рабочая программа
рабочая программа (1 класс) по теме

Николаева Елена Владимировна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Будем вежливы" 1-4 УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ezheli_vy_vezhlivy_1_-_4.docx66.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

(духовно-нравственное направление)

                              Кружок   «Этика: азбука добра»

                                         

                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009г.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010г. № 1241 об утверждении изменений, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373».

4.  Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ  №4

5. Учебный план  МОУ СОШ №4 на 2014-2015 учебный год

     Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.                                                   

                                Особенности программы

        Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме кружка « Ежели вы вежливы ».

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу. Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной  детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

 Основная цель  – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • развитие  личности, обладающей качествами  воспитанного человека : добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Место учебного курса в плане.

 Кружок « Ежели вы вежливы » является компонентом плана внеурочной деятельности,

рассчитан на 34 часа в 1 классе и на 35 часов во  2 – 4 классах, 1 час занятий в неделю.

Общее количество часов – 139 часов.

Продолжительность занятий:

 в 1 классе:1 полугодие – 25 минут, 2полугодие – 35 минут;

2-4 класс – 45 минут

 Ценностные ориентиры

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

        1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.  Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

        2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

        

            3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

        

              4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

 

Содержание учебного курса

        Школьный этикет

(понятие об основных правилах поведения в школе). - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

        Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия

Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

        О трудолюбии.

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия

Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его. Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

        Культура внешнего вида.

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные  учебные действия

Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека.

        Внешкольный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия

Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

«Ежели вы вежливы»

1 класс  

Тема 1. Школьный этикет

              Мы пришли на урок.

              Зачем нужны перемены?

              Мы – в школьной столовой.

Тема 2. Правила общения

              Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность).

              Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

              Мой учитель.

              Думай о других: сочувствие – как его выразить?

              Моя семья.

Тема 3. О трудолюбии

             Что помогает учиться лучше (старательность).

             Как мы трудимся: в школе и дома.

             Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Тема 4. Культура внешнего вида

             Основные правила Мойдодыра.

             Каждой вещи свое место.

Тема 5. Внешкольный этикет

             Правила поведения на улице, в транспорте.

             «Спасибо» и «пожалуйста».

2 класс

Школьный этикет

Дисциплина в школе и классе

В библиотеке: люби книгу

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

Правила общения

Сопереживание, помощь друзьям

Дал слово – держи его

Диалоги со сверстниками

О трудолюбии

Учусь все делать сам

Взаимопомощь в школе и дома

Беречь результаты труда

Культура внешнего вида

Правила личной гигиены

Бережное отношение к природе

Внешкольный этикет

Правила поведения в общественных местах

Бережное отношение к природе

3 класс

Школьный этикет

Взаимопомощь: учеба и труд

Школьное имущество надо беречь

Правила общения

Время надо беречь

Слово лечит, слово ранит

Я и мои друзья ( справедливость, коллективизм)

О трудолюбии

Труд кормит, а лень портит

Как организовать свой труд

Культура внешнего вида

Уход за своими вещами

Одежда будничная и праздничная

Внешкольный этикет

Разговор по телефону

Поведение в гостях

Я пишу письмо

Поведение на природе

4 класс

Школьный этикет

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим

Забота о младших

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль

Правила общения

Игра « Город вежливости»

Вежлив ли я дома

О трудолюбии

Культура физического и умственного труда

Золотые руки

Герои труда

Культура внешнего вида

Что такое культура внешнего вида?

Одежда и осанка

Вежливость и внешний вид

Внешкольный этикет

Готовимся к празднику

Осваиваем правило « так нельзя»

                                                   Результаты изучения курса

Данная программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных  и предметных результатов освоения курса .

Личностные результаты:

        В процессе освоения материала обучающийся  получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система  вопросов и заданий, носящая диагностический и  тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).         

        Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

         В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

 К 4-ому классу обучащийся полностью умеет ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (34 ч)

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

Коли-чество часов

ДАТА ПРО-ВЕДЕНИЯ

1

Мы пришли на урок.

Обсуждать предложенные ситуации. Формулировать правила поведения на уроке.

1

2

Правила поведения на уроке

Закреплять правила поведения на уроке. Разыгрывать сценки. Анализировать поведение героев сказок

1

3

Зачем нужны перемены?

Обсуждать поставленный  перед уроком вопрос. Формулировать правила поведения на перемене. Анализ поведения героев художественных произведений

1

4

Правила поведения на перемене

Закреплять правила поведения на переменах. Разыгрывание сценок.

1

5

Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую. Знакомство  с работниками столовой. Формулировать  правила поведения в столовой.

1

6

Правила поведения в столовой

Закреплять правила поведения в столовой. Оказание помощи по наведению порядка в зале.

1

7.

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

1

8

Зачем нужны «вежливые» слова

Читать и обсуждать произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

1

9

Доброжелатель-ность

Конкурс добрых сюрпризов.      Разыгрывание сценок    

1

10

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Анализировать отрывки прочитанных произведений. Формулировать правила общения с товарищами

1

11

Общение по телефону

Практическое занятие. Формулировать  правила общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

1

12

Мой учитель.

Конкурс рисунков.          Формулировать правила общения с учителями, взрослыми. Разыгрывать сценки

1

13

Общение со взрослыми

Читать  и обсуждать отрывки  книг.  Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

1

14

Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

1

15

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Практическое занятие. Разыгрывать сценки. Обсуждать поставленные перед уроком вопросы.

1

16

Эмоции.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

1

17

Наши имена.

Знакомиться с  историей имён, появлением фамилий. Обращение к одноклассникам.

1

18

Моя семья.

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.  

1

19

Старательность -  помощник в учебе

Читать и обсуждать отрывки детских книг

1

20

Старательность -  помощник в учебе

Читать и обсуждать отрывки детских книг

1

21

Как мы трудимся: в школе и дома.

Конкурс рассказов.  

1

22

Как мы трудимся: в школе и дома.

Дидактическая игра.

1

23

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

1

24

Бережливость: каждой вещи своё место

Наведение порядка в кабинете.  

1

25

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»        

1

26

Основные правила Мойдодыра.

Подготовка и проведение   праздника «В гостях у Мойдодыра»        

1

27

Учимся не болеть.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

1

28

Каждой вещи свое место.

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

1

29

Правила поведения на улице.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

1

30

Правила поведения в транспорте.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

1

31

Правила поведения в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации

1

32

«Спасибо» и «пожалуйста».

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

1

33

« Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»

Подведение итогов.

1

34

Чему научились?

Рефлексия

1

                              Планируемые результаты:

     

  К концу первого класса  обучащийся научится:

- выполнять требования первоклассника на уроке, перемене, в столовой, в раздевалке;

- знать и применять в речи вежливые слова;

  -  соблюдать правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках;

   -   говорить слова вежливости;

-  доброжелательно относиться к друзьям, учителям;

- соблюдать правила личной гигиены

Обучащийся получит возможность научиться:    

 -  применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

 -  применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

   - проявлять прилежание и старательность в учении и труде;

  - проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким;

  - культурно выражать  свои эмоции в совместной работе

                                             Календарно тематическое планирование

                                       

                                                                 2 класс ( 35 ч )

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

Коли-чество часов

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

1

Правила поведения на уроке.

Обсуждать предложенные ситуации. Формулировать правила поведения на уроке.

1

2

Правила поведения  в классе

Закреплять правила поведения в классе. Разыгрывать сценки. Анализировать поведение героев рассказов В Осеевой

1

3

Правила поведения в раздевалке

Формулировать правила поведения в школьной раздевалке. Анализ поведения героев художественных произведений

1

4

Мы среди книг

Закреплять правила поведения в школьной библиотеке. Разыгрывание сценок.

1

5

Книга – твой друг. Утренник « Жили – были книжки»

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с работником библиотеки. Формулировать  правила обращения с книгой.

1

6

Моя школа

Закреплять правила поведения в школе. Оказание помощи по наведению порядка.

1

7.

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

1

8

Сопереживание

Читать и обсуждать произведения Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

1

9

Помощь друзьям

Конкурс добрых дел.      Разыгрывание сценок    

1

10

Дал слово - держи.

Анализировать отрывки прочитанных произведений. Формулировать правила общения с товарищами

1

11

Слово не воробей. Пословицы о дружбе

Работа с пословицами о дружбе. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

1

12

Утренник « О дружбе»

Конкурс рисунков.          

1

13

Общение со сверстниками

Читать  и обсуждать отрывки  книг.

Разыгрывание диалогов  

1

14

Добро и зло.

Проблемный вопрос: что можно считать добром и злом. Изучение поступков сказочных героев.

1

15

Друг, товарищ

Практическое занятие. Разобраться в понятии  «друг», « товарищ»

1

16

Мое настроение

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

1

17

Утренник « Когда мои друзья со мной»

Обращение к одноклассникам.

1

18

Моя семья – моя крепость

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.  

1

19

Учусь все делать сам

Овладение навыками самообслуживания

1

20

Каждой вещи – свое место

Читать и обсуждать отрывки детских книг

1

21

Помощь в школе и дома.

Конкурс рассказов.  

1

22

Мои обязанности: в школе и дома.

Дидактическая игра.

1

23

Бережное отношение к школьным вещам

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

1

24

Береги школьное имущество

Наведение порядка в кабинете.  

1

25

Правила личной гигиены.

Соблюдение правил гигиены        

1

26

Путешествие на стацию Чистюлька.

Соблюдение правил гигиены        

1

27

Закаляйся, если хочешь быть здоров.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

1

28

Красивая осанка

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

1

29

Правила поведения во дворе.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения во дворе.

1

30

Какой ты пассажир?.

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте..

1

31-32

Мы пришли в гости

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации

2

33

Слова благодарности

Уметь говорить слова благодарности

1

34

Утренник « Если добрый ты»

Подведение итогов.

1

35

Что узнали?

Рефлексия

1

                                          Планируемые результаты

                                             

                            К концу второго класса обучащийся научится:

- пользоваться приобретенными  знаниями о принятых в обществе нормах отношения к людям других поколений и социальных групп;

- применять элементарные представления о  правилах конструктивной групповой работы;

- знать о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе

 -  выполнять правила поведения в школе, на уроке, в библиотеке;

      - оценивать      своё   поведение;

      -  выполнять основные   требования   к   внешнему   виду    и уметь выполнять основные правила опрятности;

   -  вести диалоги со сверстниками;

     -   называть и применять слова вежливости,

     - основные правила общения, правила работы в паре

Обучащийся получит возможность научиться:     

 -  использовать в речи слова вежливости,

 - применять правила поведения в школе, на уроке, в библиотеке;

  - проявлять прилежание и старательность в учении и труде;

  -  работать в паре ;

  - проявлять доброе, терпимое   отношение к одноклассникам;

  - культурно выражать  свои эмоции в совместной работе

   

                                           Календарно - тематический планирование  

                                       

                                                                 3класс ( 35 ч )

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

Коли-чество часов

ДАТА  ПРОВЕ-ДЕНИЯ

1

Взаимопомощь

Обсуждать предложенные ситуации.

1

2

Какой ты товарищ?

Разыгрывать сценки. Анализировать поведение героев рассказов Н Носова

1

3

Если у друга не ладится учеба

Анализ поведения героев художественных произведений. Разыгрывание ситуаций

1

4

Помоги себе сам

Разыгрывание сценок. Практическое занятие

1

5

Нет друга –ищи, а нашел - береги

Экскурсия в библиотеку. Анкетирование

1

6

Школа- мой второй дом

Закреплять правила поведения в школе. Оказание помощи по наведению порядка.

1

7

Трудолюбие

Понятие « трудолюбие». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

1

8

Делу время – потехе час

Читать и обсуждать произведения Просмотр фрагментов из фильмов.

1

9

О потерянном времени

Анализ произведения Шварца

1

10

Режим дня

Уметь правильно распределять свое время

1

11

О роли слова

Работа с пословицами о слове. Просмотр отрывков мультфильмов. Анализ

1

12

Словом можно ранить, словом можно лечить

.Обсуждение ситуаций        

1

13

Общение со сверстниками

Читать  и обсуждать отрывки  книг.

Разыгрывание диалогов  

1

14

Я и мои друзья. Наши интересы

Изучение интересов друзей

1

15

Хобби

Практическое занятие.

1

16

Справедливость

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

1

17

Утренник « Вместе мы сила»

Конкурс рисунков

1

18

Конкурс стихов о дружбе

Конкурс стихов

1

19

Без труда не вытащишь рыбку из пруда

Овладение навыками самообслуживания

1

20

Содержи в порядке свое рабочее место

Правила чистоты

1

21

Конкурс « А, ну-ка, мальчики»

Практическое занятие.  

1

22

Конкурс « Какая я хозяюшка»

Практическое занятие.  

1

23

Бережное отношение к школьным вещам

Наведение порядка в дневнике, портфеле.

1

24

Чистый класс

Наведение порядка в кабинете.  

1

25

Чистота- залог здоровья

Соблюдение правил гигиены        

1

26

В здоров теле - здоровый дух

Соблюдение основ физической культуры        

1

27

Позабудь про докторов.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

1

28

Одежда будничная и праздничная

Правила ухода за одеждой

1

29

Разговор по телефону

Практическое занятие. Формулирование правил поведения при разговоре по телефону.

1

30

У меня зазвонил телефон

Практическое занятие.

1

31-32

Гости на пороге

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации

2

33

Я пишу письмо

Уметь писать письмо

1

34

Поведение на природе

Правила проведения на природе.

1

35

Что узнали?

Рефлексия

1

                                                                            

                                          Планируемые результаты

                                             

                            К концу третьего класса обучащийся научится:

     -  выполнять правила поведения в школе, на уроке,  улице, на  природе;

      - оценивать      своё   поведение,

      -  выполнять основные   требования   к   внешнему   виду    и уметь выполнять основные правила опрятности;

      - выполнять  правила общения по телефону;

     -   называть и применять слова вежливости,

     - основные правила общения, правила работы в группе.

Обучащийся получит возможность научиться:     

 -  использовать в речи слова вежливости,

 - применять правила поведения в школе, на уроке, на  природе;

  - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников;    

  - проявлять прилежание и старательность в учении и труде;

  -  работать в паре и в группе;

  - проявлять доброе, терпимое   отношение к одноклассникам;

  - культурно выражать  свои эмоции в совместной работе

   

                                   Календарно тематическое планирование

                                                                 4 класс ( 35 ч )

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика по теме

Коли-чество часов

Дата проведения

1

Мой учитель

Отношение к учителям.

1

2

Мои одноклассники

Закреплять правила поведения с одноклассниками. Разыгрывать сценки.

1

3

Отношение к окружающим

Закреплять правила поведения с окружающими. Анализ поведения героев художественных произведений

1

4

Мои младшие братья и сестренки

Закреплять правила поведения  с младшими братьями и сестрами. Разыгрывание сценок.

1

5

Могу ли я себя контролировать

Самоконтроль.

1

6

Самооценка

Формировать самооценку.анкетирование

1

7.

Как быть прилежным и старательным.

Понятия «старательность», «прилежность». Положительная оценка данных качеств на примерах из литературных произведений.

1

8

Игра « Город вежливости »

Ролевая игра

1

9

В страну вежливости

Разыгрывание сценок    

1

10

В стране добрых дел

Анализировать отрывки прочитанных произведений. Формулировать правила общения с товарищами

1

11

Вежливый ли я дома

Правила вежливости с родственниками

1

12

Утренник « Мои родственники »

Конкурс рисунков.          

1

13

Мой старший брат

Читать  и обсуждать отрывки  книг.

Разыгрывание диалогов  

1

14

Правила поведения с незнакомыми людьми

Формировать правила общения

1

15

Отношение к пожилым

Практическое занятие.

1

16

Хорошее настроение – помощник в делах

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение.

1

17

Утренник « Вместе весело шагать »

Обращение к одноклассникам.

1

18

Я, ты, он, она- вместе дружная семья

Конкурс рисунков. Дидактическая игра.  

1

19

Физическая культура – залог здоровья

Овладение навыками самообслуживания

1

20

Умственный труд

Решать логические задачи

1

21

Золотые руки.

Конкурс рассказов.  

1

22

Герои труда.

Дидактическая игра.

1

23

Герои труда

Знакомство героями труда.

1

24

Чистота в классе

Наведение порядка в кабинете.  

1

25

Что такое культура внешнего вида

Соблюдение правил гигиены        

1

26

Одежда

Соблюдение правил гигиены        

1

27

Осанка.

Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

1

28

Вежливость и внешний вид

Просмотр  отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

1

29

Земля – наш дом

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в природе.

1

30

О братьях наших меньших

Практическое занятие. Формулирование правил поведения в природе.

1

31-32

Готовимся к празднику

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуации

2

33

Правило « так нельзя»

Уметь говорить слова благодарности

1

34

Утренник «Прощание с начальной школой»

Подведение итогов.

1

35

Что узнали? Чему научились?

Рефлексия

1

                                           

                                                Планируемые результаты:

     

  К концу четвертого класса  обучащийся научится:

- пользоваться приобретенными  знаниями о принятых в обществе нормах отношения к людям других поколений и социальных групп;

- применять элементарные представления о  правилах конструктивной групповой работы;

- знать о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе

     -  соблюдать  и выполнять правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах,  правильную организацию работы на уроке,  уметь оценивать      своё   поведение,

      -  выполнять основные   требования   к   внешнему   виду   человека  и уметь выполнять основные правила опрятности;

      -  соблюдать правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках.

     -   говорить слова вежливости,

     -  выполнять основные правила общения, правила работы в группе.

Обучащийся получит возможность научиться:    

 -  применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

 -  применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

  - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,  анализировать высказывания собеседников,    

   - проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к  вещам, созданным трудом других людей,

  -  работать в паре и в группе,

  - проявлять доброе, терпимое   отношение к людям; уважение   к  родителям,   близким,

  - культурно выражать  свои эмоции в совместной работе

   - ориентироваться   в   школьной   библиотеке,  находить   нужную   информацию   по   нравственной   тематики

Список использованной литературы

   1.   Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра»  для внеурочной деятельности младших школьников   (1 - 4 классы).

    2   Классные часы: 1 класс. /Авт. - сост.Т.Н.Максимова. – М.:ВАКО, 2008.

    3.   Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.

                                        Технические средства обучения

-Телевизор.

-СD/DVD проигрыватель.

-Классная доска .

-Магнитная доска.

-Персональный компьютер с принтером.

-Ксерокс.

-Экспозиционный экран

                               Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. КМ-школа – образовательная среда для комплексной информатизации школы. – Режим доступа : http://www.km-school.ru

3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1septem-ber. ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

6. Начальная школа – детям, родителям, учителям. – Режим доступа : http:www.Nachalka.com

7. Детские презентации : коллекция. – Режим доступа : http://www.viku.rdf.ru

8. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : http://www.rusedu.ru

9. Международная ассоциация «Развивающее обучение». – Режим доступа : http://www.maro. newmail.ru

СОГЛАСОВАНО:                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО №                                   Зам. директора по УВР

от _______________                                                 _____________/Киселева О.А./

                                                                                    «___»___________201_ г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...