Открытый классный час в 4 классе по теме: "Наш дом - планета Земля"
классный час (4 класс) по теме

Классный час по экологическому воспитанию. 

Цель:

1.     Развитие экологической этики учащихся.

2.     Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.

3.     Воспитание любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_klassnyy_chas_v_4_klasse.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ижёвская средняя общеобразовательная школа» Менделеевского района Республики Татарстан

Открытый классный час в 4 классе (апрель).

Тема: «Наш дом – планета Земля».

Учитель: Зиганшина

Зинаида Николаевна.

Тема: «Наш дом – планета Земля».

Цель:

  1. Развитие экологической этики учащихся.
  2. Формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг.
  3. Воспитание любви к Родине.

Ход классного часа:

I.Орг. Момент. Сообщение темы и целей классного часа:

На фоне лирической музыки звучит стихотворение С. Смирнова «Есть просто храм…»

Чтец: Есть просто храм, есть храм науки,

А есть ещё природы храм –

        С лесами, тянущими руки

        Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

Учитель:

- Сегодня на классном часе мы будем говорить о нашей Земле;

- постараемся разобраться, хорошо ли ей живётся с нами;

- узнаем много нового об окружающем нас мире;

- подумаем, чем каждый из нас может помочь нашей Земле.

II. Вступительная часть.

Учитель: Ребята, давайте представим, что у нас сегодня не просто гости, а представители международной организации «Гринпис». А кто из вас, ребята, знает, как перевести название этой организации? (Ответы детей).

Вы уже изучаете английский язык и знаете, что «green» означает зелёный, а «peace» - мир. Уважаемые гости, может, кто-то из вас хочет что-то рассказать об этой организации? (Выступление гостей).

        Люди, которые входят в эту организацию, борются за «зелёный», чистый мир. Они хотят остановить загрязнение нашей планеты.

        30 марта отмечается День защиты Земли. Многие поклонники телесериала «Санта-Барбара», наверняка, помнят, как на нефтепромыслах, которыми владел главный герой, произошла крупная авария. Это случилось в реальной жизни. Именно возле американского города Санта-Барбара в 1969 году произошёл аварийный разлив нефти. От него тогда пострадали многие морские животные и птицы. Это трагическое событие произвело на американцев сильное впечатление. Они решили хотя бы раз в году напоминать людям об отношениях с окружающей средой. Так появилась идея проведения Дня Земли.

22 апреля 1970 года тысячи американцев вышли на улицы городов.  Они устраивали митинги и демонстрации в защиту природы, требовали принять новые законы об охране природы, сажали деревья, убирали мусор на улицах, очищали берега рек. Первыми отметили День Земли в США, но постепенно этот проект объединил жителей многих стран, и с каждым годом их становится всё больше и больше.

Начали отмечать День Земли и в России. Кроме того, с 15 апреля по 5 июня у нас ежегодно проводятся специальные дни защиты окружающей среды. (Знакомство). 

III. Основная часть.

Учитель: Давайте сегодня поговорим о том, как живётся нашей Земле. Интервью у Земли берёт ученик нашего класса – Гоголев Андрей.

Ученик: В эволюционном плане можно сказать, что люди совсем недавно населили планету Земля. Человек использует множество запасов Земли, но при этом ведёт себя невежественно, самонадеянно и безумно. А может быть, стоит сказать: «Здравствуй, Земля! Как поживаешь?»

Земля: О, прекрасно! Одной половиной на солнце, другой -  в темноте.

Ученик: Прости за нескромный вопрос, Земля, а сколько тебе лет?

Земля: Мне 5 миллиардов лет.

Ученик: Даже трудно себе представить, сколько это!

Земля: Да, это трудно объяснить. Давай для простоты представим себе, что 5 миллиардов лет – это 1 час. Так вот, исходя из этого, получается:

0 минут – образовалась планета Земля, то есть я;

10 минут – зародилась первая клетка, возникла жизнь;

30 минут – в океане появились сине –зелёные водоросли, которые производят кислород;

52 минуты – в океане появились маленькие животные – трилобиты;

55 минут – на планете появились большие деревья;

56 минут – в воздух поднялись огромные ящеры;

57 минут – появились динозавры;

58 минут – появились первые звери и птицы;

59 минут – появились первые люди на Земле;

60 минут – появились вы – мои сегодняшние жители.

Сегодня на Земле живёт множество людей. И все хотят чистого воздуха, воды, пищи, крова. Очень трудно быть доброй хозяйкой.

Учитель: 

Дорогие ребята, уважаемые гости, никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием окружающей среды. А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой посильный вклад в дело охраны природы. Причём для этого не обязательно выезжать в лес, к реке, в поле. Ведь человечество пользуется природными ресурсами постоянно и везде. Возьмём , к примеру, домашнее хозяйство – ведь это тоже потребление природных ресурсов и, изменив его в экологическую сторону, каждый из нас способен изменить ситуацию на планете к лучшему, особенно если будет действовать не в одиночку, а сумеет приобщить к своему новому поведению друзей и знакомых.

- А что для этого можно сделать? (Ответы детей).

 Ребята, давайте все вместе поможем нашей Земле. Сделаем так, чтобы нашей планете дышалось лучше, чтобы было меньше мусора.

- Ребята, а как можно уменьшить количества мусора на Земле? Ваши идеи. (Учащиеся высказывают свои идеи).

Идеи:

- Организовать субботник по сбору мусора;

- организовать сбор макулатуры и металлолома;

- выпустить листовки о вреде мусора;

-выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе;

- рассказать младшим школьникам о том, как надо обращаться с  мусором.

        - А сейчас проведём аукцион под названием «Новая жизнь ненужных вещей». В сказке Алана Милна «Вини-Пух и все-все-все» герой был расстроен из-за подарка? Какой подарок ему подарили друзья? (Ответ учащихся: лопнувший воздушный шарик).

        - А как можно использовать этот, на первый взгляд, ненужный предмет?

Дети (примерные ответы):

- Можно наклеить на ножки стула, чтобы он не царапал пол.

- Можно сделать крышку для чего-нибудь (например, для банки сметаны).

- Можно сделать резинку, чтобы завязывать пакеты или косички.

- Можно заклеить что-нибудь.

- Можно изготовить салфетку подо что-нибудь.

- Ученик, предложивший самую оригинальную идею, получит приз.

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Чтец:

Ты человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши,

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Учитель:        

 Слово «экология» в переводе с греческого означает знание о доме. Человек обитает на нашей старушке-Земле (т.е в нашем общем доме) всего 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад, можно сказать, мы шагнули в сторону от звериной тропы – стали выращивать растения, приручать животных, словом, обзавелись собственным сельским хозяйством.

        В то далёкое время реки и озёра кишели рыбой, по берегам гнездились утки. Леса были полны дичью. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. Оно и понятно, ведь и население росло. Человек научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал всякие технические новшества и вначале прошлого столетия изобрёл трактор. С этого всё и началось. Называлось это научно-технической революцией. Но беда вовсе не в научно-техническом прогрессе – изобретай и исследуй на здоровье, только дружи с природой, учись у неё и помогай ей. Многого стоит такая наука! А теперь, как не обидно, признаемся: далеко не все люди спохватились и поменяли жезл победителя на ученическую ручку. Пока это сделали лишь в развитых странах. А Россия… Ей ещё предстоит  - и, надеюсь – с вашей, ребята, помощью поладить с природой и возродить леса и пашни, родники и реки. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.

         Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, нежность людям  отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры.

        А сколько нежности в их названиях: маргаритка, незабудка, ветреница.

1. Конкурс «Знаете ли вы названия цветов?»

  1. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческого «гала» -молоко и «актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок.

Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть её и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок – символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник).

  1. Её Родина – Персия. Существует поэтическая легенда. Однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только фиолетовая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная… (Сирень).

  1. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток-фей и нежных эльфов. Его Родина- Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX в. попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме за три луковицы цветка были куплены два каменных дома. Этот цветок - … (Тюльпан).

  1. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из её прекрасных глаз покатились слёзы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Как называется этот цветок? (Ландыш).

2. Конкурс «Если вы сбились с дороги»

Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод и холод, как правило, более всего удручают попавшего в беду грибника, туриста, а страх и первобытный ужас, парализующий волю даже сильных людей.

Самое главное в такой ситуации – не волноваться, сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Ведь есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности. Итак, уметь ориентироваться – это значит в любое время дня и ночи уверенно и ясно представлять себе, где север, юг, запад и восток, в каком направлении двигаться. Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам?

Итак, я предлагаю вам следующие ситуации, а вы постарайтесь их решить:

  1. Вы в лесу, немного заблудились, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда направлена к югу от дерева или пня).

  1. Перед вами только сосна и ель. Как ориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).

  1. Вам стал попадаться подорожник… (Значит, где-то рядом дорога). Индейцы называют подорожник следом белого человека.

  1. Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где север, где юг? (Самая спелая ягода расположена на южной стороне).

3. Проверка домашнего задания.

  1. Какие живые существа имеют три сердца? Чем это существо опасно?

(У осьминогов, кальмаров, каракатиц, которые относятся к классу головоногих, три сердца. Одно – гонит кровь по телу, а два других – проталкивают её через жабры. Цвет крови у моллюсков голубой. Темно-голубой в венах. Осьминоги, по последним исследованиям, вполне дружелюбны. Они не высасывают из человека кровь, как считалось раньше. Но надо знать, что осьминоги, даже мелкие, опасны своим ядом. К счастью, они редко и неохотно пускают в ход это оружие).

  1. Почему у полярной совы все птенцы разного возраста? (У полярной совы старшие птенцы появляются в июне, а младшие – в июле. Большой смысл заключён в этом. Родителям трудно прокормить одновременно всех птенцов. Совы своих птенцов выкармливают по очереди. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших).

 

  1. Какая птица как бы кормит своих птенцов собственной кровью? (Учёные изучили состав пищи, срыгиваемой фламинго для кормления птенцов. Оказалось, что ¼  этой пищи состоит из крови родителей. Каким образом это происходит, пока остаётся загадкой).

  1. Чем опасна китовая акула для человека? (Ничем, она питается планктоном).

  1. Конкурс «Живые барометры».

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие лета,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И морозов ранний хлад, опасный винограду.

        Вот как сказал великий Пушкин. Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды угадать завтрашнее.

Вопросы:

  1. Утром туман стелется по воде. (К хорошей погоде).
  2. Багряные зори. (К ветру).
  3. Утром на траве роса. (Дождя не будет).
  4.  Вечером с реки поднимается пар. ( К дождю).
  5. Бледный цвет луны. (К плохой погоде).
  6. Звёзды ночью сильно мерцают, а с утра тучи… (Днём быть грозе).
  7. Птицы весной вьют гнёзда на солнечной стороне. (Лето будет холодным).
  8. Рыба выскакивает из воды. (К дождю).
  9. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки. (Ясно, тепло).
  10. Снег скоро тает и вода бежит дружно – лето будет (дождливое). 

6. Викторина «Эрудит».

Учитель: 

Вам будут предложены вопросы. Ваша задача – дать ответы на максимальное их количество.

Вопросы:

  1. Какое растение – лучший медонос? (Липа, гречиха, медуница).
  2. Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик).
  3. Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотелом).
  4. Самые крупные летающие птицы. (Дрофа, лебедь).
  5. Какая птица самая мелкая? (Колибри).
  6. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, одно и то же животное).
  7. Какую птицу все бьют и называют вором? (Воробей).
  8. Каких птиц на Земле больше всего? (Кур, воробьёв).
  9. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  10.  Самая большая змея? (Анаконда).
  11.  Кто сильнее: лев или тигр? (Тигр).
  12.  Какая змея плюётся? (Кобра).
  13.  Где у кузнечика ухо? (На ноге).
  14.  Какого цвета хамелеон? (Разного).
  15.  Сколько ног у паука? (8).
  16.  Какая птица носит название танца? (Чечётка).
  17.  Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз).
  18.  Какой зверь после еды чистит зубы, полощет рот водой? (Тигр).
  19.  Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины).
  20.  Что за трава, которую знают слепые? (Крапива).

Учитель:         

Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что , узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами. Тем более, что в настоящее время многих животных и растений становится всё меньше и меньше и они занесены в Красную книгу.

Показ Красной книги.

        Это тема отдельного разговора, отдельного классного часа или урока окружающего мира.

Учитель:

        Как можно сохранить исчезающие виды животных и растений? (Ответы детей).

Для того, чтобы сохранить исчезающие виды растений и животных, люди создают заповедники.

Чтец:

«Заповедник» - это слово

Всем и каждому знакомо.

В нём животных охраняют,

Кормят и оберегают.

Запрещают здесь охоту,

Проявляют здесь заботу

О растениях лесных,

Луговых и полевых,

Водоёмов и болот.

Вся природа здесь живёт

Под охраной человека

Много лет от века к веку.

Учитель:

        Ребята, давайте представим, что наша планета единственный раз в году заговорила с нами. Что бы она могла нам сказать, что попросить, что пожелать?

        Все народы, все люди,

        Все, кто верит и любит,

        Все, в ком совесть жива,

        К вам Земли обращаю слова!

Земля:

        Дорогие люди! Я – планета Земля! Мне нужна ваша любовь! Только любите меня так, как я люблю вас. Если вы будете любить меня, то будете и заботиться обо мне и защищать меня. И таким образом вы будете спасать ваш Дом и Дом ваших братьев меньших – животных. Все мы – одна большая семья. Расскажите о моём пожелании вашим друзьям и родным. Помните обо мне, а я буду заботиться о вас и всегда буду вашим Домом.

Учитель: 

Дом – это не только то место, где мы живём. Дом – это наше село, наш район, наша республика, страна, планета. А в доме должно быть всегда тепло, светло, чисто, уютно; каждый должен чувствовать себя в доме защищённым.

Чтец:         Люби родную природу –

                Озёра, леса и поля.

                Ведь это же наша с тобою

                Навеки родная земля.

                Здесь мы с тобой родились,

                Живём мы с тобой на ней.

                Так будем же люди все вместе

                К земле относиться добрей.

IY. Обобщение. Подведение итогов.

Учитель: Сегодня мы ещё раз вспомнили о том, как важно внимательно относиться к нашей планете. Начинается же наше доброе отношение к планете с небольшого уголка – двора, села, города, района. Мы поняли, что тоже можем многое сделать для природы.

        Любому приятно получать поздравления ко Дню рождения. Давайте поздравим Землю с праздником.

Земля! Мы поздравляем тебя с днём рождения! Желаем, чтобы над тобой всегда светило яркое солнце, а на тебе росли густые леса, цвели цветы, звонко пели птицы!

А в завершение нашего мероприятия – поздравление Земле в стихах.

        Я люблю тебя, Земля, и хочу чтоб ты жила,

        Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.

        Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.

        Защитим её все вместе мы как дружная семья.

        Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!

Y. Орг. завершение урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по окружающему миру на тему: « День Космонавтики. Планета Земля».

Внеклассное занятие по окружающему миру на тему:« День Космонавтики. Планета Земля».2 классЦели: 1.      Познакомить ребят с праздником 12 апреля, почему его отмеча...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Жизнь - особенность планеты Земля"

Урок по теме "Жизнь- особенность планеты Земля" был проведен мною в 3 классе. Данный урок является совершенствованием полученных знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного. на уроке испо...

Открытый классный в 1 классе на тему "Будем добрее!"

Цель: формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста.Задачи:1.     Формирование навыков толерантного отношения.2.     Разв...

Открытый урок по окружающему миру по теме " Мы жители планеты Земля", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока и презентация по окружающему миру по теме "Мы жители планеты Земля" для 2 класса УМК "Планета знаний", Данный урок построен по сингапурской системе обучения....

Открытый классный час. 3 класс тема Ложь

Сформировать у детей понятие о правде и лжи.Учить детей говорить правду. Воспитывать такие нравственные качества как честность, справедливость....

Конспект по ФЭМП на тему «Весёлый счёт – планета Земля»

Совершенствование знаний о геометрических фигурах и ориентировку на плоскости...