Воспитательное мероприятие "Радонежский"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Чернова Ольга Владимировна

Православные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_meropriyatie_radonezhskiy.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: По дорогам Святых отцов. К 700 - летию Преподобного Сергия Радонежского.

Цель: возродить ценностное отношение детей к нашей истории, к национальным  русским традициям.

Задачи:

Образовательная: прививать бережное отношение к памяти преподобного Сергия Радонежского, игумена земли русской.

Развивающая:  развивать эстетические и нравственные ценности, стимулировать у учащихся развитие познавательного интереса с помощью проблемных ситуаций, через предметно-практическую деятельность.

Коррекционная:  способствовать коррекции основных психических процессов (речь, память, мышление, внимание, координация)

Воспитательная:  воспитывать интерес к православной культуре, обычаям русского народа, совершенствовать коммуникативные навыки.

Ход занятия.

Раздаётся звон колокола

Учитель: Что мы слышим? (Дети  прислушиваются).  

Это звенят церковные колокола). Они нас оповещают,  что сегодня праздник-700 - летие преподобного Сергия Радонежского., Сегодня у нас необычный урок. Мы познакомимся с защитником и покровителем земли русской Святым преподобным Сергием Радонежским.

Слайд № 1. Это икона Святого преподобного Сергия Радонежского Может быть когда-нибудь,  кто-то где-то видел эту икону? (в музее, в храме, дома, в журнале) В 2014 году весь мир отмечает 700 – летие Святого преподобного Сергия Радонежского. Святые угодники, всегда почитались на Руси. Сегодня много о нём говорят и пишут в газетах, чтобы ещё раз нам напомнить о его добродетельной жизни во имя России и русского народа.

          Вы уже знаете и слышали о людях, защитниках, героях, которые прославляли Русь своими подвигами. Благодаря им на славной Руси

        « Не скакать врагам

                                                по нашей земле!

                                                Не топтать их коням

                                                Землю русскую!

                                                Не затмить им

                                                солнце наше красное!

                                                Век стоит Русь –

                                                не шатается!

                                                И века простоит –

                                                не шелохнется!»

Слава о них живет в веках. Благодаря им мы живем в мире, радуемся счастливому детству.

Слайд № 2 .(изображение Ильи Муромца и преп. Сергия Радонежского)

Учитель:

Кто это?  (это Илья Муромец и преп. Сергий Радонежский)

Это наши земные и небесные покровители. Дети, есть ли  у них сходства? Каждый из них держит в руках силу Русскую. У Ильи- Муромца-сила физическая. А что держит в правой руке преп. Сергий Радонежский?  (Дети высказывают своё мнение)

Преп. Сергий Радонежский правой рукой показывает крестное знамение, а в левой руке держит свиток: «Заповеди Божьи». Как вы думаете, зачем? Чтобы люди жили с верой, правдой, по законам Божьим. Давайте, попробуем сложить так же пальцы и выполнить крестное знамение со словами: «Господи, спаси и сохрани Россию в мире». Педагог  показывает последовательность выполнения крестного знамения, дети повторяют, учитель помогает детям правильно сложить пальцы.

          А сейчас я расскажу вам о житии преп. Сергия Радонежского Было это очень давно, в1314 году. В семье ростовских бояр Кирилла и Марии родился мальчик. Назвали его Варфоломеем. Дети, давайте произнесём это имя по слогам, одновременно прижимая большие пальцы обеих рук к другим пальцам (пальчики здороваются).Дети произносят имя вместе с учителем.

       Чудеса сопровождали Варфоломея с самого рождения. Еще в утробе матери с ним происходили чудеса. Младенец во время божьей литургии вскрикнул так, что это услышали все присутствующие в храме. В первые месяцы жизни он не принимал материнского молока и в постные дни: среду и пятницу. В возрасте 10 лет Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе. Он очень отставал в обучении. Родители просили его учиться лучше, но учёба не давалась. И тогда случилось чудо…

. Слайд № 3.

 Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который молился усердно, со слезами. Мальчик смиренно поклонился и стал ждать, когда тот кончит молитву.

 Земно поклонившись, Варфоломей просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец дал частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «Отрок будет велик перед Богом и людьми за свою добродетельную жизнь».

 Учитель:  у меня в мешочке находятся два предмета, нужно с завязанными глазами наощупь определить, что там лежит?

 Игра «Чудесный мешочек» (В мешочке лежат два предмета: свеча и просфора, завёрнутая в платочек. Когда дети достанут свечу, можно спросить, чем она пахнет. Учитель предлагает ребёнку дать всем гостям попробовать частицу просфоры, сравнить её вкус со вкусом хлеба.)

Слайд № 4

. Учитель: А какое главное правило добрых поступков? (творить добро). Давайте вспомним народную мудрость  и поработаем с пословицами. У меня  на столе лежат несколько геометрических фигур двух цветов. Подойдите к столу и возьмите понравившуюся фигуру. Те, кто выбрал синий цвет – 1 группа, а кто красный цвет – 2 группа. Каждой группе предлагаются пословицы, разрезанные на две части. Вы должны собрать пословицу, прочитать ее и сказать ее смысл.  К работе можно привлечь родителей.

Пословицы:

Худо тому, кто добра не делает никому

Доброе словно и кошке приятно

Доброе дело само себя хвалит

Кто добро творит, того Бог благословит

За добро добром и платят.

Мы продолжаем нашу историю…

 Слайд № 5.

 Позже, когда родители   скончались, Варфоломей решил посвятить себя служению Богу. Для этого надо было стать монахом.. Долго Сергий жил один в дремучем лесу, вдали от людей. Искренно веря, что всё что с ним происходит, Божий промысел.  Приходилось терпеть голод и холод. Волки выли вокруг его домика - кельи, голодные медведи блуждали вокруг нее. Однажды Сергий увидел у дверей своей кельи большого бурого медведя. У медведя был грустный, голодный взгляд: Сергий пожалел его и вынес ему кусок хлеба. С тех пор медведь часто приходил к Сергию, и он делился с медведем последним куском хлеба. Когда юный Варфоломей стал монахом, он получил новое имя - Сергий

 Слайд № 6

Чудеса сопровождали Сергия везде  Как и многие Святые Сергий был одарён даром провидения. Был случай, когда по его молитвам появился родник   Преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле, где русская дружина одержала победу. Слава и память о нём живёт вечно. Его именем называют храмы и монастыри в разных уголках России 

Слайд № 6  Троице-Сергиева Лавра .

    Учитель Вот и подошел к концу наш урок. На партах у вас лежат маленькие сердечки, ведь сердце отвечает за ваши поступки, каждый делает самостоятельный выбор. А сейчас закрасьте сердечки нужным цветом. Если вам все понятно, и вы хотите пообщаться – закрасьте сердечко красным цветом. Если вы хотите пообщаться наедине – закрасьте сердечко синим цветом. А если вы сегодня не поняли, о чем мы с вами говорили и хотите узнать об этом еще раз – закрасьте сердечко желтым цветом.

Рассказали мы

Про дела старые,

Что про старые, про бывалые,

Чтобы добрые люди послушались,

Чтобы молодцы призадумались,

Что века не меркнет

Слава русская!

Проблема .(дополнительный материал)

Мы познакомились с житием Святого Сергия. Как вы считаете, какая красота важнее: внутренняя или внешняя? Чтобы правильно ответить на этот вопрос я познакомлю вас со сказкой: Жила-была на земле девочка. Захотелось ей иметь подружку. Вот и обратилась она к старому седому волшебнику: «Помоги мне дедушка выбрать подружку, чтобы я могла дружить всю свою жизнь». Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет».

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла девочка в условленное место. Пришла и видит, стоят две девушки.  «Вот выбирай, - сказал волшебник – одну зовут «Богатство», другую – «Доброта». «Они обе прекрасны – сказала девочка – Не знаю, кого выбрать». Подошла к девочкам поближе и посмотрела каждой в глаза. Задумалась Подошла к девочке по имени «Доброта» и протянула ей  руки (обсуждение ситуации).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....