Пояснительная записка к плану воспитательной работы.
материал (1 класс) на тему

Пасечник Марина Геннадьевна

Материал содержит цели и задачи воспитательной работы классного руководителя на текущий  год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на ребёнка, всё большее значение приобретает духовно- нравственное воспитание подрастающего поколения. Учитывая специфику возраста  учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год можно корректировать. Только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника. Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников.  Вместе с  учениками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого. Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения.

Цель и задачи воспитательной работы  на 2016 – 2017 уч. г. в 1 «а» классе

Цель: Создать условия для успешной адаптации первоклассника как основного компонента психологического здоровья.

Задачи:

•        Изучить индивидуальные особенности и возможностей каждого ученика.

•        Формировать  интеллектуальную и трудовую культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность, сохраняя любопытство и информационную насыщаемость, упорство и трудолюбие.

•        Воспитание интереса ученика к самому себе, развитие таких качеств, как самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения.

•        Воспитание волевых качеств ученика, способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, формировать у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания, формирование собственной Я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.

•        Создание в классе положительной эмоциональной  атмосферы общения.

•        Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками, создавать в  детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

•        Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик»,  «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

•        Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

•        Наладить тесный контакт с родителями.

Основные направления воспитательной работы:

Направление 1. «Спортивно-оздоровительное».

Направление 2. « Гражданско-патриотическое».

Направление 3. «Духовно-нравственное».

Направление 4. «Экологическое».

Направление 5. «Проектная деятельность».

Направление 6 «Безопасность жизнедеятельности».

Направление 7 «Работа с родителями».

Некоторые направления реализуются во внеурочной деятельности:

Планета здоровья

Уроки духовности

Я исследователь

СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

Цель: воспитание навыков здорового образа жизни, интереса к спорту.

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.

Мероприятия:

  • цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
  • Дни здоровья;
  • участие в легкоатлетических кроссах, спортивных играх, "Веселых стартах"; занятия в спортивных кружках;
  • ежедневная утренняя зарядка, динамическая пауза и физкультминутки;
  • игры на свежем воздухе;
  • весенние и осенние экскурсии в лес;
  • часы общения: "Мой режим дня".
  • спортивные праздники с участием родителей "Папа, мама, я - спортивная семья".

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Цель: создание целостной системы духовно-нравственного воспитания школьника на основании традиций православной культуры с учетом социальной адаптации.

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

  1. содействовать формированию духовно- нравственной позиции школьников;
  2. воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
  3. воспитывать любовь и уважение к родной семье;
  4. воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
  5. умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
  6. воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
  7. приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.

Практическая деятельность.

  • организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
  • организация посильной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, педагогического труда, пожилым людям;
  • участие в акциях милосердия. В течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывают посильную помощь престарелым людям (покупка лекарств, продуктов), посещение больных.
  • классные часы

ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Цель: воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезными Родине.

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

  1. воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
  2. воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
  3. воспитание чувства любви к родной Российской земле;
  4. участие в патриотических праздниках.

Практическая деятельность.

  • подготовка и проведение классных часов, этических бесед;
  • проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
  • встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
  • празднование "Дня Защитника Отечества", Дня Победы", "Дня космонавтики ".
  • изучение государственной символики;
  • беседы об истории Страны, показ видеофильмов;
  • изучение биографии великих людей.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯДЕЛЬНОСТИ

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;    формирование предпосылок экологического сознания (безопасность окружающего мира)

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

  1. Научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно-не опасно».
  2. Научить быть внимательным, осторожным, предусмотрительным (ребенок должен понимать к каким последствиям могут привести те или иные поступки).
  3. Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
  4. Воспитание грамотного участника дорожного движения.

Практическая деятельность

  • конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
  • экскурсии в пожарную часть
  • организация и проведение бесед, акций помогающих правильно оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
  • часы общения: "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях", "Ребенок и улица", "Осторожно - гололед";
  • классные часы: "Пожарная безопасность", "Азбука дорожных знаков" (с приглашением работников МЧС  и работников ГИБДД);

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цель: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Практическая деятельность

  • оформление кабинета;
  • постановка;
  • экскурсия;
  • участие в тематических  конкурсах

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Цель: воспитывать у учащихся уважительное отношение к окружающей среде.

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

  1. Познакомить учащихся с проблемами окружающей среды;
  2. Выявить с учащимися проблемы окружающей среды нашего региона;
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к животному миру;
  4. Познакомить учащихся с Красной книгой Челябинской области и России;
  5. Выяснить причины попадания флоры и фауны на страницы Красной книги.

Практическая деятельность:

  • Проведение классных часов, интерактивных занятий по теме охраны окружающей природы, экологии;
  • Выявить находящиеся под угрозой вымирания растения и животных нашего края;
  • участие в акции «Кормушки», «Скворечник»
  • День птиц
  • День земли
  • Экскурсии на природу
  • Практическая деятельность:
  • Уход за комнатными растениями
  • Озеленение двора
  • Экологический десант

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности ребенка

Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы

  1. Организация и совместное проведение досуга  детей и  родителей.
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  3. Создание  условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов,  детей и родителей.
  4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Основные моменты деятельности педагогов в работе с родителями.

  1. Изучение семей учащихся, ситуации развития  ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций  семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
  2. Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную  индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.
  3. Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и  благополучия ребенка.
  4. Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Формы деятельности в работе с семьями

  • Тематические классные часы.
  • Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
  • Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября,  День Учителя, Новый год,  школьные юбилеи).
  • Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
  • Дни творчества.
  • Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.

Ожидаемые результаты.

Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.  В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.

Модель выпускника начальной школы.

( с учетом сформированности УУД)

Личностные качества:

У выпускника будут сформированы:

•        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

•        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

•        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

•        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

•        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

•        ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

•        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

•        развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

•        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

•        установка на здоровый образ жизни;

•        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;

•        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

Выпускник научится:

•        принимать и сохранять учебную задачу;

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

•        учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•        оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

•        адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

•        различать способ и результат действия;

•        вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

        Познавательные качества:

      Выпускник научится:

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

•        осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•        сообщения в устной и письменной форме;

•        ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

•        осуществлять синтез как составление целого из частей;

•        проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•        строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

•        осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

•        адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

•        допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•        строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

•        задавать вопросы.

Ожидаемые результаты на первом этапе реализации воспитательной программы:

         Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом:

        1) Знание истории города и края;

        2) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы

           Духовно- нравственное раскрытие ребенка:

            1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;

          2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;

         Раскрытие собственной индивидуальности через:

        а) навыки группового взаимодействия.

        

         Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.

         Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

План воспитательной работы по модулю "Работа с родителями"

План воспитательной работы по модулю "Работа с родителями". Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания...

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн

2.4)План воспитательной работы 1 класс. Работа по выявлению и развитию способн...

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов

План воспитательной работы для организации работы с учащимися 4 классов...