"Совесть"
классный час (3 класс)

Куку Назира Рашидовна

воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим  мнениям.

Задачи:

-на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

- формировать у учащихся культуру общения(коммуникативные умения);

-развивать умение высказывать свое мнение ,отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать вводы.

Формы организации познавательной деятельности:

- коллективная;

- фронтальная;

- групповая;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Совесть»

Цель: воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим  мнениям.

Задачи:

-на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.

- формировать у учащихся культуру общения(коммуникативные умения);

-развивать умение высказывать свое мнение ,отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать вводы.

Формы организации познавательной деятельности:

- коллективная;

- фронтальная;

- групповая;

Оборудование: ноутбук, презентация, листочки, ручки, облачки , тексты ситуаций.

Ожидаемые результаты:

-Дети смогут составить представление о таких понятиях как «стыд» и «совесть».

-Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

-Осознавать ,для чего нужна совесть.

                                                            Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация.

        - Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте –на поляне мудрецов. На ней растет большое развесистое дерево. Дерево мудрости.  Вас радушно встречает мудрец. Он знает все о человеческой жизни.

        - Закроем глаза, заглянем в себя, увидим себя, услышим себя. . Какой я? Каким я себя чувствую? Что бы вы рассказали мудрецу о себе?

2.Актуализация знаний.

          Чтение стихотворения учителем.

Однажды предрассветною порой.

Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: — Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,                                                                                      
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.

   Работа в группах.

А теперь возьмите листочки от деревца и напишите на них  самые главные качества и прикрепите их к дереву. Читаем качества, которые посчитали главными ,анализируем, сравниваем, находим совпадения. Ответы сравниваем с ответом третьего мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил:
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека — совесть!

3. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

А как на ваш взгляд, какое качество в человеке считаете самым главным?

- Назовите тему урока. (Совесть).

Запишем тему урока.

- Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека- чистая совесть.  (Цицерон)

-Какой вопрос возникает?

Совесть украшает человека?

-Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

1.Что такое совесть?

2. Нужна ли человеку совесть?

  -Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

  4. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

-А вот послушайте афоризмы, посвященные этому понятию.

Афоризмы:

   «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».                                                                                  Суворов А. В.

   «Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».

Пушкин А. С.

  -А вот какие определения дают нам словари В.Н.Даля и С.И  Ожегова:


1. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».  

2. «Совесть  - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».  

– Как вы видите, эти определения соотносимы с теми, которые предлагают нам И. Кант, А. В. Суворов,               А. С. Пушкин.

   5.Физкультминутка- игра  «За что мучает совесть»

Если вы считаете ,что этого следует стыдится, хлопните. Если вы этого не стыдитесь топните.

Зависть ,скромность, мужество, эгоизм, честность, сдержанность , хвастливость, хитрость, искренность.

   6. Продолжение работы по теме урока

1)Работа с рассказом «Осколки в сердце»

-А сейчас мы с вами познакомимся с небольшим рассказом «Осколки в сердце»

-Как вы думаете почему он так называется?(Варианты детей)

-Вы правы каждый раз когда мы поступаем против совести мы причиняем вред другим.

Чтение рассказа учителем

 Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла — и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение — все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло — это был я. Прости меня, — сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, — ответил слепой.

-   Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

-   Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

-   Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет.)

2. Игра «Поступи правильно». Работа в группах.

Каждой группе раздается листочек  с жизненной ситуацией

Ситуация 1 :

   Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пятьдесят рублей. Как вы поступите?

Ситуация 2 :

  В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 3:

  На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планируют поездку в лес. Идет бурная подготовка . Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то разбил мячом окно. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что окно разбил ваш друг. Как можно тут поступить по совести?

6.Закрепление изученного.

1. Упражнения совести.

«Минута раскаяния»

    Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.

Упражнение совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. 

При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. А иначе – блуждание в потемках.


Сейчас проделаем такое упражнение. Вы минуту подумаете, и вспомните свои поступки, которые могли обидеть кого-то, за которые нам сегодня стыдно и мы в них глубоко раскаиваемся. На краю парты у вас лежат облачка, а на доске прикреплено солнышко. Попробуйте написать на облачке не саму ситуацию, а ваши ощущения, которые вы испытывали тогда и сейчас. И прикрепите их с помощью магнитов на солнышко. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».

Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумываютделают записи на листочках.

  -Посмотрите, наше солнышко спряталось за облачками.

  - Прочитайте нам то, что написали. (Дети поочередно снимают облачко и читают свои ощущения).

  - Скажите, как вы считаете, как можно исправить свой поступок, как можно успокоить совесть?

(попросить прощения)

   -Посмотрите ,наше солнышко снова улыбается, так и у нас на душе становится легко ,после того как мы попросим извинение.

  Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.

 - Как же пробудить совесть в бессовестном человеке? Как сделать так, чтобы он раскаялся в своем поступке?

Примерные ответы детей:

– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.

– Нужно объявить бойкот.

– Не подавать руки, не здороваться.

– Нужно устроить общественный суд.

    Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.

    7. Подведение итогов (рефлексия).

     Наш разговор подошел к концу. Всем большое спасибо! Каждый из вас, я думаю, сделал свои выводы. Я не буду спрашивать о них, потому что это очень личное. Но все-таки, мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор. Для этого: у вас на столе лежат кружочки разных цветов. Уходя, вы оставьте на столе только тот, который ближе всего выражает то мнение, к которому вы пришли после сегодняшнего разговора:

  • Мне кажется, моя совесть не спит, но разговор был полезным
  • Наш сегодняшний разговор помог мне осознать, что мне есть, за что просить прощения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть

Урок по основам православной культуре в 4 классе....

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

«Совесть - это...»

Урок ориентирован на учащихся с повышенной мотивацией к обучению. На уроке рассмотрено слово с точки зрения грамматики, лексикологии, морфемики, словообразования и фразеологии....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

Презентация к уроку по курсу ОРКСЭ. Тема: "Совесть" (ОСЭ) 4 класс.

Данная презентация разработана к уроку "Совесть" (ОСЭ), курс ОРКСЭ 4 класс....

час общения "Совесть, благородство и достоинство - вот оно, святое наше воинство"

Данный час общения посвящен героям - воинам сегодняшних дней....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...