Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мои первые проекты"
рабочая программа (3 класс)

Кутлубаева Виктория Владимировна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мои первые проекты" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moi_pervye_proekty.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  №4» ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

РАССМОТРЕНО

На заседании методического объединения учителей

начальных классов

Протокол №_____

от «______»________         2019г.

Рук. ШМО:_______

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР
________  Г.П.Посёлова

«      » __________ 2019г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ №        

от «        »         2019г.

Рабочая программа   курса внеурочной

деятельности «Мои первые проекты»

3 класс,

НА 2019– 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: Кутлубаева  В.В.,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

г.Горняк,  2019 год

Пояснительная записка

Настоящая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с  требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования (для 1-4 классов начального общего образования) на основании:

  1. ФЗ № 273 от 29.12. 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования;  (для 1-4 кл. начального общего образования);
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях". С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.,
  4. Основной образовательной программы основного общего образования (для 1-4 классов начального общего образования) МБОУ «СОШ №4» с приложением на 2019-2020 учебный год;
  5. Положения об организации внеурочной деятельности  МБОУ «СОШ №4».

Программа курса разработана самостоятельно.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.

Отличительные особенности программы

В 3а классе 22 ученика, из них 1 ребёнок с ОВЗ, поэтому для него создаются особые условия (Приложение 1)

Цель  программы  –  формирование  информационной  грамотности ребенка на  основе    самостоятельных  исследований  объектов  и  явлений окружающего мира и научного знания.  

Задачи  программы:

  • развивать  познавательный  интерес  к  проектной  и  исследовательской  

деятельности;  

  • способствовать  формированию  потребности    в  самопознании  и

саморазвитии;

  • содействовать  воспитанию  активности  личности,  культуры  общения  и

поведения в социуме.    

Формы, методы, технологии организации внеурочной деятельности.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-организованное осмысление материала, частично-поисковый,  исследовательский метод.

Формы:  беседа, путешествие, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические  работы, индивидуальная работа.

   Технологии:                                                                                                                                              1.Системно-деятельностный подход;                                                                                                     2.Личностно-ориентированные технологии;                                                                                           3.Дифференцированное обучение;                                                                                                         4.Технологии активизации познавательных интересов, творческой  самостоятельности  детей;                                                                                                                                                 5. Технология игрового обучения;                                                                                                          6.Здоровьесберегающие;                                                                                                                          . 7.Проектные методы обучения.

    Основные виды деятельности :                                                                                                               

-учебное сотрудничество (коллективно- распределенная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая, парная работа);

-индивидуальная  деятельность (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

-игровая деятельность;

-творческая деятельность;

-исследовательская деятельность.

Формы представления результатов:

  • доклад
  • защита исследовательских работ
  • выступление
  • выставка
  • презентация
  • творческая работа
  • сообщение
  • иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися
  • создание проекта
  • защита проекта и т.д.
  • научно-исследовательская конференция
  • участие в конкурсах исследовательских работ.

Содержание тем учебного курса

Наименование разделов

Кол – во

часов

1

Тренинг исследовательских способностей.

21ч.

2

Самостоятельная исследовательская практика.

9ч.

3

Мониторинг исследовательской деятельности.

4ч.

Итого:

34ч.

Календарно - тематическое планирование.

*

Тема

Количество часов

Дата по плану

1

Тренинг исследовательских способностей.

21ч.

1

Проект? Проект!

Научные исследования и наша жизнь.

1

4.09

2-3

Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования.

2

11,18.09

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

1

25.09

5-6

Какими могут быть  проекты?

2

2,9.10

7-8

Формулирование цели, задач исследования, гипотез.

2

16,23.10

9-10

Планирование работы.

2

6,13.11

11-13

Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии.

3

20,27.11,4.12

14-15

Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.

2

11,18.12

16-18

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

3

25.12,15,22.01

19-21

Анализ прочитанной литературы.

3

29.01,5,12.02

2

Самостоятельная исследовательская практика.

9ч.

22-23

Исследование объектов.

2

19,26.02

24-25

Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

2

4,11.03

26

Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.

1

18.03

27

Суждения, умозаключения, выводы.

1

1.04

28

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

8.04

29,30

Оформление работы.

2

15,22.04

3

Мониторинг исследовательской деятельности.

4ч.

31,32

Оформление презентации.

1

29.04,6.05

33

Мини конференция по итогам собственных исследований.

1

13.05

34

Анализ исследовательской деятельности.

1

20.05

Итого

34

Планируемые  результаты внеурочной деятельности

Должны научиться

Сформированные действия

дети должны научиться:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные   и   метапредметные результаты

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формирование у детей мотивации к учению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

познавательные

  • умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

коммуникативные

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 192с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа:http://viki.rdf.ru/
  2. Сайт "Детский мир" - Режим доступа:http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
  3. Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
  4. Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
  5. Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа:http://www.proshkolu.ru/
  6. Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
  7. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/
  8. Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
  9. Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа:http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
  10. Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа:http://1september.ru/
  11. Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/
  12. Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа:http://www.vestnik.edu.ru/
  13. Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
  14. Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с.http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content/

Приложение 1

Приложение

(дополнение к пояснительной записке по курсу внеурочной деятельности «Мои первые проекты»   для учащихся 3А класса)

Согласно Конституции РФ и по закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ)

        Одной из важных задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся и в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями.

В данном классе обучаются учащиеся  с  ОВЗ, поэтому для них предусмотрена коррекционно-развивающие мероприятия, которые включают:

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— коррекцию и развитие высших психических функций;

— развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

— социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса

Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа по курсу «Мои первые проекты»

Рабочая программапо курсу«Мои первые проекты»...