ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
рабочая программа (1 класс) на тему

Галина Бартите

Педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой  дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernoe_tem_planir_tv_gr.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Тема: педагогическое сопровождение младших школьников со сложной структурой  дефекта(1 класс)

   Цель: развитие речи младших школьников со сложной структурой дефекта через организацию взаимосвязи  учебной, воспитательной и   логопедической работ.

Задачи:

  • изучить научно- методическую литературу и передовой опыт по выбранной теме;
  • разработать и внедрить в педагогический процесс  инновационные  приемы по развитию речи младших школьников со сложной структурой дефекта (1 класса) в условиях педагогического сопровождения;
  • создать учебно-методический материал по теме;
  • создать условия для развития творческого потенциала педагогов.

Состав творческой группы: учитель начальных классов Н.С.Мельникова; воспитатель Г.С.Бартите, учитель-логопед Ю. Н.Рощина

                   

Цели

Содержание

Формы работы

Сроки

Ответственный

1. Информационно - организационный этап

1.

Формирование положительных мотивов  и желания заниматься проблемой;

Определение цели и задач деятельности.

Утверждение плана работы творческой группы

Заседание творческой группы, оформление протокола заседания.

декабрь

Руководитель

творческой

группы.

         


2. Подготовительный этап

2.

Теоретическая подготовка членов творческой группы по педагогическим технологиям.

Изучение публикаций методических и педагогических изданий, интернет ресурсов по данной теме;

накопление методической литературы, наглядного материала по теме

Подготовка списка рекомендуемой литературы с краткой аннотацией

январь

Члены творческой группы.

3. Основной этап.

3.

Апробация в практике работы членов творческой группы методов и приемов по развитию речи учащихся 1 С класса.

Внедрение и практическое подтверждение эффективности организации педагогического сопровождения  младших школьников со сложной структурой  дефекта

Взаимопосещение и анализ учебных, воспитательных и  логопедических занятий.

Собрание

творческой группы с оформлением протокола.

февраль-  март

Члены творческой группы.

4. Обобщающий этап.

4.

Анализ, обобщение опыта.

Разработка и подготовка рекомендаций педагогам  для организации работы по данному направлению

Оформление рекомендаций, методических пособий, разработок по теме

апрель

Руководитель

творческой

группы.

5. Заключительный этап.

5.

Внедрение в образовательный процесс педагогического сопровождения  младших школьников со сложной структурой  дефекта

Представление педагогическому коллективу итогов работы творческой группы

Анализ результатов работы творческой группы за год (аналитическая справка либо доклад).

Май

Члены творческой группы.


                                                                ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебные занятия

Логопедические занятия

Воспитательские занятия

Тема 1. Звук и буква «а»     

                                                                                                                                         Активизация и обогащение словаря.

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

Выделение звука «а».

Знакомство с буквой «а».

Чтение буквы «а».

Словарь: астра, аист.

Виды работ по развитию устной речи:

Активизация словаря и обогащение.

Составление слов со звуком «а» в начале.

Составление предложений (простых).

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

Лепка буквы «а» из пластилина.

Выкладывание буквы «а» из палочек.

Социальные связи (связь с жизнью):

Нахождение буквы «а» на вывесках.

Нахождение буквы «а» в учебнике.

Оборудование: буква «а», предметные картинки (аист, астра), пластилин, палочки цветные.

Упражнение на развитие слухового внимания.

Знакомство со звуком «А», обогащение словаря, выделение звука «А» в словах «аист, август, адрес.»

Уточнение артикуляции звука «А»

Знакомство с символом звука «А»

Фонетическое упражнение, произнесение звука»А»

Определение направления звука «А» в пространстве

Выделение звука «А» в ударной позиции в начале слова

Чтение стихотворений, загадывание загадок, разучивание чистоговорок со звуком «А»

Проведение пальчиковой гимнастики на звук «А»

Дидактическое упражнение «Назови на А»(назвать имена на [А] )

Работа в тетрадях: вклеить картинки с изображением предметов, названия которых начинаются на звук «А»

Развитие координации речи с движениями (аист, аист длинноногий) выполнение движений в соответствии с текстом.

Знакомство с буквой «А», показ буквы, на что похожа, выстраивание из пальчиков, игры с буквой.

Занятия, дидактические игры, упражнения: Цветы, Дикие птицы, Фрукты,  Транспорт.

Тема 2. Звук и буква «у»

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

Выделение звука «у».

Знакомство с буквой «у».

Чтение буквы «у».

Словарь: утка, гусь, петух.

Виды работ по развитию устной речи:

Называние слов со звуком «у».

Составление простых предложений по вопросам.

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

Выкладывание из палочек буквы «у»,

Зарисовка по трафарету буквы «у».

Социальные связи (связь с жизнью): игра «Поезд».

Оборудование: буква «у», предметные картинки, сюжетная картинка «Девочка кормит птиц», карандаш, палочки, трафареты.

Упражнение на развитие слухового внимания

Выделение звука «У»

Знакомство со звуком «У», обогащение словаря, рассматривание картинок: утка, удочка, уши.

Выделение голосом первого звука.

Показ и уточнение артикуляции звука «У»

Фонетическое упражнение, произнесение звука «У», знакомство с символом этого звука.

Узнавание звука в звуковом ряде.

Работа с карточками, символом, уточнение местонахождения звука «У» в словах.

Чтение чистоговорок, загадок, стишков, на узнавание звука «У».

Упражнение для координации речи с движением, выделение голосом звук «У»

Знакомство с буквой «У»

Показ буквы, запоминание графического образа, на что похожа( ушки зайки)

Пальчиковые игры.

Работа в тетрадях

Вклеивание картинок с изображением предметов с данной буквой, раскрашивание, обводка по трафарету.

Игры с буквами.

 Выкладывание буквы «У» из палочек.

Занятие: Домашние птицы, время суток: утро.

Тема 3. Слова ау, уа

Количество часов; 8.

Знания, умения, навыки:

Звуко-буквенный анализ слов.

Сходство и различие в звуковом и буквенном составе.

Виды работ по развитию устной речи:

Составление слов ау, уа по следам анализа.

Чтение слов по таблице, букварю.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов ау, уа из палочек.

Социальные связи (связь с жизнью):

Нахождение слов ау, уа на сюжетной картинке.

Оборудование: буквы «й», «у», палочки, сюжетная картинки, букварь.

Анализ и синтез звуковых комплексов АУ (крик в лесу), УА (ребёнок плачет)

Выкладывание слов АУ, УА из букв разрезной азбуки, чтение, письмо печатными буквами по обводке в тетради, выкладывание букв из палочек.

Сюжетно-ролевые игры: «В лесу», «Укачай малыша».

Тема 4. Звук и буква «о»

Количестве часов: 10.

Знания, умения, навыки:

Выделение звука «о».

Знакомство с буквой «о».

Слова с буквой «о» в начале. 4. Чтение буквы «о».

Словарь: овощи, обувь, гнездо, дупло.

Виды работ по развитию устной речи:

Активизация и обогащение словаря.

Называние слов со звуком «о» в начале и в конце.

Составление предложений по сюжетной картинке.

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

Лепка буквы «о».

Штриховка по трафарету буквы «о».

Социальные связи (связь с жизнью): на экскурсии чтение вывески «Обувь», выделение звука «о».

Оборудование: буква «о», предметные картинки с изображением овощей, обуви, сюжетные картинки, букварь, пластилин, трафарет буквы «о».

Развитие слухового внимания « упражнение тихо-громко»

Знакомство со звуком «О»,обогащение словаря, демонстрация картинок ( картошка, морковка, лук) – обобщение «Овощи»

Уточнение артикуляции звука «О»

Показ символа звука «О»

Фонетическое упражнение: произнесение звука «О» на длительном плавном выдохе, отрывисто.

Выделение звука «О» в начале слова в ударной позиции.

Дидактическое упражнение: выбрать из ряда имён то, которое начинается на звук «О»

Загадки, стихотворение, чистоговорки на звук «О»

Работа в тетрадях: вклеивание картинок с изображением предметов, названия которых начинаются на звук «О»

Развитие координации речи с движением (выполнение движений в соответствии с текстом)

Знакомство с буквой «О», на что похожа, выстраивание буквы «О» из пальчиков

Анализ звуко-буквенных рядов: АО, ОА – назвать первый звук в ряду.

Выкладывание букв из разрезной азбуки, чтение, обводка по трафарету

Выкладывание буквы «О» из палочек.

Упражнения на классификацию, дидактические игры: Овощи, Обувь, Одежда; время года  Осень, Цветы, Насекомые.  

Наблюдение за погодой: облако, оттепель.

Тема 5. Звук и буква м

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

Выделение звука «м»

Знакомство с буквой «м».

Слова с буквой «м» в начале. Чтение буквы «м».

Словарь: мак, мяч.

Виды работ по развитию устной речи:

Составление слов со звуком «м» в начале

Составление предложений по сюжетной картинке «Сестра читает малышам»

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание буквы «м» из палочек.

Социальные связи (связь с жизнью): нахождение буквы «м»; «Магазин», «Мороженое».

Оборудование: буква «м», палочки, сюжетная картинка, игрушки (мяч, матрешка),

Развитие слухового внимания. Дидактическое упражнение « Иди на звук»

Знакомство со звуком «м», обогащение словаря (муха, морковь, мак)

Уточнение артикуляции звука «М», знакомство с символом, введение в активный                                            

и   пассивный словарь понятие «согласный звук».

Фонетическое упражнение: произнесение звука «М» длительно.

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки», узнавание звука «М».                                                                                                                                                                                                                                                    изолированно, в слогах, в словах.

Повторение слогов и слогового ряда со звуком «М»

Выделение звука «М» в начале слова.

Работа в тетради: вклеить картинки с изображением предметов, названия                                                              которых начинаются на звук «М»

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове»

Загадывание загадок, чтение чистоговорок.

Упражнение для пальчиков и развитие координации речи с движением.

Знакомство с буквой «М», на что похожа, выстраивание из пальчиков.

Упражнения на классификацию, дидактические игры: полевые цветы, фрукты, игрушки, насекомые, дикие животные и их детеныши, магазин.

Словесное описание: портрет мамы, мама.                                                Наблюдение: метель, мороз.

Тема 6. Закрытые слоги ам, ум

Количество часов: 8.

Знания, умения, навыка:

Звуко-буквенный анализ данных слогов.

Сопоставление их по следам анализа.

Словарь: ам, ум.

Виды работ по развитию устной речи:

Чтение слогов по таблице и букварю.

Межпредметные связи {интеграция на уроке): выкладывание слогов ам, ум из палочек.

Социальные связи (связь с жизнью): дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Оборудование: касса букв, пластилин, загадки, букварь.

Анализ слогов АМ, МА, составление схем с помощью символов.

 Составление слогов АМ, МА из букв, чтение, выкладывание из палочек.

Рассказывание р.н.с. «Колобок», настольный театр.

Тема 7. Составление и чтение открытых слогов ма, му,

сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум-му

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

Звуко-буквенный анализ слогов ма, му, ам, ум.

Сравнение ам-ма, ум-му.

Виды работ по развитию устной речи:

Работа с разрезной кассой, уточнение знаний о прямом открытом и закрытом слогах.

Анализ.

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

Выкладывание слогов из пластмассовых букв.

Выкладывание слогов из палочек.

Социальные связи (связь с жизнью): дидактическая игра «Кто как кричит?»

Оборудование; касса букв, букварь, игра «Составь слово», цветные палочки.

Анализ слогов УМ, МУ, составление схем с помощью символов.

 Составление слогов УМ, МУ из букв, чтение, выкладывание из бусинок.

Закрепление умений в упражнениях, проведённых на уроках  и логопедических занятиях.

Тема 8. Составление и чтение слогов ом-мо

Количество часов: 3.

Знания, умения, навыки: сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ом-мо.

Словарь: слог (часть) слова.

Виды работ по развитию устной речи: работа над прямым и обратным слогом.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): работа с мозаикой, выкладывание слогов ом-мо.

Социальные связи (связь с жизнью;: нахождение слогов ом-мо на таблице.

Оборудование: разрезная азбука, мозаика крупная, букварь.

Анализ слогов ОМ, МО, составление схем с помощью символов.

 Составление слогов ОМ, МО из букв, чтение, выкладывание из шерстяных ниток.

Закрепление умений в упражнениях, проведённых на уроках  и логопедических занятиях.

Тема 9. Упражнение в составлении и чтении слогов ам-ма, ум-му, ом-мо

Количество часов: 3.

Знания, умения, навыки: 1. Звуко-буквенный анализ слогов ам-ма, ум-му, ом-мо. 2. Составление слова ма-ма и предложения с этим словом.

Виды работ по развитию устной речи: I. Активизация зрительного и слухового восприятия. 2. Составление предложения со словом «мама».

Межпредметные связи {интеграция на уроке): выкладывание из букв разрезной азбуки слова «мама».

Оборудование: разрезная азбука, слоги, букварь.

Закрепление умений в упражнениях, проведённых на уроках  и логопедических занятиях.

Тема 10. Звук и буква «с»

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

Выделение звука «с».

Знакомство с буквой «с».

Слова с буквой «с» в начале.

Чтение буквы «с».

Словарь: сова, соловей, снегирь.

Виды работ по развитию устной речи:

Активизация словаря.

Называние слов по предметной картинке.

Составление предложений по вопросам.

Межпредметные связи (интеграция на уроке):

Лепка буквы «с».

Штриховка по шаблону.

Социальные связи (связь с жизнью): назвать продукты питания (соль, сахар, суп). Выделить звук «с».

Оборудование: буква «с», разрезная азбука, предметные картинки птиц, загадки о продуктах питания.

Развитие слухового внимания, игра «Хлопни в ладоши если услышишь звук «С».

Знакомство со звуком «С», чтение скороговорки, произнося звук «С» утрировано, (какой звук часто слышится в ней).

Уточнение артикуляции звука «С», знакомство с символом звука: папа поливает огород из шланга:СССССССССС…., характеристика звука, обозначение – синий кружок.

Фонетическое упражнение. Накачаем насосом колесо: С,С,С,С,…(резкое отрывистое произнесение звука)

Повторение серии слогов:СА-со-су-сы и т. д

Упражнение « скажи наоборот»: СА-ас, ас-са,со-ос и т.д

Игра «Закончи слово слогами»: СА: Ли…, ко…, плак…,.

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук «С», определение места звука в слове.

Найти лишнее слово в ряду (по месту звука «С» в слове, используя карточку и синий кружок: санки, сова, лес, суп; обогащение словаря.

Дидактическое упражнение «Измени слово», (заменить первый звук в слове на звук «С»: мало-сало, Клава – Слава, Тоня-Соня и т.д.

Чтение чистоговорок, стихов, загадок со звуком «С».

Знакомство с буквой «С», выстраивание буквы из пальчиков, на что похожа буква.

Звуко – слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание слогов из букв разрезной азбуки, обводка по трафарету., выкладывание из палочек.

Упражнения на классификацию, дидактические игры: дикие птицы, дикие и домашние животные, цветы.

 Наблюдение за осадками.

Активизация словаря: снежинки, снегопад, солнце, сосульки; семья; север.                                                                                                                  

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Активизация словаря: семья, сын, сестра;

мебель: стол, стул.

Тема 11. Слоги и слова со звуком и буквой с

Количество часов: 4.

Знания, умения, навыки:

Составление и чтение обратных слогов ас, ос, ус.

Прямых открытых са, со, су.

Сравнительный звуко-буквенный анализ слогов ас-са, ос-со, ус-су.

Виды работ по развитию устной речи:

Развитие слухового и зрительного восприятия

Упражнение в послоговом чтении.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание слов из мозаики.

Социальные связи (связь с жизнью): игра «Насос».

Оборудование: мозаика, слоги, таблица, букварь.

Закрепление умений в упражнениях, проведённых на уроках  и логопедических занятиях.

Тема 12. Звук и буква «X»

Количество часов: 10.

Знания, умении, навыки:

Выделение звука «х».

Знакомство с буквой «х».

Слоги, слова с буквой «х».

Сравнительный звуко-буквенный анализ прямых и обратных слогов ах-ха, ох-хо.

Словарь: хлеб, халва.

Виды работ т развитию устной речи:

Активизация и обогащение словаря.

Составление и чтение слогов ах-ха, ох-хо.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание из палочек буквы «х» и слогов.

Социальные связи (связь с жизнью): экскурсия в булочную, кондитерскую.

Оборудование: буква «а», слоги, мозаика, букварь, загадки о хлебе, халве.

Развитие слухового внимания и силы голоса.

Знакомство со звуком «Х», обогащение словаря: хлеб, хоккей, хомяк.                      Определение первого звука в слове.      

Уточнение артикуляции звука»Х», знакомство с символом звука;

дедушка храпит:ХХХХХХ…,

характеристика звука,

обозначение синий кружок.

Фонетическое упражнение (на плавном длительном выдохе): греем ручки:ХХХХ…

 Дидактическое упражнение «хлопни в ладошки», если услышишь звук «Х».

 Повторение серии слогов с выделением голоса любого слога.

 Чтение чистоговорок, стишков, загадок со звуком «Х»

 Знакомство с буквой «Х», на что похожа, выстраивание из пальчиков буквы»Х»

 Игры с буквой, выкладывание схем из кружков, палочек, из букв разрезной азбуки, чтение слогов: ха-хо-ху; ах-ох-ух и т. д.

Преобразование слогов с помощью кассы букв и слогов.

 Вклеить в тетрадь картинки с изображением предметов названия которых начинаются со звука «Х», обводка буквы по трафарету.

Занятие: «Откуда хлеб пришел», Дидактическая игра  «Чей хвостик».

Тема 13. Составление и чтение слов со звуком и буквой «х». Составление предложений с данными словами

Количество часов: 2.

Знания, умения, навыки:

Устное составление слов «хор», «хвост».

Работа по составлению предложений с данными словами.

Словарь: хор, хвост.

Виды работ по развитию устной речи:

Активизация и обогащение словаря.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): лепка буквы «х» из пластилина на картоне.

Социальные связи (связь с жизнью): игра «Зоопарк».

Оборудование: буква «х», пластилин, иллюстрация «Чей хвост?»

Тема 14. Закрепление пройденного. Повторение пройденных звуков и букв

Количество часов: 10.

Знания, умения, навыки:

Составление из разрезной азбуки слогов, слов.

Чтение слогов прямых и обратных ам-ма, ом-мо, ос-со, ох-хо, ус-су и др.

Виды работ по развитию устной речи: работа по составлению предложений с составленными словами на пройденные звуки: а, о, у, с, х, м.

Межпредметные связи (интеграция на уроке): выкладывание букв, слогов из мозаики.

Социальные связи (связь с жизнью):

Чтение таблицы с текстом «Магазин»: хлеб, сахар, соль.

Выделение знакомых букв.

Оборудование: Касса букв, слоги, таблицы с текстом.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Названия продуктов, начинающихся на изученные буквы: соль, сахар, мука, хлеб.


ЛИТЕРАТУРА

Аксенова А. К., Якубовская Э. Б. Дидактические игры па уроках русского языка в 1 — 4 классах вспомогательной школы. М. 198"?.

Воспитание н обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей / Пол ред. В. Е. Воронковой. М., 1994.

Воронова В. В, Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы. М., 198».

Крутецкий В. А. Психология. М., 1986.

Обучение учащихся 1 — 4 классов вспомогательной школы / Под ред. Г. Петровой. М., 1982.

Программы общеобразовательной школы для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). М., 1986.

Тригер Р. Д.. Владимирова Е. В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития. М., 1986.

Хаджичова Л. А. Основы обучения грамоте глубоко умственно отсталых детей: Обзорная информация. Выпуск 23. М., 1976.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».

Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности   1 класс  «Уроки доброты»....