В целом воспитательная работа в 4 «а» классе была многоплановой и разносторонней. По всем направлениям деятельности было проведено очень много разнообразных мероприятий. Это и экскурсии, соревнования, конкурсы, викторины, классные часы, познавательные игры и т.д. Самыми интересными и запоминающими были такие мероприятия как: классный час «Права ребенка в новом веке», круглый стол «Язык, мимика, жесты», праздник «Золотая осень», игра – беседа «Улица полна неожиданностей», беседа – обозрение «Курение или здоровье - выбирайте сами!», диспут «Дружба между мальчиками и девочками» праздник «Приключения у новогодней ёлки» и другие. Проведены предметные мероприятия, способствующие повышению качества знаний учеников данного класса. Проведено мероприятие, охватившее всех учеников классов, расположенных на третьем этаже , посвященное началу Сталинградской битвы. Воспитательный процесс планировала таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, радости познания окружающей среды. В своей воспитательной системе ведущее место я отвожу коллективной деятельности, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер. Младшие школьники очень любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Темы классных часов, их содержание определяю вместе с детьми. Во время таких мероприятий я учу своих ребят умению говорить логично и чётко, умению слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению. Дети учатся подчиняться воле большинства, умению доказывать своё мнение и бороться за него, если оно убедительно. В плане формирования органов самоуправления класс разделён на 4 звена. В каждом звене звеньевой и ответственные за определённое направление: трудовые дела, учебный и спортивный сектор, культурно-массовая работа. Возглавляют работу класса староста Ступина Лиза. Процесс становления личности – процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Я считаю их первыми своими помощниками. Большую помощь в организации работы класса оказывают родители. Работа родительского совета, под руководством Ласковой Натальи Александровны, была спланирована в соответствии с воспитательным планом. Все запланированные мероприятия были проведены. Родсовет старался работать в соответствии с поставленными целями. Родители принимали участие в мероприятиях, раскрывающих творческие способности детей, их индивидуальность, фантазию и изобретательность. Повысилась ответственность ребят, они добросовестно относятся к дежурству, с большим желанием проводят генеральные уборки в классе. Родители совместно с ребятами проявили себя в организации и проведении многих мероприятий, как «День Здоровья», поздравлении учителей с их профессиональным праздником (изготовлении газеты), «День матери», «В гостях у ёлки» и т.п. Очень интересно прошел классный час с участием родителей посвященный Дню матери ,где учащиеся показали все свои таланты. Методы изучения семьи: это наблюдение, беседы, анкетирование и т. д. В сентябре прошло родительское собрание, на котором я познакомила родителей с возрастными особенностями детей, своим видением воспитания и образования, провела анкетирование. Мне бы хотелось остановиться на анкетировании, которое мне, как классному руководителю, помогает в работе по выявлению многих вопросов, касающихся воспитания ребёнка в семье. Но анкетирование может не дать обстоятельных результатов, так как родители не всегда дают истинные ответы. Иногда эти ответы требуют уточнения. В таком случае я одновременно даю анкету для заполнения родителям, их детям и сама стараюсь ответить на поставленные вопросы, используя свои наблюдения за поведением ребёнка. Получив ответы от родителей и детей, имея свою характеристику каждого ребёнка, можно сделать определённые выводы о воспитании детей в семье. Нередко приходится встречаться с таким положением, когда родители не знают своих детей, переоценивают их способности, что приводит к ошибкам в воспитании. При изучении воспитательной активности семьи также провожу такую анкету, которая даёт материал для постановки на обсуждение разнообразных вопросов о дефиците общения родителей и детей и его последствиях; о свободном времени семьи и вреде пустого времяпрепровождения; о любимых занятиях членов семьи; о взаимопонимании между родителями и детьми и другие. В течение 1 полугодия провела 3 родительских собрания. Каждую пятницу с 13.00 – 13.40 проводятся индивидуальные беседы и консультации для родителей. За прошедший период классным руководителем были посещены квартиры 9 учащихся. Трижды посещена семья(………), проведены индивидуальные беседы с родителями данных учащихся. Следующие достижения класса: а) по школе:
Участие в акциях, конкурсах и выставках рисунков, проводимых в школе; Ууучастие в школьных олимпиадах по разным предметам. б) по городу: Участие в районном конкурсе «Нет вредным привычкам» (Газета Болдырева Сергея). -участие в районном конкурсе «Фемида глазами детей» (Рисунок Фесенко Артем) - Уровень воспитанности класса за последние 3 года. Повышение уровня воспитанности учащихся | 2010-2011 2 класс | 2011-2012. 3 класс | 2012-2013 4 класс | Любознательность | 3,8 | 4 | 4,6 | Прилежание | 4,1 | 4,4 | 4,7 | Отношение к природе | 4,3 | 4,5 | 5 | Я и школа | 3,3 | 4,4 | 5 | Прекрасное в моей жизни | 4,4 | 4,5 | 4 |
Успешному результату ВР в классе способствовали: * Почти 100% охват детей класса разнообразными видами внеурочной деятельности через кружки, клубы и разнообразные воспитательные мероприятия на уровне класса и школы, Детского Центра, школы Искусств, ДЮСШ. * Формирование и деятельность органов самоуправления. *Индивидуальная работа с учащимися и их родителями; *Участие большей части родителей в жизни класса ; * Сотрудничество с учителями, работающими в классе . Но наряду с определенными достижениями в ВР в классе имеются следующие недостатки: - - у части ребят отношение к любым делам (учебным и внеклассным) – безответственное (любимые фразы «Я забыл», «А можно завтра?»); - В классе , есть "трудная семья”, где мать не уделяют должного внимания своим детям. Беседовать с ней нелегко, в школу она ходит крайне редко, правда, собрания посещает, но ни на классные часы, праздники, не приходит, учёба сына её не волнует. Поэтому бывают ситуации, когда я обращаюсь к кому-нибудь из родителей, и те со мной посещают эту семью. Один раз вместо меня к ……….ходили члены родительского совета, беседовали с мамой. Родители класса помогают мальчику из этой семьи: покупают ему школьные принадлежности, подарки к утренникам. В конечном результате, ………был изъят из семьи временно и помещен в местный Детский дом. Я думаю, что не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, я полагаю, что надо учить родителей "любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и моя задача – научить их этому желанию. Работа, начатая в данном классе, в следующем полугодии будет продолжена и должна принести желаемый результат. Классный руководитель: Панкова Елена Владимировна. |