Программа воспитательной работы
рабочая программа на тему

Макарушкина Ольга Геннадьевна

Воспитание - деятельность направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования   муниципального образования Плавский район

«Дом детского творчества»

П Р О Г Р А М М А

воспитательной работы с учащимися объединения

«Выжигание, выпиливание»  

База:  МБУ  ДО МО Плавский район «ДДТ»

Программу составила  педагог

дополнительного образования

Макарушкина Ольга Геннадьевна

 2014 год

П Р О Г Р А М М А

воспитательной работы с учащимися объединения «Выжигание, выпиливание»

на 2014-15  учебный год

  1. Актуальность, целесообразность воспитательной работы

     

        Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ценностей. Воспитание сегодня становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. К воспитанию как к процессу целенаправленного управления духовным развитием личности учащегося, подготовкой его к жизни, к активной трудовой деятельности государство предъявляет особые требования. Поэтому ключевая задача системы образования – создание психолого-педагогических условий для формирования социально активной гражданской позиции  учащихся с учётом многообразия традиций и инноваций.

        Воспитание – это формирование эмоционально-ценностного отношения к миру,  к обществу, к людям, к самому себе. Вот почему роль педагога дополнительного образования в этой сфере является неоценимой. Педагог для своих учащихся, безусловно, должен быть референтной личностью, то есть таким человеком, чьи личностные свойства, суждения и поступки  являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Педагог выступает как источник (и проводник) основных ценностей, норм и правил поведения, носителем  ценностно-смыслового мира, мотивирует учащихся к самостоятельности в суждениях и поступках, создаёт условия для самоопределения и социализации ценностей.    

         Воспитательный процесс под руководством педагога дополнительного образования способствует формированию мировоззрения, приобщению к нормам культуры и поведения и формированию правильного отношения учащихся  к созидательному труду.

  1. Воспитательные цели учреждения:

        - Формирование и развитие интересов и социокультурных потребностей учащихся в сфере их свободного времени, а также в соответствии с Программой развития воспитания  детей и молодёжи в муниципальном образовании Плавский район на 2011 – 2015 гг., с Программой развития МБУ ДО МО Плавский район «ДДТ» на 2011 – 2015 гг.

        - Продолжить работу по созданию необходимых условий для личностного развития   и творческого труда учащихся

        - Активизация работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.  

  1. Цели и задачи воспитательной работы объединения:

- содействие воспитанию творчески активной,         социально востребованной, культурной  личности

 - формирование и развитие эмоционально-ценностного позитивного и критического отношения к себе и окружающему миру

 - привитие любви и уважения к малой родине        

 - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

 - сохранение и поддержка индивидуальности учащегося

 - обучение видению своего потенциала.

       

  1. Принципы воспитательной работы

        - В программе  разработаны методы воспитания и обучения детей младшего и среднего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка.

        Программа основывается на следующих принципах:

  • принцип развития

     Под развитием понимается появление у учащегося нового           отношения к миру, себе и другим людям, новых умений и         способностей, желаний, интересов, освоение новых способов         деятельности.

  • принцип самоценности каждого

     Принятие ребёнка таким, какой он есть. Оценивание его поступков, а         не его самого. Принятие индивидуальности,  самобытности,         неповторимости каждого и умение с ним общаться: работать,         сотрудничать, дружить, принять его в коллектив. Формирование         гражданской (Российской) идентичности.

  • принципы деятельности

    - принцип добровольности

    - принцип особого стиля общения педагога и учащихся

    - гуманизация образовательной деятельности

    - принцип комфортности, эмоционального благополучия

    - принцип ситуации успеха для каждого

    - опора на научно-психологические знания детей ………… возраста

    - сотворчество, сотрудничество, содружество педагога и учащихся

    - педагог – это родитель, учитель, мастер, наставник = Мудрец

    - педагог + учащиеся: формула творчества

    - партнёрские отношения педагога и учащихся.

  1. Способы воздействия и взаимодействия  педагога и учащегося
  • Выстраивать деятельность как воспитывающую, создавать воспитывающие ситуации поддержки, успеха, поддерживать процесс самопознания, самореабилитации, развивать ценностно-смысловые качества ребёнка
  • Поддержка в учащемся  его достоинств и позитивного образа «я»
  • Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности характера самого ребёнка (разбираться с конкретным фактом)
  • Отмечать сдвиги в его личностном росте посредством сравнения учащегося с самим собой, а не с другими
  • Собственный пример
  • Совместный поиск идеалов
  • Совместное решение нравственных задач
  • Опора на семью
  • Убеждённость в наличии хороших качествах у каждого человека.

       

  1. Содержание воспитательной деятельности

  1. Учебно-познавательная деятельность

Содержание включает в себя создание благоприятных условий для личностного развития учащихся, повышение интеллектуального и общекультурного уровня воспитания и обучения.

Где   реализуется

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Результативный итог

- Занятия в соответствии с учебным планом и программой

- Индивидуальная работа с учащимися

- Индивидуальная работа с детьми с признаками одарённости

- Традиционно проводятся Дни знаний

- Тематические викторины      

- Дидактические игры

- «Книжкины именины»

- Выполнение дополнительной общеобразовательной программы

- Соответствие приобретённых образовательных компетенций ожидаемым результатам ДОП

  1. Спортивно-оздоровительная  деятельность

Где реализуется

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Результативный итог

- Проведение физкультурных пауз на каждом занятии

- Организация подвижных перемен

- Работа объединений МБУДО «ДДТ» согласно расписанию

- Проведение массовых мероприятий согласно планам работы  педагогов-организаторов

Проведение спортивных праздников: «Папа, мама, я – спортивная семья», «От  «А»  до «Я» в спорте», «Спорт, сила, красота!», «Сочи, спорт, Олимпиада!» и другие.

Укрепление, сохранение

физического и психического здоровья учащихся

  1. Трудовая деятельность

Где  реализуется

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Результативный итог

- Привитие навыков самообслуживания

- Привитие навыков культуры труда

Поддержка чистоты и порядка  в учебном кабинете, в МБУДО «ДДТ»

Приобщение учащихся к созидательному труду,

к культуре труда,

к самообслуживанию, оказанию взаимопомощи. Принятие обязательности дежурства после занятия

  1. Эстетическая деятельность

        В сфере художественно-эстетического развития необходимо формировать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру, обучать видеть прекрасное  в любой сфере деятельности и претворять его в жизнь; обучать умению отличать прекрасное от безобразного и умению отказываться от последнего (приобщение к изобразительной деятельности, музыкальное развитие и т.д.).

Где  реализуется

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Результативный итог

Занятия бисероплетением, изодеятельностью,  разного рода работой с бумагой, лепкой, аппликацией, изотворчеством и т.п. в соответствии с ДОП

- Эстетичность оформления помещений МБУДО МО Плавский район «ДДТ»

- Требования  опрятного внешнего вида

- Требования к уместности украшений, к использованию косметики в детском возрасте

- Эстетическое оформление работ

- Оформление  работ учащихся на тематических выставках

- Изготовление подарков

- Посещение музеев, выставок

- Совершение экскурсий в природу

- Умение видеть и ценить красоту природы; видеть в обыденном прекрасное, сохранять,    беречь и приумножать его

- Соблюдение культуры труда в любом виде деятельности.

  1. Коммуникативная деятельность

Где  реализуется

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Результативный итог

Привитие навыков общения в разновозрастном коллективе, со взрослыми людьми, выполнения правил и норм поведения в неформальной обстановке.

Участие в воспитательных мероприятиях МБУДО «ДДТ»: праздниках, познавательных, развивающих, «Кафе «Именинник» («Осенины», «Снеженика», «Веснушки-конопушки») и других

Приобретение учащимися положительных качеств: раскованности, умения подчиняться коллективу, умения отстаивать свою точку зрения, сопереживания, доброжелательности, умения вести диалог, ответственности, сознательной дисциплины, заботы о младших; умения радоваться успехам других учащихся и т.п.

  1. Гражданско-патриотическая деятельность

Где  реализуется

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Результативный итог

- Использование национально-регионального компонента, привитие уважения и любви к малой Родине, России, знание истории и обычаев малых народов России; истории, литературы, героев   Тульского края, России.

- Выполнение работ к Российским праздникам

- Участие в районных, областных мероприятиях патриотической направленности

- Тематические  праздники, викторины к государственным Российским праздникам

-Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла

- Экскурсии в краеведческий музей, музей Б.Ф. Сафонова (Плавская СОШ № 1)

- Формирование Российской идентичности у детей других национальностей

- Прививается чувство Родины, уважения к её историческому прошлому, гордость за настоящих Героев Отечества.

  1. Духовно-нравственная деятельность

Где  реализуется

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Результативный итог

- Занятия по подготовке работ к православным праздникам: открытки, рисунки; работы в технике выжигания, выпиливания

- Информация о православных праздниках через газету «Перекрёсток»

- Составление презентаций

- Исследовательская деятельность учащихся и педагога

Обращение учащихся к истокам нравственности, приобщение к духовной культуре

  1. Общеразвивающая  деятельность

Где  реализуется

Учебная деятельность

Внеучебная деятельность

Результативный итог

На занятиях согласно дополнительным образовательным программам

- Через участие в массовых мероприятиях

- Через информацию на газете «Перекрёсток»

- Общее развитие учащихся

- Развитие познавательной мотивации

- Умение проявить  усвоенные  

развивающие компетенции  в практической деятельности в школе, дома

- Развитие и укрепление психических процессов: памяти, внимания, мышления и других

  1. Формы педагогической поддержки  учащихся, эмоционально благополучная атмосфера в объединении

Правила завоевания доверия в педагогическом общении:

- Докажите учащемуся свою искренность!

- Улыбнитесь при разговоре! Без улыбки нет контакта

- Чаще говорить о том, что интересует ваших учащихся.

Памятка педагогу:

  • Никогда не использовать угрозы
  • Пытаться  вызвать приятные ассоциации при обучении, проведении воспитательного мероприятия
  • Создавать позитивную атмосферу и комфорт во время занятий и мероприятий
  • Осторожно использовать соревнование. Убедиться, что никто из учащихся  не находится под чрезмерным давлением, не унижается сверстниками, и каждый имеет шанс добиться успеха
  • Избегать ситуаций, когда учащиеся с высоким уровнем тревожности должны выступать перед большими группами. Таким детям нужно задавать вопросы, на которые следует отвечать односложно        
  • Давать чёткие задания. Убедиться,  что все указания учащимся ясны.

 

        Адекватное возрасту общение со взрослыми является решающим условием эмоционального благополучия и нормального развития ребёнка.

Воспитательная работа в объединении реализуется в следующих условиях:

- добровольность в выборе деятельности и формы её реализации в детском коллективе

- активность и самостоятельность в выборе деятельности

- высокий уровень профессионализма педагога

- возможность выхода из объединения в любое время,   то есть существует момент ненасилия.

        Говоря об эмоционально  благополучной атмосфере в объединении, педагог должен иметь в виду  

  •  наличие положительной мотивации каждого занятия и мероприятия
  • свободное общение
  • творческость
  • обмен творческими продуктами
  • соблюдение температурного режима, достаточная освещённость, уют помещения
  • одухотворённость жизнедеятельности коллектива: мажорное настроение, весёлость.

  1.  Работа с родителями

8.1.                                  План работы с родителями

Педагога дополнительного образования в объединении  «Выжигание, выпиливание»

на 2014 – 2015 учебный год

п/п

Сроки проведения

Мероприятие

1.

Сентябрь

Родительское собрание «Взаимодействие семьи, общественности и ДДТ» (ознакомление с содержанием вводного инструктажа, расписанием занятий, режимом работы, с традициями МОУ ДОД «ДДТ»)

Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики обученности, воспитанности, развития учащихся (стартовый этап)

2.

Октябрь

День открытых дверей «Всех приглашаем, душевно встречаем!»

Участие родителей в празднике:

  • посещение выставок работ учащихся
  • совместное участие в конкурсной программе

3.

Ноябрь

Анкетирование родителей «Мой ребёнок в Доме детского творчества»

4.

Декабрь

Новогодняя праздничная программа для обучающихся и их родителей

5.

Январь

Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики обученности, воспитанности, развития учащихся (промежуточный этап)

6.

Февраль

Родительское собрание «Ознакомление с содержанием учебно-методического комплекса. Наработки, приобретения за текущей учебный год» (совершенствование материально-технической базы, ожидаемая помощь от родителей)

7.

Март

Мероприятие с учащимися и их родителями «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!»

8.

Апрель

Анкетирование родителей «Дополнительное образование и семья»

9.

Май

Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики обученности, воспитанности, развития учащихся ( итоговый этап)

 Результаты итоговой индивидуальной аттестации учащихся

Посещение выставки декоративно-прикладного творчества «Чудо рукотворное»

10.

В течение года

Индивидуальные консультации по запросу родителей

        План работы с родителями может изменяться и дополняться в течение учебного года, возможна его корректировка.

8.2. Рейтинг педагога дополнительного образования: отзывы родителей, учащихся  о работе объединения, о педагоге ДО (приложение  № 2).    

8.3. Анкеты для родителей  (приложение № 1)

  1. Учащиеся и социум  

           9.1.   Социальный паспорт объединения    (приложение № 3)

  1. Социальные партнёры педагога и учащихся    

   

                                           

 

  1. 9.3. Анкеты, тесты по выявлению качеств личности учащихся:   умение видеть свои сильные и слабые стороны (адекватно себя оценивать), умение общаться в разновозрастном коллективе и со взрослыми людьми, навыки осуществления контроля и самоконтроля за своим поведением; работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и другие качества  (приложение № 4).

  1.  Каждодневный  воспитывающий  труд  педагога:
  • привитие культуры речи
  • приучение к выполнению норм и правил поведения, к опрятности внешнего вида, к самогигиене
  • поощрение проявлений вежливости, уступчивости, взаимопонимания, лидерских качеств, самостоятельности,  навыков самообслуживания и других
  • привитие  умений делать жизненные выборы
  • утверждение  учащегося в роли инициатора, руководителя и исполнителя
  • развитие навыков толерантного общения в разновозрастном коллективе, умения  подчиняться  мнению большинства, умения отстаивать своё мнение
  • воспитание умения радоваться успехам других учащихся и т. п.
  1.  Уклад жизни объединения
  1. Наличие позитивного лозунга, высказывания или обращения к учащимся, родителям (например, «Давайте жить дружно!», «Наш Дом – ваш Дом!», «Ничего нет трудного, если есть желание», «Волшебство мы творим своими руками», «Правила дружбы», «Сделай в жизни хоть раз», «Если очень хочется прыгать – прыгай, но на носочках…….  А вот обижать друг друга  и драться никак нельзя!», «Как это по-русски?», «Полюби меня! Помоги мне выжить!»)
  2. Наглядное отражение традиций объединения
  3. «Родословная моего объединения»
  4. Выставочные работы учащихся
  5. «Уголок кружковцев»
  6. Памятки для учащихся (например, «Гимнастика для ума и памяти»)
  7. Договоры с учащимися или Программа: «Предлагаю программу: если ты  научишься сам работать со схемами (или с бумагой, красками и пр. материалами), быть доброжелательным, творчески относиться к любому заданию и работе, помогать и подсказывать, не будешь обижаться по пустякам, если научишься вежливо разговаривать, чаще улыбаться, если будешь самосовершенствоваться, заниматься самообразованием ……… , то ты станешь настоящим гражданином своего Отечества, самостоятельным, ответственным, сумеешь справиться со сложной работой, станешь добрым, культурным,  с тобой будут рады все дружить, ты  будешь общительным, уверенным в себе, сумеешь отстоять своё мнение, приобретёшь лидерские качества,  ……………….»
  8. Наглядные поздравления с днём рождения, с Днём защитников Отечества, с праздником 8 Марта, с Новым годом  и т. д.
  9. Украшение учебного кабинета к праздникам и другое оформление.

  1. Модель выпускника

        Выпускник объединения к концу периода обучения должен обладать следующими качествами:

-  образованный и творческий выпускник, владеющий   предпрофессиональной компетентностью

- адаптированный и самостоятельный, успешный выпускник, обладающий компетенциями саморазвития

- гражданин, гуманист; человек,  владеющий  социальными и межкультурными компетенциями.

  1.  Приложения (социальный паспорт, тесты, анкеты на выявление личностных качеств учащихся с их анализом; анкеты для родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"

Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны

Программа воспитательной работы в классе составлена на основе  программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...

Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"

Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является   воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...