Успешный ученик
статья по теме

Поверенкова Елена Анатольевна

В этой статье я буду опираться на принципы проекта Педагогики успеха, разработанные Казаковой Е.И. и образовательного проекта «Успешного чтения», руководителем которого является Галактионова Т.Г. И первый и второй проекты напрямую относятся к заявленной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspeshnyy_uchenik.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Успешный ученик

В этой статье я буду опираться на принципы проекта Педагогики успеха, разработанные Казаковой Е.И. и образовательного проекта «Успешного чтения», руководителем которого является Галактионова Т.Г. И первый и второй проекты напрямую относятся к заявленной теме.

  Несколько лет назад, ещё до введения новых стандартов, мы задумались над вопросом, что будет значимым для ученика 21 века. Соответственно, значимой идеей для педагогики. И пришли  к выводу -   создания  условий для развития ученика за счет  поддержки его успехов. Необходимо подчеркнуть, что  "уважение, признание, компетентность, самореализация" - все это  врожденные потребности,  данные нам природой в целях сохранения, развития вида.

Также необходимо отметить и то, что попытки исследовать среду школьной жизнедеятельности, формирующей личностную    ориентацию   на   успех, предпринимались неоднократно.  

Мы  исходим  из того,  что только школа,  в чьей системе ориентиров  -  успех  является  доминирующим, может,  при определенных условиях,   сформировать  личностную  ориентацию  на успех - как необходимое качество позитивного  развития  личности.

     Что такое успех?

     По Толковому словарю русского языка:  

1.  Удача  в достижении чего-либо.

2. Общественное признание.

3. Хорошие результаты в учебе,  работе.

     Педагоги и психологи чаще всего  трактуют успех как наиболее оптимальное достижение желаемой цели.

     В 1890  году  американский философ и психолог У.Джемс создал чрезвычайно оригинальную формулу "человеческого счастья"

                   Какое отношение эта формула имеет  к  понятию  человеческого благополучия, благоприятности  развития.  Человек  тем лучше себя чувствует, чем выше его самооценка и наоборот - чем выше  самооценка, тем лучше самочувствие.

( Вспомним - потребность в самоуважении, признании и т.д.).

     Из формулы  следуют  два  пути  повышения самооценки.  Можно уменьшить знаменатель или увеличить числитель.  И  тот  и  другой путь реальны, снижение уровня притязаний известный метод, однако -  это  путь  регресса  (если  снижение  не  носит  временный, обусловленный необходимостью, характер). Нас же интересует развитие по пути прогресса. Отсюда вывод - если мы желаем ученику добра - надо помогать быть успешным.

Каким образом можно помочь? Приведём пример из жизни.

Был объявлен месячный конкурс «Рейд портфелей». Цель этой акции -  дальнейшее формирования положительного образа ученика. Далее возникает вопрос, каким образом будет конкурс оцениваться?  Наверное, это может быть вручение призов, отличительных или памятных знаков, возможно, даже, это будет новая почётная ответственная роль, которую получит победитель. Но на самом деле, бывает и так: вместо призов в дневнике появляется … замечание. Этот  пример, с нашей точки зрения, наглядно демонстрирует две противоположных стратегии стимулирования позитивного развития: стратегию поддержки достижений и стратегию наказания за несоответствия. Какой путь мы выбираем чаще и, какой из них эффективнее?

Конечно, качественным можно назвать только то образование, которое помогает человеку становиться счастливым; точнее, хорошее образование должно углублять и расширять представления человека о счастье;

если в педагогическом процессе нам удастся создать условия  веры ученика  в себя, в свои силы -  то он сам будет выбирать впоследствии жизненные задачи  из  зоны ближайшего развития, что есть восходить к своему развитию.  

Не приходится доказывать тот факт, что образованность оказывает огромное влияние на индивидуальное   и общественное развитие  в самом широком его понимании. Но ученик должен быть на это соориентирован.

Пришло время ещё раз обратиться к толковому словарю.

Словарь трактует     "ориентацию"  как "1) определение своего местонахождения; 2) умение разобраться в окружающей  обстановке;  осведомленность в  чем-либо;  3) направленность деятельности,  определяемая интересами кого-, чего-либо..."

Это   и   есть  три компонента  любой ориентации: "знаю", "хочу"  и  "делаю";  или, на языке науки: когнитивный, мотивационный и поведенческий компоненты.  Знания человека и его первоначальные ориентации помогают ему  поставить  цель.  Цель  и сформированные ориентации диктуют характер дальнейшей активности.

Но, согласитесь, нельзя увлекаться тем, чего ты совсем не знаешь? Знание  в  ориентации  тоже  развивается:  сначала - оно выступает в форме первого знакомства с предметом,  по отношению к которому возникают  положительные  или  отрицательные мотивы (“Мне это очень нравится, или, извините - не распробовал, или, это совсем мне не подходит”). Следующий шаг - "знание подтверждение" - по мере знакомства с предметом я убеждаюсь, что мой первоначальный выбор был  справедлив,  укрепляется  желание действовать в заданном направлении. Новый этап - действие,  в ходе которого  развивается знание и  уточняется мотивация,  формируется самооценка и прогноз будущих действий. То есть получается результат – характеристика  продукта,

Достижение же – характеристика результата, как положительного события или процесса получения результата. А успех – переживание достижения. В  этом плане правомерно  сочетание "достижение успеха".

Ориентация на   успех   формируется   в   ситуации   успеха, устойчивая ориентация  на  успех  предполагает наличие стабильной  картины, связанной   с    повторяющимися    ситуациями    успеха. Естественно, прогрессивное  развитие  личности  возможно только в том случае,  если будет  обеспечен  рост  успеха,  то  есть  рост притязаний в соответствии с ростом возможностей ученика.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешный ученик. Слагаемые успешности.

Успешный ученик. Могу ли я сказать 1 сентября в 1 классе кто из них будет успешным? Конечно нет.В вспомогательную школу поступают дети из специальных детских домов (Ядринский детский дом), из семей (ч...

Успешный учитель-успешный ученик.

Выступление  на педсовете....

Здоровый ученик - успешный ученик

Как же помочь ребенку выдержать неподъемную  нагрузку и при этом сохранить здоровье...

Социально-педагогический проект "Успешный ученик - успешная личность"

Ученикам коррекционной школы  часто присуща заниженная самооценка, которая приводит к снижению познавательной мотивации учащихся и создаёт препятствия на пути их успешной социализации. Проект нап...

Мастер – класс для педагогов "Успешный педагог — успешный ученик" /с применением технологии «Преобразование обучения для XXI века /.

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.Задачи:1.     Расширение зоны личной уверенности педагогов.2.     Принятие сильных сторо...

Творческая группа "Здоровый ученик-успешный ученик"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по внедрению здоровьесберегающих и информационных технологий в учебную и внеурочную деятельность в начальной школе....

Здоровый ученик-успешный ученик.

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый ученик.Сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний....