Формирования культуры личности с помощью эстетического воспитания
статья на тему

Талапова Ксения Александровна

В данной статье раскрыты основные тезисы влияния эстетического воспитания младших школьников на формирования их культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Методика формирования культуры личности с помощью эстетического развития"

Автор - Талапова Ксения Александровна

1. Тема

Методика эстетического развития у детей младшего школьного возраста.

2. Актуальность темы

Опираясь на исследование Савина можно сказать, что формирование эстетической культуры очень важно для полноценного развития самой личности. Савин пишет о том, что эстетическое развитие это в первую очередь воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности, например в природе, труде, поступках людей, общественных отношениях, а также в искусстве. Кроме этого эстетическое развитие формирует эстетические взгляды, вкусы, чувства, потребности и способность участвовать в создании прекрасного в жизни и искусстве.   Способность переживать различные явления действительности как прекрасные, а также способность вызывать эмоции и чувства во время собственной деятельности субъекта необходимо развивать с самого детства. [1]

Известно, что уровень эстетического развития тесно связан с такими качествами, как человеческая уникальность, неповторимость и индивидуальность.  Кроме этого, Савин пишет нам о том, что также от уровня эстетического развития зависит проявление человеческой сущности. Уровень эстетического развития человека имеет большое значение для формирования высших чувств, без которых невозможно достичь полноценного социального поведения личности, человеческого общения, а также творческой деятельности в разных областях. [1]

Исследователь Северикова, основываясь на произведении А.В. Луначарского пишет о том, что невозможно сформировать гармонично развитого человека-гражданина без такого компонента, как эстетическое развитие. Ведь эстетическое развитие облагораживает личность, утончает ее внутренний мир и обогащает ее. Еще она указывает на то, что А.В. Луначарский в своих сочинениях писал о том, что чтобы сформировать человека-гражданина надо заниматься его эстетическим воспитанием, а продуктивней всего это получится, если объединить и сблизить педагогику с эстетикой. [2] А воспитание человека начинается с самого детства. Поэтому эстетическое развитие должно начинаться младшего школьного возраста.

В эстетическом развитии человека большое значение отведено искусству. Искусство помогает человеку сформировать эстетические вкусы, облик и характер человека. Кроме этого искусство учит оценивать действительность с эстетической стороны, учит человека видеть прекрасное в сфере общественных отношений и материального производства.

Эстетическое развитие побуждает к моральному совершенствованию, к творческому труду, к деятельности в принципе и тем самым формирует у человека мировоззрение и его нравственные качества личности. Формирование мировоззрения и нравственных качеств человека являются важными компонентами для полноценной жизни общества, а это еще раз доказывает необходимость эстетического развития человека.

Северикова делает акцент в исследовании А.В. Леначарского на то, что кроме произведений искусства эстетическое развитие несут в себе и явления природы. Ведь и природные явления можно рассмотреть, оценить, сложить какое-то мнение и получить эмоции, что, несомненно, влияет на формирование мировоззрения. [2]

Савин пишет о том, что центральным звеном эстетического развития является школа. В школе и происходит развитие гармонично развитой личности и, несомненно, это начинается с младших классов. Эстетическое развитие необходимо ученикам младших классов. Они должны научиться оценивать и распознавать прекрасное, заниматься собственным творчеством, различные явления природы, действительности и искусства должны вызывать у них эмоции, которые они смогут передать окружающему миру, а это и есть их эстетическое развитие. [1] Конечно, эстетическое развитие ученики получают на творческих уроках, таких как пение, изобразительное искусство и труд, также на уроках литературного чтения дети знакомятся с литературными произведениями, но чаще всего этого не достаточно для полноценного эстетического развития учеников. Поэтому необходимо организовывать что-либо для эстетического развития вне уроков. В этом поможет сфера досуга, которая является ведущей сферой формирования культуры личности.

3. Характеристика аудитории

В качестве целевой аудитории выступает ребенок младшего школьного возраста.

Исследователь Маланов дает конкретную характеристику, выдвинутую учеными-психологами. Младший школьный возраст это 7 – 11 лет. Ведущей деятельностью по Выгосткому в этом возрасте является учебно-познавательная деятельность. Дети в этот период учатся учиться, у них формируется и развивается мотивация к учебно-познавательной деятельности, которая выражается в интересах. Мир в этом возрасте представляется системой научных знаний и понятий, которыми надо овладеть. Дети очень активны и хотят учиться. В этот период дети обретают различные умелости и компетентности. По Эльконину учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. У ребенка в этот период формируется теоретическое мышления, ребенок учится анализировать, мыслить абстрактно, планировать что-либо. Дети начинают развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий. [3]

Давыдова в своей книге пишет, что младший школьный возраст также характеризируется тем, что ребенок приобретает первый социальный статус – школьник. Дети стараются делать все правильно, у них появляются обязанности, которые они должны обязательно выполнять. В своей ведущей деятельности они ориентируются на взрослых, которые выступают, как общекультурные образцы действия. В этот период очень значимой личностью для ребенка начинает выступать учитель. Учитель для младшего школьника – это носитель знаний, который знает не меньше родителей и не может ошибаться. [5]

Дубровина утверждает, что у младших школьников полностью меняется понятие об игре, раньше игра была ведущей деятельностью, но начиная с семи лет, игра отходит на второй план. [4] Но это не значит, что дети перестали играть. Сама игра немного изменилась. Для младших школьников игра – это теперь игра с правилами. Дети начинают договариваться между собой, как играть.

Кроме этого Дубровина пишет о том, что у детей младшего школьного возраста появляется одно из важнейших и центральных новообразований – рефлексия. [4] Рефлексия у младших школьников проявляется в их деятельности и мышлении, в коммуникативной сфере, в самосознании. Дети младшего школьного возраста могут разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям действительности.

В сфере общения детей младшего школьного возраста также возникают новшества. Дубровина рассказывает, что в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать себя, как собеседника, сознание становится диалогичным, появляется внутренняя речь. Это все вызывает потребность в уединении. [4]

В младшем школьном возрасте происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

Интересную теорию выдвигает Давыдова, говоря о том, что в конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия, например, среди детей выделяют группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также «художников», с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. [5]

4. Цель и задачи

Цель: эстетическое развитие у детей младшего школьного возраста (комплексное, затрагивающее и природу, и искусство).

Задачи:

1. Создать условия для организации и проведения знакомства с прекрасным (природой и искусством).

2. Включить детей в творческую деятельность.

3. Развить способности видеть и чувствовать красоту в природе и искусстве.

4. Стимулировать детей к проявлению эмоций, к оценке увиденного.

5. Создать условия для ощущения детьми потребности в познании прекрасного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование культуры личности через проектную деятельность"

Материалы выступления на городском методическом обьединении учителей начальных классов...

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Статья "От формирования активной и деятельностной позиции ученика к воспитанию культуры личности подрастающего поколения"

Одна из главных задач учителя, классного руководителя - формирование активной жизненной позиции ученика. Необходимо вовлекать учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важ...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Формирование культуры личности ребёнка, развитие личностных качеств.

У хороших родителей, как правило, вырастают славные дети. Это утверждение можно услышать часто, но найти объяснение понятию «хорошие родители» сможет не каждый. Будущие мама и папа уверены, что для то...

Нравственно - эстетическое воспитание, как важнейший фактор формирования личности.

нравственно - эстетическое воспитание в начальной школе....

«Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника»

Обобщение опыта по теме: «Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника». Выбор данной темы обусловлен прежде всего возросшей зн...