Мир вокруг нас.
классный час по теме

Гударева Ирина Викторовна

Мир вокруг нас. Внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx41.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИР ВОКРУГ НАС
Внеклассное занятие

 на экологическую тему

Предлагаемое занятие можно провести в любом классе начальной школы, поскольку его содержание доступно возрасту и пониманию младших школьников. Вместе с тем возможность свободного общения на внеклассном занятии предполагает усложнение и дополнение предложенного материала в зависимости от подготовки детей. Проводить это занятие можно как в начале учебного года, в качестве мотивации к обучению, так и в конце, как обобщающее. Между учащимися заранее распределяются роли корреспондентов. Можно на эти роли пригласить учащихся старших классов.

Для этого занятия на большом листе ватмана подготавливается следующая схема: в центре изображение человека (для лица две маски — грустная и улыбающаяся). Далее на одинаковом расстоянии друг от друга располагаются пять окружностей. В первом круге — фигура человека. Второй круг — неокрашенный, белый, на нем прикреплено множество спиралей и стрелок раз личных цветов. Третий круг — светло-голубого цвета, на нем аппликации, изображающие микробов различных конфигураций, они темно-серого цвета, прикреплены булавками или пластилином. Четвертый круг — ярко-синего цвета. В нем фигурки неопределенных форм темных цветов. Пятый круг — зеленого цвета. На нем прикреплены черные квадраты и круги. Под ними приклеены или нарисованы изображения животных и растений, которые находятся под охраной. Остальное пространство листа ватмана окрашено светло-фиолетовым цветом. Слева вверху изображено Солнце (желтое, яркое, со множеством лучей) и по всему полю — звезды. В начале занятия лицо человека в центре схемы грустно, в конце занятия прикрепляется улыбающаяся маска. Схему помещают перед занятием на доску.

Учитель:
— Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите — газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета — живая. Каждый круг газеты — ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?
— Грустный человечек. А почему он грустный? 
(Ответы детей.)
— У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда, может быть, и поймем, почему он грустный.

Первый корреспондент:
— Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: " Непременно каждым утром я включаю телевизор, и, конечно, репродуктор, и еще магнитофон".
Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: " Эй, гражданка у окна, вы же в доме не одна. Почему же целый дом должен слушать этот гром?" 
(Ответы детей.)
— Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины — грузовики, самолеты и т. д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Кроме того, некоторые ребята любят пошутить — громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно — резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) — звуки вокруг нас. Одни стрелки — резкие, громкие. Другие — волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.
— Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? 
(Ответы детей.)
— Не включать громко музыку; не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим на нем только красивые волны с приятной музыкой и спокойной речью. 
(Убирает стрелки.)

Учитель:
— Мы хорошо сделали, что очистили белое поле от разных громких и резких звуков. Если мы сумеем очистить все поля — наш человечек будет улыбаться! Давайте послушаем нашего второго корреспондента.

Второй корреспондент:
Я буду говорить вот об этом голубом поле 
(показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь: " Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем". (Ответы детей.)
— Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. 
(Учитель может прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово). Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?(Ответы детей.)

Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.

— Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы — очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей.)
— Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой, убрали микробов с голубого поля! 
(Убирает аппликации микробов.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель:
— Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент: 
"Не умыться, ни напиться без воды, листику не распуститься без воды, без воды прожить не могут птица, зверь и человек, ипоэтому всегда всем везде нужна вода!" Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в озерах, в реках, в ручьях. Снег — это вода и облака — это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: " Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?" (Ответы детей.)
— Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? 
(Ответы детей.)
— Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна — это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? 
(Ответы детей.)
— Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна! 
(Убирает пятна со схемы.)
Учитель:

— Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле — чистая вода! А теперь, зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент:
— Зеленая страничка нашей газеты — страничка жизни. А почему она зеленая? 
(Ответы детей.)
— Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. " Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!" Только всегда ли человек относится к природе как к другу? Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, под каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы кругом было много растений с красивыми цветами? 
(Ответы детей.)
— Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Мы запомним это правило и оно поможет нам убрать черные круги. 
(Убирает круги, под ними яркие рисунки растений.)
— Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения — природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты?
(Ответы детей.)
— Главное правило — не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Без них зеленое поле стало лучше и красивее! 
(Убирает квадраты, под ними рисунки  животных).
Эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Учитель:
— Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не обо всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в газете. Человечек улыбается — ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо.) Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека — это тоже богатство природы и его надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...