рабочая программа "Истоки"
рабочая программа на тему

Новикова Любовь Алексеевна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_3_klass.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа по учебному курсу «Истоки» для 3 класса разработана на основании следующих нормативных документов:

1.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06 октября 2009 г. №373. Зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785.

2.  Примерной программы по православной культуре.         

 3.  На основе книг  А.А. Лопатиной  и М.В. Скребцовой «Начала мудрости» и «Притчи для детей и взрослых».

4.  Учебного плана МБОУ Прудковской СШ на 2017 – 2018 учебный год.

5.   Федерального перечня учебников на 2017-2018 учебный год.

 «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным условиям российской цивилизации.          

 Программа «Истоки» оформилась на волне педагогических, философских и духовных поисков нашего времени, когда все более очевидной становится потребность в возвращении образования к его первоначальному смыслу. Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Выступая в качестве ключевых, эти компетентности нужны человеку в различных видах деятельности независимо от того, какую профессию он изберет в будущем. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.

Не секрет, что дети получают воспитание крайне разное по своему качеству. Для большей части подрастающего поколения учителем является лишь жизнь, а доступ к получению грамотного и правильного воспитания в целях духовно-нравственного становления существенно ограничен.

В целом родители заняты материальным обустройством жизни. Их благие и высокие побуждения относительно воспитания, как правило, не наполнены делами, не опираются на постоянный, умелый и систематический труд. Родители, в сущности, мало сведущи в вопросах воспитания и детской психологии, воспитывают не целенаправленно и планомерно, а спонтанно, от случая к случаю, по своему разумению и настроению. При недостаточной работе с детьми воспитание постепенно обретает насильственно-принудительный характер. При этом, как правило, плохо используется профилактический потенциал воспитания, когда комплекс знаний, своевременно вложенных в сознание ребенка упреждает, тормозит и нейтрализует большинство негативных желаний и устремлений. Взрослыми не редко забывается, что только качественная передача взаимосвязанных, обстоятельных и обоснованных духовно-нравственных знаний, дает им впоследствии моральное право требовать и ожидать от ребенка обдуманного поведения, а также красоты и разумности в мыслях и чувствах.

По словам академика Д. С. Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Цель программы: формирование  у  учащихся  основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениям о добре и зле, должном и недоступном, укрепление у обучающихся способности осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм,  давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам.

       

Задачи:

  • Различить хорошие и плохие  поступки.
  • Формировать уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому.
  • Устанавливать дружеские отношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке
  • Формировать правила вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами.

          Планируемые результаты обучения

У обучающегося будут сформированы:

Личностные:  

  • Ценить и принимать следующие ценности: «добро», «терпение», «природа», «семья», «настоящий друг», «справедливость», «любовь» и т.д.
  • Уважать свою семью, родственников, старших.
  • Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки  зрения общечеловеческих норм.

Познавательные:

  • Извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
  • Наблюдать и делать самостоятельные выводы.
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

  • Участвовать в диалоге на занятиях и в жизненных ситуациях
  • Отвечать на вопросы преподавателя, своих товарищей.
  • Соблюдать нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Слушать и понимать речь других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Участвовать в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные:

  • Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях, под руководством преподавателя.
  • Определять план выполнения заданий во внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством преподавателя.
  • Оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

     

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • представлений о  нормах морально-нравственного поведения в школе, общественных местах;
  • на обучение распознаванию хороших и плохих поступков в процессе бесед, обсуждения поступков героев художественных произведений, поведения разных людей в жизненных ситуациях;
  • первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе – овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре , взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье

Планируется достижение следующих результатов:

Слова

– знание главных нравственных правил, норм;

– представления о ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов;

– умение отделять оценку поступка от оценки человека;

– различение хороших и плохих поступков;

– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимо-понимание, доброжелательное отношение к собеседнику);

– отрицательная оценка  плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).

Дела

– избегание плохих поступков, капризов;

– признание собственных плохих поступков;

– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;

– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;

– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;

– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;

– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;

– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.

        Программа реализуется в соответствии с принципами систематичности и последовательности, предполагает нахождение логических связей между нравственными, патриотическими, природоведческими и обществоведческими знаниями, полученными ребёнком на разных ступенях воспитания и обучения.

 Дети, так же, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, краткой и сказочной форме. И здесь на помощь приходит притча — удивительно эффективное средство воспитания, обучения и развития. Вечная мудрость, заключенная в притче, поданная в простой и доступной форме, учит детей думать, самим находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Эта притчи, с которыми познакомятся дети, помогут им задуматься над своим поведением и, может быть, заставит их осознать собственные ошибки и посмеяться над ними. Эти короткие истории объяснят детям, что всегда можно найти множество путей решения одной проблемы и что жизнь не делится только на черное и белое, плохое и хорошее.

Данная программа поможет взрастить в детях лучшие человеческие качества и заложить основы нравственности тогда, когда ум и душа ребенка ещё открыты новому.  Разработанные занятия состоят из притч, сказок, бесед, подвижных и ролевых игр, театрализаций, творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы, на развитие творческого потенциала детей. Благодаря данной программе младшие школьники не только войдут в мир добрых качеств, но и научатся высказывать свои мысли, работать в парах и группах, разыгрывать сценки, рисовать.

 Место учебного предмета «Умелые руки» в учебном плане МБОУ Прудковской СШ

На изучение курса   «Истоки»  в третьем классе отводится 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).

                                    Содержание программы:

Наименование раздела программы

Колич. часов

Темы урока

Планируемые результаты

Вечная мудрость притчи

Начала мудрости

13 ч.

21

Учиться никогда не поздно.

 Самое ценное сокровище.

Что важнее?

 Что хранят книги?

 Учись спрашивать.

 Сокровища семьи. Уважение к матери.

 Мудрый отец.

 Листья и корни.

 Почему одному плохо?

Зачем нужен брат.

 Два брата.

 Кто нежнее?

 Холодные и тёплые слова.

 Взаимопомощь.

Бережливость.

Дружелюбие.

Гостеприимство.

Чуткость и сострадание.

 Благодарность.

 Добросердечие.

 Бескорыстие.

Дружба.

 Отзывчивость.

Единство.

 Милосердие.

 Любовь к животным.

 Заботливость.

 Любовь к Родине.

 Ответственность.

 Уважение.

 Умение сотрудничать.

Любознательность.

 Сострадание.

Наша дружная семья.

Урок добра

Моя ступенька мудрости.

•        начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

•        нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

•        неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

•        способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

•        уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

•        знание традиций своей семьи и бережное отношение к ним.

Учебно-тематическое планирование

Содержание

часы

1

Вечная мудрость притчи

13

2

Начала мудрости

21

формы и методы работы с обучающимися:

- групповые (звеньевая, дифференцированно-групповая, творческие группы, динамические группы);

- индивидуальные (консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);

-фронтальная;

 - коллективные (соревнования, поисковые)

- дидактические и ролевые игры;

методы обучения:

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- проблемный;

- активные методы обучения (кластер, синквейн, фишбоун и др.)

Календарно-тематическое планирование курса «Истоки» 3 класс

дата

содержание

1

Вводный урок. Вечная мудрость притчи

2

 Учиться никогда не поздно.

3

 Самое ценное сокровище.

4

 Что важнее?

5

 Что хранят книги?

6

Учись спрашивать.

7

 Сокровища семьи. Уважение к матери.

8

Мудрый отец.

9

Листья и корни.

10

Кто нежнее?

11

Почему одному плохо?

12

Зачем нужен брат? Два брата.

13

Холодные и тёплые слова.

14

 Взаимопомощь.

15

Бережливость.

16

 Дружелюбие.

17

 Гостеприимство

18

Чуткость и сострадание.

19

Благодарность

20

 Добросердечие.

21

Бескорыстие.

22

Дружба.

23

Отзывчивость. Единство.

24

Милосердие.

25

Заботливость.

26

Любовь к Родине.

27

Ответственность.

28

Уважение.

29

Умение сотрудничать.

30

Любознательность.

31

Сострадание.

32

Наша дружная семья.

33

Урок добра.

34

Обобщающий урок. Моя ступенька мудрости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.

Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...