Социализация младшего школьника через взаимодействие семьи и школы
статья

Семенова Ольга Владимировна
Статья посвящена педагогическому взаимодействию семьи и школы как условию, которое будет способствовать, успешности процесса социализации младших школьников. Сегодня в образовательных учреждениях отсутствует технология педагогической поддержки процесса социализации, эта работа осуществляется порой на интуитивном уроке, что, как правило ведет к негативным и необратимым последствиям.Социализация ребенка должна протекать в тесном взаимодействии семьи и школы. В статье представлены направления социализации ребенка, основные и традиционные формы взаимодействия семьи и школы из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация младшего школьника через взаимодействие семьи и школы

Семенова О.В.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1 г. Йошкар – Олы»

        

Статья посвящена педагогическому взаимодействию семьи и школы как условию, которое будет способствовать, успешности процесса социализации младших школьников. Сегодня в образовательных учреждениях отсутствует технология педагогической поддержки процесса социализации, эта работа осуществляется порой на интуитивном уроке, что, как правило ведет к негативным и необратимым последствиям.Социализация ребенка должна протекать в тесном взаимодействии семьи и школы. В статье представлены направления социализации ребенка, основные и традиционные формы взаимодействия семьи и школы из опыта работы.

Ключевые слова: социализация, воспитание, младший школьник, взаимодействие семьи и школы, педагогические условия,

В современной педагогике проблема социализации ребёнка младшего

школьного возраста постепенно выходит на первый план.Что такое социализация? Социализация — это процесс и результат усвоения воспитанником существующих в обществе социальных норм, ценностей и форм поведения [3]. В настоящих условиях потеряны многие устои семьи, семья переживает трудности в реализации культуры человеческих отношений, ведущих к адаптации ребёнка в обществе. Постоянная занятость родителей, а иногда и просто нежелание заниматься воспитанием ребёнка приводит к нарушению взаимодействия семья – дошкольное учреждение, школа.  

Целью образования в соответствии с новыми подходами становится

развитие личности[1].Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится всё более актуальным и востребованным. Первые элементарные сведения человек получает в семье (отсюда вырабатываются привычки, подражание взрослым, выбирается авторитет для подражания).

Воспитание может быть успешным только при хорошем контакте, взаимодействии семьи и школы. Только взаимоуважение учителей, ребенка, родителей возможен хороший результат. Поэтому сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.

Образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества, приобретённые в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый социальный контекст, ребёнку передаётся вся система социальных требований» [5].

Семья остается важнейшим институтом социализации и воспитании ребенка. Некоторые родители даже не представляют, как много может получить ребенок от их отношения к нему (как хорошего, так и плохого). Забота родителей должна содействовать тому, чтобы каждый ребенок «раскрылся», нашел в жизни то, чем хотел бы заняться в дальнейшем, реализовал свои способности и умения. Здесь может так же встать проблема что хотят от него родители и что хочет он сам. Иногда родительские ожидания не оправдываются и это может сломать ребенка как личность.

Главным действующим лицом в школе со «взрослой» стороны остается учитель, и решать проблемы психолого-педагогических затруднений учеников в процессе обучения приходится ему. Особое значение это приобретает в начальной школе, т.к. позиция, которую занимает ребенок на этом этапе, закладывает основы его дальнейшего отношения к процессу овладения знаниями и во многом определяет социальное положение в детском коллективе.

Второй этап по решению вопроса социализации занимает школа.  Если взаимодействие семьи и школы успешно, то это значительно ускоряет процесс социализации.

Социализация начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Школа является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации[3].

Педагогическая культура родителей – одно из самых важных условий духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Образ семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного образа жизни обучающегося. Следовательно, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников[4].

Педагог начальных классов, его личностные особенности — это самый настоящий эталон подросшего ребенка. Отношения к детям, черты характера, культура поведения, педагогические способности и даже манера одеваться и говорить – все это ребенок «впитывает в себя, как губка». Педагог может оказать как положительное и отрицательное воздействие на личность школьника, так как обучение и воспитание в начальной школе переплетаются очень тесно.

Один из самых действенных факторов развития, воспитания и социализации школьника – педагогическая культура родителей. Уклад, традиции семейной жизни являются важнейшим шагом восприятия культуры ребенка. Необходимо в первую очередь повышать педагогическую культуру родителей и рассматривать ее как одно из важнейших рычагов воспитания и социализации ребенка. В младших классах, где ученик большую часть времени общается с одним учителем, именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку не только для обучения, но и для развития ученика. В благоприятной обстановке ученики не боятся задавать учителю вопросы, не боятся ошибиться, не запрещают себе проявлять эмоции, могут попросить помощи у учителя и одноклассников. Понятно, что обеспечить ученикам психологический комфорт может педагог, который и сам комфортно чувствует себя в классе - то есть сам умеет проявлять эмоции в социально приемлемой форме, умеет спокойно объяснить материал и убедить учеников в своей правоте, умеет понимать чувства каждого и общаться с разными учениками, разрешать конфликты между ними и в то же время отстаивать свои права.

Необходимо постоянно поддерживать связь с родителями используя индивидуальные формы: беседы, звонки по телефону, консультации, групповые и родительские собрания, совместные праздники, постановки спектаклей, заседания круглого стола.

Семья в жизни ребенка играет самую важную роль. Важными методами семейной социализации, которые активно используются в семье: имитация, подражание, идентификация, подкрепление. Именно подражая, ребенок принимает на себя социальные роли, которые ему придется использовать в будущем. Именно соотнося себя с мамой и папой, он решает, как, кем быть в дальнейшем, имитируя привычки взрослых, их поведение, ребенок также перенимает социальный опыт.

Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Это происходит за счёт системы санкций, которые родители используют в воспитании ребенка, а также при просвещении его по каким-либо вопросам.

Родители, при возникновении первых же проблем должны обращаться к специалистам, не перекидывать свои обязанности на воспитателей детского сада и учителей школы, они должны действовать совместно. Это касается и выше перечисленных учреждений, только совместная работа может привести к положительным результатам.

Важно также не оставлять ребенка наедине со своими проблемами, страхами, помочь ему раскрыть свои способности, подтолкнуть его к правильному решению, ведь главное, чтоб он знал, что он не один, что он нужен.

Наиболее предпочитаемыми формами социализации в моем опыте являются те, которые имеют непосредственное отношение к традициям русского народа: коллективные, групповые, индивидуальные (по отношению к объектам воспитания), информационные, действенно-практические и синтетические (по характеру воздействия). Среди информационных форм преобладали беседа, рассказ, конференция, диспут, встречи с интересными людьми, наблюдение за поведением окружающих людей, осмысление опыта поведения, положительный пример. Решению задач становления личности младшего школьника посредством народной педагогики способствовали средства социализации:книги, произведения устного народного творчества, произведения искусства, предметы материальной культуры, традиции, обряды, праздники, обычаи русского народа, живое слово учителя и т.д.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.

В школах надо создавать условия для совместной деятельности учителей, детей и их родителей. Это дни открытых дверей, дни здоровья, кружки, которые проводят родители, часы общения, организация летнего отдыха с привлечением родителей, экскурсии. Большое внимание надо уделять работе с неблагополучными семьями (родительские собрания, беседы, психолого- педагогическая помощь детям и их родителям, взаимодействие с органами соц. защиты населения, привлечение родителей к участию в общешкольных ярмарках, конкурсах и т. д.).

Уже прошло то время, когда учитель был для семьи единственным источником знаний о воспитании детей, когда только он мог подсказать родителям: как понять своих детей, как разобраться в мотивах их поступков, как им поступить, если ребенок плохо учится.

Сегодня многое из этого можно найти в педагогических газетах, журналах, книгах по проблемам воспитания, в интернете. Все это так. Но все же никакая журнальная статья и книга не могут оказать конкретную практическую помощь родителям ученика, дать  логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. На это способен только учитель.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. -  М.Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте – М. «Просвещение», 1968. – 170 с.
  3. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и её влияние на социализацию младших школьников.//Психология и школа. – 2010. - №1. – С. 24 – 39
  4. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие – М. Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
  5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во Владос – Пресс,2004. - С.254
  6. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Флинта, 1997. – с. 160


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация младших школьников через внеурочную деятельность.

Материал отражает работу внеурочной деятельности по всем направлениям с точки зрения  социализации  младших школььников....

Социализация младшего школьника через учебный курс «Мир вокруг нас»

Педагогический опыт в области овладения навыками социализзации актуален и перспективен, так как социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют появления личности, которая должна у...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

В этой статье раскрыты взоимодействия семья и школа , как  два неразделимых понятия, которые должны сотрудничать друг с другом....

«Воспитание и социализация младших школьников через использование историко-культурного пространства Москвы»

В работе раскрываются вопросы организации экскурсионной деятельности с младшими школьниками....

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй.

Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй. «Педагогика должна стать наукой для всех: и дляучителей, и для родителей»В.А. Сухо...

Доклад "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД "

Доклад "Профилактика асоциального поведения младших школьников через взаимодействие воспитателя ГПД"...