Конспект классного часа " Арктика- фасад России".
классный час (1 класс) на тему

Кравчук Любовь Викторовна

Цель:

повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.

Задачи:
- познакомить  первоклассников с представителями животного и растительного мира Арктики;

- воспитывать  у учащихся чувство патриотизма и экологической ответственности;

- развивать  умение работать в коллективе.

Оборудование:

карта России, глобус,  фрагмент мультфильма « Умка» (Союзмультфильм. 1969) мультимедийная презентация, предметные картинки с изображением одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.rar28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: 

повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.

Задачи:
- познакомить  первоклассников с представителями животного и растительного мира Арктики;

- воспитывать  у учащихся чувство патриотизма и экологической ответственности;

- развивать  умение работать в коллективе.

Оборудование:

карта России, глобус,  фрагмент мультфильма « Умка» (Союзмультфильм. 1969) мультимедийная презентация, предметные картинки с изображением одежды.

Планируемые результаты(УУД):

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и  условиями её реализации (способы помощи редким животным); использовать речь для регуляции своего действия.

П: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;

логические - осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника,  из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Л: Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего» ученика и гражданина.

Ход мероприятия.

  1. Организационный момент.

Дорогие мои первоклассники! Сегодня мы проведем не обычный классный час, а отправимся в путешествие. Но что  нам нужно взять с собой  и как одеться? Ах, ведь мы еще не узнали, куда отправляемся.

  1. Актуализация знаний.

Просмотр фрагмента мультфильма ( с 8минуты11 секунд). На что обратил внимание мальчик?

Действительно,  из уроков « Окружающего мира» мы знаем, что и на небе есть медведи - это  самое яркое в Северном полушарии созвездие Большой Медведицы и находящееся над самым Северным полюсом созвездие Малой Медведицы. Так в какое же место на нашей планете мы сегодня отправляемся?

А́рктика (от греч. ἄρκτος — «медведица», ἀρκτικός — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Показываем карту России. Слайд -1.

 Итак, выберем подходящую одежду для путешествия (картинки  « Одежда» на магнитной доске).

Где всегда, скажите дети,

Полно снега, много льда,

Ночи длятся по полгода,

Ветры мчат туда-сюда?

Где под северным сияньем

Люди ездят на санях?

Что за регион планеты,

Где не тает лед в морях?

Где отчётливо видна

Наших звёзд галактика?

Подскажите место то,

Как зовётся?.. (Арктика)

  1. Основная часть. Игра  «Карта Арктики».

Все ли хорошо оделись? Слайд-2.

Вот и трудности начались, посмотрите, кругом лишь снежные поля, так и заблудиться можно. Что же делать? Правильно, нам нужна карта и транспорт. Отгадайте загадки. Слайд-3.

Ночь полярная, ни зги,

Холодно, угрюмо.

Нас в упряжку запряги -

Довезем до чума.

У природы строгий нрав

За полярным кругом.

Человеку, гав-гав-гав,

Легче с верным другом. (Собаки-лайки)

Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты. (Северный олень)

Он мощнее всех судов

Пробивает толщи льдов

И плывет к полярной льдине

С мишками косматыми.

Двигатель не на бензине,

А на мирном атоме. (Ледокол)

Теперь мы разделимся на группы (по рядам), выберем руководителя экспедиции и двинемся дальше.

Мы  встречаем представителей животного мира Арктики.  У каждой группы на парте конверт с изображением животных, внимательно слушайте загадки и приклеивайте  картинки-отгадки на карту.

Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад. (Белый медведь)

Кто втыкает бивни в лёд,

Толстый, кто по льду ползёт?

На морозе не замёрз-

Он не мёрзнет, он же (Морж)

Он король полярных льдин,

Черно-белый господин.

Ух, для птички он велик,

Ходит очень важно.

Самый южный материк

Заселил отважно. (Пингвин) 

Что за хищник в Заполярье,

С шелковистым ценным мехом,

Летом плавает отлично,

Не боится человека?

А зимою осторожный,

И ведёт ночную жизнь,

В грудах снега норы строя,

Лабиринтами кружит.

Он, похожий на Лисицу,

Лает издали на птицу…

И охотник, и хитрец,

Кто скажите мне? ... (Песец)

В Арктике она гнездится

Очень тёплый пух у птицы.

-Как, зовут тебя, а?

                            - Га - га!

-Рады встрече, птица

                              (Гагара).

Кто живёт в холодных водах,

Посреди громады льдов,

Издавая свист, мычанье,

Вздохи, скрипы всех тонов?

Кто, похожий на Белуху,

С правым бивнем трехметровым,

В Книгу Красную России

Был недавно занесённый?

В Ледовитом океане

Он всю жизнь не унывал…

Подскажите мне ребятки,

Как зовут его? ... (Нарвал)

Океанская вода!

Ой, холодная всегда!

А они лежат на пляже,

вроде загорают даже!

А один:"Купаться лень!"

Дети, это кто -…....            (Тюлень).

Проверяем (наверняка, какая-нибудь команда поместила на карту пингвина). Слайд-4.

Запомнить животных Арктики поможет стихотворение:

Кто же в Арктике живёт ?

Давай с тобой посмотрим:

Морж, медведь,

Тюлень, касатка,

Нарвал,

Сова и куропатка,

Овцебык,

Олень,

Поморник,

Их несложно всех запомнить.

Из-за ошибки, которую вы допустили, нам придется расстаться с оленьими упряжками, дальше пересаживаемся на санки-нарты, запряженные лайками.

Да и есть нашим оленям уже нечего.

В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в тёплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку. Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.

Слайд-5.

Что-то наши собаки неспокойны, посмотрите на небо.

В эти темные полгода

С освещеньем туго.

В сумраке живет природа

За полярным кругом. (Полярная ночь)

 

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит. (Полярный день)

Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют. (Полярное сияние)

Какие вы молодцы - отгадали  все загадки, но здесь нам придется пересесть на ледокол, ведь мы отправляемся  бороздить воды Северного Ледовитого океана.

Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан,

Как опасен великан. (Айсберг)Слайды-6-8.

Вы не проголодались? Вызываю…(нужны хорошо читающие дети).

Рыболовы возьмите удочки (на полу две бутылки, рыба,  бревно, на которые с обратной стороны приклеены тексты).

Первые представители человека разумного проникли на побережье Северного Ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей в Якутии и Коми.

В 10 веке норманны открыли Гренландию. С 12 века русские, занимаясь морским промыслом, открыли острова Колгуев, Вайгач, Новую Землю, в 15 веке их становища имелись  на Шпицбергене.

В 17 веке русские поморы плавали вдоль побережья Сибири, обогнули Таймырский полуостров. В 1648 С. Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой.

По инициативе М. В. Ломоносова была снаряжена в Центральную Арктику экспедиция В. Я. Чичагова. В 19 веке и начале 20 в. важные открытия и исследования сделали экспедиции  русские, австрийские, американские,  норвежские — Ф. Нансена; английские , а также экспедиции, посланные на поиски пропавшей в 1845 без вести экспедиции Дж. Франклина.

Первые полёты над Арктикой в поисках затерянных во льдах экспедиций Седова, Брусилова и Русанова совершил в 1914 русский военный лётчик И. И. Нагурский.

С 1930 по 1935 многочисленные советские экспедиции на «Седове» под руководством О. Ю. Шмидта ,было положено начало широкому освоению Северного морского пути. В 1933 было проведено первое опытное плавание по Северному морскому пути неледокольного парохода «Челюскин». В 1937 в районе полюса была организована первая дрейфующая станция «Северный полюс» («СП-1») под руководством И. Д. Папанина. В этом же году В. П. Чкалов, Г, Ф. Байдуков и А В. Беляков совершили первый трансарктический перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — США. Вынужденный дрейф «Седова» (октябрь 1937 — январь 1940) (под командованием К. С. Бадигина) позволил провести цикл наблюдений совершенно неисследованной ранее части Арктического бассейна.

Пока мы с вами  получали исторические знания,  добрались до какого-то странного места.

Севера тут больше нет,

Ведь южней весь белый свет,

Льдины тянутся на юг,

И гуляют вьюги.

Северный полярный круг -

Даже тот на юге. (Северный полюс) Слайд-9.

И вправду, на северном полюсе нет сторон света — везде юг. Соответственно, на южном полюсе — везде север.

Теперь, ребята нам пора высаживаться на льдины, ведь дальше – северный  полюс. До него мы пойдем на лыжах как знаменитые путешественники.

Пробираюсь к полюсам

На широких лыжах,

Чтоб к научным чудесам

Оказаться ближе. (Полярник)Слайд-10.

Поля́рник — участник полярных экспедиций, исследователь полярных стран; зимовщик на полярной или дрейфующей станции.

Зимой 2008 года Матвей Дмитриевич Шпаро совместно с Борисом Григорьевичем Смолиным установил поистине первопроходческий рекорд. Впервые в истории люди дошли на лыжах до Северного полюса полярной ночью. Экспедиция стартовала 22 декабря 2007 года от мыса Арктического. Преодолев в зимних условиях более тысячи километров по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана, путешественники достигли вершины планеты 14 марта 2008 года, на неделю обогнав наступление полярного дня. Этой же весной Матвей Дмитриевич Шпаро возглавил молодежную экспедицию «На лыжах — к Северному полюсу!». Впервые команда юношей и девушек 16-18 лет пришла на Северный полюс, пройдя более 100 километров по дрейфующим льдам. Успех первой молодежной экспедиции позволил сделать ее ежегодной.

  Ну, что, юные полярники, пора отправляться домой? А про правила поведения на природе вы не забыли? Весь  ли мусор собрали?  А вот некоторые посетители арктических широт об этом забывают.

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа.

При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).

Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Экологические организации, такие как «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы, протестуют против разработки нефтяных месторождений в Арктике.

  1. Рефлексия.

Продолжите предложения:

«Сегодня я узнал…»

«Мне больше всего понравилось…»

Использованные материалы:

 http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1633-zagadki-pro-polyarnykh-zhivotnykh.html

http://nazadvdetstvo.ru/tematicheskie-nedeli/77-tematicheskaya-nedelya-zhivotnyj-mir-arktiki

https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Карта_Арктики.png Rex (русский вариант: Савин А. С.)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Арктика

http://www.stihi.ru/2014/12/15/316

http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka/detskie-zagadki/poljarnye-zagadki.html

http://www.librero.ru/phenology/ictoria_iccledovanii_arktiki

http://goulp.ru/archives/10157


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК "Арктика- фасад России"

Урок- путешествие.Повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, му...

Классный час в 4 классе на тему: «Арктика - фасад России!"»

Цель: познакомить обучающихся с особенностями Арктики, напомнить о необходимости бережного отношения к природе.Оборудование: карта, презентация, дидактический материал....

Арктика - фасад России

Арктика. Ее климат. Животный мир и т.д....

Внеурочное занятие "Арктика - фасад России"

Внеурочное занятие «Арктика – фасад России» (посвященное,  80-лететию со дня начала работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1») Цель занятия:...

Конспект классного часа " я гражданин россии" Прасолова Юля

конспект классного часа 4 класс "я гражданин россии"...