Работа с родителями
материал (1 класс) на тему

Романова Валентина Васильевна

Материалы для родительского собрания об особенностях новых стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_fgos_vtorogo_pokoleniya.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФГОС*

Образовательные стандарты, введенные в практику работы школ с 1 сентября 2011 года, направлены на формирование современной конкурентоспособной личности, легко ориентирующейся в быстро меняющемся окружающем пространстве, обилии информации. Ученика нужно научить применять полученные в школе знания не только в узкопредметных областях, но и более широко, выходя за рамки одного предмета, то есть метапредметно.

Вспомните, уважаемые родители, как часто после окончания школы вам приходилось сталкиваться с тем, что полученные в школе знания оторваны от жизни, не применимы на практике. Объяснительное обучение детей давно изжило себя. Сегодня на первый план выходят именно умение самостоятельно добывать знания и умения пользоваться добытыми знаниями.

Поэтому меняются методы обучения: от объяснительно-иллюстративных к деятельностным. Ни в коем случае не надо думать, что деятельностный подход отменит необходимость получения знаний. Нет. Разница в том, что теперь педагоги гораздо больше внимания будут уделять тому, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать и применять знания, а также развитию его личности. То есть речь идет не о пассивном усвоении ребенком новых знаний, а о включении его в активную самостоятельную деятельность. Это происходит, когда учитель дает возможность импровизировать, заниматься творчеством, высказывать свои идеи и предложения и воплощать их, получать знания в игре.

Ребенок в процессе обучения должен быть не объектом (тем, кого учат), а субъектом учебной деятельности (тем, кто учится).

Таким образом, целью школы становятся не только знания сами по себе, но и умения ученика добывать их и применять, то есть уметь учиться.

Роль родителей в данном процессе, как в медицине, согласно принципу: «Не навреди!». Не идите на поводу у своего ребенка, когда он просит помочь выполнить ему домашние задания. Помогать, конечно, надо. Но не решать за любимое чадо задачку или выполнять творческое задание, а включаться в совместную деятельность, учить, играя. Научить ребенка контролировать процесс, действовать по плану, адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, стремиться их преодолевать можно, используя не только подготовку домашних заданий. Ваше постоянное общение с ребенком, постановка перед ним маленьких проблем и похвала за их успешное решение помогут ему и в решении учебных задач.

Еще одним важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять. В соответствии с новым стандартом наряду с традиционным письмом школьник будет осваивать и клавиатурный набор текста, а в процессе изучения предметов использовать различные источники информации, в том числе и Интернет. Компьютер и другое цифровое оборудование должно стать наравне с тетрадкой и ручкой повседневной реальностью. Школьник будет учиться искать информацию в Интернете, фиксировать на видеокамеру образы окружающего мира, готовить выступления с мультемедийной поддержкой. Работа на уроке с компьютером предусматривает не более 15 минут.

Информационная образовательная среда обеспечивает возможности информатизации работы и учителя, и ученика. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

Родители должны видеть в информационной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Это прежде всего электронный журнал, домашнее задание ученика, расписание, связь с учителем по электронной почте. Для учителя это связь с учащимися при дистанционном обучении (актированные дни, болезнь, карантин) и первый помощник на уроке и при подготовке к уроку. Для ученика это доступ к образовательным ресурсам.

Итак, подводя итоги, отметим основные требования новых ФГОС:

 системное развитие обучающихся;

 становление умения учиться;

 формирование наряду с предметными умениями личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

О том, что такое УУД (универсальные учебные действия), мы поговорим на следующем родительском собрании.

2. ЧТО ТАКОЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ?

Когда мы с вами, уважаемые родители, учились в школе, то привыкли слышать о формировании у обучающихся так называемых ЗУНов. ЗУН – знания, умения и навыки. В новом образовательном стандарте используется другая аббревиатура – УУД (универсальные учебные действия). В чем их суть?

Читаем определение: «Универсальные учебные действия – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»*.

Функции УУД:

1) обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2) создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению компетентностей» (Я. А. Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

3) обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания*.

Среди основных видов УУД можно выделить личностные и метапредметные.

Личностные универсальные учебные действия:

 положительное отношение к учению, готовность преодолевать школьные затруднения;

 интерес к изучаемым предметам;

 стремление к соблюдению морально-этических норм, к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои действия;

 этические чувства.

Метапредметные УУД – это действия, которые формируются на любом уроке или занятии. Они бывают:

 регулятивные;

 познавательные;

 коммуникативные.

Регулятивные УУД:

 понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

 действовать по плану и планировать;

 контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

 адекватно оценивать свои достижения;

 осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи.

Познавательные УУД:

 осознавать познавательную задачу;

 читать, слушать, извлекать информацию, критически ее оценивать;

 понимать информацию в разных формах (схемы, модели, рисунки), переводить ее в словесную форму;

 пользоваться разными видами чтения;

 проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

 устанавливать причинно-следственные связи, подводить под понятие, доказывать и т. д.

Коммуникативные УУД – это умение общаться, слушать, говорить, возражать, соблюдать нормы речевого этикета, сотрудничать и, что очень важно, допускать возможность различных точек зрения, способность понимать собеседника, высказывать и аргументировать свое мнение.

Итак, если стандарт первого поколения ставил задачу формировать и давать знания, то стандарт второго поколения говорит о необходимости развивать умение ребенка ставить цель и добиваться ее.

3. ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ
УЧАЩИХСЯ СОГЛАСНО ФГОС

Уважаемые родители! Обучаясь в традиционной школе, вы привыкли к такому типу учебного занятия, как урок. Традиционной структурой урока считаются: опрос, объяснение новой темы, закрепление, домашнее задание.

Обучение по новому образовательному стандарту будет строиться на технологиях развивающего обучения, поэтому можно выделить 6 типов учебных занятий. В основу новой типологии учебных занятий закладываются логика и этапность организации учебной деятельности школьников от постановки учебной задачи до самооценки учебных результатов при активном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Коротко о структуре каждого типа занятия.

1-й тип включает 4 момента:

 создание «ситуации успеха»;

 создание ситуации «интеллектуального конфликта»;

 фиксация «интеллектуального конфликта» в графико-символической форме;

 формулирование учебной задачи в словесной форме.

2-й тип: преобразование условий задачи; собственно моделирование; преобразование модели.

3-й тип: использование групповых форм обучения, в процессе которых учащиеся пытаются «изобрести новый способ» решения задачи.

4-й тип: практическое применение модели при решении частных задач.

5-й тип: создание условий для определения самими учащимися уровня усвоения нового материала, выработка у них инструментария самоконтроля.

Среди занятий самоконтроля выделяют 5 подтипов:

– Тестовая диагностическая работа.

– Самостоятельная работа.

– Проверочная работа.

– Контрольная работа.

– Административная контрольная работа.

6-й тип: выделяют 4 типа занятий самооценки, на которых школьники производят самооценку знаний или способов их добывания:

 Применение эталонов самооценки.

 Выработка эталонов самооценки.

 Занятия социальной значимости.

 Анализ и корректировка ранее выполненных работ.

Как будет оцениваться работа школьников?

Пока самими стандартами не дается жесткой регламентации – какая будет система оценок. На сегодняшний день выбор остается за школой (бинарная система оценивания, пятибалльная, десятибалльная, рейтинговая и т. п.). Каких-то новых изобретений в этом плане не будет. Пятибалльная оценка в этом отношении апробирована, и уходить от нее в массовом масштабе нет смысла.

Что нового?

У каждого ученика появится портфолио, то есть некий портфель достижений, который будет состоять, во-первых, из оценки урочных достижений и оценки внеучебных достижений – сертификаты, грамоты, документальные подтверждения участия школьника в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. Здесь же будут результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это тоже требования новых стандартов. В портфолио должно быть видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были и как они решены. Общая оценка портфолио (согласно локальному акту образовательного учреждения) в разных школах немного отличается, но принцип его один: показать ступени роста и личностного развития ученика.

Портфолио нужно формировать с первого года обучения в школе. В этом процессе участвуют и учащиеся, у учителя, и воспитатели, и тьюторы.

И, конечно же, без вашей помощи, уважаемые родители, нам не обойтись. Вы тоже можете пополнять странички портфолио вашего ребенка, добавляя документы, фотоотчеты тех событий жизни школьника, которые произошли за пределами школы. Например, ваш сын, пребывая на каникулах, сумел сделать удачный снимок какого-либо объекта, вы помогли отправить фото на конкурс и получили диплом. И он заслуженно должен попасть в портфолио, ведь эта победа вашего ребенка – показатель его личностного роста.

4. ПРИВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКА
В ПРОЕКТНОЙ СРЕДЕ
*

Новый образовательный стандарт требует новых методов обучения.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В чем может заключаться помощь родителей?

 выбор проблемы для внеаудиторного проекта своего ребенка;

 помощь в выборе средств, оборудования для реализации идеи проекта;

 организация поездки к объектам природы (музеям, производствам) с целью изучения по плану проекта;

 помощь в оформлении результатов исследования.

Планирование, операциональная проработка, технологическая карта, схема взаимосвязей, как и общее руководство учебным проектом, осуществляет учитель. Его задача – научить видеть проблему, составить план по ее решению, помочь ученику отобрать нужную информацию и грамотно представить проект к защите.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В начальной школе ученики могут разрабатывать практико-ориентированные проекты (нацелены на социальные интересы самих участников проекта), исследовательские проекты (по структуре напоминает подлинно научное исследование) и информационные проекты (направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа).

Особый интерес представляют творческие проекты. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

И здесь помощь родителей будет очень кстати. Конструирование декораций, костюмов, репетиции, видеосъемка и т. п. – все это будет непосильно для учеников младшей школы без вашей помощи.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Здесь также помощь родителей будет очень важна. Если это проект о здоровом образе жизни, о медицинских проблемах – то приветствуется помощь родителей – врачей, сотрудников НИИ и лабораторий. Если проект представляет собой обработку результатов социологического опроса, проблем социальной направленности, то, бесспорно, понадобится помощь родителей – педагогов, психологов, соцработников и т. д.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а, пожалуй, и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. п.).

И на этом этапе родители также могут оказать ребенку свою помощь.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументированно излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали вам, как именно они работали над проектом. При этом продемонстрировали и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, и результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Вы должны выступить не только в роли зрителя, но и в роли оппонента. Задайте вопросы, подготовьте ребенка к ним психологически. Так сказать, подготовьте «ситуацию успеха», и тогда настоящий успех придет к вашему ребенку.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Читая основные положения образовательного стандарта, многие родители заметили, что большое внимание в учебном процессе уделено дополнительному образованию. Занятия рисованием, музыкой, пением, танцами, рукоделием, актерским мастерством стали неотъемлемой частью программы. По задумке авторов проекта, общеобразовательные школы и детские досуговые центры должны быть объединены, создавая единое образовательное пространство.

Принципиальная разница нового учебного плана в сравнении со старым в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ. Дополнительная – внеурочная нагрузка на ребенка – не более 10 часов в неделю. Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. По новым стандартам главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время. Поэтому меняются и требования к результатам – это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств. Сейчас у каждой школы есть учебный план и кружки, факультативы и другие формы деятельности. При этом образовательная и воспитательная деятельность могут мало соотноситься. С переходом на новые стандарты внеурочная работа становится обязательной и должна представлять единое целое. Наполнение каждого направления, количество часов могут меняться. На свое усмотрение школа может выбрать один или два курса развития внеурочной деятельности, но с точки зрения Министерства образования школы должны охватить максимум из предложенных вариантов. В течение недели ребенку должна быть предоставлена возможность позаниматься разными видами творческой деятельности, чтобы он не развивался односторонне.

Обучение в любом случае дается школьникам бесплатно. Никакой оплаты новые стандарты не предполагают. Ни за уроки, ни за кружки и секции во второй половине дня, включенные в стандарт, платить не нужно. Любая программа сейчас внедряется с согласования государственно-общественных органов управления образованием (Управляющий совет, Совет школы и др.).

Родители не должны быть в стороне от этого процесса, они должны участвовать в выборе форм внеурочной деятельности и его наполнении. На деле это будет происходить так. Школа знакомит родителей с требованиями новых стандартов по организации внеурочной работы и с тем потенциалом, который уже есть у школы. Затем проводятся опросы, выявляются и анализируются потребности детей и родителей. На этом основании формируется перечень предложений, который обсуждается с родительской общественностью на Управляющем совете и окончательно согласовывается. После этого содержание и конкретные формы реализации заданных стандартом направлений внеурочной работы, то есть образовательная программа школы, утверждаются руководителем учреждения. Главное, родители должны понимать, что формально ставить галочку не нужно: от этого решения зависит дальнейшее образование детей.

Хотелось бы отметить, что в нашей школе существует практика привлечения родителей к организации внеаудиторной занятости учащихся. Хотелось бы продолжить эту традицию, ждем новых интересных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...