаги.

Практическая работа.

14. Картон. Подставка для кисти.

Инструктаж.

Практическая работа. Сделать из плотной бумаги подставку для кисти.

При работе с картоном и бумагой применяются инструменты, приспособления и материалы: ножницы, кисти, карандаш, клей. Задание: Скажи, какие инструменты ты узнаешь на картинке. Как их используют в работе с бумагой. Правила работы с клеем и кистью: клей намазывается кистью и равномерно наносится на основу. Кисть кладут на подставку. После работы кисть промывается в теплой воде, высушивается и убирается в папку для труда.

Определять, что относится к материалам (бумага, клей, карандаш), к приспособлениям (подставка для кисти, шаблон, салфетки) и инструментам (ножницы, кисть, карандаш, линейка). Знать правила работы с кистью и клеем. Изготовить подставку для кисти с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя.

15. Складывание фигурок из бумаги.

Практическая работа.

Изготовление аппликаций из геометрических фигур.

Уметь работать с бумагой. Знать названия геометрических фигур.

16. Работа с картоном. Применение картона. Обведение геометрических фигур на бумаге.

Практическая работа.

Работа с шаблонами геометрических фигур.

Знать технические сведения о картоне. Владеть понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Уметь обводить по шаблону геометрические фигуры. Овладеть навыком правильно удерживать шаблон. Производить разметку по шаблонам

17. Правила работы с ножницами. Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.

Практическая работа.

Правила работы с ножницами: При работе ножницы держи правильно. Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед. Когда режешь, не раскрывай широко ножницы и держи их концами от себя. Режь средней частью лезвий. Не режь концами лезвий и др.

Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.

Запомнить и повторить правила работы с шаблоном и порядок обводки шаблонов разной конфигурации.

Работа с нитками -7ч

18. Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Связывание ниток в ягоду. Инструктаж

Практическая работа. Способом связывания ниток в пучок можно изготовить украшение в виде ягод для одежды и предметов быта.

Закрепление знаний о свойствах ниток (длинные; толстые, тонкие, крепкие; шерстяные, хлопчатобумажные, льняные, капроновые; цветные и не цветные; режутся, рвутся). Повторение видов работы с нитками (вяжут одежду, предметы быта и игрушки; вышивают разные узоры, цветы, птиц, животных; сшивают ткани; плетут декоративные косички; связывают в пучок). Закрепление и ознакомление с новыми техникотехнологическими терминами и понятиям.

Узнавать, называть в изделиях из ниток предметы реальной действительности. Выделять признаки и свойства предмета из ниток по вопросам учителя планировать ход работы над изделием по вопросам учителя с опорой на предметнооперационный план. Закреплять прием намотки ниток на картон.

19-20.Пришивание пуговиц.

Практическая работа. Пришить пуговицу с двумя сквозными отверстиями с подкладыванием палочки, как на образце.

Ознакомление с назначением пуговиц, формой, конструкцией. Пуговица – это застежка для петель одежды, обуви, предметов быта. Все пуговица имеют отверстия для того, чтобы пришить их нитками к ткани. В пуговице может быть два или четыре сквозных отверстия и пуговица с ножкой.

Обучение технологии пришивания пуговиц с двумя сквозными отверстиями с опорой на предметнооперационный план. Задания: Пришить пуговицу с двумя сквозными отверстиями, как на образце.

Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать и говорить об увиденных изображениях пуговиц.

Закреплять умения вдевания нитки в иголку и завязывания узелка на конце нитки. Рассматривать иллюстрации в учебнике по технологии пришивания пуговиц. Пришивать пуговицы с двумя сквозными отверстиями разными способами.

21-22.Работа с текстильными материалами. Выполнение стежка "вперед иголку"

Практическая работа.

Вышивка - один из древнейших приемов украшения предметов быта, тканей, одежды, головных уборов, обуви. Для вышивания используют различные ткани. Есть специальная ткань – канва.

Рассматривать иллюстрации в учебнике, узнавать и говорить об увиденных предметах, украшенных вышивкой. Запомнить название ткани, на которой вышивают.

23-24. Вышивка салфетки сметочными стежками "вперед иголку".

Практическая работа.

Обучение технологии вышивания. Ознакомление с отделочным ручным сметочным стежком. Задание: Сделать закладку из канвы. Выполнить прямой строчкой по образцу. Ознакомление с вышивкой стежком «вперед иголку» с перевивом. Практическая работа: Сделать закладку и салфетку из канвы. Выполнить стежок «вперед иголку»

Овладевать умением вышивать сметочным стежком. Развивать навык работы колющими инструментами (иглой). Учиться выполнять прямую строчку. Овладевать умением вышивать стежком «вперед иголку» с перевивом. Развивать зрительно-двигательную координацию, точность.

Работа с глиной и пластилином-  3 ч

25.Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы.

Практическая работа: Слепить чашку цилиндрической формы, как на образце. Цилиндр – это объемное геометрическое тело. Цилиндр может быть разным по высоте, ширине, длине (широкий, узкий; высокий, низкий). Многие предметы имеют форму цилиндра. Задание. Посмотри на картинки и прочитай названия изделий, имеющие цилиндрическую форму.

Узнавать, называть геометрическое тело цилиндр. Рассматривать и запоминать признаки, цилиндра. Рассматривать и запоминать предметы, имеющие форму цилиндра. Рассматривать и анализировать предметы, подлежащие лепке, называя их признаки и свойства. Работать в соответствии с пунктами предметнооперационного плана. Контролировать свои действия в ходе и конце выполнения задания. Использовать в работе приемы лепки

26.Лепка из пластилина чашки конической формы.

Самостоятельная работа. Слепить чашку конической формы из колечек, как на образце.

Конус – это объемное геометрическое тело. Конус может быть разным по высоте, ширине, длине (широкий, узкий; высокий, низкий). Многие предметы имеют форму цилиндра.

Задание. Посмотреть на картинки и прочитать названия изделий, имеющие коническую форму.

Узнавать, называть геометрическое тело, конус. Рассматривать и запоминать признаки, конуса рассматривать и запоминать предметы, имеющие форму геометрического тела конус. Рассматривать и анализировать предметы, подлежащие лепке, называя их признаки и свойства. Работать в соответствии с пунктами предметнооперационного плана. Контролировать свои действия в ходе и конце выполнения задания. Использовать в работе приемы лепки

27. Лепка по представлению свободных композиций. "Колобок и медведь"

Практическая работа. Изготовь фигурку «Медвежонок». Слепи все необходимые части и затем соедини их, как на образце.

Развивать умение собирать макет в единое целое, в соответствии с темой и сюжетом. Несколько фигурок, размещенных и закрепленных на подставке – это многофигурная композиция.

Лепить отдельные детали изделия, придавая им соответствующую форму и величину. Соединять детали изделия в соответствии с их пространственным расположением на объекте.

                Работа с природными материалами-2 ч

28.Аппликация из засушенных листьев.

Практическая работа. Сделать аппликации из засушенных листьев ивы, клена, березы, как на образцах.

Развитие воображения при создании образов из засушенных листьев. Расширение представлений о видах работы с природными материалами – аппликация. Листья обладают особыми свойствами: листья можно засушить и при этом они не изменяют свою форму, цвет, величину и контур; сухие листья становятся хрупкими. Задание: Посмотреть на картинки и скажи, как называются деревья, на которых растут эти листья; Задание: Вспомнить и сказать, как правильно засушивают листья деревьев.

Узнавать и называть образы предметов, сделанные из листьев. Изготавливать аппликации из листьев. Узнавать и отличать листья разных деревьев. Узнавать и называть признаки и свойства листьев. Вспоминать и рассказывать о правилах засушки листьев

29. Конструирование из шишек.

Практическая работа.

1.Сделать из шишек человечков, как на образце. 2.Сделать из шишек сову, утку, журавля и лебедя, как на образце. 3.Сделать из шишки и листьев дуба пальму, как на образце.

Узнавать и называть образы предметов, сделанные из шишек. Конструировать фигурки из шишек с применение других природных материалов. Узнавать и различать еловые и сосновые шишки. Узнавать и называть признаки и свойства шишек (величина, форма, толщина и др.). Закреплять навыки работы с пластилином

        Работа с бумагой и картоном-5ч

30.Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам «Машина»

Практическая работа.

1. Начертить линии в любом направлении; 2. Начертить отрезок длиной 1 см, 5 см, 10 см

3. Измерить при помощи линейки длину и ширину прямоугольника из бумаги; 4.Произвести разметку бумаги по линейке. Разрезать бумагу по линии разметки. 5.Разметить по линейке и вырезать геометрические фигуры и составить из них аппликации «Грузовик» и «Автофургон», как на образце.

Для того, чтобы получить заготовку нужного размера, необходимо разметить бумагу или картон по линейке.

Освоить и запомнить технологию разметки деталей с помощью линейки. Овладевать навыком удерживания линейки. Проводить линии в разном направлении с помощью линейки. Чертить отрезки заданной длины. Измерять ширину и длину детали с помощью линейки. Составлять аппликацию из деталей, размеченных по линейке. Развивать умения дифференцировать движения пальцев, регулировать мышечное усилие, координацию движений правой и левой рук, точность и плавность движений.

31.Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко»

Практическая работа. Произвести разметку по шаблону, и получи контурные изображения яблока и рыбы, вырежи их по линии и укрась их аппликацией как на образце.

С помощью шаблонов получают контурное изображение, которое сделано одной линией, обводящей края предмета. Вырезанное ножницами по контуру изображение из бумаги или картона одного цвета является силуэтом.

Освоить и запомнить работу с шаблонами сложной конфигурации (предметными). Запомнить и повторить правила работы с шаблоном и порядок обводки шаблонов разной конфигурации. Закрепление навыка правильно удерживать шаблон. Вырезать по контурной линии изображения предметов. Использовать полученные силуэты геометрических фигур и предметов в аппликации. Развивать умения дифференцировать движения пальцев, регулировать мышечное усилие, координацию движений правой и левой рук, точность и плавность движений.

32.Аппликация из обрывной бумаги «Рыба»

33.Работа с бумагой. Изготовление светофора.

Практическая работа.

Закрепление понятия «конструирование». Формирование представлений о дорожных знаках. На дорогах устанавливают дорожные знаки для того, чтобы не было нарушений. Один знак может обозначать целую фразу – дорожный сигнал. Обучение технологии изготовления из бумаги указателя «переход». Обучение скручиванию трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш». Задание: Рассмотреть на картинке образцы дорожных знаков, прочитать, что обозначает каждый из них

Рассматривать, изучать и запоминать дорожные знаки. Овладеть знаниями о правилах перехода улицы. Закрепить знания о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «круг», «прямоугольник». Освоить прием «накручивание бумаги на карандаш». Изготовить модель дорожного знака в соответствии с образцом самостоятельно или с частичной помощью учителя.

34.Работа с бумагой. Изготовление указателя "переход".

        

        4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

«РУЧНОЙ ТРУД» ВО 2»А»  КЛАССЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I модуль

Работа с глиной и пластилином-  7 ч

1

Вводный урок. Правила поведения и работы на уроках ручного труда.

Инструктаж № 3.0, 3.4

02.09.21

2

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед)

09.09.21

3

Лепка дидактического материала: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий.

16.09.21

4

Складывание из вылепленных деталей башни, дома.

23.09.21

5

 Лепка столярного инструмента: молоток.

30.09.21

II модуль

6

Лепка из пластилина автобуса. Инструктаж № 3.0

14.10.21

7

Лепка из пластилина грузового автомобиля

21.10.21

        Работа с природными материалами-4 ч

8

Экскурсия в природу. Заготовка листьев. Инструктаж №        3.3.1

28.10.21

11.10

9

Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей.

04.10.21

10

Экскурсия в природу. Заготовка листьев. Инструктаж №        3.3.1

11.10.21

Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из скорлупы ореха: рыба, мышь.

18.11.21

III модуль

11

Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из скорлупы ореха: петух

25.11.21

Работа с бумагой и картоном-6ч

12

Работа с бумагой. Виды и сорта бумаги. Правила работы с клеем и кистью. Выполнение подставки для кисти. Инструктаж № 3.5.8

02.12.21

13

Изготовление аппликации из мятой бумаги.

09.12.21

14

Картон. Подставка для кисти. Инструктаж.

16.09.21

15

Складывание фигурок из бумаги.

23.09.21

16

Работа с картоном. Применение картона. Обведение геометрических фигур на бумаге.

30.12.21

                                                                                                           IV модуль

17

Правила работы с ножницами. Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. Инструктаж № 3.0, 3.5.8

        13.01.22

Работа с нитками -7ч

18

Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Связывание ниток в ягоду.

Инструктаж №3.5.8

20.01.22

19

Пришивание пуговиц.

27.01.22

20

Пришивание пуговиц.

03.02.22

21

Работа с текстильными материалами. Выполнение стежка "вперед иголку"

10.02.22

22

Работа с текстильными материалами. Выполнение стежка "вперед иголку"

17.02.22

V модуль

23

Вышивка салфетки сметочными стежками "вперед иголку". Инструктаж № 3.0, 3.5.8

03.03.22

24

Вышивка салфетки сметочными стежками «вперед иголку".

10.03.22

Работа с глиной и пластилином-  3 ч

25

Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. Инструктаж №3.0

17.03.22

26

Лепка из пластилина чашки конической формы.

24.03.22

27

Лепка по представлению свободных композиций. "Колобок и медведь"

31.03.22

VI модуль

Работа с природными материалами-2 ч

28

Аппликация из засушенных листьев.

14.04.22

29

Конструирование из шишек.

21.04.22

        Работа с бумагой и картоном-5ч

30

Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам «Машина». Инструктаж №3.5.8

28.04.22

31

Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко»

05.05.22

32

Аппликация из обрывной бумаги «Рыба»

12.05.22

33

Работа с бумагой. Изготовление светофора.

26.05.22

34

Работа с бумагой. Изготовление указателя "переход".

-

ИТОГО

Количество часов в год - 34

Фактически:

________33______

Дано:

_______        ______

5.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «РУЧНОЙ ТРУД»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по истории для коррекционной школы VIII вида по достижению планируемых результатов освоения АООП образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 
  • Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
  • Методические рекомендации (размещены на сайте).

2. Учебники предметной линии Л.А. Кузнецова Технология Ручной труд 2 класс, Москва «Просвещение» 2019.

Л.А. Кузнецова Ручной труд, Рабочая тетрадь 1-2 часть, 2 класс

3. Технические средства:

  • интерактивная доска;
  • персональный компьютер (ноутбук, планшет);

4. Учебно-практическое оборудование:

печатные пособия:

  • Предметно-операционные, графические планы, схемы и чертежи.

дидактический раздаточный материал:

  • Дидактический раздаточный материал: карточки-задания по технологии изготовления изделия.
  • Модели и натуральный ряд (Муляжи фруктов и овощей (комплект), Гербарии из листьев, еловые и сосновые шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, тростниковая трава и др)

        

         материалы:

  • Краски акварельные, гуашевые.
  • Фломастеры разного цвета
  • Цветные карандаши
  • Бумага рисовальная А3, А4 (плотная)
  • Бумага цветная разной плотности.
  • Картон цветной, серый, белый
  • Бумага в крупную клетку
  • Набор разноцветного пластилина.
  • Нитки (разные виды)
  • Природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха, тростниковая трава и т.д.)
  • Клей ПВА, крахмальный клей, клеящий карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса (VIII вид)

Рабочая программа по ручному труду для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с умственной отсталостью» под редакцией Воронков...

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ

Рабочая программа по ручному труду 1 класс для детей с ОВЗ...

Рабочая программа по ручному труду, 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по ручному труду, 1 доп класс вариант 8.3 для детей с райстройством аутистического спектра...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Ручной труд Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Индивидуальная рабочая программа  Предмет: Ручной трудВид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ 4 «В» КЛАССА

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ 4 «В» КЛАССА...