Использование ИКТ в воспитательной работе
статья на тему

Голдырева Наталья Владимировна

Использование  ИКТ в воспитательной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_ispolz_ikt_v_vospit_rabote.docx63.79 КБ

Предварительный просмотр:

Голдырева Наталья Владимировна 8.02.2016 г.

МО классных руководителей

«Новые технологии воспитания и социализации школьников в условиях реализации ФГОС»

Использование  ИКТ в воспитательной работе

Семья и школа – это берег и море,

на берегу, ребенок делает свои первые шаги,

 получает первые уроки жизни,  

а потом перед ним открывается

необозримое  море знаний,

и курс в этом море прокладывает школа.

                                                        Л. Кассиль

Воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником,  основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Влияние ИКТ

Использование информационных технологий обучения оказало сильное влияние на изменение содержания, методов и форм обучения. Результаты этих изменений можно сформулировать следующим образом:

  • активно разворачиваются интеграционные процессы по направлениям  «предмет – предмет», «обучение – воспитание»;
  • познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путем традиционного заучивания.

Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не просто приобретение знаний, навыков и умений.

Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Критерии эффективности использования  ИКТ в воспитательной работе:

  • экономичность (уменьшение материальных и временных ресурсов);
  • компактность (возможность накапливать информации на диске, исключая  накопление папок с информационным  печатным  материалом);
  • наглядность (обозримость) - особенность структурного оформления программ, дающая возможность расширять и углублять представление о рассматриваемом материале, о взаимосвязях;
  • возможность проведения мониторинга (экономная, целенаправленная и индивидуальная диагностика, и форма изучения личности ребенка через тесты, анкеты);
  • возможность творческого развития личности учащихся, их инициативы, самореализации и самодеятельности через выпуски школьной компьютерной газеты и создание электронного музея "История школы", НОУ. 

При выполнении организационно-координирующей функции классный руководитель устанавливает контакт с родителями учащихся. Самый распространенный вид работы с семьей – это родительские собрания. Я  практикую применение ИКТ для такого рода мероприятий. Родители с интересом просматривают презентации по различным темам.

К коммуникативной функции относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса. К такой деятельности относятся классные часы, информационные часы «Это интересно», ведение классного фотоальбома.

Электронная документация классного руководителя

  • План воспитательной работы;
  • Социальный паспорт класса;
  • Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;
  • База данных учащихся и их родителей.

Информационные технологии позволяют автоматизировать делопроизводство.        Мониторинг

  • успеваемости по четвертям, полугодиям и за год;
  • уровня воспитанности.

Диагностирование, анкетирование

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ.

Аналитико-прогностическая функция подразумевает изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их развитие. В этом классному руководителю способны помочь ИКТ. Проведение тестирования и подсчет результатов можно доверить компьютерной программе.

Коммуникации

Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе) общения можно использовать Сайты и Форумы.

Общение возможно через Обратную связь школьного сайта. Для личного общения можно воспользоваться электронной почтой.

Творческая работа с учениками 

  • Выпуск газет к различным конкурсам.
  • Создание электронного альбома для выпускников.
  • Разработка электронной «Летописи» класса.
  • Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
  • Создание портофолио каждого учащего класса, портофолио класса.

Работа с родителями 

  • для коммуникаций;
  • для проведения родительских собраний.

Использование  ИКТ: применяя презентации, фото и видеоматериалы из жизни класса, предлагая диаграммы успеваемости и качества знаний, можно сделать родительское собрание ярким событием, вызываю тем самым у родителей желание прийти вновь.

Внеклассные мероприятия 

  • Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия;
  • При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися можно использовать и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.

Применение ИКТ делает работу классного руководителя более эффективной и результативной. Детям очень нравятся такие мероприятия, и они не только ждут, но и помогают их готовить.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

Цель педагога при подготовке к мероприятию – организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. Ребята   сами могут непосредственно использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернет есть много познавательных сайтов, можно знакомить с ними ребят.

Методическая работа 

  • сопровождение выступления на педсовете, МО;
  • для проведения семинара или творческого совещания;
  • для обобщения собственного опыта.

Заключение

Обозначим положительные моменты использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе:

  • - повышение уровня мотивации учения;
  • - создание условий для реализации творческого потенциала ученика;
  • - воспитание компьютерной культуры;
  • - психологическая подготовка детей к «информационному» веку.

Таким образом, применение информационных технологий позволяет   подойти к вопросу организации воспитательного процесса  с качественно новой стороны.

Результатом работы можно считать разработку, внедрение,  апробирование и  удачное функционирование воспитательной системы школы. ИКТ помогают выполнить цели данной  воспитательной системы - формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности. Использование ИКТ способствуют выполнению задач воспитательной системы, поставленных перед администрацией – создаются   условия для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно – воспитательного  процесса, организована   благоприятная  внутренняя среда для становления личности как ученика, так и учителя. 

Таким образом, использование ИКТ в управлении воспитательным процессом, в воспитательной работе в целом позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него  педагогов и обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.   Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес школьников к компьютерам, творческий подход педагогов к новым воспитательным технологиям  и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...