рабочая программа "Любознайка"
рабочая программа (4 класс) на тему

Чаусова Ольга Алексеевна

Рабочая программа "Любознайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lyuboznayka.odt27.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
163»
г. Зеленогорска Красноярского края

Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю:

на заседании ШМО

Заместитель директора по воспитательной работе

Директор МБОУ «СОШ 163»

_______________________

Протокол

И.Г. Степанова

от «____» _________________ 2016г.

___________________________

Приказ

______________________

И.П.Люфт

от «____» _____________ 2016г.

.

«_____»________________2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по русскому языку

"Любознайка"

для 4 класса

срок реализации – 1 год

                                                                                   Автор:            

                                                                                 Учитель начальных классов

                                                                                 О.А.Чаусова

2016-2017 учебный год

  Пояснительная записка

                                                                    Нам дан во владение самый богатый, меткий,

                                                                    могучий и поистине волшебный русский язык.    

                                                                                                                          К. Г. Паустовский

Целью образовательного стандарта является формирование функционально грамотной личности. Назначение предмета «Русский язык» для младших школьников  состоит в том, чтобы заложить основу формирования такой личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Строгие рамки уроков в школе и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны».  

Еще одной причиной является  речь детей, бедный словарный запас (особенно активный), плохо овладевают эмпирическими грамматическими обобщениями.

     В этом случае на помощь приходит факультативный курс по русскому языку «Любознайка». Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

      Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый её раздел предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры). Включение воспитанников в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения, овладения необходимыми умениями и навыками,  а также углубления представления о родном языке как национально-культурном феномене.

       Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе её реализации ряд взаимосвязанных задач: 

  • организовать деятельность воспитанников, направленную на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса;
  • систематизировать  методы и формы проведения мероприятий, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий;
  • способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, помогая воспитанникам лучше усвоить программный материал;
  • обогащение словарного запаса и общекультурного уровня воспитанников;
  • развивать и совершенствовать психологические качества воспитанников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний.
  •  использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

     Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели - развитию языковой и речевой культуры и логики, уважению к родному языку и его истории; пробуждению познавательного интереса к родному слову; умению решать коммуникативные задачи.

     Программа создает условия не только для решения задач, связанных с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность.

     Таким образом,  занятия по русскому языку являются неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы и подчинены общим целям образования воспитанников.  

Технологии и методы организации деятельности воспитанников, применяемые в программе, ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности:

  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Содержание и методы обучения  «Любознайки»  содействуют приобретению и закреплению воспитанниками прочных знаний и навыков:

  • умению ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умению использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • умению выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
  • умению учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты;
  • стремлению к более точному выражению собственного мнения и позиции; умению задавать вопросы

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Задачи

Вид деятельности

Дата план

Скорректир. сроки

 «Загадки и тайны фонетики» 10 часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков

 Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Разыгрывание немых сцен,  наблюдения

2

Как зарождалась речь

Развитие познавательного интереса

Беседа-информация о происхождении речи ,её значении в жизни

3

Весёлое путешествие от А до Я

 Применять знание алфавита при пользовании словарями

Знакомство со словарями  

4

Нескучная фонетика

 Отличие звуков   речи от всех других  звуков, развитие логического мышления

Наблюдения, разгадывание загадок

5

Сказка о звуках и буквах

 Развитие познавательного интереса

Загадки, скороговорки

6

В мире  слов

Развитие внимания и логического мышления

Игры: «Пропавшие имена», «Собираем слова»…

7

Веселые путаницы

 Развитие фонематического восприятия на материале дидактической игры

Дидактическая игра

8-9

Игра в прятки

Звукобуквенный анализ слов. Углубление знаний воспитанников о неоднозначности соотношений звуков и букв.  Развитие познавательного интереса

Игра “Грамотный регулировщик”

10

Конкурс  знающих

Умение аргументировать, высказывать прогнозы. Развитие познавательного интереса

Тесты

«В гостях у орфографии» 8часов

11

Древние письмена. (Как обходились без письма)

Освоение первоначальных знаний об истории происхождения славянской письменности, роли св. Кирилла и Мефодия в просвещении славян

 

Беседа – информация

12-13

 Коварные гласные и согласные

Расширять и закреплять знания воспитанников о согласных звуках и буквах,  умение группировать

Дидактические игры «Угадай слово», «Что перепутал художник?»,  «Каждой согласной свое место»

14

 Помощники мягкий и твердый знаки

 Распознавание  твердых и мягких согласных звуков в словах

Игра « Том и Тим», поисковая игра “Домики”…  

15

 Гласные после шипящих и Ц.

 Активизация словаря; закрепление правописания слов на изучаемое правило

«Угадай последнее слово и запиши» - загадки, игры «Поймай слово!», «Наборщики»…

16

 Прячущиеся согласные

Закреплять у детей умение проверять непроизносимую согласную, подбирать проверочные слова

Пословицы, поговорки,  игра на подбор проверочных слов «Проверяй-ка»,  игра на разграничение слов с непроизносимыми согласными «Поймай свое словечко»

17

 Слова – пришельцы

 Обратить внимание воспитанников на закономерность обогащения одного языка за счет другого.  Закреплять умение работать со «Словарем иностранных слов» и «Этимологическим словарем»

Урок-путешествие «Заимствованные слова»

18

 Обо всех приставках сразу  

 Закреплять умение различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно

Игры и упражнения с приставками: «Игровой диалог с приставками»,   «Отыщите приставки»,  «Опасные согласные в приставках»,  «Коварная приставка с -», «Нарушители» правил,  «Самые трудные (пре- и при-)»

«По дорожке  словообразования» 9 часов

19

Сказочные превращения

 Отрабатывать умение определять способ образования слов; образовывать слова по заданной модели, развивать мышление, память внимание

Игра «Образуй слова»

20

 Что нам стоит слово построить?

 Формирование процесса словоизменения и  словообразования; осуществлять учебное сотрудничество;

Игры: «Словообразовательное домино», «Сложи слово»

21-22

 Приставки – труженицы

 Закрепление знаний о составе слова, развить умение образовывать  новые слова с помощью приставок, закрепить понятия

словообразования и формообразования

Игра «Приставить, отставить и переставить»

23

  Часть слова, которая изменяется, окончанием называется

Закрепление навыков практического словообразования с помощью окончаний слов

Дидактические игры: «Измени и скажи правильно», «Доскажи словечко», «Изменяем слова»

24

 В гостях у слов - родственников  

Анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание 

Игры: «Найдите чужака»,   «Собери родственников»,    «Не ошибись!»,  «Пересаженные корни»

25

 Слова одинаковые и разные  

Закрепление у детей представлений о синонимах и антонимах, особенностях их использования в речи

Игры: «Перестрелка»,  «Наоборот»

26

Из глубины веков. Архаизмы.

 Учить понимать смысл устаревших слов, правильно объяснять их значение и употреблять их, подбирать к ним синонимы и грамотно писать их, умело пользоваться словарями. Воспитывать уважение к национальной культуре, расширять знания младших воспитанников об истории и традициях русского народа

Пословицы, загадки, сказки  

27

 В стране ошибок

 Развивать орфографическую зоркость, повышать грамотность

Игры: «Исправь ошибки»,   «Произноси правильно»

«В царстве морфологии» 8 часов

28

Колонны слов, или что такое морфология

Самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях

Урок «От слова к учению о слове», игровые задания: «Слова из слова», «Назови часть речи», «Добавь букву»

29

В гостях у существительного!

Закреплять знания, умения и навыки воспитанников по теме «Имя существительное». Отрабатывать умение распознавать имя существительное, определять род, число, падеж, одушевлённость имён существительных

Игры: «Образуй имя существительное», «Подбери пару», «Поединок знатоков», «В гости к падежам»,  «Заморочки из бочки»…

30

Здравствуй, имя прилагательное!

Закреплять знание основных грамматических признаков имени прилагательного, умение точно употреблять прилагательные в речи, безошибочно определять их род, число, падеж, правильно писать падежные и родовые окончания

Игры: «Меткие стрелки», «Доскажи словечко», грамматические кроссворды

31

Его величество – Глагол!

Повторить и обобщать знания о глаголе как части речи

Игры: «Найди глаголы»,  «Что делать? Что сделать?», «Какое время?», «Кто внимательнее?», « Аукцион», «Закончи пословицу»

32

Универсальные заменители: поговорим о местоимении

Обобщить знания о местоимении как части речи совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи; формировать умение выделять существенные признаки и свойства

Игры-задания: «Видимо-невидимо», «Волшебная палочка», «Четвертый лишний»

33

Самые главные

Активизировать знания воспитанников о предложении; расширить информацию о роли в предложении главных членов;  закрепить умение находить в предложении главные члены

Игры: «Поймай основу», «Самый быстрый и внимательный», тренировочные упражнения  

34

Слова-помощники

Закреплять умение различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи; развивать воображение и словарный запас учащихся

Игры: «Исключить лишнее», конструктивные упражнения «Преврати предлог в приставку», игры «Найди нужного жителя», «Кто первый достигнет вершины?»      

Литература

  1. ВИПКРО Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Владимир/ 2010г Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова  Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности.
  2. Наволокова, В.Н. Андреева Практическая педагогика/ Ростов н/Д: Феникс/ 2014г.
  3.  Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку /Москва/ Просвещение/ 2009г.
  4. Волина В.В. Веселая грамматика / Москва/ Знание/ 2009г.
  5. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя / Екатеринбург/ Издательство «АРГО»/ 2009г.
  6. Волина В.В. Занимательное азбуковедение / Москва/ Просвещение/ 2010г.
  7. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках / Москва/ Просвещение/ 2010г.
  8. Панов М.В. Занимательная орфография/ Москва/ Просвещение/ 2011г.
  9. Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2010г.
  10. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку/ Самара/ Издательство  «Сам Вен» /2010г.
  11.  Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы/ – М.: Сфера/ 2002 г.
  12. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
  13. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах/ Москва /Просвещение/ 2010г.
  14.  Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет/ Ростов-на-Дону кн. изд-во/ 1991 г.
  15. Тоцкий П. С. Орфография без правил/ Начальная школа/ Москва /Просвещение/1991 г.
  16. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...