Воспитательная система класса "Страна детства"
методическая разработка на тему

Чудновская  Наталья  Васильевна

    Воспитательная система  – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного,  эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

    Воспитательная система «Страна детства» составлена для учащихся  1-4 классов.

         1 класс «Зазеркалье».

   2 класс «Путешествие в неведомое,  необычное».

   3 класс «Мы - дети солнца!».

         4 класс «Мир моего «я»?

    Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на создание благоприятных условий для формирования самооценки, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития.  Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей детей  данного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vs_strana_detstva.doc605 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Модель воспитательной системы класса

«Страна детства».

Чудновская    Наталья   Васильевна

учитель начальных классов

2013  год

Пояснительная записка

                                                           Благодаря восприятию прекрасного в

                                                           природе и искусстве, человек открывает

                                                           прекрасное в самом себе.

                                                                                               В.А.Сухомлинский

    Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами дружного, стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они самостоятельно разрешить не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.

     Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость в создании воспитательной системы класса для учащихся начальных классов.  Система поможет развить у  учащихся младшего школьного возраста навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми, которые благоприятным образом повлияют на развитие адекватной самооценки детей.  В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

    Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного,  эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.

    Воспитательная система «Страна детства» составлена для учащихся  1-4 классов.

         1 класс «Зазеркалье».

   2 класс «Путешествие в неведомое,  необычное».

   3 класс «Мы - дети солнца!».

         4 класс «Мир моего «я»?

    Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на создание благоприятных условий для формирования самооценки, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития.  Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей детей  данного возраста.

    Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива.  Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.

Цель ВС:

 

  • Создать условия  для развития многогранной творческой личности с адекватной самооценкой.

Задачи:

  • Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
  • Организовать внеурочную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами, ориентирующую ребенка на познание самого себя.
  • Развивать познавательные интересы, творческий потенциал личности младшего школьника, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
  • Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, сохранять и укреплять здоровье.
  • Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, обладающей адекватной самооценкой своих действий,  умеющей жить в коллективе.

Ожидаемые результаты:

  • Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
  • Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  • Построение модели ученика начальных классов.

Взаимосвязь участников воспитательной системы

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса:

  • ученик;
  • родители;
  • классный руководитель;
  • администрация;
  • психологическая служба;
  • школьный врач;
  • педагог дополнительного образования.

Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников

Формы работы

Задачи работы

Содержание работы

Коллективная

  1. Развивать и совершенствовать познавательную деятельность.
  2. Обеспечить условия для формирования коллектива класса.
  3. Воспитывать творческую самостоятельность, организованность.

1. Тематические утренники.

2. Сюжетные и ролевые игры.

3. Конкурсы, викторины.

4. Коллективные творческие дела.

5. Спортивные и интеллектуальные игры.

6. Работа в творческих группах.

7. Система часов общения.

8. Экскурсии.

9. Посещение театров и музеев.

10. Индивидуальные беседы со школьниками.

11. Посещение семей учеников классным руководителем.

Групповая

  1. Воспитывать способность к сотрудничеству.
  2. Развивать умение работать в группе.
  3. Формировать культуру общения со сверстниками и педагогами.

Индивидуальная

  1. Выявить способности каждого ребёнка.
  2. Оказывать помощь в конфликтных ситуациях.

Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом

Задачи работы

Способы реализации

  1. Развивать познавательные интересы учеников.
  2. Расширять знания детей об окружающем мире.
  3. Развивать творческое воображение учащихся.
  4. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство патриотизма.

  1. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на предприятия города.
  2. Посещение театров, кинотеатров.
  3. Проведение праздников.
  4. Встречи с интересными людьми.

Интеграция учащихся в воспитательной системе

 

Цель:  развивать творческий потенциал личности младшего школьного возраста через связь с учреждениями дополнительного образования:

  • МОУ ДОД  ДШИ;
  • МОУ ДОД «Исток»;
  • ДЮСШ;
  • Музей Хрусталя;
  • НП «Мещеры»;
  • Городская библиотека.

Работа с родителями

Формы работы

Задачи работы

Содержание работы

Коллективная

  1. Согласовать подходы педагогов и семьи к воспитанию детей.
  2. Объединить коллектив родителей.
  3. Проводить психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Создавать атмосферу сотрудничества взрослых и детей.
  1. Родительские собрания.
  2. Организация и проведение праздников и классных мероприятий.
  3. Совместная трудовая деятельность.
  4. Участие в творческих делах класса.
  5. Анкетирования.
  6. Дни открытых дверей.
  7. Работа родительского комитета.
  8. Групповые и индивидуальные консультации.
  9. Беседы.
  10. Совместные праздники.
  11. Совместные походы.
  12. Посещение семей классным руководителем.
  13. Работа проблемных групп.

Групповая

  1. Координировать работу родителей, детей и учителей по разрешению различных проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
  2. Привлекать родителей к досуговой деятельности учеников.

Индивидуальная

  1. Обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения.
  2. Оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных способностей их ребёнка.

Тематика родительских собраний

Цель: помочь родителям в воспитании и обучении своих детей.

класс

Родительские собрания в начальной школе

1 класс

1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.

2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности).

3. Круг детского чтения.

4. Здоровый образ жизни школьника.

2 класс

1. Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.

2. Организация семейного чтения (из опыта родителей).

3. Трудовое воспитание младших школьников.

4. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.

3 класс

1. Возрастные особенности младшего подростка.

2. Стимулирование школьников: кнут или пряник?

3. Место ребёнка в детском коллективе.

4. Детское лидерство.

4 класс

1. Как помочь ребёнку учиться.

2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

3. Как по-настоящему любить детей?

4. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения.

Тематика часов общения

класс

«Часы общения» в начальной школе

1 класс

1. Теперь я школьник, теперь я ученик.

2. Знакомство с правилами для учащихся.

3. Откуда пришла моя фамилия?

4. Мой знак Зодиака.

5. Мои знаменитые тёзки.

6. Правильное питание – основа здорового образа жизни.

2 класс

1. Моя дружная семья.

2. Кем были мои прадеды?

3. Школа – мой второй дом.

4. Мой класс – мои друзья.

5. Моя семья – чудесное место для жизни.

6. Памятные места города Гусь-Хрустальный.

3 класс

1. Учись учиться.

2. Наш семейный альбом.

3. История нашего города.

4. Широка страна моя родная.

5. Известные люди нашего города.

6. Какой (ая) Я в глазах одноклассников?

4 класс

1. Дружный класс как маленькая планета.

2. Если бы я был президентом.

3. Город, в котором я родился.

4. Города Владимирской области.

5. Для меня Родина – это…

6. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)».

Направления воспитательной системы

  • «Я и мое воспитание»
  • «Я и мое здоровье»
  • «Я и мое творчество»
  • «Я и моя семья»
  • «Я и мои знания»

Направление «Я и моё воспитание»

Главные идеи:

  • Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
  • Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
  • Воспитание нравственной культуры.
  • Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.

Главная цель:

  • Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
  • Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
  • Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
  • Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
  • Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы.
  • Дискуссии по нравственной тематике.
  • Посещение театров и кинотеатров.
  • Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
  • Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.

Мероприятия в начальной школе:

  • Дискуссии по нравственным темам «Культура поведения в общественных местах», «Культура поведения в общественном транспорте», «Культура превыше всего», «Особенности культурного ученика», «Правила поведения на уроке и в школе».
  • Часы общения «Мой знак Зодиака», «Какой (ая) Я?», «Мой класс – мои друзья», «Какой (ая) Я в глазах одноклассников?», «Дружный класс как маленькая планета».
  • Индивидуальные и коллективные беседы со школьным психологом.
  • Классные собрания по итогам четверти, учебного года.

Направление «Я и моё здоровье»

Главные идеи:

  • Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
  • Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
  • Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
  • Стремление к воспитанию в человеке воли, характера,  стремление к достижению невозможного.

Задачи воспитания:

  • Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
  • Учить детей рациональному правильному питанию.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
  • Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
  • Изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
  • Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
  • Содержательная сторона спортивных мероприятий и праздников.
  • Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
  • Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
  • Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
  • «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.

Формы внеклассной работы:

  • Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
  • Спортивные соревнования в классе, школы, города.

Мероприятия в начальной школе:

  • Посещение ДЮСШ.
  • Прогулки на лыжах.
  • Часы общения «Мой выбор. Полезные привычки».
  • Участия в соревнованиях.
  • Беседы школьного врача.

Направление «Я и моё творчество»

Главные идеи:

  • Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
  • Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.

Главная цель:

  • Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.

Задачи воспитания:

  • Формировать у учащихся навыки  культурного общения.
  • Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.
  • Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
  • Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом их  интересов и потребностей.
  • Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.
  • Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
  • Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
  • Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
  • Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.

Содержание воспитательной работы:

  • Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
  • Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
  • Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
  • Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
  • Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям.
  • Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.
  • Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.

Формы внеклассной работы:

  • Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.
  • Проведение праздников.
  • Конкурсы-состязания талантов.
  • Чествование именинников, семей, в которых растут таланты.

Мероприятия в начальной школе:

  • Концерты в школе к праздникам.
  • Проведение школьных конкурсов.
  • Проведение праздников «Первое сентября», «День учителя», «День матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прощание с начальной школой».                                                    

Направление «Я и моя семья»                               

Главные идеи:

  • Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
  • Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
  • Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.

Задачи воспитания:

  • Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
  • Создать условия для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
  • Создать условия для духовного общения детей и родителей.

Содержание воспитательной работы:

  • Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
  • Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
  • Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
  • Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;
  • Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
  • Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.
  • Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
  • Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

Формы внеклассной работы:

  • Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
  • Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
  • Праздники – Первое сентября, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
  • Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
  • Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные  залы, посещение театров, викторины родителей и детей.
  • Дни открытых дверей.

Мероприятия в начальной школе:

  • Педагогические лектории для родителей.
  • Школа семейной этики.                            

Направление «Я и мои знания»

Главные идеи:

  • Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
  • Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
  • Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
  • Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.

Главная цель:

  • Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

  • Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.
  • Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.
  • Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.

Формы внеклассной работы:

  • Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
  • Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
  • Создание в классе команд и проведение игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Лидер».
  • Экскурсии в музей, посещение выставок.
  • Встречи с интересными людьми.

Мероприятия в начальной школе:

  • Часы общения «Мои знаменитые тёзки», «Известные люди нашего города», «Если бы я был президентом».
  • Экскурсии на предприятия.
  • Предметные олимпиады.

     В педагогической науке проблема исследования эффективности учебно-воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса.

     Критерии эффективности функционирования ВС класса:

  • воспитанность учащихся;
  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность классного коллектива;
  • проявление индивидуальности классной общности.

     В качестве методов изучения результативности ВС класса целесообразно использовать такие методики:

  • методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
  • тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
  • анкета «Я и моя школа»;
  • методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста школьников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Воспитательная система класса

Воспитательная система класса. Игровая модель "В солнечном городе"...

Модель воспитательной системы класса.

Создание для учащихся здоровьесберегающей среды в учебно-воспитательном процессе является актуальнымобоснованием модели воспитательной системы «Новое поколение»....

Воспитательная система класса, 3 класс, автор Давлетшина З.Г.

Система работы с классом, где преобладают учащиеся из неблагополучных семей. Проблемы класса, цель работы, направления работы, зона взаимодействия  (круг специалистов, коллектив родителей и педаг...