Программа по работе с родителями "Сотрудничество"
статья по теме

Программа по работе с родителями разработана на 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_rabote_s_roditelyami.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

                         

ПРОГРАММА

по работе с родителями

«СОТРУДНИЧЕСТВО»

предназначена для работы

с родителями (законными представителями)

 учащихся 1 – 4 классов

     

       Срок реализации: 4 года

     Составитель: Кашицына И.Ф.,

        учитель начальных классов

        

г.Когалым

Пояснительная записка

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказывается, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Деятельность родителей и педагога  в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.  Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия классного руководителя и родителей, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.

   Цель:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы.

 

     Задачи:      

1.      Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.

2.      Изучение воспитательных возможностей семей.

3.      Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.

4.      Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.

5.      Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей.

6.     Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.

Нормативно-правовая основа программы:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция РФ.
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
  5. Закон Российской Федерации от 28 июля 1993 г. № 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
  6. Нормативно-правовая база школы.

     Организация работы с родителями

  • творческие встречи 
  • круглые столы
  • практикумы
  • психолого-педагогический лекторий
  • индивидуальные консультации
  • совместные праздники
  • родительские собрания
  • дискуссии
  • диспуты

Принципы в работе:

  • управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
  • воспитание личности, прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми, общение и деятельность детей, их семей и учителей;
  • внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя (законного представителя) при организации совместной деятельности.  

Режим работы с родителями обучающихся

1.     Тематические родительские собрания—2 раза в год.

2.     Рабочие родительские собрания—4 раза в год (в конце четверти).

3.     Консультации для родителей—в течение года.

Темы родительских собраний составляются с учетом пожеланий родителей, администрации школы, возникших проблем. Темы корректируются, видоизменяются. Планируются темы на 4 года обучения (примерное планирование).

Данная тематика составлена с учетом темы по воспитательной работе учителя на 4 года обучения к программе воспитательной работы "Школа вежливых наук".                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Содержание программы

1 класс

  • Микроклимат в семье.
  • Творческая встреча «Моя семья – моё богатство»
  • Общение родителей и детей. Тест «Роль родителей»
  • Что такое разумная требовательность?
  • Первые шаги самовоспитания.
  • Как обнаружить таланты у ребенка?
  • Как примирить «хочу» и «надо»? (о воспитании ответственности и разумных потребностей)
  • Бумеранг наших недомолвок.
  • Анкетирование «Как я воспитываю своего ребенка»
  • Поощрения и наказание в воспитании детей 
  • Ты бойся словом детский мир разрушить.
  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Консультации психолога.

План работы с родителями

Дата

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Консультации для родителей.

Организационное родительское собрание.

Октябрь

Заседание родительского комитета.

Индивидуальные консультации для родителей.

Тема:

«Микроклимат в семье».

Творческая встреча «Моя семья - моё богатство»

Ноябрь

Родительское собрание.

Тема: «Общение родителей и детей»

Тест «Роль родителей»

Консультация психолога

Декабрь

Заседание родительского комитета.

Дискуссия на тему:  «Что такое разумная требовательность»

Индивидуальные консультации для родителей.

«Праздники в кругу семьи»

Январь

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание

Тема «Первые шаги самовоспитания»

Февраль

Консультация для родителей по теме:

«Как примирить «хочу» и «надо?»»

(о воспитании ответственности и разумных потребностей)

Спортивные состязания  «Папа может все что угодно»

Консультация психолога

Март

Праздник «Для любимых мам»

Лекторий для родителей по теме: «Как обнаружить таланты у ребенка?»

Консультация психолога

Апрель

Родительское собрание

Тема: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

Индивидуальные консультации для родителей

Тема: «Бумеранг наших недомолвок»

Май

Беседа с родителями по теме: «Ты бойся словом детский мир разрушить»

Международный день семьи

Семейные посиделки.

Консультация психолога

Итоговое родительское собрание «Наши успехи»

Содержание программы

2 класс

  • Мой ребенок – эгоист.
  • Растим самодостаточного человека.
  • Как воспитать толерантного человека.
  • Как научить ребенка общаться?
  • Дети и деньги.
  • Отметка. Оценка. Как к ней относиться
  • Что значит учить ребенка самостоятельности?
  • Как развивать интеллект ребенка?
  • Понятие о нервном типе и темпераменте ребенка.
  • Анкета для родителей «Здоровье моего ребенка».
  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Консультации психолога.

План работы с родителями

Дата

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание.

Тема: «Мой ребенок -  эгоист»

Творческая встреча «Дом, в котором мне хотелось бы жить»

Октябрь

Индивидуальная консультация для родителей.

 Тема: «Дети и деньги»

Консультация психолога

Практикум «Путешествие в прошлое своей семьи»

Ноябрь

Родительское собрание.

Тема: «Растим самодостаточного человека»

Заседание родительского комитета.

Декабрь

Диспут по теме: «Как воспитать толерантного человека»

Индивидуальные консультации для родителей.

Консультация психолога.

Январь

Родительское собрание.

Тема: "Отметка. Оценка. Как к ней относиться"

Заседание родительского комитета.

Февраль

Дискуссия на  тему: «Что значит учить ребенка самостоятельности»

Круглый стол «Традиции общения в русской семье»

Индивидуальные консультации для родителей.

Март

Праздник «Супер-мама»

Консультация психолога

Дискуссия на тему: «Как развивать интеллект ребенка»

Апрель

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание.

Тема: «Как научить ребенка общаться»

Май

Беседа по теме: «Понятие о нервном типе и темпераменте ребенка»

Анкета для родителей «Здоровье моего ребенка»

Индивидуальные консультации у школьного врача

Родительское собрание «Итоги года»

Содержание программы

3 класс

  • Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках (тест).
  • Гражданский долг родителей в воспитании детей.
  • Как воспитать успешного человека.
  • Взаимоотношения в семье и развитие ребенка.
  • Приобщение к прекрасному как способ воспитания нравственности.
  • Воспитание духовных потребностей ребенка в семье.
  • Что такое акселерация.
  • Как воспитать помощника.
  • О воспитании мужественности и женственности.
  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Консультации психолога.

План работы с родителями

Дата

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание.

Тема: «Гражданский долг родителей в воспитании детей»

Индивидуальные консультации родителей.

Консультация психолога.

Октябрь

Практикум «Родительский дом, начало- начал»

Индивидуальные консультации родителей.

Диспут на тему: «Правильны ли ваши представления о мальчиках и девочках» (тест)

Ноябрь

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание.

Тема: «Как воспитать успешного человека»

Декабрь

Консультация психолога.

Индивидуальные консультации родителей

«Взаимоотношения в семье и развитие ребенка»

Январь

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание.

Тема: «Приобщение к прекрасному как способ воспитания нравственности»

Индивидуальные консультации родителей.

Февраль

Лекторий на тему: «Воспитание духовных потребностей ребенка в семье»

Индивидуальные консультации родителей.

Март

Праздник «Красота спасет мир»

Консультация психолога

Диспут на тему: «Как воспитать помощника»

Апрель

Заседание родительского комитета

Родительское собрание.

Тема: «Что такое акселерация»

Май

Лекторий на тему: «О воспитании мужественности и женственности»

Индивидуальные консультации родителей.

Родительское собрание «И снова каникулы…»

Содержание программы

4 класс

  • Семейный отдых и воспитание.
  • Телевизор как семейная проблема.
  • Как воспитать ценностное отношение к здоровью.
  • Эстетическое воспитание в семье.
  • Бумеранг наших недомолвок.
  • Что значит – следовать принципу «Не навреди»?
  • Компьютер: друг или враг?
  • Эти трудные домашние задания.
  • Сила родительского слова.
  • Анкета для самоанализа «Посмотрите на себя глазами детей».
  • Индивидуальные консультации для родителей.
  • Консультации психолога.

План работы с родителями

Дата

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание.

Тема: «Как воспитать ценностное отношение к здоровью»

Октябрь

Консультации психолога

Индивидуальные консультации «Бумеранг наших недомолвок»

Ноябрь

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание.

Тема: «Что значит – следовать принципу «Не навреди?»

Декабрь

Консультация психолога.

Индивидуальные консультации для родителей.

 «Эти трудные домашние задания»

Январь

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание №3

Тема: «Компьютер: друг или враг?»

(Выступление врача перед родителями)

Индивидуальные консультации для родителей.

Февраль

Беседа на тему: «Эстетическое воспитание в семье»

Консультация психолога

Март

Праздник  «Славим руки матери»

Диспут на тему: «Телевизор как семейная проблема»

Индивидуальные консультации для родителей

«Посмотрите на себя глазами детей» (анкета для самоанализа)

Апрель

Заседание родительского комитета.

Родительское собрание.

Тема: «Сила родительского слова»

Индивидуальные консультации родителей.

Май

Консультации психолога

Лекторий на тему: «Семейный отдых и воспитание»

Ожидаемые результаты:

 

1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей,  вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование культуры здорового образа жизни.

4. Привлечение родителей  к активной созидательной, воспитательной практике; развитие   национальных духовных традиций.

5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной  досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности.

Литература:

  1. Знаете ли вы себя? (55 популярных тестов); библиотечка «Семейный круг». –М.1989
  2. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: методическое пособие для воспитателей и классных руководителей /М.: Пед.общество России, 2002
  3. Малиованов А.Л. Педагогический такт в семейном воспитании / М., «Просвещение», 1964
  4. Полянская О.В. Школа и родители: рекомендация родителям по подготовке домашних заданий /Директор школы.-2005.-№7
  5. Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения 1-4 классы/ М.: Глобус, 2007
  6. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя /М.: Глобус, 2007
  7. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /М.,1994


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Метод проектов как средство работы над междисциплинарной программой "Чтение. Работа с текстом"".

Выступление на педагогическом совете по вопросам введения ФГОС в учебный процесс....

Программа коррекционной работы как структурный компонент адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа коррекционной работы (далее Программа) согласно Стандарту является обязательным структурным компонентом содержательного раздела АООП варианта 1 и направлена на создание в школе системы ...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Проект Программы коррекционной работы как части Адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития.

Данная работа имеет следующую структуру. 1.Введение: раскрывается актуальность и значимость данной работы2. ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ КАК ЧАСТИ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗО...

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА "Проектирование программы коррекционной работы на ступени начального общего образования"

Образование направлено на то, чтобы каждый ребенок, несмотря на свои индивидуальные особенности, мог самостоятельно обеспечивать свои потребности, стать нужным и полезным обществу, найти свое место в ...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...