Воспитательная система класса "Страна детства"
методическая разработка
Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.
Воспитательная система «Страна детства» составлена для учащихся 1-4 классов.
1 класс «Зазеркалье».
2 класс «Путешествие в неведомое, необычное».
3 класс «Мы - дети солнца!».
4 класс «Мир моего «я»?
Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на создание благоприятных условий для формирования самооценки, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей детей данного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 605 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
г. ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Модель воспитательной системы класса
«Страна детства».
Чудновская Наталья Васильевна
учитель начальных классов
2013 год
Пояснительная записка
Благодаря восприятию прекрасного в
природе и искусстве, человек открывает
прекрасное в самом себе.
В.А.Сухомлинский
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами дружного, стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они самостоятельно разрешить не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.
Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Поэтому возникла необходимость в создании воспитательной системы класса для учащихся начальных классов. Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, с взрослыми, которые благоприятным образом повлияют на развитие адекватной самооценки детей. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.
Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития.
Воспитательная система «Страна детства» составлена для учащихся 1-4 классов.
1 класс «Зазеркалье».
2 класс «Путешествие в неведомое, необычное».
3 класс «Мы - дети солнца!».
4 класс «Мир моего «я»?
Она ориентирована на успешную адаптацию детей в школе, на становление классного коллектива, раскрытие способностей и склонностей каждого ребёнка в урочной и внеурочной деятельности, на создание благоприятных условий для формирования самооценки, на вовлечение родителей учащихся в процесс образования коллектива и определения перспектив его развития. Система построена с учётом психологических особенностей и потребностей детей данного возраста.
Воспитательная система большое внимание уделяет здоровью детского коллектива. Для успешной реализации воспитательной системы проводится интеграция с внешкольными учреждениями дополнительного образования. Вся эта система работы позволит построить модель ученика начальных классов.
Цель ВС:
- Создать условия для развития многогранной творческой личности с адекватной самооценкой.
Задачи:
- Осуществлять психолого-педагогическую поддержку ребёнка в процессе адаптации к школьному обучению.
- Организовать внеурочную деятельность в сочетании с игрой, трудом и общественными делами, ориентирующую ребенка на познание самого себя.
- Развивать познавательные интересы, творческий потенциал личности младшего школьника, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
- Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, сохранять и укреплять здоровье.
- Сформировать на основе исторических и культурных традиций семьи, школы, города образовательную среду, способствующую формированию гармоничной личности, обладающей адекватной самооценкой своих действий, умеющей жить в коллективе.
Ожидаемые результаты:
- Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
- Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
- Построение модели ученика начальных классов.
Взаимосвязь участников воспитательной системы
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса:
- ученик;
- родители;
- классный руководитель;
- администрация;
- психологическая служба;
- школьный врач;
- педагог дополнительного образования.
Работа с коллективом класса, педагогическое сопровождение и поддержка школьников
Формы работы | Задачи работы | Содержание работы |
Коллективная |
| 1. Тематические утренники. 2. Сюжетные и ролевые игры. 3. Конкурсы, викторины. 4. Коллективные творческие дела. 5. Спортивные и интеллектуальные игры. 6. Работа в творческих группах. 7. Система часов общения. 8. Экскурсии. 9. Посещение театров и музеев. 10. Индивидуальные беседы со школьниками. 11. Посещение семей учеников классным руководителем. |
Групповая |
| |
Индивидуальная |
|
Организационная работа по установлению эффективных связей между ребенком и социумом
Задачи работы | Способы реализации |
|
|
Интеграция учащихся в воспитательной системе
Цель: развивать творческий потенциал личности младшего школьного возраста через связь с учреждениями дополнительного образования:
- МОУ ДОД ДШИ;
- МОУ ДОД «Исток»;
- ДЮСШ;
- Музей Хрусталя;
- НП «Мещеры»;
- Городская библиотека.
Работа с родителями
Формы работы | Задачи работы | Содержание работы |
Коллективная |
|
|
Групповая |
| |
Индивидуальная |
|
Тематика родительских собраний
Цель: помочь родителям в воспитании и обучении своих детей.
класс | Родительские собрания в начальной школе |
1 класс | 1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни. 2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности). 3. Круг детского чтения. 4. Здоровый образ жизни школьника. |
2 класс | 1. Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания. 2. Организация семейного чтения (из опыта родителей). 3. Трудовое воспитание младших школьников. 4. Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее. |
3 класс | 1. Возрастные особенности младшего подростка. 2. Стимулирование школьников: кнут или пряник? 3. Место ребёнка в детском коллективе. 4. Детское лидерство. |
4 класс | 1. Как помочь ребёнку учиться. 2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения. 3. Как по-настоящему любить детей? 4. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения. |
Тематика часов общения
класс | «Часы общения» в начальной школе |
1 класс | 1. Теперь я школьник, теперь я ученик. 2. Знакомство с правилами для учащихся. 3. Откуда пришла моя фамилия? 4. Мой знак Зодиака. 5. Мои знаменитые тёзки. 6. Правильное питание – основа здорового образа жизни. |
2 класс | 1. Моя дружная семья. 2. Кем были мои прадеды? 3. Школа – мой второй дом. 4. Мой класс – мои друзья. 5. Моя семья – чудесное место для жизни. 6. Памятные места города Гусь-Хрустальный. |
3 класс | 1. Учись учиться. 2. Наш семейный альбом. 3. История нашего города. 4. Широка страна моя родная. 5. Известные люди нашего города. 6. Какой (ая) Я в глазах одноклассников? |
4 класс | 1. Дружный класс как маленькая планета. 2. Если бы я был президентом. 3. Город, в котором я родился. 4. Города Владимирской области. 5. Для меня Родина – это… 6. «Мастерим мы, мастерят родители (бабушки, дедушки)». |
Направления воспитательной системы
- «Я и мое воспитание»
- «Я и мое здоровье»
- «Я и мое творчество»
- «Я и моя семья»
- «Я и мои знания»
Направление «Я и моё воспитание»
Главные идеи:
- Принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений.
- Предъявление нравственных требований к себе и своему поведению.
- Воспитание нравственной культуры.
- Осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства.
Главная цель:
- Воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых ситуациях.
Задачи воспитания:
- Создать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений.
- Знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений.
- Изучать с учащимися нравственные традиции их семей.
- Развивать у учащихся потребность в совершенствовании нравственных поступков.
- Способность приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к проявлению безнравственных поступков.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Посещение театров и кинотеатров.
- Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами города.
- Праздничные поздравления одноклассников, педагогов, родителей.
Мероприятия в начальной школе:
- Дискуссии по нравственным темам «Культура поведения в общественных местах», «Культура поведения в общественном транспорте», «Культура превыше всего», «Особенности культурного ученика», «Правила поведения на уроке и в школе».
- Часы общения «Мой знак Зодиака», «Какой (ая) Я?», «Мой класс – мои друзья», «Какой (ая) Я в глазах одноклассников?», «Дружный класс как маленькая планета».
- Индивидуальные и коллективные беседы со школьным психологом.
- Классные собрания по итогам четверти, учебного года.
Направление «Я и моё здоровье»
Главные идеи:
- Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.
- Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.
- Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма.
- Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного.
Задачи воспитания:
- Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья.
- Учить детей рациональному правильному питанию.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
- Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.
Содержание воспитательной работы:
- Изучение отношения родителей учащихся к данной проблеме в школе и дома.
- Изучение состояния физического здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья, формирование интереса и желания преодолеть собственные проблемы здоровья.
- Изучение спортивных интересов учащихся, потребностей в занятиях физкультурой и спортом.
- Содержательная сторона спортивных мероприятий и праздников.
- Контроль результативности занятий физкультурой и спортом.
- Демонстрация достижений учащихся занятиями физкультурой и спортом.
- Поощрение родителей учащихся, поддерживающих деятельность школы в данном направлении.
- «Здоровье в наших руках» - в столовую всем классом.
Формы внеклассной работы:
- Беседы, дискуссии, игры связанные с физкультурой и спортом.
- Спортивные соревнования в классе, школы, города.
Мероприятия в начальной школе:
- Посещение ДЮСШ.
- Прогулки на лыжах.
- Часы общения «Мой выбор. Полезные привычки».
- Участия в соревнованиях.
- Беседы школьного врача.
Направление «Я и моё творчество»
Главные идеи:
- Формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
- Воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождению и позитивному общению.
Главная цель:
- Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами.
Задачи воспитания:
- Формировать у учащихся навыки культурного общения.
- Развивать способности учащихся в самых различных видах деятельности.
- Использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
- Вовлекать учащихся в различные кружки, секции с учётом их интересов и потребностей.
- Стимулировать активное участие учащихся в различных видах досуговой деятельности.
- Воспитывать справедливое отношение учащихся к способностям и талантам сверстников.
- Воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели.
- Оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе кружков, секций для занятий досуговой деятельностью.
- Представлять родителям информацию об участии ребёнка в жизни класса и школы, демонстрировать достижения.
Содержание воспитательной работы:
- Изучение интересов учащихся, их способностей и желания участвовать в общественной жизни класса.
- Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов учащихся.
- Учёт индивидуальных возможностей учащихся и возрастных особенностей в подготовке воспитательных мероприятий.
- Поддержка инициативы и творческих начинаний учащихся, их стремления к общению и совместному досугу.
- Демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме, родным и близким людям.
- Соблюдение нравственных тенденций и правовых норм в организации досуговой деятельности учащихся.
- Соблюдение эстетических и этических норм при проведении внеклассных мероприятий любого уровня.
Формы внеклассной работы:
- Концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства.
- Проведение праздников.
- Конкурсы-состязания талантов.
- Чествование именинников, семей, в которых растут таланты.
Мероприятия в начальной школе:
- Концерты в школе к праздникам.
- Проведение школьных конкурсов.
- Проведение праздников «Первое сентября», «День учителя», «День матери», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Прощание с начальной школой».
Направление «Я и моя семья»
Главные идеи:
- Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;
- Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;
- Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй.
Главная цель:
- Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи воспитания:
- Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;
- Создать условия для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
- Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;
- Создать условия для духовного общения детей и родителей.
Содержание воспитательной работы:
- Создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;
- Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;
- Создания благополучной среды общения «учитель – ученик – родитель»;
- Просвещение родителей по вопросам психологии, педагогики и воспитания учащихся;
- Организация и проведение совместного досуга учащихся и родителей.
- Привлечение родителей к активному участию в жизни школы, в жизни классного коллектива;
- Демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;
- Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.
Формы внеклассной работы:
- Тематические классные часы, посвященные истории рода и семьи («Откуда пришла моя фамилия», «Моя дружная семья», «Кем были мои прадеды?», «Наш семейный альбом», «Моя семья – чудесное место для жизни», «Реклама семейных праздников», «Мастерим мы, мастерят родители, бабушки, дедушки»).
- Спортивные состязания «Папа, мама, я – спортивная семья».
- Праздники – Первое сентября, День матери, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта.
- Анкетирование родителей, коллективные, групповые и индивидуальные консультации и беседы.
- Походы в лес, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театров, викторины родителей и детей.
- Дни открытых дверей.
Мероприятия в начальной школе:
- Педагогические лектории для родителей.
- Школа семейной этики.
Направление «Я и мои знания»
Главные идеи:
- Учащиеся должны осознавать, что развитие интеллекта необходимо им для успешного будущего.
- Интеллектуальные возможности – это не только успешность в учении, но и осознание своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей.
- Воспитание интеллекта – это создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремление к совершенствованию себя.
- Здоровый интеллект – это умное поведение в самых различных и непредвиденных ситуациях.
Главная цель:
- Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самосовершенствования и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи воспитания:
- Создавать условия для становления, развития и совершенствования знаний, учащихся средствами воспитательной работы.
- Поощрять инициативу и стремление учащихся в повышении уровня знаний.
- Давать учащимся проявлять свои знания в школе и за её пределами.
Формы внеклассной работы:
- Интеллектуальные марафоны в классе, в школе.
- Творческие конкурсы: на лучшую поздравительную открытку к празднику, лучшую поделку к Новому году.
- Создание в классе команд и проведение игр «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Лидер».
- Экскурсии в музей, посещение выставок.
- Встречи с интересными людьми.
Мероприятия в начальной школе:
- Часы общения «Мои знаменитые тёзки», «Известные люди нашего города», «Если бы я был президентом».
- Экскурсии на предприятия.
- Предметные олимпиады.
В педагогической науке проблема исследования эффективности учебно-воспитательного процесса остается в значительной степени неразрешенной. Нет у ученых и общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса.
Критерии эффективности функционирования ВС класса:
- воспитанность учащихся;
- защищенность и комфортность ребенка в классе;
- удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
- сформированность классного коллектива;
- проявление индивидуальности классной общности.
В качестве методов изучения результативности ВС класса целесообразно использовать такие методики:
- методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
- тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;
- анкета «Я и моя школа»;
- методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой «Диагностика личностного роста школьников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс
План воспитательной работы в 3 классе на 20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе
Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию. Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.
Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе
Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....

«Использование инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе - залог успешной воспитательной работы с учащимися»
Инновационность-важный признак современного качественного образования....
