Классный час "Огонь - друг или враг?"
план-конспект занятия на тему

В данном конспекте содержится материал по основам пожарной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogon_oshibok_ne_proshchaet.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

ст. Ярославской

 

Урок – презентация

 по основам пожарной безопасности

«Огонь ошибок

 не прощает».

                                                                                               

Учитель: Шишкина Т.Е.

Тема: «Огонь - друг или враг?»     Слайд № 2

Цель: профилактика возникновения пожаров, гибели людей при них.

Задачи: показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную, ознакомить с причинами возникновения пожаров, мерами противопожарной безопасности, проверить знания школьников по правилам пожарной безопасности, составить памятку, как вести себя при пожаре.  

Оборудование: плакаты, рисунки на противопожарную тематику, поделки.

«Спички не тронь,  

        В спичках огонь!»  

 «Чтобы в ваш дом не пришла беда,

         Будьте с огнём осторожны всегда!»

 «Не играй, дружок, со спичкой!

   Помни ты, она мала,

                                          Но от спички – невелички

                                          Может дом сгореть дотла».

На стендах выставлены детские книги: Б.Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял», С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница», Г.Цыфёров «Жил на свете слонёнок».

Слайд № 3.

Ребята! Приходилось ли вам когда – нибудь сидеть у костра? Тихонько потрескивают подброшенные в огонь ветки, а ты, не отрываясь, смотришь на пламя, словно пытаясь в нём что-то разглядеть. Такое оно, это пламя, таинственное, загадочное. Смотреть на него можно бесконечно. И тебе становится так спокойно, хорошо думается и мечтается. Как будто ты находишься со своим лучшим другом.

Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах. Слайд № 4 На огне человек учился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер. Огонь считали божеством и поклонялись ему.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал.

Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить пищу. Иногда – на костре в походе или на рыбалке у реки. А чаще всего – на газовой или электрической плите.

Слайд № 5-6.

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводах в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты… Между прочим, автомобили и самолёты движутся тоже с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо. А горение – это жизнь огня.

Топливо сгорает и в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток, - ближайшие родственники.

Слайд № 7.

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый солнечный лучик. Что это такое? Это тоже огонь. Оно – огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы  жизни на нашей планете.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печёт.                                           Е.Ильин

Сила у друга–огня – большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

Слайд № 8, 9 , 10.

Огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить целый город или деревню. Москва, например, частично или полностью выгорала около 60 раз.

Сейчас на планете возникает более 5 миллионов пожаров в год. Каждые 5 секунд – новый пожар.

Горят предприятия, больницы, магазины, поезда, корабли, самолёты, музеи, школы, леса, хлебные поля… А в результате – колоссальные убытки. А самое главное – человеческие жертвы, среди них и дети.  

  1. Он всегда бывает разным,

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

  1. Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок.

Вот, ломая прутья клетки

Хищный делает бросок!..

  1. Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый,

Очень злой.

  1. Злой огонь – огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!                                   Е.Ильин

Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за малышами. Ведь очень много  пожаров связано с детской шалостью.

Даже солнечный лучик может стать причиной пожара, если с ним, лучиком, пошалить.

Слайд № 11.

  1. Не играй, дружок, со спичкой!

Помни ты, она мала,

Но от спички – невелички

Может дом сгореть дотла.

Слайд № 12.

  1. Младшим братьям и сестричкам

Все ребята говорят:

«Крепко помните, что спички –

Не игрушка для ребят»!

Слайд № 13.

  1. Смастерил Сергей пугач,

Пострелял немного.

А теперь Серёжу врач

Лечит от ожога.

От такого пугача

Путь обычный до врача!

Слайд № 14.

  1. Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей,

Может быть беда большая

Для построек и людей.

Слайд № 15.

Пожар может возникнуть и от телевизора, утюга и др. электроприборов, включённых в сеть и оставленных без присмотра.

Нельзя шалить с легковоспламеняющимися и горючими веществами: Бензином, ацетоном, лаками, красками. Они очень огнеопасны.

Слайд № 16.

Очень часто пожары возникают на новогодних праздниках. Нельзя украшать ёлку легкосгораемыми игрушками, зажигать на ней свечи, устраивать в помещении фейерверки.

Слайд № 17.

Ленту гладила Анюта

И увидела подруг,

Отвлеклась на три минутки

И забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки!

Вот что значит – три минутки!

Ленты нет, кругом угар,

Чуть не сделался пожар.

Слайд № 18.

Конечно, пожар может возникнуть не только по нашей вине. Летом, в лесах и на хлебных полях, пожар вызывают иногда небольшая искорка от автомобиля, брошенный окурок или не залитый водой костёр. Летняя гроза бывает нужна, она освежает воздух, но и бед может наделать тоже: от грозы бывают пожары.

По какой бы причине ни возник пожар, необходимо позвонить в пожарную службу или немедленно сообщить о пожаре взрослым.

Слайд № 19.

«Пожар». С.Я.Маршак

На площади базарной,

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный у будки

Поглядывал вокруг –

На север,

На юг,

На запад,

На восток, -

Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчёй пожарной.

И два шара,

И три шара

Взвивались вверх, бывало.

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

Тревожный звон будил народ,

Дрожала мостовая.

И мчалась с грохотом вперёд

Команда удалая.

Слайд № 20.

Сценка «Пожар в доме Бабы Яги».

Из – за домика Бабы Яги появляется дым.

Постовой.    Что случилось, почему?

Ничего я не пойму.

Леший.      Тили-бом, тили-бом.

Загорелся чей – то дом.

Нужно вам туда пойти

Да порядок навести.

Постовой. Да, ты прав, приятель, вроде

Постовые там не ходят.

Нужно нам туда спешить –

Дом помочь им потушить.

Баба Яга.   Ребята, кто поможет потушить пожар?

Выходите! Нужно перенести воду, кто быстрее, ну!

Баба Яга проводит игру «Потуши». Играют две команды. За определённое время дети должны перенести воду из одного стакана в другой ложками. Побеждает та команда, которая быстрее наполнит стакан водой.

Постовой.  Пять, четыре, три, два, раз.

Вот и всё. Огонь погас.

Кто пожару был виной?

Баба Яга, идём со мной.

Баба Яга.   Ой, прости, милок, купила

В магазине чудо – печь.

А инструкцию забыла

Перед запуском прочесть.

Постовой.  Ну, да ладно, я прощаю,

Только впредь прошу, учти –

Ничего сразу не включай,

А инструкцию прочти.

Слайд № 21-22.

А вы, ребята, какие знаете средства, которыми можно остановить пожар?

Преподаватель. Я знаю, что вы – грамотные люди в вопросах противопожарной безопасности. Я предлагаю вашему вниманию викторину.

Вопросы.

  1. Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
  2. Какие гвозди можно забивать между проводами?
  3. Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
  4. Какими обоями разрешается оклеивать провода?
  5. На каком рубильнике можно вешать одежду?
  6. С какой стороны нужно разжигать костёр в ветреную погоду?
  7. Для чего прибивают железную подкладку к полу возле дверцы печки?

Загадки.

              Слайд № 23.                                                   Слайд № 24

  1. Выпал на пол уголёк,                          2. Если младшие сестрички

Деревянный пол зажёг.                            Зажигают дома спички,

Не смотри, не жди, не стой,                     Что ты должен предпринять?

А залей его ….. (водой).                            Сразу спички те …(отнять)

Слайд № 25.

3. Что бывает, если птички                      4. Летела мошка – осиновая ножка.

Зажигают дома спички? (пожар)                 На стол села – всё сено сгорело.

Слайд № 26.

  1. Если где хранится мусор

Или просто разный хлам,

Надо будет потрудиться –

Навести порядок там.

Метлу, лопату взяли

И быстро всё … (убрали).

Слайд № 27.

Рефлексия.

Придумайте историю, которую можно подслушать на этой кухне. Чем не довольны её обитатели?

А сейчас, ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству. Давайте все вместе создадим памятку «Как вести себя при пожаре».

Дети и учитель составляют памятку, которую ученики вклеивают в дневник.

- Большой огонь, или пожар – это огромное чудище, пожирающее всё вокруг своим пламенным языком. Этот огромный язык съедает и любимые игрушки, и платья, и дома, и даже целые улицы.

Чтобы не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много –

Выучим хотя бы пять.

Слайд № 28 – 35.

- Сам костёр не разжигай

И другим не позволяй:

Даже крошка – огонёк

От пожара недалёк.

- Не бери из печки жар –

Ведь он таит пожар.

Уголёк, хоть невеличка,

Но опасен, как и спичка.

- Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор и утюг,

Пусть включает только взрослый –

Наш надёжный старший друг.

- Если же стряслась беда,

Что тогда нам делать?

Не теряться никогда,

Действовать умело.

Если слаб огонь, скорей

Ты водой его залей.

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно 01 набрать

И быстрей пожарных звать!

Если же большой огонь,

Дымом всё объято,

Выбегать из дома вон

Надо всем ребятам.

И на помощь поскорей

Ты зови, зови людей.

- Быть нельзя огню вблизи

Там, где краска, газ, бензин,

Ведь о них нам не напрасно

Говорят: «Опасно!»

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом.

Будьте с огнём осторожны, дети,

Твёрдо запомните правила эти.

Правила эти запомнить несложно.

В жизни помогут они нам не раз.

Пусть в жизни счастливым,

Пусть в жизни здоровым

Будет всегда

Каждый из вас.

Слайд № 36 – 37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Огонь-друг или враг?"

Классный час проводился во 2 классе в виде ролевой игры "Час суда"....

Классный час "Огонь - друг и враг"

Цель:  пополнить  знания учащихся о правилах пожарной безопасности; закрепить           имеющиеся  знания о правильных действиях в случ...

Классный час "Огонь - друг или враг?"

Конспект классного часа. В игровой форме повторяются основные правила пожарной безопасности и порядок действий учащихся в случае пожара....

Классный час "Огонь друг - огонь враг".

Овладение этой  величайшей стихийной силой природы позволило человеку обеспечить себя светом и теплом....

Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"

Классный час "Огонь - друг, огонь - враг"...

Классный час "Огонь- друг, огонь- враг"

Цели: • познакомить детей с правилами пожарной безопасности; • научить соблюдать их; • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; • отр...