Средства, формы и способы воспитательной работы с классом
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Черных Ольга Николаевна

Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. На плечи классного руководителя ложится тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Ему приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человека так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Черных О.Н.

Средства, формы и способы воспитательной работы с классом

МБОУ «СШ № 8 г. Ельца» (г. Елец, Липецкая область)

      Воспитательная работа в начальной школе занимает важное место. Обществу не безразлично, каким станет в будущем ребенок, как он сможет адаптироваться во взрослой самостоятельной жизни. На плечи классного руководителя ложится тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Ему приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человека так, чтобы из него вырос Человек с большой буквы. НОО - первая ступень общего образования. ФГОС НОО направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели выпускника начальной школы.

      Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Ещё К. Д. Ушинский утверждал, что основной закон детской природы состоит в том, что дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

       Жизнедеятельность современной школы не страдает признаками однообразия. Для совершенствования воспитательного процесса классные руководители используют активные формы воспитательной работы. Форма - это внешнее выражение какого - либо содержания, совокупность приёмов, методов и средств. С одной стороны это вызывает повышенный интерес у детей, так как появляется эффект неожиданности, оригинальности, привлекает внимание, активизирует деятельность обучающихся, а с другой - приближает к жизни, проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

        Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками:

1) Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, классные часы.

2) Образно-художественные формы. Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Важное – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, праздники с вовлечением классных руководителей и родителей.

3) Трудовые формы внеурочной работы. Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ухода за цветами, а также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.

4) Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Все они нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

5) Особое внимание на психологические формы работы с обучающимися. Основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга. Это беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений от классного руководителя.

      Выстроенная система воспитательной работы позволяет обеспечивать положительные результаты деятельности классного руководителя. Не даром великий педагог А. С. Макаренко говорил: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать так, чтобы он был счастливым можно».

Список использованной литературы

1. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

2. Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. – 224 с.

3. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации / авт.-сост. Е.В. Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

Продленный день - особая форма организации учебно - воспитательной работы школы.

Продленный день - особая форма воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно - воспитательных и оздоровительных задач.Продленный день в школе способствует формиро...

Взаимосвязь и преемственность в содержании, формах и методах воспитательной работы учителя и воспитателя

Данная работа нацелена на выявление и обобщение педагогического опыта....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Педагогический проект «Система воспитательной работы в классе как способ решения проблемы коллективообразования»

Описание системы воспитательной работы, применяемой для достижения определённой цели....

Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте д...

«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время система образования в России ориентирована на обучение детей с ОВЗ в образовательных учреждениях совместно со здоровыми детьми.Главной целью коррекционного обучения и воспитания явля...