Программа развития классного коллектива 1-4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Путилина Наталья Прокопьевна

Можно использовать вместо плана воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva_s_1-4_kl.docx57.57 КБ

Предварительный просмотр:

1.АКТУАЛЬНОСТЬ

        Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В период смены ценностных ориентиров  нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

                  В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

Младший школьный возраст – это самый ценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и развиваться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над словом «я». Поэтому именно в начальной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося, так как ребенок этого возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет:

  • систему базовых национальных ценностей.
  • современный национальный воспитательный идеал.
  • социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных ценностей: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,  здоровье, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, человечество. 

        Реализация программы рассчитана на 4 года.

Программа является стратегическим  документом, позволяющим   проектировать этапы развития воспитательной работы в классе, четко формулировать цели и ценности каждого этапа развития, определять содержательную линию этого развития,  выделять особенности организации образовательного процесса, который  позволяет  формировать у субъектов образовательного процесса ключевые компетенции посредством дальнейшей интеграции базового и дополнительного образования, индивидуализации образовательного процесса. 

В ходе работы по данной программе учащиеся осваивают различные виды деятельности, обеспечивающие реализацию их творческих способностей и предусматривающие различные уровни развития их способностей в соответствии с возможностями.  Ключевым решением реализации данной программы является принцип ступенчатой доминанты: для каждой возрастной категории учащихся выбирается своя доминанта. Педагог в определённом возрастном периоде жизни школьников больше акцентирует внимание на одном из направлений программы.  

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Теоретико-методологическую основу воспитательной системы класса составляют:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Программа развития воспитания в образовательной системе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Усть-Илимска на период 2007-2013 г.;
  • Гуманистическая педагогика (А. Маслоу, К. Роджерс);
  • Педагогика сотрудничества (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили); педагогические технологии адаптивной школы (Н.П.Капустин),
  • Общечеловеческие ценности (А.В.Леонтьев, В.А.Караковский, И.А.Иванов, Н.Е. Щуркова.).

В соответствии с целью воспитательной программы школы:

-создание условий для формирования  у  учащихся гражданской ответственности   и правового самосознания,  духовности и культуры,  инициативности,   самостоятельности,    толерантности,    способности   к   успешной   социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда,

целью  программы развития классного коллектива является:

создание условий для воспитания и развития творческой социально-активной, физически здоровой личности, с активной гражданской позицией, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному  поведению.

Задачи: 

1. Создать на основе изучения личности учащихся, его интересов, стремлений и желаний максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

2. Обеспечить педагогическую поддержку развития инициативы и творческой активности учащихся.

3. Создать в классе благоприятную среду для  развития детского коллектива.

4. Развивать активность и инициативность, организаторские навыки  учащихся по формированию ученического самоуправления в детском коллективе.

5. Помочь ученикам сформировать привычку фиксировать новые успехи в своей личной и школьной жизни.

6.  Организовывать эмоционально-насыщенную деятельность,  носящую творческий характер и социальную направленность, с использованием эффективных средств воспитания.

7. Содействовать развитию желания учеников вносить свой вклад в общее дело.

 Предполагаемый результат (по окончанию  начальной школы):

  1. Учащиеся умеют общаться в коллективе, с достаточно развитыми личностными качествами и нравственными нормами поведения, они способны  организовывать свою деятельность, готовы к сотрудничеству. (Личность, способная не только осваивать ценности культуры, но и  умеющая  ориентироваться в системе социальных ценностей, становится субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы.)
  2. Учащиеся обладают настойчивостью в достижении поставленных целей, умеют преодолевать затруднения в учебной и внеклассной работе, собранны, организованны.
  3. Стабильный положительный настрой к активной познавательной и творческой деятельности.
  4. Учащиеся владеют навыками самостоятельной организации учебной и внеурочной деятельности.
  5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива.
  6. Каждый член коллектива считает себя достойным гражданином своего Отечества, республики, края, бережно хранит традиции своего народа в контексте с его духовной культурой.

Основные подходы в воспитательной системе:

Системный

Деятельностный (основоположники - Леонтьев А.Н. и Щедровицкий Г.П.)

Личностно-ориентированный (основоположник – Дж. Дьюи)

  • Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребёнка.
  • Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной   деятельности с учебным процессом (класс необходимо рассматривать как компонент общешкольной воспитательной системы, как отдельную целостную систему воспитания учащихся).

  • Деятельностный подход (дело за делом, событие за событием, каждый находит дело по душе и вносит посильный вклад в коллективное  жизнетворчество).
  • Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки класса, школы, активно участвовать в городских, областных мероприятиях.
  • Важной частью системы воспитательной работы является формирование классных и укрепление школьных традиций.
  • Ученическое самоуправление (со 2 класса) должно обеспечивать формирование активной жизненной позиции учащегося, приучать его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
  • Личностно-ориентированный подход (поддержка процессов самоопределения, самореализации)

Педагогические теории:

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)

•  педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)

•  педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)

•  гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)

•  личностно-ориентированная педагогика

•  игровые технологии  

Принципы построения воспитательной работы:

Принцип открытости

Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.

Принцип привлекательности

Классный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполняемого дела.

 Принцип деятельности

Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе.

 Принцип свободы участия

Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.

Принцип обратной связи

Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.

 Принцип сотворчества

В этом принципе объединяются два понятия: сотрудничество и творчество.

 Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет его отношение к окружающим людям, окружающему миру.

Таким образом, в концепции программы  воспитание является  целенаправленным процессом культуроемкого  развития человека, где  стратегией развития воспитания является воспитательная работа педагога, которую  понимаю как деятельность, направленную на создание условий успешного развития личности ребенка. 

Воспитательная деятельность имеет ряд инвариантных характеристик: ценности, цели, приоритеты, функции, содержание, критерии  эффективности и показатели успешности.   Этими показателями успешности могут стать ключевые компетенции.

 Создание условий для формирования ключевых компетенций  и на основе их компетентности  личности предусматривает: деятельностный характер обучения, обеспечивающий возможность включения учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство, ориентацию учебного и воспитательного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, создание условий для понимания учащимися собственных ценностей, приобретения опыта достижения цели, организацию продуктивной групповой работы. Это такие компетенции, как:

Социальная - способность выпускника ориентироваться в конъюнктуре рынка труда и его возможности трудоустройства, умение решать проблемы.

Информационная – способность работать с информацией, владение информационными технологиями.

Коммуникативная - умение устанавливать контакты, согласовывать свои действия с коллективом, разрешать возникающие конфликты.

Когнитивная - умения и навыки по продолжению образования (самообразования) в течение всей жизни.

Специальная - навыки самостоятельной работы, развитие творческих способностей, управленческих умений.

Модель взаимодействия всех участников воспитательного процесса

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт педагога с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

участники

Формы работы:

классные часы, диагностика, встречи

сроки

результат

1

Педагоги  предметники

Взаимопосещение уроков

Октябрь

Повышение мотивации к учебе, выявление способностей  к той или иной деятельности в рамках самоопределения и профессионального становления

внеклассная работа по предметам

В течение года

выявление способностей  к той или иной деятельности,  Формируются исследовательские навыки, умения выступать, оформлять работу

2

Учителя физической культуры

Организация и участие общешкольных соревнований по параллелям

В течение года

Формирование ЗОЖ, представление успешных спортсменов школы

3

Административная команда школы

Контроль, организация учебно-воспитательного процесса,  адаптация

В течение года

Создание оптимально комфортных условий для учащихся класса

4

Психологи школы

Диагностика «Социометрия»

«Тревожность»

    Сентябрь, апрель

Оказание помощи в выстраивание отношений, помочь детям в адаптации

Классные  часы

В течение года

Оказание помощи в умении простраивать бесконфликтное общение

5

Социальный педагог

Консультации по правовому просвещению учащихся, выявление статуса семей

В течении года

Знание учащимися своих прав и обязанностей, составление социального паспорта

Организация встреч с инспектором ОДН, в целях профилактики преступлений и правонарушений

2 раза в год

Отсутствие преступлений и правонарушений в классном коллективе

6

Школьная библиотека

Тематические классные часы, посещение тематических выставок

В течение года

Повышение общекультурного уровня учащихся класса

7

Школьное самоуправление

Работа в органах самоуправления (досуг, экологи, Патриот России, спорт-комитет, пресс-центр)

В течение года

Социальная активность класса

8

Родители

Совместные праздники, родительские собрания

В течение года

Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение мотивации

9

Учреждения культуры

Посещение выставок, мероприятий

В течение года

Повышение общекультурного уровня учащихся класса

10

Предприятия города

Организация экскурсий

В течение года

Профориентационная работа

11

Экономическая игра, дополнительное образование

Участие в экономической игре, акциях, кружках, секциях

В течение года

Повышение социальной активности класса, раскрытие творческих способностей

  1. Содержание программы

1 класс– «Учимся жить вместе» («Живём дружно, заботимся о младших, помогаем старшим» )

Направления в работе:

  1. Интеллектуальное
  2. Спортивно-оздоровительное  
  3. Гражданско-патриотическое
  4. Экологическое
  5. Экономическое
  6. Художественно-эстетическое
  7. Социально-значимое
  8. Трудовое

Основное направление:  социально-значимое

Данные направления осуществляются через:

  1. Работа с семьёй
  2. Работа с «трудными» детьми
  3. Распределение обязанностей между членами классного коллектива
  4. Объединение учеников класса в группы по интересам
  5. Выборы классного самоуправления (2 полугодие)

 Цель: обеспечить успешную адаптацию учащихся в школе, создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для самоутверждения каждого ребёнка, раскрытия его потенциальных способностей. Нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

Задачи: 

  • выявить и развить добрые наклонности детей практической деятельностью;
  • воспитывать внутренние качества, развивать душу, ум, здоровье;
  • воспитывать общительность,  общность с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь другим;
  • помочь детям осознать свою   роль в семье, обществе;
  • развивать умения согласовывать свои действия с окружающими;
  • содействовать развитию желания  учеников вносить свой вклад в общее дело;
  • развивать активность и инициативность, организаторские навыки  по формированию ученического самоуправления;
  • укреплять сотрудничество  детей и взрослых.

Основные понятия: воспитанность, общество, милосердие, толерантность, социальное коллектив, совместимость, справедливость, инициативность, ответственность, общительность, сдержанность, жизнерадостность, активность, доверие, поддержка и помощь

Тематические занятия и праздники:

  1. Это волшебное слово «Мы» (Я+Я=Мы   =>Чудеса: примирение, дружный класс, дружба взрослых и детей, взаимопомощь)
  2. Умею дарить радость
  3. Доброта, что солнце
  4. Любопытство или любознательность.
  5. Операции «Забота» и «Милосердие»
  6. Час вопросов и ответов
  7. Вечер общения «Пока горит свеча»
  8. Классное портфолио
  9. Экскурсии на  места работы родителей
  10. Кл часы: «Будь приятен окружающим людям», интерактивная игра «Как завоевать друзей?», (совместно: дети+родители) «Дружба начинается с улыбки»

Формы деятельности:

Этические беседы, ролевые игры, воображаемые ситуации, практикумы, собрания и др.

2 класс– «Я в мире и мир во мне». (Где родился человек и познал счастье. С чего начинается Родина? Родина: малая и большая. Труд на благо Родины. Защита Родины – священная обязанность каждого гражданина России.)

 Цель: формирование чувства патриотизма, любви к Родине и своему народу, самостоятельно делать выбор в любой ситуации.

Задачи:

  • способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей  Родине, об окружающем мире;
  • приобщать учащихся к национальным традициям, к культуре предков;
  • формировать этическую культуру личности  учеников  класса
  • оказывать помощь  учащимся в преодолении трудностей в различных видах деятельности,
  • формировать самостоятельность;
  • развивать интеллект;
  • формировать и укреплять школьные традиции

Направления в работе:

  1. Основное направление  - гражданско-патриотическое
  2. Интеллектуальное
  3. Спортивно-оздоровительное  
  4. Экологическое
  5. Художественно-эстетическое
  6. Социально-значимое
  7. Трудовое

Данные направления осуществляются через:

  1. Работа с семьёй
  2. Работа с «трудными» детьми
  3. Работа с органами классного самоуправления (вступление в детскую организацию «Сибирячок», работа инициативных групп)
  4. Проектная деятельность (Общая  тема – «Моя семья», классный проект -«Забытые игры» (игры моих родителей, бабушек и дедушек))

Основные понятия: люди, язык, история, события, традиции, привычки, страна, человечество, мир, Родина большая и малая, гражданин, закон, права и обязанности, личное достоинство,  семья, члены семьи, близкие и дальние родственники, семейные традиции, предки, потомки, взаимопомощь в семье. Счастлив тот, кто счастлив дома. Любовь и уважение к матери и отцу – основа нравственного воспитания

Направления в работе:

  1. Основное направление  - гражданско-патриотическое
  2. Интеллектуальное
  3. Спортивно-оздоровительное  
  4. Экологическое
  5. Художественно-эстетическое
  6. Социально-значимое
  7. Трудовое

Тематические занятия и праздники: 

  1. Интерактивная игра «Правила честного спора»
  2. Конституция РФ
  3. Символика города, области, страны
  4. «Что в имени тебе моём?», «Значение моей фамилии», «Моя родословная»
  5. Осенняя и зимняя ярмарки
  6. День защитников Отечества и Дни воинской славы
  7. Рождество Христово
  8. Масленица
  9. День Победы (встреча с ветераном ВОв)
  10. Настоящий мальчишка, какой он?
  11. Путешествие в мир человеческой индивидуальности
  12. Самопрезентация “Мои увлечения”
  13. Проектная деятельность

3 класс– «Окружающий меня мир». («Экологическая азбука», «Как спасти землю?») Цель: формирование культуры отношений к природе и с природой.

Основные понятия: природа, экология, атмосфера,  охрана природы, друзья природы и др.

Направления в работе:

  1. Интеллектуальное
  2. Гражданско-патриотическое
  3. Спортивно-оздоровительное  
  4. Экологическое
  5. Экономическое
  6. Художественно-эстетическое
  7. Социально-значимое
  8. Трудовое

Основное направление – экологическое

Данные направления осуществляются через:

  1. Работа с семьёй
  2. Работа с «трудными» детьми
  3. Проектная деятельность
  4. Работа с органами классного самоуправления
  5. Исследовательская деятельность

Тематические занятия и праздники:

  1. «Осенины»
  2. У природы нет плохой погоды
  3. Красная книга в нашей жизни
  4. Сибирский край – моя земля
  5. День птиц
  6. В мире животных - в мире наших братьев меньших
  7. Из тысячи планет – Земли прекрасней нет
  8. Зоологические забеги
  9. Экологический субботник
  10. Природа в доме – семейный лекарь
  11. Славное море – священный Байкал. Байкальские эндемики.
  12. Проектная деятельность

 4 класс– «Моя Родина, моё Отечество». ( «Я – гражданин России»)

    

Цель: воспитывать любовь к родителям, друзьям, Родине, Отечеству, родному краю, традициям, обычаям русского народа и других народов, живущих в России.

 

Задачи:

1.     Формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим, осознание самосовершенствования.

2.     Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, взглядов и убеждений.

3.     Утверждение в душах детей уважения к человеку как высшей ценности бытия.

4 Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.

5.     Выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела.

Направления в работе:

  1. Основное направление  - гражданско-патриотическое
  2. Интеллектуальное
  3. Спортивно-оздоровительное  
  4. Экологическое
  5. Художественно-эстетическое
  6. Социально-значимое
  7. Трудовое

Данные направления осуществляются через:

  1. Работа с семьёй
  2. Работа с «трудными» детьми
  3. Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка
  4. Проектная деятельность «Иркутская область – мой родной край»
  5. Конкурсы, викторины «Я – гражданин России»

Основные понятия: Россия – многонациональное государство, гражданский долг, основные законы государства.

Тематические занятия и праздники:

1. «Честь имею»

  1. Конституция РФ
  2. Символика города, области, страны
  3. История моей семьи в истории России
  4. Осенняя и зимняя ярмарки
  5. День защитников Отечества и Дни воинской славы
  6. Чтим великий День Победы (встреча с ветеранами ВОВ)
  7. Настоящий мальчишка, какой он?
  8. Путешествие в мир человеческой индивидуальности
  9. Конкурс презентаций «По страницам истории России»

Проектная деятельность

В программе возможны  дополнения, уточнения и корректировки.

4.  Мониторинг реализации программы развития воспитания

Критерии отслеживания результативности и предполагаемые показатели их эффективности:

  • Ур воспитанности – 4,5-4,7 бала;
  • Ур межличностных отношений - 4,5-4,7 бала;
  • Ур развития классного коллектива - «Алый парус» - «Горящий факел»;
  • Ур развития самоуправления: самостоятельность – 50-70%; активность – 70-90%
  • Ур социальной активности - высокий;
  • Диагностииа «Общительность», «Социометрия»;
  • Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива – на высоком уровне

Мониторинг воспитательной работы включает в себя:

Сформированность ключевых компетенций:

Критерии

Параметры

Показатели

Методы методики

Сформированность познавательного потенциала личности

Познавательная активность

оптимальный –

5,0 - 4,4

достаточный –

 4,3-3,7

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 1.

Изучение учебных интересов шк-ков

Гражданская позиция

- социальная активность;

-следование Закону.

уважение государственных символов и власти;

- бережное отношение к истории и культуре своего народа;

- равенство полов и людей разных национальностей;

- доминирование мотивов общественного долга.

оптимальный –

5,0 - 4,4

достаточный –

4,3-3,7

 

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 5..

Уровень социальной активности

Приоритетные жизненные ценности

Сформированность нравственного потенциала личности

Человечность:

- доброта и сострадание к семье, близким, друзьям, щедрость к слабым, больным, нуждающимися;

- стремление к разрешению жизненных конфликтов мирным путем без применения насилия.

оптимальный –

 5,0 - 4,4

достаточный –

4,3-3,7

 

Методика Н.П. Капустина «Система ценностных ориентаций» раздел 3.

Мировоззрение:

-понимание целостности и единства развития человека, природы и общества;

- осознание созидающей роли человека в преобразовании окружающей действительности;

- понимание духовно-нравственных ценностей морали как универсальной формы общественного сознания;

- готовность к стремлению следовать морали в системе отношений с окружающим миром;

- готовность к личностному   самоопределению.

оптимальный –

5,0 - 4,4

достаточный –

4,3-3,7

 

Методика Н.П. Капустина «Система ценностных ориентаций» раздел 2.

Ответственность:

- долг перед родителями и старшими;

- долг по отношению к обществу и Родине;

- долг по отношению к себе.

оптимальный –

 5.0 - 4,4

достаточный –

4.3-3,7

 Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности»

Сформированность отношений личности к труду:

- старательность и добросовестность;

- самостоятельность;

- внимательность;

- бережливость;

- привычка к самообслуживанию.

оптимальный –

5,0 - 4,4

достаточный –

4,3-3,7

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 3.

Сформированность отношений личности к природе:

- бережное отношение к земле, к растениям, к животным;

- сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде.

оптимальный –

5,0 - 4,4

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 4.

Сформированность эстетического потенциала личности

Развитость чувства прекрасного (и других эстетических чувств):

- культурные привычки в жизни;

- внесение эстетики в жизнедеятельность;

- умение находить прекрасное в жизни.

оптимальный – 5,0 - 4,4

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 5.

Сформированность физического потенциала личности

Отношение к своему здоровью как к ценности:

- Сформированность навыков здорового образа жизни;

- умение управлять собой, своим поведением;

- соблюдение правил личной гигиены;

- забота о здоровье;

- полезные привычки.

оптимальный –

 5,0 - 4,4

 

Методика Н.П. Капустина «Уровень воспитанности» раздел 6.

Сформированность  классного коллектива

Критерии

Параметры

Показатели

Методы методики

Уровень состояния межличностных отношений в классном коллективе

Благоприятные отношения  в классном коллективе

Простроены отношения с классным руководителем и педагогами – предметниками

Отношение к школе, в которой учишься.

Высокий - 5.0 - 4,4

Высокий - 5.0 - 4,4

Высокий - 5.0 - 4,4

Методика Н.П. Капустина «Анкета для оценки состояния межличностных отношений в классном коллективе», разделы 3,5

 Разделы  - 4,6, 7

Социальная активность класса

Участие в мероприятиях на уровне школы, города, области,  России.

Участие родителей в делах класса, школы, посещение общешкольных родительских собраний.

Занятость учащихся

Работа органов самоуправления

Проектная деятельность

Высокий – 100% – 75%

 

Высокий – 100% – 75%

 

Высокий – 100% – 75%

Высокий – сами организуют КТД, все дети активны

Высокий – реализация проекта и активное участие детей (от 100 до 75% детей)

Количественный показатель участия

Качество обученности:

 ЗУНы (% успеваемости, % качества);

 Мотивация

Высокий – Любит учиться. Проявляет познавательную активность, стремление узнавать новое. Организован, систематически готовится к урокам, помогает отстающим.

Средний – Любит учиться, но учебные интересы неустойчивы, не умеет организовать свои учебный труд, заинтересован в личных успехах

Метод наблюдения достижений учащихся

Соблюдение законов

Правонарушения

Преступления

Опоздания на урок

Пропуски уроков без уважительной причины

Курение на территории школы

Культура поведения

Высокий – отсутствие

Количественный показатель, через административный контроль

Развитие групп  классного коллектива

«горящий факел», «алый парус», «мерцающий маяк», «мягкая глина», «песчаные россыпи»

Высокий - «горящий факел», «алый парус»

 

 Методика А.Н. Лутошкина

Анкета «Знакомство с родителями»

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3.Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?

5. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

1. С каким чувством переступает порог школы ваш ребенок?

2. Как чувствует ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли друзей и приятелей своего ребенка?

4. Как складываются отношения с учителем у вашего ребенка?

5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?

6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

Анкета «Ваш ребенок»

1. Какие положительные качества своего ребенка вы можете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Приглашает ли вас на мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

5. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?

6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

Методика «Незаконченные предложения»

Это методика проводится для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся.

Предложения для учащихся:

- Школа для меня - это…

- Класс , в котором я учусь - это…

- Учителя для меня – это люди…

- Мои одноклассники – это…

- Уроки для меня – это…

- предметы, которые мне нравятся – это…

-Предметы, которые мне не нравятся- это…

Предложения для родителей:

- Школа, в которой учится мой ребенок – это…

- Класс, в котором учится мой ребенок – это…

- Одноклассники моего ребенка – это…

Выполнение домашних заданий для моего ребенка – это…

- Учебные предметы, которые нравятся моему ребенку – это…

- Предметы, которые не нравятся моему ребенку – это…

Для изучения традиций и обычаев семей , нравственных ценностей семьи:

Для учащихся:

- Я радуюсь, когда…

- Я огорчаюсь, когда…

- Я плачу. Когда…

- Я злюсь, когда…

- Я верю…

- Мне нравится…

- Мне не нравится…

- Если у меня что-то не получается…

- Если у меня , хорошие новости..

- Если у меня плохие новости…

Для родителей:

- Я радуюсь, когда мой ребенок…

- Я огорчаюсь, когда мой ребенок…

- Я плачу, когда мой ребенок…

- Я злюсь, когда мой ребенок…

- Я верю, когда говорят, что мой ребенок…

- Я не верю, когда мой ребенок…

- Если у моего ребенка что-то не получается..

- Если у моего ребенка плохие новости…

Анкета «Я-родитель, я- приятель.»

1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу, вы..

А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе.

Б) просите подождать.

В) не обращаете внимания на просьбу ребенка.

2. Вы видите в своих детях:

А) людей, равных себе.

Б) людей, копирующих вас в молодости.

В) маленьких взрослых.

Г) благодарных слушателей.

3. Какую прическу вы предпочитаете?

А) которая больше всего вам подходит.

Б) которая отвечает последней моде.

В) которая копирует чью-то прическу.

Г) которая копирует стиль ребенка.

4. Немного о возрасте родителей:

А) знают ли дети ваш возраст?

Б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми.

В) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми.

Г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5. Какого стиля одежды вы предпочитаете?

А) стараетесь не отставать от молодежного стиля.

Б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок.

В) стараетесь одеваться так, что вам идет.

        6.Если музыка звучит в вашем доме на полную громкость?

А) уменьшите громкость.

Б) вы выключаете музыку.

В) миритесь с увлечением вашего ребенка.

7. Если вы спорите со своим ребенком?

А) стараетесь ему не возражать.

Б) признаете его правоту.

В) спорите до полной победы.

Г) уходите от спора.

8. ваш ребенок празднует день рождения:

А)вы вмести с ним за одним столом.б0 оставляете ребят одних

В) обслуживаете детей за столом.

Г) уходите из дома.

9. Ребенок идет на дискотеку:

А) вы идете вместе с ним.

Б) вы не разрешаете ему идти.

в) выясняете с кем идет.

Г) ограничиваете во времени.

10. В общении со своим ребенком вы…

А) откровенны.

Б) закрыты.

В) сдержанны.

Г) открыты.

11. В отношении со своими детьми вы

А) ведете себя как приятель.

Б) как строгий судья.

В) как друг.

Г) как родитель.

        Оценку результатов тестов родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношения с детьми. На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против».

Определение самостоятельности ребенка.

Ваш ребенок делает самостоятельно

Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения

...

Перечень действий:

-собирается в школу

-выбирает себе одежду для школы и для праздника

- делает уроки

- определяет с кем ему дружить.

- готовит еду, если это необходимо

-убирает квартиру по собственной инициативе

- ходит в магазин за покупками

-помогает по дому и на даче

-приглашает друзей к себе в гости

Определяет время возвращения домой после школы

-распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку.

-оценивает объективно себя и свои поступки

-сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими

-терпимо относится к младшим

-помогает в воспитании младших

7. Список литературы, использованной при написании программы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство РФ. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.
  2. Поташник М.М., Моисеев А.М.  « Управление развитием современной школой». М. .: Новая школа, 1997.
  3. Программа развития муниципального образования города Усть-Илимска на период с 2006 года по 2011 год.
  4. Стефановская Т.А. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. – Иркутск, 2005.
  5. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. - 2003. №2.
  6. Интернет - источники