ПК 4.4 Педагогические разработки
статья по теме
Оформление педагогических разработок в виде статей, программ, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Самооценка младшего школьника»
Самооценка – это способность личности давать оценку самой себе, своим возможностям, способностям, качествам и месту среди других людей. В основу самооценки входят система личностных смыслов и система ценностей. Процесс активного формирования самооценки происходит при заинтересованности самой личности в этом. Также она показывает уникальность внутреннего мира человека. Процесс формирование самооценки тесно связан с уровнем притязаний. Уровень притязаний был в первые изучен экспериментально в 20-х годах. Из этих экспериментов было установлен тот факт, что, выбирая определенную задачу с тем или иным уровнем трудности, выбор зависел напрямую от ситуации успеха/неуспеха при выполнении ранее поставленных задач. Таким образом можно сделать вывод о том, что ситуация успеха подталкивает личность на осознанный выбор задачи с более высоким уровнем притязаний, а ситуация неуспеха действует в совершенно другом порядке, то есть она снижает уровень притязаний и выбор падает на ту задачу, которая по мнению личности является наиболее легкой.
Самооценка играет важную роль в формировании личности младшего школьника. Также она непосредственно оказывает влияние на успешность учащегося в процессе обучения на начальном этапе. Для педагога особенно важно умение видеть и определять самооценку ребёнка, так как это необходимо для нормального хода учебно-воспитательного процесса и выстраивания деловых отношений между учителем и учеником. В период обучения в начальной школе у младшего школьника идет активный процесс формирования самооценки. Основным этапом в развитии личности ребёнка младшего школьного возраста является процесс появления и развития самооценки и уровня притязаний. Самооценка – это один из важнейших моментов развития самосознания. По мнению ученых у ребёнка, находящегося в возрасте семи лет идет процесс формирования самооценки. Также было отмечено, что в переходном состоянии от дошкольного к младшешкольнму возрасту идёт резкий подъем в развитии самооценки. Согласно именитым психологам появление «Образ Я», связанно с «кризисом 7 лет», так как в этом периоде жизни у ребёнка появляются предпосылки к его формированию. Термин «самооценка» приравнивается к термину «самоуважение». Самооценка показывает, как человек оценивает себя по отдельным свойствам, а самоуважение – общая оценка.
Самооценка формируется с детства в процессе общения поэтапно:
1. Внимание со стороны взрослых;
2. Сотрудничество с ними;
3. Чувство уважения с их стороны;
4. Взаимопонимание;
Формирование самооценки продолжается в еще и в школьные годы:
1. Конкретные оценки учителей и окружающих;
2. Успехи в учебе, должны способствовать формированию адекватной самооценки.
В течении учебного года у детей формируется самооценка. Ситуативная самооценка появляется раньше, чем «Я-концепция», но когда самооценка имеет связь с «Я-концепцией», то она становиться более устойчивой и вне ситуативной. Во время учебного года «Образ Я» становится больше в 2 раза. Для более успешной учебной деятельности младшему школьнику нужно уметь ставить цель, контролировать свое поведение и управлять собой. Для того, чтобы управлять собой школьнику нужны знания о себе и оценки себя. Формирование самоконтроля зависит от уровня самооценки. Младшие школьники способны осуществлять самоконтроль только при помощи учителя и сверстников.
Существует несколько видов самооценки.
1. Адекватная самооценка.
Учащиеся, у которых самооценка находится на адекватном уровне проявляют большую активность, находчивость, бодрость духа, самостоятельность в поиске своих ошибок в работе, выбирают задачи, подходящие под их возможности. При успешном завершении задачи они делают выбор в пользу такой же задачи или ищут более трудную.
2. Адекватно завышенная самооценка.
Учащихся с таким уровнем самооценки отличает высокая работоспособность, огромное желание к достижению наивысшего успеха в учебной деятельности. Они максимально проявляют свою самостоятельность. Считают, что благодаря их усилиям могут достичь успеха в любой сфере деятельности. Это мнение основывается на правильной самооценке своих способностей и возможностей. 3. Завышенная самооценка.
Учащиеся с завышенной самооценкой часто переоценивают себя. Предпочтение отдают задачам, которые трудны для них в выполнении. Эти дети движимы мотивом всеобщей любви и повышения значимости в глазах других, если при решении задачи произошла ситуация неуспеха, то они настаивают на своём или резко переключаются на простую задачу.
4. Неадекватна заниженная самооценка. Этот вид самооценки проявляется особенно четко в чертах личности учащегося и его поведении. Они отдают выбор простым задачам. Берегут свой успех. У них есть страх потерять его. В следствие этого они боятся и саму учебную деятельность. Заниженная самооценка является следствием повышенной самокритичности, неуверенности в себе. Они чувствительны к мнению окружающих о любой их работе, им необходима похвала для поднятия себя в своих глазах и глазах окружающих. Постоянная самооценка учащегося младшего школьного возраста определяет его уровень притязаний. У младшего школьника возникает потребности самооценку и уровень притязаний, основанный на ней. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает развиваться на протяжении всей жизни, становясь все более четкой и определенной. Сензитивным периодом для формирования самооценки как особого компонента личности является младший школьный возраст, поэтому нужно формировать объективную самооценку начиная с 1-го класса, в дальнейшем помогать и поддерживать её развитие и становление.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...
Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...
Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...
Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....
Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...
Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...
Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...