Внеурочная деятельность.
методическая разработка (1 класс) на тему

Пластинина Елена Валерьевна

Внеурочная деятельность: Сценарии показательных занятий, праздников, развлечений, программа кружковой работы, перспективные планы работы педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка "Эрудит"

Пояснительная записка.

Программа нацелена на помощь учителю и учащимся 1-4 классов в постановке и проведении исследовательских и лабораторных работ, выполнении исследовательских проектов, развитии практических навыков.

Основной целью программы является формирование и развитие личности учащегося через воспитание, коррекцию, самоопределение; формирование единой естественнонаучной картины мира, сочетающей единство и многообразие свойств живой и неживой природы. Все более необходимым звеном в процессе обучения становятся исследовательские и лабораторные работы, научные и экологические проекты с широким обсуждением основных идей и результатов.

Сегодня, когда в образовательный процесс активно внедряется компетентностный подход, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания и их роли в формировании у учащихся ключевых образовательных компетентностей, т. е. усвоения не просто некоторой суммы дискретных знаний и умений, а совокупности образовательных компонентов, обеспечивающих эффективное осуществление определенных видов деятельности. Задача формирования ключевых компетентностей может быть с успехом решена путем организации проектной и исследовательской деятельности межпредметного характера. Межпредметные связи способствуют формированию надпредметных понятий, полное представление о которых невозможно получить в одной предметной области (например, понятия материя, явления природы, различные виды движения и энергии). Одним из эффективных способов установления таких связей является уровневая дифференциация при организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.

При всем многообразии видов межпредметного взаимодействия можно выделить три основных направления, которые могут быть реализованы в проектно-исследовательской деятельности:

  • комплексное изучение одного явления или объекта разными науками;
  • использование методов одной науки для изучения различных явлений и объектов в других науках;
  • привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения различных явлений и объектов.

Цель: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Формировать умения и навыки самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств повышения качества образования и успешности.

Задачи:

·           привлечение творчески одаренных детей к самостоятельной учебной деятельности;

·           развитие межпредметных связей в проектной деятельности;

·           формирование коммуникативной компетенции учащихся

·           развитие культуры публичной дискуссии;

·           формирование умений и навыков научного общения;

·           создание творческих лабораторий в целях дальнейшего развития у учащихся ключевых образовательных компетентностей.

Обучающие:

  • учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;
  • учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения  решения проектных задач;

Развивающие:

  • повышать интерес к науке через работу в различных проектах;
  • развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением  проектных задач;
  • развивать пространственное воображение через решение проектных задач;
  • формировать умения строить проектные модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять проектные  методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами.

Воспитательные:

  • воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в кружке;
  • воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и проведение недели начальной школы, недели науки, подготовку и представление докладов, решение задач;
  • формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка.
  • стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами через  организацию качественного коммуникативного пространства на занятиях кружка.

Ожидаемые результаты:

  В результате обучения в кружке учащиеся должны приобрести основные навыки  самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать, развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки применения теоретических  знаний, научиться грамотно применять компьютерные технологии  при отборе информации и для презентации результата, развить интерес к науке.

Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся.

Программа рассчитана на 102 часа, из расчета 3 часа в неделю.

При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы:

  • доступности,
  • преемственности,
  • перспективности,
  • развивающей направленности,
  • учёта индивидуальных способностей,
  • органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

 Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся начальных классов, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Формы контроля:

№п/п        

Контроль

Форма контроля

Решение проектных задач

Участие в школьных и городских олимпиадах, дистанционных интеллектуальных конкурсах «ЭМУ», «Русский медвежонок», «Познание и творчество»

Проекты, исследовательские работы

Участие в конференции НПК «Гости из будущего»

Разработка викторин, интеллектуальных конкурсов для начальной школы, математических праздников, лингвистических игр, краеведческих турниров, математических марафонов и т.д.        

Неделя науки

Неделя начальной школы


План работы кружка «Эрудит»

На 2011-2012  учебный  год

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Вводное занятие        

Знакомство с программой кружка        

1

Стремиться к формированию взаимопонимания и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями, а также эмоциями и чувствами.

Наука  в жизни человека. Составление презентации по теме        

1

Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.

3-4

Способы получения информации в современном мире

2

формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление.

5-6.

Наука и книга. Структура книги.        

Правила работы с книгой.

2

Учить работать с книгой – источником знаний и информации.

     7-8.

Методы самостоятельной работы с литературой. Виды переработки и сокращения текста.

2

Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.

9-10.

Выбор книги в библиотеке по заданной теме. Алфавитный каталог. Систематический каталог.        

Составление каталога

2

Формировать систему нравственных межличностных отношений, культуру общения, умение работы в группах через работу над проектами

11-12.

Справочная литература. Словари.        

Работа со справочной литературой.

2

Воспитывать эстетическую, графическую культуру, культуру речи через подготовку и презентацию проекта, в процессе исследования, подготовку и представление докладов.

13-14.

Периодические издания. (газеты, журналы)        

Работа с периодическими изданиями

2

Формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением проектных  задач.

15-16

Интеллектуальные игры.        

Составление и проведение викторин

2

Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам.

17-20

Сценарии праздников        

Составление сценариев на любую тему. Коллективный проект.

4

Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде сценариев к календарным и школьным праздникам.

21-24

Рукотворная книга        

Проект: Изготовление книги.

4

Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде рукотворной книги.

25-26

Проект. Разработка и оформление буклета «Викторина» к неделе науки.

2

Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе

27-30

Проект: Подготовка и проведение праздника «Фокусы, загадки-шутки, иллюзии».

4

Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде сценария праздника.

31-34

Решение проектных задач.

4

Учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения  решения задач.

35-36

Разработка и проведение математической игры.

2

Для математической игры организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка.

37-40

Разработка и проведение краеведческой  игры «Знай свой край»

4

Для краеведческой  игры организовать поиск интересных заданий  или составление задач самими участниками кружка.

41-44

Разработка и проведение интеллектуальной  игры «Искорка»

4

Для интеллектуальной   игры организовать поиск интересных заданий  или составление задач самими участниками кружка.

45-48

Подготовка и проведение конкурса буклетов «Интересная задача»

4

Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач или составление задач самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе

49-52

Коллективный проект «Лента Времени»

4

Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект  и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде наглядного пособия, папке с событиями и презентации.

53-54

Выбор темы для индивидуального проекта.

2

Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.

55 - 60

Индивидуальные консультации по реализации индивидуальных проектов. Практические занятия.

6

Учить быть критичными слушателями через обсуждения выступлений обучающихся с докладами и через обсуждения  решения задач.

61-64

Защита проекта.

4

Развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.

65-70

Коллективный проект «Муравьиная ферма».

6

Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.

71-74

Решение проектных задач.

4

Развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.

75-78

Коллективный здоровьесберегающий проект «Сам себе я помогу – своё здоровье сберегу».

4

Ребята индивидуально или по группам разрабатывают проект и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде буклетов с рекомендациями по здоровьесбережению, презентации, выставке плакатов «Полезные привычки».

79-82

Коллективный проект. Разработка и оформление экологического буклета «Сохраним природу Югорского края».

4

Для конкурса буклетов организовать поиск интересных материалов или составление статей самими участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе

83-86

Коллективный проект. Разработка и оформление стендового проекта «Огонь друг и враг».

4

Ребята по группам разрабатывают проект и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде стенда.

87-90

Коллективный проект. История войны в песнях военных лет.

4

Ребята по группам разрабатывают проект и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде концерта.

91-96

Индивидуальные проекты. История моей семьи в истории моей страны.

6

Ребята индивидуально разрабатывают проект и готовят защиту - продукт проектной деятельности - в виде буклета, презентации или стенда.

97-98

Выставка проектов.

2

Развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.

99-100

Выбор тем индивидуальных проектов на следующий учебный год.

2

Выбрав тему проекта, ребята индивидуально или по группам разрабатывают его и готовят в течении лета  защиту - продукт проектной деятельности - в виде исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты.

101-102

Интеллектуальный марафон «Парад звёзд»

2

Развивать мышление через  усвоение таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать.

 


Методическое обеспечение:

       

    Методической особенностью изложения учебных материалов на кружковых занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на проектных задачах.

          Метод обучения через проектные задачи базируется на следующих дидактических положениях:

  • наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические и практические проектные задачи, решение которых даёт им новые знания;
  • с помощью проектных задач, последовательно связанных друг с другом, можно ознакомить учеников даже с довольно сложными  теориями
  • усвоение учебного материала через последовательное решение проектных задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

         Большое внимание уделяется овладению учащимися проектными методами поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению проектных моделей.  Обсуждение решений проектных задач с учащимися необходимо проводить в виде эвристической беседы.  

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Кроме того, на занятиях  кружка необходимо создать «атмосферу» свободного обмена мнениями и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников.

         В работе кружка широко применяется метод проектов.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность. Совместно-распределенная деятельность учителя и учащихся при организации исследовательской деятельности в рамках метода проектов включает в себя три основных этапа: мотивационный, операционно-познавательный, рефлексивно-оценочный.    

          На первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно-проблемной ситуации - мотивирующая задача, совместное целеполагание, прогнозирование предполагаемого результата (продукта проекта), распределение учащихся по парам или группам (в случае парного или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта.        

        На втором, операционно-познавательном, этапе учащиеся осуществляют план проекта посредствам сбора, анализа и систематизации фактического материала, выдвижения, доказательства или опровержения   гипотез, а также определяют форму продукта проекта и непосредственно готовят сам продукт.        

        На третьем, рефлексивно-оценочном, этапе в процессе презентации результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых результатов, анализируется собственная деятельность, определяется содержание корректирующей деятельности. Этап может завершаться постановкой задачи по окончательной доработке продукта проекта.

          Преобладающей деятельностью учащихся является исследовательская, поэтому основная задача учителя - создать условия для включения школьника в деятельность, направленную на самостоятельное выдвижение гипотез и на поиск их доказательств. Таким образом, использование метода проектов  в кружковой работе позволяет, придерживаясь традиционной системы учебных занятий, избегать их отрыва от реальной деятельности, пробуждает интерес к познанию, а также способствует достижению требований современного информационного общества.

           На занятиях также применяются:

  • педагогические способы взаимодействия с детьми; словесные методы (рассказ, беседа);
  • практические методы (упражнения, тесты);
  • методы стимулирования и мотивации; поощрения;
  • учебно-познавательные игры, занимательные материалы;
  • участие в школьных интеллектуальных играх и олимпиадах;
  • организация логических операций; заинтересованность в результатах;
  • самооценка деятельности и коррекции.

Литература:

1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.

2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.

3. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.

4. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.

5. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67.

6. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.

7. Данюшенков В.С., Сычкина Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25.

8. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52.

9. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

10. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000. 11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

12. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

13. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

14. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология.— Пг., 1923.

15. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред. Б. С. Соколов.— М.: Наука, 1989.

16. Корогодин В. И. Информация и феномен жизни.— Пущино, 1991.

17. Маркузе Г. Одномерный человек: Пер. с франц.— М., 1994.

18. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.

19. Маклаков Г. Ю. Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека // Информационные технологии и безопасность: Матер. науч.-практ. конф.— К.: Знание, 2001.

20. Почепцов Г. Г. Психологические/информационные операции.— Киев, 1999.

21. Расторгуев С. П. Философия информационной войны.— М., 2000.

22. Самохвалов В. П. Психический мир будущего.— Симферополь: КИТ, 1998.

23. Стариш А. Г. Интуиция и её роль в познании // Матер. науч.-практ. сем. «Идеология и массовое сознание»: Препринт.— Симферополь, 1990.

24. Стариш А. Г. Теория открытых систем как парадигма процессов глобального развития.— Симферополь: Универсум, 2003.

25. Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М.: Наука, 1993.

26. Янковский С. Я. Концепции общей теории информации.— М., 2000

27. Выготский Л.С. История развития высших психических функций /Собрание сочинений, т. 3. — М., 1983.

28. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии, 1966, № 6.

29. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

31. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. - Н.Новгород: Нижегогродский гуманитарный центр, 2000.- 136с.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Когалым

          «СОГЛАСОВАНО»

Зам. Директора по УВР

_________________(Барышникова С.В.)                                                                            

пр.№                                       2014г.              

                               

                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Средняя школа  № 3»

   ___________            (Маренюк В.М.)

  пр.№                                         2014г.                                                                                        

           

Рабочая программа и тематическое планирование

курса  внеурочной  деятельности

«Этическая грамматика»

2 класс

Количество часов в год:34

В неделю:1

Составлена на основе федерального государственного образовательного

стандарта основного общего образования, программы

                              «Этическая         грамматика»  

доктора педагогических наук, профессора  А.И. Шемшуриной,

Разработчик  программы: Пластинина Е.В.

                                                                    

                                                                 

                                                                   

                                                               

Когалым  2014 г.

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой программы «Этическая грамматика» являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • программа «Этическая грамматика»  доктора педагогических наук, профессора

А.И. Шемшуриной;

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить ребенка от мира жестокости и грубости, познакомить с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.

Включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики   как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью. С 2010 года программа «Этическая грамматика» успешно апробируется в образовательном учреждении МБОУ СОШ №2 и является составной частью целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития школьника, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную деятельность.

Цель:

  • воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития

высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного

гражданина России; 

  • формирование у учащихся адекватного коммуникативного поведения.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 

              В области формирования личностной культуры:

•  формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,  непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•  укрепление   нравственности,   основанной   на   свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей  совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать   собственные   нравственные   обязательства,    осуществлять нравственный самоконтроль,  требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

•  формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

•  принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

•   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;                                                                              

•  формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•  формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении  результата;

•  осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

•  формирование основ российской гражданской идентичности;

•  чувства личной ответственности за Отечество;

•  воспитание ценностного отношения к своему  языку и культуре;

•  формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•  укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

•  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

•  формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

•  формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

•  формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям,  осознанного,  заботливого  отношения к старшим и младшим;

•  формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

•  знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Особенности обучения по предмету

         Занятия курса «Этическая грамматика» построены в форме этического диалога.

Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием диалогового педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Этический диалог - средство пробуждения в обучающихся стремления с нравственных позиций рассмотреть взаимозависимость окружающей жизни с собственной жизнедеятельностью, сферу человеческих взаимоотношений соотнести с опытом личных взаимоотношений с другими, область приложения индивидуальных возможностей и человеческих устремлений сопоставить с нравственными потребностями своего «Я».

Многоаспектный диалог должен быть:

—  равноправным взаимодействием учителя и детей по самым главным «вечным» вопросам человеческой жизни, в процессе которого вырабатывается индивидуальный взгляд и личностная позиция подростка на эти вопросы;

— общением, где ребенок — субъект мышления и деятельности, мнение и позиция которого важны для всех как голос в «диалоге голосов».

Сценарий этического диалога имеет следующие составляющие:

—   завязка, выявляющая проблему.

Такой завязкой может быть диагностирующая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия.

—  процесс диалогического общения по выявленной проблеме, развертывающийся по логике развивающегося взаимодействия.

Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказательств, формулирование определившихся позиций, выбор высказываний, афоризмов.

точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений.

При этом суждение, которое объективно выводит на нерешенные «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления.

—  нравственный выбор как внутренний диалог подростка с собой, как самоопределение, самооценка.

—  «открытый» финал как возможность последующего индивидуального размышления над проблемой.

Такое построение этического диалога создает условия для углубленного взаимодействующего размышления подростков по затронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого, что имеет своим следствием рост этического сознания.

Выбор методической канвы диалога зависит и от сложности этических проблем, которые должны соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися по следующим направлениям.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание  ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Место учебного курсав Базисном учебном (образовательном) плане:

Программа является составной частью общешкольной программы «Школа – центр нравственно-этического воспитания», является преемственной по отношению к занятиям «Этика» внеурочной деятельности в начальной школе,  основана на технологии этического диалога  и реализуется во 2  классе  в рамках внеурочной деятельности. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч. в неделю).

Для достижения поставленных целей на уроках будут использоваться следующие методы и формы:

  • этический диалог;
  • фронтальная беседа;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • игровые виды деятельности;
  • чтение рассказов;
  • просмотр кинофильмов;
  • обсуждение картин;
  • конкурсы;
  • игры по этикету;
  • анализ и обыгрывания ситуаций;
  • групповая деятельность;
  • работа в парах;
  • практикумы и тренинги;
  • проектная технология.

 


Содержание программы

Введение: пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет (С.Маршак).

1.Быть воспитанным - что это значит.

1.Вежливость как основа воспитанности.

2.Какого ты рода, племени?

3.Точность, обязательность, аккуратность.

4.Не сладок плод бездельного досуга.

5.Праздник школьного вальса.

6.Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

2.Этика и этикет.

1.Этические нормы этикета.

2.Вот это стол - за ним едят.

3.Вот это стул - на нём сидят.

4.Дома и в гостях.

5.В школе ты хозяин и гость.

6.Правила на каждый день.

7.Правила на каждый день.

3.Об умении думать о других.

1.Ты живёшь среди людей.

2.Добротой себя измерь.

3.Чью старость утешил?

4.Раздели печаль и радость другого.

5.О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький).

6.Умей быть благодарным.

7.Праздник благодарности.

8.Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке.

9.Береги всё живое.

10.Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом).

4.До дружбы надо вырасти.

1.Дружба начинается с улыбки.

2.Одноклассник, товарищ, друг.

3.Отчего бывает одиноко?

4.Чтобы быть понятым.

5.Дружили мальчик с девочкой.

6."Без друзей меня чуть-чуть."

Заключение: В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.

Планируемые результаты образования

Личностные результаты:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

•  ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

•  опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

•  опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

•  уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

•  знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

         3.Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к учению, труду, жизни:

•  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•  ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

4. Формирование ценностного  отношения  к здоровью  и здоровому образу жизни:

•  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

•  первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

•  ценностное отношение к природе;

•  первоначальный  опыт  эстетического,   эмоционально-нравственного отношения к природе;

•  элементарные знания о нормах экологической этики;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

•  первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

• первоначальный опыт эстетических переживаний,  наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

         

Календарное планирование занятий на 2014-2015 уч.год  

Тема занятия

Время проведения

Количество часов

1.Быть воспитанным - что это значит?

1.Вежливость как основа воспитанности.

04.09.

1

2.Какого ты рода, племени?

11.09.

1

3.Точность, обязательность, аккуратность.

18.09.

1

4.Не сладок плод бездельного досуга.

25.09.

1

5-6.Праздник школьного вальса.

02.10. ; 09. 10.

2

7.Внешняя и внутренняя воспитанность человека.

16. 10.

1

2.Этика и этикет.

8. Этические нормы этикета.

23. 10.

1

9. Вот это стол - за ним едят. Вот это стул - на нём сидят.

06. 11.

1

10. В общественном месте.

13. 11.

1

11. Дома и в гостях.

20.11.

1

12-13. В школе ты хозяин и гость. Праздник.

27.11 ;  04.12.

2

14. Правила на каждый день.

11.12.

1

15. Правила на каждый день.

18.12.

1

3.Об умении думать о других.

16. Ты живёшь среди людей.

25.12.

1

17. Добротой себя измерь.

15.01

1

18. Чью старость утешил?

22.01.

1

19. Раздели печаль и радость другого.

29.01.

1

20. Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке.

05.02.

1

21. Умей быть благодарным.

12.02.

1

22-23. Праздник благодарности.

19.02.; 26.02.;

2

24. О матерях можно говорить бесконечно (М.Горький).

05.03.

1

25. Береги всё живое.

12.03.

1

26. Расскажи мне обо мне (Разговор за круглым столом).

26.03.

1

4.До дружбы надо вырасти.

27. Дружба начинается с улыбки.

02.04.

1

28. Одноклассник, товарищ, друг.

09.04.

1

29. Отчего бывает одиноко?

16.04.

1

30. Чтобы быть понятым.

23.04.

1

31. Дружили мальчик с девочкой.

30.04.

1

32."Без друзей меня чуть-чуть."

14.05.

1

33-34. В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души.              21.05.; 28.05.

2


Материально техническое обеспечение:

Портативный компьютер учителя

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Нетбуки  для учащихся              

Документ-камерa

Телевизор  

Литература.

  1. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: Книга для учителя:Учеб.-метод. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Шемшурина А.И.Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми. М.:Лика,  2006.
  3. А.И. Шемшуриной «Нравственно-этическое  воспитание. Технология этического диалога»
  4. Шемшурина А.И., Клепиков В.Н. Хрестоматия по этике (5-6 классы) – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  5. Шемшурина А.И., Шемшурин А.А., Величко О.Ю. Диагностика нравственно-этической воспитанности детей и подростков в системе непрерывного этического воспитания; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  6. Шемшурина А.И., Клепиков В.Н., Шемшурин А.А.Субъектный подход к ребёнку в нравственно-этическом воспитании школьников; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  7. Шемшурина А.И. Нравственное воспитание старшеклассников на уроке этики; – М.: Школа – Пресс, 2004г.
  8. Журналы: «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Коррекционная педагогика»
  9. Кряжева Н.Л. развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  10. Оганесян С.С.Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.



Предварительный просмотр:

Воспитательная программа

 экологической направленности

 в рамках деятельности

классного руководителя

«Я - эколог».

Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения  предлагаемой программы.

Экологическая обстановка в мире выдвигает проблему формирования экологической культуры населения в число наиболее значимых.

Основа проявления экологической культуры — деятельность человека, стремящегося осознать свое влияние на природу, разумность использования ее богатств и способов улучшения окружающей природной среды. Показатель эффективности формирования экологической ответственности — не только осознанность, глубина и прочность знаний, но и реальное следование экологическим нормам во всех видах деятельности.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Данная программа является комплексным обобщением элементов экологического воспитания в таких предметах как история, география, естествознание, литература.

Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.

Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об экологической обстановке нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками экологической информации – справочными и учебными пособиями, картами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.

Объект изучения: – экология родного края: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свой микрорайон, город).

Цель системы экологического образования – создать условия для духовно– ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне, области), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня экологической грамотности, образованности.

Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.

1. Начальная степень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его макромира.

2. Внедрение экологических вопросов в другие учебные дисциплины.

3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа.

4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города).

Для чего изучается экология  в начальной школе?

Именно в ней закладываются основы познавательного интереса к изучению города (села), окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для экологической, духовно– ценностной и практической ориентации ребенка).

Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность, лично для него, окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом – наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсь достижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.). В процессе изучения экологии решаются следующие задачи:

        Задачи Программы:

  • Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о  влиянии  на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,   инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:
  • научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление  о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • научить обучающихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • сформировать  потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • сформировать представления об основах экологической культуры на примере  экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
  • развить интерес к природе родного края, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в охране природе;
  • сформировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • сформировать бережное отношение к растениям и животным.

  • Воспитание любви к малой Родине.
  • Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом).
  • Развитие логического мышления, речи, памяти.
  • Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
  • Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
  • Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о сохранении и процветании своей Родины, своего народа и региона.

Формы работы с детьми.

Существуют различные формы организации экологического воспитания. Их можно отнести к двум категориям: к первой относятся программные (урочные и внеурочные) учебные занятия, ко второй — внеклассные занятия.

Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, т.е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы потребуется глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристские технологии, проектные технологии.

Экологические игры, Экологические тропы, Экологические марафоны, Экологические сказки, Экологические проекты, Экскурсии, Походы, Выставки рисунков и фотографий, Совместные классные часы с Детской библиотекой.

Содержание программы.  

Тематический план

Тема занятия

Форма проведения

Дата

Введение в экологию

Беседа. Игра

Я – Эколог.

Беседа. Игра

Туристический поход.

Туристический поход.

Наблюдения в природе.

Игра-викторина.

Фотоконкурс «Причуды природы»

Творческий отчет.

Экологическая игра «Зелёные разведчики»

Практическая деятельность по составлению справочника эколога.

«Планета Загадок»

Работа с энциклопедической литературой.

Моя школа – мой дом.

Правила поведения, бережного отношения.        

Мой двор, моя улица.

Индивидуальная, самостоятельная работа по составлению плана.

Экологическая тропа. Обзорная экскурсия в краеведческий музей.

Экскурсия.

Мой город. Жемчужина Западной Сибири.

 Рассказ-экскурсия по родному городу.

Промышленные предприятия города.

Заочная экскурсия по городу.

Мой край на экологической карте страны.

Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

Народы Югры.

Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность

Конкурс «Юный натуралист»

Экскурсия в краеведческий музей, конкурс.

Игры народов Югорского края.

Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность

Мой вклад в дело сохранения природы родного края.

Творческий отчет.

Игра-викторина.

Беседа. Игра

Удивительная природа. Растительный мир Югры.

Индивидуальные сообщения.

Лекарственные растения Югры.

Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность

Животный мир Югры.

Творческий отчет.

Птицы Югорского края.

Игра-викторина.

Живое серебро наших рек и озёр.

Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность

Красная книга Югры.

Экскурсия в краеведческий музей

Заповедники Югры.

Практическая, индивидуальная работа по созданию странички Красной книги.

Творчество писателей Югорского края о любви к природе.

Творческий отчет.

Сказки народов ханты.

Игра-викторина.

Мансийские  сказки и легенды.

Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность

Экскурсия в деревню Русскинские.

Экскурсия.

Подготовка к защите индивидуальных проектов по экологии.

Исследовательская работа.

Конкурс исследовательских работ.

Исследовательская работа.

Экскурсия к водоёму.

Экскурсия.

Конкурс сочинений о родном крае.

Творческий отчет.

Экскурсия в пожарную часть.

Экскурсия.

Экологический марафон

Знания и умения  учащихся в конце обучения: Результаты реализации Программы:

  • Сформированы представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о  влиянии  на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • сформированы  представления с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,   инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • сформированы представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • Сформированы  умения и навыки обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • сформирована  потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • сформированы компетентности  об основах экологической культуры на примере  экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • сформированы  умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных ситуациях);
  • развит интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • сформировано  ценностное отношение к природе родного края и всем формам жизни;
  • сформированы умения и навыки элементарного опыта природоохранительной деятельности;
  • сформированы умения и навыки  бережного отношения к растениям и животным.

Практический результат применения программы:

Практическим итогом реализации данной программы является создание совместного с учениками проекта “Экологический марафон. Игра для учащихся 3-4 классов”.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это – детская самостоятельность, это – конкретное практическое творческое дело, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Эта технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность и поэтому ее необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, дает выход за границы учебной деятельности.

Литература:

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог  Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Безруков, А. Занимательная география  Текст  /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
  3. Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района  Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
  4. Времена года. Православный календарь.  Текст  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
  5. Гаев, Л. Наши следы в природе  Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
  6. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы  Текст  /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников  Текст  /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
  8. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы  Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
  9. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли»  Текст  /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
  10. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  Текст  / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
  11. Клёнов, А. Малышам о минералах  Текст / А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
  12. Крылов, Г. Растения здоровья  Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география  Текст  / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
  13. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению  Текст  / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
  14. Мытарев, А. А. Наш край родной  Текст / А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.

   15.          Моисеев, В. Земля Кузнецкая   Текст /В. Моисеев. – Кемерово, 1986  Мир и человек  Атлас. – М.,1987.

  1. Моисеев, В. Наедине с природой  Текст /В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
  2. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл.: учебник – тетрадь №3  Текст / М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.
  3. Моложавенко, В. С. Тайна красоты  Текст / В. С. Моложавенко. – М., 1993.
  4. Попов, А. Траволечебник  Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
  5. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа  Текст  /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  6. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст  /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  7. Плешаков, А. А. Зелёные страницы  Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  8. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география  Текст  /  О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  9. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам  Текст  / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
  10. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа.  Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
  11. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст  /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
  12. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение  Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
  13. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе  Текст  / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
  14. Симаков, Ю. Г. Живые приборы  Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
  15. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь  Текст  / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
  16. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа  Текст  / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
  17. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  18. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
  19. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
  20. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
  21. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  22. Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.              

Составитель: Пластинина Елена Валерьевна, учитель начальных классов  МБОУ «Средняя школа№3»



Предварительный просмотр:

Сценарий выпускного в начальной школе.

4 класс

Цели: Привить детям этические  и нравственные качества личности и нормы поведения в обществе, на празднике, на сцене. Формировать чуткое, внимательное отношение к учителям и родителям. Развивать творческие способности, артистизм, эмоциональность. Дать возможность классу продемонстрировать себя как коллектив (сплочённость, организованность, умение договориться). Увидеть творческие возможности класса будущему классному руководителю 5 класса. Создать положительный эмоциональный настрой для дальнейшей работы в среднем звене.

Оборудование: Оформление сцены гелиевыми шарами, грамоты для детей и родителей, благодарственные адреса учителям предметникам, администрации школы, фотоальбомы выпускников, папки с первыми оценками, рисунками, прописями, медали «Выпускник начальной школы».

Ход праздника:

Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончился ваш 4 учебный год. Вы – выпускники начальной школы. А кажется, что вы только вчера переступили порог нашей школы.

Уважаемые родители! Посмотрите на своих ребятишек! Ведь они за эти 4 года очень выросли, поумнели, многому научились и многое узнали. Пролетели дни, недели, месяцы напряжённого труда. Наши дети переходят в 5 класс. Я желаю вам, ребята  - отличной учёбы, новых друзей, любимых предметов и лучших учителей в средней школе!

Дети читают стихи:

1. Всё начинается со школьного звонка. В далёкий путь отчаливают парты.

Там, впереди, покруче будут старты и мы серьёзней будем, а пока…

2. Диктанты и задачи, удачи, неудачи, параграфы, глаголы и древние века.

То слово не склоняется, то Волга потеряется…

Всё это начинается со школьного звонка.

3. Всё начинается со школьного звонка. Дорога к звёздам, тайны океана,

Всё это будет поздно или рано…Всё впереди, ребята, а пока…

4.Аноды и катоды, Суворова походы,

Свершения, сражения, движения песка.

Пример не вспоминается, ответ не получается,

Всё это начинается со школьного звонка.

5. От школьного порога дорог уходит много –

На стройки, на заводы, в полёт под облака.

Во чтобы – то ни стало, и мы пройдём немало

От самого начала – со школьного звонка!

Песня: Школьный корабль.

6. Мы со школой начальной прощаемся, расстаёмся, увы, навсегда.

В сентябре мы снова встречаемся, будет средняя школа тогда.

7. Будет много разных предметов,  будут новые учителя.

Но останется в памяти вечно та, что первой учила меня.

Танец: Вару – вару…

8. Прощай, родной 4 класс. Ты лучший в жизни был у нас.

Ты научил нас дружно жить. И нашу Родину любить.

Ты научил нас всех читать, писать, считать и рисовать.

9. Мы можем клеить и лепить и даже пуговку пришить.

Все в классе мы теперь друзья. Нас разлучить никак нельзя.

Песня о дружбе.

10.  Мне 10 лет, учусь в 4 классе, уже я в 5 перешёл

Я под диваном на террасе вчера тетрадь свою нашёл.

Мою тетрадь – Скалько Богдана, я в 1 классе потерял.( в этот момент учитель даёт в руки этому ребёнку его тетрадь за 1 класс – сюрприз и для читающего стихотворение и для зрителей)

Внутри не разберёшь ни слова! Неужто это я писал?

 

11. Какие страшные крючки и дохлые кружочки –

Согнулись, будто старички и свесились со строчки.

Ну и толстуха буква «А»! Ну просто, как лягушка!

У «Я» - свернулась голова, у «Е» - пропало ушко.

12.  А это что за ерунда? Четыре палки скачут?

Все наклонились, кто куда, как наш забор на даче.

Я веселился от души! Ужасно пишут малыши!

Учитель вручает папки с первыми прописями, первыми оценками, рисунками всем выпускникам.

Песня : «Волшебник – недоучка».

13. Если был бы я министром всех начально-средних школ,

Я бы в школах очень быстро отменил оценку «кол»,

К своему распоряженью приписал бы я слова,

Что ещё уничтоженью подлежит оценка «два».

14. А потом, подумав ночку, от зари и до зари,

Я б велел без проволочек отменить оценку «три».

Чтоб ученье – не в мученье, чтобы мам не огорчать,

Чтоб учиться с наслажденьем на четыре и на пять!

Частушки: мальчики.

15. Когда конфеты кончаются – очень все огорчаются,

И когда апельсины кончаются – тоже все огорчаются.

А, когда уроки кончаются, редко кто огорчается:

Скорей во дворе встречаются, в доспехи все облачаются,

Друг на друге скакать обучаются, на качелях во всю качаются …

16. В общем, много чего приключается, когда уроки кончаются,

Но конфеты и апельсины от уроков тем отличаются,

Что уж если они кончаются, то уж точно – совсем кончаются…

Неизвестно, на сколько кончаются. Это ж  можно вообще отчаяться!

17. Но уроки от апельсинов именно этим и отличаются,

Что никак до конца не кончаются –

Каждый день они снова случаются, даже лишние назначаются…

Вот ведь штука – то в чём заключается! Нехорошо получается!

Частушки: девочки.

18. К Вам, папы, мамы, обращаясь, хотим «Спасибо!» Вам сказать.

Вас столько раз мы огорчали, но Вы всегда прощали нас.

За седину, за всё – простите! Мы крепко, крепко любим Вас!!

Песня: «Неразлучные друзья».

ВРУЧЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЕЙ РОДИТЕЛЯМ.

19. Школьные годы чудесные – с книгою, дружбою, с песнею.

Как они быстро летят! Их не воротишь назад.

Разве они пролетят без  следа? – Нет!

Не забудет никто никогда! Школьные годы!

Песня: «Круто ты попал!»

ВРУЧЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТЕЙ ДЕТЯМ.

Пожелания родителей:

1.         В добрый путь! Веселей шагай! Помни класс, с которого начал.

2.         Первый учитель и первый урок, первое слово и первый слог –

Помни об этом, не забывай. Думай, учись, работай, дерзай!

3.         Жизнь ещё вся впереди, это только начало пути.

Сколько песен будет спето, сколько ждёт Вас в жизни света!

4.         Пролетят за годами года, встретят новые Вас города,

Но свою родную школу не забывайте никогда!!

20. Придёт осенняя пора, и дней пройдёт немного,

Вновь соберётся детвора у школьного порога.

21. Придёт осенняя пора, нам  скажут: «Заходите!

Ведь вы, ребята, 5 «Б», чего же вы стоите?»

22. Сегодня день у нас такой: и грустный, и весёлый,

Ведь мы прощаемся с родной своей начальной школой.

Песня: «Олимпийская»

ВРУЧЕНИЕ ФОТОАЛЬБОМОВ.

ВСЕ: Вы порадуйтесь за нас! Перешли мы в 5 класс!

А сейчас, а сейчас – принимай нас 5 класс!

ВЫПУСКНОЙ ВАЛЬС.

В конце праздника учитель вручает каждому ребёнку гелиевый шарик. Все вместе выходят на улицу, загадывают желания и отпускают в небо  воздушные шары. В этот момент родители выпускают бумажный салют над детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.

Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них  «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....