Рабочая программа кружка "Драматический"
рабочая программа на тему

Воскобойникова Татьяна Николаевна

Рабочая программа кружка "Драматический" рассчитана на обучающихся начальной школы 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._kruzhok_dramatichaskiy.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Богородского района

Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Буревестниковская  школа»

                                                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                                                          И.О.директора МБОУ

                                                                                                                    Буревестниковской СОШ                                                                                                                           __А.В.Лабин

                                                                           Приказ №_________от______

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ДРАМАТИЧЕСКИЙ»

 (срок реализации  - 1  год, возраст детей 7-11 лет)

                                                                               Автор-составитель

                                                                                            Воскобойникова Татьяна                                                                                                       Николаевна

                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                   

Принята на педсовете

        Протокол №_____ от ____

п. Буревестник,

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять на занятиях драматического кружка  в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Дополнительная образовательная программа драматического кружка имеет художественную направленность, рассчитана для обучающихся 7-11 лет.

Цель: создание условий  для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка через синтетическую природу театрального искусства;

        Задачи:

  • способствовать формированию  навыков актерского мастерства, публичного выступления, коллективного взаимодействия и общения;
  • развивать  интерес к мировой художественной культуре через воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом,  собственным мнением
  • формировать навыки грамотного драматического творчества; необходимые знания о правилах поведения в театре, на сцене во время спектакля;
  • научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

        - принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

        - принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

           

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

        Программа кружка «Драматический» включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей.

5. Наш театр.

Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Ожидаемые результаты: (соотнести с задачами)

Должен знать

Должен уметь

Способами определения результативности ожидаемых результатов являются: наблюдения педагога, опросы, творческие выступления внутри коллектива, на уровне школы, поселка, открытые занятия для родителей.

Формой подведения итогов реализации  данной образовательной программы является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

10

10

1

Игры на развитие внимания и воображения.

10

10

Раздел  «Просмотр спектаклей»

3

3

2

Просмотр спектаклей.

2

2

3

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

1

1

Раздел «Наш театр»

20

20

4

Инсценирование сказок .

20

20

Итого

33

33

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Драматический этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей.  Просмотр спектаклей на электронных носителях. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

Методическое обеспечение

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  • игра
  • беседа
  • иллюстрирование
  • изучение основ сценического мастерства
  • мастерская образа
  • мастерская костюма, декораций
  • инсценирование прочитанного произведения
  • постановка спектакля
  • просмотр спектакля на электронных носителях
  • работа в малых группах
  • актёрский тренинг
  • выступление

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Список использованной  литературы

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

В раздел «Наш театр» включено  инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр

г. Петрозаводска);

- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

2.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

        4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php 

        

6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/

Приложение 1

Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы

играем – мы мечтаем!»  (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)

  • Картинки из спичек

 Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

  • Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

  • Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения  художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

  • Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

  • Роботы 

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

     Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

Приложение 2

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

И  Э  А  О  У  Ы          И  Э  А  О  У  Ы

  • С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.

Вопрос

Ответ

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?      

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.        

И    Э    А    О    У    Ы ?        

И    Э    А    О    У    Ы.          

Тренинг согласных звуков

  • Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л]            – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р]            – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п]    – хлопки в ладоши;

[д] - [т]    – попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к]    – щелчки;

[з] - [с]    – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф]   – отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.

  • Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП – ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.

Приложение 3

Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)

  • Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!

  • Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

  • У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.

  • Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.

  • Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...