СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
статья на тему

В этой статье раскрыты взоимодействия семья и школа , как  два неразделимых понятия, которые должны сотрудничать друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasimova_a.m.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Касимова А.М.,

учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия №125»

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н.Толстой

Семья и школа – это два неразделимых понятия, которые должны сотрудничать друг с другом. Учитель в этой пирамиде является помощником, советчиком, наставником. И свою работу мы должны выстраивать именно так, чтобы помочь в воспитании младших школьников.

Взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях: 

1.Следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями.

2. Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе. 
3. Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимоотношение, сотрудничество в интересах развития и становлении личности. 
4. Основой сотрудничества является педагогическое мировоззрение, доминанта которого- гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития.
5. Главное направление в сотрудничестве - развитие сущностных сил ребенка, его задатков, способностей, интересов, отношений.
6. Учитель должен владеть диагностикой воспитательных отношений в семье, «родительской педагогики», используя полученные результаты в осуществлении индивидуально-личностного подхода к детям, в определении помощи родителям, предупреждении их ошибок. 

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека. 

И в своей работе я использую следующие формы работы с семьей:

- конференции;

- индивидуальные и тематические консультации;

- внеклассные выезды;

- открытые уроки и мероприятия;

- родительские собрания.

Хотела бы более подробно остановиться на форме работы с семьей, как родительское собрание. Родительское собрание – это универсальная форма работы, так как позволяет реализовать множество функций.

            Первая и самая важная функция это – информационная. Она обеспечивает родителей специальной и детальной информацией о содержании новых учебных курсов и программ, подходах к их усвоению, о формах аттестации учащихся и критериях их оценивания.

Эта функция реализуется в форме монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для родителей вопросы, а также организуются наглядно-познавательные выставки и мероприятия.

Накануне учебного года у родителей возникает много вопросов. Каким должен быть режим дня ребёнка? Какие учебные пособия и принадлежности ему нужны?  Всё это вопросы для первого родительского собрания.

Функция – просветительная. Её значение определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей. Форма реализации этой функции: семинары, конференции, «Круглые столы».

Функция – обучающаяся. В её основе обработка практических навыков родителей по оказанию помощи ребёнку в освоении программ, эффективному общению с ним и защите его прав в различных ситуациях.

Консультационная функция. Её отличает индивидуальная работа с каждым родителем. Важнейшее условие консультирования – диалог. Равноправное участие в разрешении ситуации. Отсутствие упрёков и назиданий в адрес родителей. Возможны и групповые консультации упреждающего характера.

Профилактическая функция. Предупредить ожидаемые предсказуемые проблемы и трудности семейного воспитания, связанных с кризисом взросления учащихся, снижения мотивации к учёбе,  проблемам в общении.

На собрание следует выносить вопросы общего характера, а по конкретным вопросам работать индивидуально. Доверительность, сопереживание, оптимизм и видение перспективы ребёнка составляют основу конструктивных  контактов со всеми родителями, независимо от успешности их детей.

Свои родительские собрания я планирую по основным темам, связанным с возрастом учащихся, с их психологическими, нравственными интересами. В первой части родительского собрания  стараюсь полностью раскрыть тему, выбранною мною. Во второй части перехожу к обучающейся функции.  Стараюсь полностью раскрыть, показать способности, как всего классного коллектива, так и каждого индивидуально в консультировании.

            Главной моей заслугой, я считаю то, что родителям интересны подготовленные мною собрания, они активно участвуют в диспутах по вопросам.

            Взаимодействие преподавателя с родителями детей направлено на создание единого воспитательного пространства. Деятельность родителей и учителей в интересах ребёнка успешна только в том случае, если они становятся союзниками. Благодаря  такому взаимодействию учитель лучше узнаёт ребёнка, приближается к пониманию его индивидуальных особенностей, вырабатывает верный подход к развитию способностей, формированию жизненных ориентиров, исправлению негативных проявлений в поведении учащихся.

Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов.

Видя заинтересованность со стороны родителей и их готовность оказать помощь, учитель постарается относиться к учебно-воспитательному процессу более творчески.  

Чувашская пословица гласит: «Душа родителей – в детях».

Литература

1. Дереклеева Н.И., Справочки  классного руководителя:1-4 классы.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.:ВАКО,2008.С.216-219.

2.   Максименко Н.А., Спутник классного руководителя. 1-4 классы/- Волгоград:Учитель,2007.С.88.

3.    Дик Н.Ф., Настольная книга учителя начальных классов.-Изд.4-е.-Ростов н/Д:Феникс,2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация младших школьников через внеурочную деятельность.

Материал отражает работу внеурочной деятельности по всем направлениям с точки зрения  социализации  младших школььников....

Социализация младшего школьника через учебный курс «Мир вокруг нас»

Педагогический опыт в области овладения навыками социализзации актуален и перспективен, так как социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют появления личности, которая должна у...

«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»

В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй. «Педагогика должна стать наукой для всех: и дляучителей, и для родителей»В.А. Сухо...

Социализация младшего школьника через взаимодействие семьи и школы

Статья посвящена педагогическому взаимодействию семьи и школы как условию, которое будет способствовать, успешности процесса социализации младших школьников. Сегодня в образовательных учреждениях отсу...

Доклад "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД "

Доклад "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД"...