тематическое занятие "Доброта - что это?"
план-конспект занятия (3 класс)

Менцер Ирина Юрьевна

тематическое занятие по личностному развитию учит младших школьников различать понятия добра и зла

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Доброта – что это?

Форма проведения: Игра-драматизация «Злой волшебник»

Цель: : формирование межличностных отношений на основе развития способности сопереживать другому

Задачи:  уточнение понятий добрый - злой

 коррекция мышления на основе упражнений в анализе — синтезе.

воспитание доброжелательного отношения друг к другу

Оборудование:  ноутбук, презентация, разрезные картинки

Ход занятия:

  1. Вводная часть
  1. организационный момент. Задача: организация внимания воспитанников, проверка готовности к занятию

Деятельность воспитанников

Деятельность воспитателя

примечание

(Дети делятся на две группы.)

Собирают картинка,

Отвечают на вопросы

  1. - Соберите две «осколочные» картинки. я группа — конверт с «осколочной» картинкой доброго поступка.
  2. я группа — конверт с «осколочной» картинкой злого поступка.        *
  • Что изображено на картинке?
  • Охарактеризуйте собранные картинки.
  • Какой это поступок?
  • О чем мы сегодня с вами будем говорить?

  1.  мотивационно-целевой момент.

Задача: стимулирование активности воспитанников в обсуждении предложенной темы

        — Тема нашего сегодняшнего занятия: «Победи зло в себе» Сегодня мы с вами будем определять понятия «добро» и «зло», оценим свои поступки и поступки своих сверстников, закрепим навыки доброжелательного отношения друг к другу, сделаем соответствующие выводы.

Слайд 1

II. Основная часть.

Задача: организация разных видов деятельности воспитанников для достижения цели занятия

(Ответы детей.)

(Ответы детей.)

Что такое добро, зло? Ребята, давайте определим понятие «доброта». Что такое «доброта»?

  • Правильно, доброта — это чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другому человеку. Как ведет себя добрый (доброжелательный) человек? (Ответы детей.)
  • Этот человек не может быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми приветливы, он всегда улыбается, проявляет заботу, сердечность.

Ребята, а как проявляется доброта? Доброта проявляется в самих человеческих делах, поступках, в отношении к людям, ко всему окружающему, умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать. Все это зависит от воспитания в семье и взаимоотношений родителей и детей. А как люди вдруг становятся злыми? Я вам открою тайну – у каждого из нас внутри сидит злой волшебник, который любит пошалить и показать свою власть над нами. Он – как дракон с многими головами, одну голову зовут лень, другую – жадность, третью – жестокость, и так далее. Каждый раз когда нам надо сделать выбор, как поступить, мы поступаем так, как хочет этот волшебник, если только не поймем, что мы сами можем решать, как поступить. Победить волшебника о поступить по-своему может только сильный человек.

Слайд 2

Слайд 3

Достают карточки с ситуациями , изображают борьбу со злым волшебником, объясняют, с какой головой боролись, как победили.

        Игра-драматизация:

  • Давайте, ребята, проверим себя, оценим свои поступки. Я для вас приготовила «заморочки из мешочка». Сейчас мы поиграем. Согласно выбранным вами «заморочкам» я буду читать нам различные ситуации, а вы решите, как правильно поступить, и покажите, как вы боролись со своим злым волшебником.

«Заморочки из мешочка»

  1. Воскресенье. К тебе пришел друг и принес посмотреть новый фильм, но мама просит тебя срочно сходить в магазин, потому что скоро папа приедет на обед, а хлеба дома нет. Как ты поступишь?
  2. Воспитатель объявила ребятам, что на класс выдали 6 билетов в цирк и при этом сказала: «Вас в классе десять человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кто не получит билета. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».
  3. В классе был мальчик, которого не понимали и отвергали. Что бы вы посоветовали одноклассникам?
  4. Мальчик в столовой во время полдника выбрал себе самое большое яблоко и положил рядом со своей тарелкой. Что о мальчике можно сказать?
  5. У кассы в магазине плачет девочка, потерявшая деньги. Ты увидел эти деньги на полу. Твои действия.

Итог игры:

  • Правильными были ваши ответы? Почему? С какими головами мы сражались?  Вы сумели победить злого волшебника, значит, вы сильные и добрые. Сильный не может быть злым, ему не надо защищаться, он сам хочет защищать.

    Доброта подразумевает добрые, справедливые решения в пользу других. Ради доброго поступка можно уступить, сделать человеку приятно. Важно, чтобы в основе ваших добрых побуждений и действий лежало сочувствие, желание помочь, поделиться, уступить. Только поняв другого человека, его состояние, можно решить, как ему помочь.

Играют, ищут хорошие черты в товарищах

  1. Игра на внимание.
  • А сейчас давайте сосредоточим свое внимание. Поиграем в игру, которая проводится следующим образом. Одного из ребят выбирают ведущим, завязывают ему глаза, и он по рукам и голове должен определить, кто рядом с ним.

А мы, ребята, будем помогать ведущему, если он будет затрудняться. Мы должны описать человека, до которого он дотронулся, но называть только его добрые поступки, определять его внешность, характеризовать положительные черты. (3-4 человека играют.)

Итог игры:

  • Видите, ребята, поскольку ваши дружеские отношения располагают вас друг к другу, вы можете определить своих одноклассников по рукам, голове, положительным чертам характера.

Слушают рассказ

Участвуют в обсуждении

(Дети могут сами подвести итог.)

Чтение и обсуждение рассказа:

  • Сейчас я прочту вам один из рассказов американского писателя Рея Бредбери из сборника «Передай добро по кругу». Рассказ называется «Все лето в один день». А вы, прослушав рассказ, должны будете охарактеризовать поступок, ситуацию, действия Марго. (Чтение рассказа.)
  • Вам понравился этот рассказ? А чем?
  • Как оценить поступок детей с Марго?
  • Отчего становится страшно, когда представляешь события этого рассказа?
  • Вы оказывались в такой ситуации? С вами такое происходило?

Вывод:

  • Видите, как опасно человеческое зло! Как просто недобрый поступок может обернуться непоправимым злом! Помните об этом, ребята, и спешите радовать окружающих вас людей, оберегайте их от зла. Ведь только тот может горячо любить добро, кто способен от всей души непримиримо ненавидеть зло.

Играют, придумывают, чем обрадовать товарищей

  1. Игра «Торопись обрадовать!»:
  • Дарить радость — значит творить добро. А как вы умеете дарить радость, мы сейчас увидим, поиграв в игру, которую на

зовем «Торопись обрадовать!». Обрадовать надо своего товарища. Сумеете ли вы это сделать?

Игра будет проходить так: вот эту ленточку мы будем передавать по кругу, пока я не скажу «Замри!». Тот, у кого в этот момент окажется лента, должен радовать своего соседа, находящегося слева или справа. Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нем ценишь, что тебе нравится в его характере или что-то еще (что — ты сам придумаешь).

(Детям надо дать поиграть и понаблюдать, как и чем они радуют своих товарищей, что знают о них хорошего, что умеют видеть в них положительного. Как всегда заканчивает игру педагог, радуя тех, кто бывает в классе забыт. Именно о них он говорит что-то важное, на что должны обратить внимание остальные.)

  • Итак, ребята, игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу — ив классе сразу стало светлее. Недаром говорится: «Доброе слово — что весенний день».

Итог игры (подводят дети):

  • Как вы считаете, ребята, следует ли спешить радовать другого? Почему?
  • Что это дает тому, кто радует?
  • А тому, кого обрадовали?
  • Значит, в умении нести радость другому рождается человеческая доброта.

Слайд 4

III. Заключительная часть.

Задача: организация рефлексии воспитанниками результатов занятия

Делают вывод

  • Подумайте, ребята, обо всем, что было сказано на нашем занятии. Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как надо поступить, как суметь противостоять злу, несправедливости. Всегда защищайте доброе в себе, в других, решительно давайте отпор злу.

Слайд 5