работа с родителями
консультация (3 класс) на тему

Доловских Елена Николаевна

В выступлении на районной конференции педагогов я делилась опытом работы школы с родителями. Приведены темы родительских собраний, родительского всеобуча.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей через организацию родительского всеобуча

«Семьи бывают хорошие,  семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья воспитывает как хочет, мы не  можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

А.С.Макаренко

Семья вместе со школой создает важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Вот почему при большом многообразии обязанностей работа школы с семьей стоит на одном из первых мест. Если педагогическому коллективу удается сделать родителей своими союзниками, то он станет сильнее во всех отношениях.

Наиболее распространенными проблемами в отношениях семьи и школы на сегодня являются:

- дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, появление богатых и бедных семей, а значит, - социально незащищенных родителей и детей;

- занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к  сокращению времени на воспитание детей;

- алкоголизация большей части населения, пьянство как принятое в обществе времяпровождение;

-  недостаточное  внимание к образованию своих детей;

- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у детей.

И все же главными воспитателями своих детей являются родители. Как писал А.С.Макаренко «семьи бывают хорошие,  семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья воспитывает как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива  направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание, работа родительского всеобуча.

Работу с родителями мы начинаем с первого сентября. В первый день мы проводим общешкольное родительское собрание, на котором решаем организационные вопросы, стараемся дать понять родителям, что их дети для учителей не чужие, что школа готова их принять такими, какие они есть на данный момент, и работать всем вместе над тем, чтобы в школе детям было комфортно, уютно и интересно.

Целью общешкольных родительских собраний является: совершенствование правильных взаимных отношений родителей учащихся школы, педагогов и администрации для решения учебно-воспитательных задач. 

В прошлом учебном году в школе проведены тематические  собрания:

- «Роль семьи в формировании у ребёнка навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения»

- «Формирование ценностного отношения к физическому и психическому здоровью  детей»

- «Виртуальная жизнь реальных детей» 

Встречи с родителями мы проводим и в нетрадиционной форме:

 собрание-концерт, собрание-конкурс, круглые столы, итоговые классные родительские собрания за чашкой чая, которые помогают установлению партнерских отношений педагогов с семьёй каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей.

Тематика родительского всеобуча разнообразна, направлена на повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

Всеобуч проводится по звеньям. Темы    2013-2014 учебного года:

1-4 класс.

- «Первоклассник - новый этап в жизни ребенка»

- «Кризис семи лет»

- «Режим дня школьника»

- «Эти добрые сказки»

- «Воспитываем культуру поведения»

        5-8 класс.

- «Психолого-педагогические особенности пятиклассников»

- «Особенности мыслительной деятельности подростков»

- «Профилактика вредных привычек»

- «Нравственные уроки  семьи – нравственные законы жизни»

- «Воспитание гуманизма и человечности»

        9-11 класс.

- «Дети готовятся к экзаменам. Как им помочь?»

- «Конфликтные ситуации. Как их разрушить?»

- «Куда пойти учиться?»

- «Жизненный успех ребенка. Из чего он складывается»

- «Знакомство с нормативно-правовой базой по итоговой аттестации»

- «Компания в жизни старшеклассников»

Индивидуальная работа   -   часть родительского всеобуча. Классные руководители проводят индивидуальные консультации, дают советы по воспитанию детей, посещают  квартиры обучающихся,  совместно решают детские проблемы.  

Традиционно  проводится  для обучающихся и их родителей  День правовых  знаний  с приглашением представителей правоохранительных органов (КДН, ПДН, прокуратуры, ГИБДД). Такие встречи проходят интересно, т.к. родители получают информацию о ситуации с преступностью в районе и области, сведения о дорожно-транспортном травматизме, знакомятся с изменениями правил дорожного движения, с новыми законами и изменениями к уже действующим.  Беседы, направленные на профилактику наркомании, табакокурения, алкоголизма сопровождаются фильмами и презентациями, что усиливает интерес родителей к этим мероприятиям, заставляет задуматься о поведении своих детей, а иногда и о своем образе жизни.

 Пользуются популярностью среди родителей и обучающихся старших классов беседы с представителями ЦЗН (центр занятости населения), которые информируют присутствующих о положении на рынке труда, знакомят с востребованными на данный момент профессиями,  анализируются диагностики, которые заранее проводятся среди старшеклассников.

        Такая работа с родителями привела  к тому, что на данный момент в школе нет семей, состоящих на учете как социально-опасные.  Родители не боятся идти в школу со своими проблемами, обращаться к учителям  за советом. Они участвуют в школьных делах, посещают открытые уроки, помогают в реализации школьных проектов.

Однако, педагогическому коллективу  необходимо прислушиваться к мнению родителей и  твердо руководить всей деятельностью этого сложного и многогранного явления, именуемого «класс», «школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...