Работа с родителями
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Страничка для родителей

 

 

 

«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»

(Лев Кассиль)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Требования к ведению и проверке тетрадей Информация для родителей

Слайд 2

Основные требования к ведению и оформлению тетрадей: все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком; пользоваться шариковой ручкой с чернилами синего цвета; все подчеркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом. Требования к оформлению титульного листа тетради: тетради учащихся 1 класса подписывает учитель; тетради учащихся 2-4 классов подписывают сами учащиеся под руководством учителя; надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии: Тетрадь для (контрольных) работ по математике (русскому языку) ученика 2 класса «Б» средней школы № 42 Иванова Даниила ; предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета; нумерация класса пишется арабскими цифрами; фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Слайд 3

Требования к оформлению письменных работ по русскому языку: новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку; прежде чем начать выполнение домашней работы, необходимо сделать работу над ошибками, допущенными в двух последних работах (дата в работе над ошибками не указывается); запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца: 1 д . По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря. С 3 класса допускается в записи даты писать числительные прописью: Первое декабря ; запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Домашняя работа. ; после классной и домашней работы следует отступать две строчки (писать на третьей);

Слайд 4

Требования к оформлению письменных работ по русскому языку: при оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдение красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки не пропускаются; новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. Справа строка дописывается до конца; использование правил переноса обязательно; не допускается необоснованный пропуск пустых мест на строке; номер варианта в работе фиксируется на следующей строке по центру или на полях (с использованием краткой формы записи): 1вариант. 1в. ; в работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся. Например: ветер восток песок при записи слов в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую. Например: Ветер, восток, песок ;

Слайд 5

Требования к оформлению письменных работ по русскому языку: при выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых условных сокращений: гласный – гласн ., согласный – согл ., глухой – гл., звонкий – зв ., твердый – тв ., ударный – уд, безударный – безуд . и проч.; существительное – сущ., прилагательное – прил., глагол – гл., предлог – пр. и т.д.; мужской род – м.р ., женский род – ж.р ., средний род – ср.р . ; прошедшее время – прош ., настоящее время – наст., будущее время – буд. ; единственное число – ед.ч ., множественное число – мн.ч . ; название падежей указывается заглавной буквой: Им.п ., Р.п ., Д.п ., В.п ., Т.п., П.п . ; обозначения над словами необходимо выполнять ручкой зелёного цвета или простым остро заточенным карандашом; все подчеркивания делаются по линейке только карандашом;

Слайд 6

Требования к оформлению письменных работ по математике: между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа); между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток; между столбиками выражений, уравнений, равенств и проч. отступаются три клетки вправо (запись ведется на четвертой); дата записывается традиционно посередине; при выполнении любой работы слева от края тетради отступается одна клетка;

Слайд 7

Требования к оформлению письменных работ по математике: между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа); между видами упражнений в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т. е. для них считается одна из двух (четырех) клеток; между столбиками выражений, уравнений, равенств и проч. отступаются три клетки вправо (запись ведется на четвертой); дата записывается традиционно посередине; при выполнении любой работы слева от края тетради отступается одна клетка;

Слайд 8

Требования к оформлению письменных работ по математике: при решении задач также соблюдаются принятые нормы: краткая запись условия задач оформляется в соответствии с их видом; «главные» слова пишутся с большой буквы; на первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам); в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся. Например: мм , м, см, ч, мин, км, кг, г и др.; при записи условия задачи в виде таблицы нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них 2-3 клетки. Названия граф (колонок) пишутся с большой буквы; при решении задач используются разные формы записи: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса, выражением, уравнением; слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например: Ответ: всего купили 10 мячей ;

Слайд 9

Требования к оформлению записи задач геометрического типа: все чертежи выполняются простым карандашом по линейке; измерения подписываются ручкой; обозначения буквами выполняются прописными буквами латинского алфавита; слова длина, ширина прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими буквами: а – ширина, в – длина, Р – периметр S – площадь ; чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Культура поведения на дороге»

Родительское собрание

https://storage.myseldon.com/news_pict_C1/C1A71F68FFC4BD792DC242EAE207AD97

Составитель: Соснина О.А.,

учитель начальных классов МБОУ «СШ№42»

Цели:

- заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность;
- сотрудничество, сотворчество и совместная деятельность сотрудников ГИБДД, воспитателей, родителей и детей;
- привить детям устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Предварительная работа: провести анкетирование и тестирование родителей; конкурс плакатов: «Красный, жёлтый, зелёный»; вывесить памятки для родителей (Приложение 1).

1. Вступительное слово.

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью.

Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших братьев и сестёр в воспитании ребёнка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка всё, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает. Родители для ребёнка в возрасте до 7 лет являются образцом поведения, и только более взрослые дети начинают критически оценивать поведение членов семьи. Именно в возрасте до 7 лет, когда родители ребёнка ещё водят его по улице за руку, систематическая, повседневная тренировка в движении, с постоянным личным примером вех членов семьи (об этом папа или мама обязаны напоминать другим членам семьи) могут создавать положительные или отрицательные привычки в правилах поведения на дороге. Об этом должны помнить все, когда они с ребёнком делают первые шаги на проезжую часть дороги.

Любой член семьи с ребёнком, которого он держит за руку, или ребёнок держится за сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребёнок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своём сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можно с папой – значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, никогда не случится.

Помните! Вы закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки нарушать правила безопасного поведения на дороге – основу возможной будущей трагедии.

2. Выступление инспектора ГИБДД.

3. Очень скоро наши воспитанники попрощаются с детским садом и пойдут в школу. Чтобы это счастливое событие в каждой семье не омрачалось несчастным случаем на дороге, взрослые и дети должны не только знать правила, но и строго их соблюдать и выполнять.

Город, в котором с тобой мы живём,
Можно по праву сравнить с букварём.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки навешаны вдоль мостовой!
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город даёт нам всё время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!

Действительно, нужно очень хорошо знать правила поведения на дорогах города, но ещё важнее – помнить о них и всегда выполнять.

Сегодня мы с вами проведём конкурс: «Знатоки правил дорожного движения».

В игре участвуют две команды: Дети и родители.

Следить и оценивать результаты игры будет жюри.

На дорогах с давних пор
Есть хозяин – светофор!
Перед вами все цвета,
Вам представить их пора.
Загорелся красный свет,
«Стой! Вперёд дороги нет!»
Жёлтый глаз твердит без слов:
«К переходу путь готов!
На зелёный свет – вперёд!
Путь свободен, пешеход».
Перейти через дорогу
Вам на улице всегда
И подскажут и помогут
Эти яркие цвета.

Вопросы первого тура: «Светофор».

Детям:

  1. Какие бывают светофоры? (Пешеходные и транспортные).
  2. Когда можно переходить улицу?
  3. Что нужно сделать, если загорелся жёлтый свет, а вы не успели перейти дорогу?
  4. Почему опасно перебегать проезжую часть дороги?

Взрослым:

  1. Как правильно переходить улицу с ребёнком?
  2. Если вы везёте ребёнка на санках, что необходимо сделать?
  3. Перечислите сигналы светофора у трёхсекционного транспортного светофора. (Красный, красный и жёлтый одновременно, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый и жёлтый мигающий).
  4. Кто такой участник движения? (пешеход, водитель, пассажир).

Подведение итогов первого тура.

Полосатая лошадка
Через улицу ведёт.
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Не спеши, а первым делом
Влево – вправо погляди:
Нет машин – шагаем смело!
Есть машины – стой и жди!

Второй тур: «Пешеходный переход».

Вопросы детям:

  1. Какие бывают переходы?
  2. Как правильно перейти улицу, если вы вышли из автобуса, трамвая, троллейбуса?
  3. Правила перехода проезжей части. (Посмотреть налево, направо, потом ещё раз налево, убедится в безопасности, не спеша дойти до середины, убедиться в безопасности, посмотреть направо, налево ещё раз направо).

Вопросы родителям:

  1. Как правильно нужно входить и выходить с ребёнком из общественного транспорта и почему?
  2. О чём говорить с ребёнком при переходе проезжей части?
  3. Места, где разрешается ходить по дороге. (По обочинам, тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, при отсутствии этого – по краю дороги).

Подведение итогов второго тура.

Чтоб машины не спешили,
Чтоб шёл спокойно пешеход,
Знаки помогать решили
И дежурят круглый год.
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак.

Третий тур: «Дорожные знаки». Загадки.

  1. Кранный круг,
    А в круге пусто.
    Всё бело,
    Как лист капустный.
    Что сей знак обозначает? (Он движенье запрещает)
  2. Красный круг, в нём цифра 20.
    Что за странный знак такой?
    Не могу я разобраться
    Помоги мне дорогой. (ограничение максимальной скорости)
  3. Много есть чудес на свете.
    Вот к примеру: знак висит –
    В треугольнике как ветер,
    Как стрела, олень летит.
    Что за странный знак стоит? (дикие животные)
  4. Я хочу спросить про знак.
    Нарисован знак вот так:
    В треугольнике ребята
    Со всех ног бегут куда-то. (Дети)

Подведение итогов всего конкурса.

Вручить детям «Удостоверение юного пешехода».

Подвести итоги конкурса плакатов: «Красный, жёлтый, зелёный», вручить грамоты.

Экспресс-анкета для родителей.

«Безопасность вашего ребёнка на дороге»

Ф.И.О. _______________________________________________________________

1. Знакомите ли вы своего ребёнка с ПДД?

- да;
- нет;
- иногда.

2. С какого возраста вы стали знакомить его с ПДД?

- три;
- четыре;
- пять;
- шесть.

3. Показывали ли вы своему ребёнку безопасную дорогу из дома в д/сад и обратно? (да, нет)

- Ходите ли вы с ним так как показывали? (да, нет, иногда)

4. Какова роль семьи в воспитании безопасного поведения детей на дороге, во дворе, или эти должен заниматься д/сад.

- воспитывает семья;
- д/сад;
- совместно.

5. Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении ПДД?

- да;
- нет:
- бывает всякое.

6. Бывает ли так, что ваш ребёнок преподаёт вам урок безопасного поведения на дороге?

- да;
- нет;
- иногда бывает.

Тест для родителей.

«Грамотный пешеход»

1. Как вы со своим ребёнком обходите транспорт, на остановке:

- сзади;
- спереди;
- не помню;
- дожидаюсь, когда отойдёт.

2. Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/сад:

- перехожу где положено;
- иду прямо;
- перехожу, где хочу;
- не помню.

3. Разрешаете ли Вы своему ребёнку играть рядом с проезжей частью дороги:

- разрешаю;
- не разрешаю;
- не слежу.

4.Какие ситуации считаете опасными:

- высовывается ребёнок из окна в транспорте; (да, нет, не знаю)
- идем через дорогу с собакой; (да, нет, не знаю)
- идём через дорогу, разговариваем. (да, нет, не знаю)

5. Как поступаете, если на красный свет едет машина:

- иду дальше;
- звоню в ГИБДД;
- остановлюсь;
- не знаю;
- прочее.

6. Обсуждаете ли Вы нарушения ПДД:

- дама с детьми; (да, нет)
- с воспитателем (да, нет)



Предварительный просмотр:

«Стили семейного воспитания»

Родительское собрание — деловая игра

https://i2.wp.com/familystr.com/wp-content/uploads/2019/06/igry-dlya-starshih-doshkolnikov-obuchajushhie-kartinka.jpg

Составитель: Соснина О.А.,

учитель начальных классов МБОУ «СШ№42»

Цели:

1) выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях, формах и способах взаимодействия в семье с младшим школьником;

2) способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями учащихся и педагогами школы.

Участники: родители учащихся класса, классный руководитель.

Подготовка:

1. За две недели до начала собрания родителям предлагается заполнить бланк анкеты «Выбор пути».

Анкета для родителей «Выбор пути»

Уважаемые родители, с целью определения условий для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и ваших родительских ожиданий просим вас ответить на следующие вопросы:

1. Чем обосновывается ваше решение отдать ребенка в нашу школу (подчеркните)?

способностями ребенка;

его интересами;

будущим профессиональным выбором;

близостью расположения школы к вашему дому;

в школе учатся друзья ребенка;

мнением о школе жителей микрорайона;

чем еще (допишите)

2. В чем заключается, на ваш взгляд, главный смысл обучения ребенка в школе (подчеркните) ?

в проявлении и раскрытии способностей ребенка;

в развитии его интересов и потребностей;

в познании основ наук;

в подготовке ребенка к самостоятельной жизни;

в развитии его творческих возможностей;

в подготовке к выбору профессии;

в познании и проявлении индивидуальных особенностей;

в чем еще (допишите)

3. Что вам больше всего нравится в нашей школе?

4. Что вас не удовлетворяет в работе и жизни школы?

5. Какие изменения, на ваш взгляд, необходимо внести в жизнь и деятельность школы?

Большое спасибо.

2. Изготавливаются для игровых групп таблички: стили воспитания, положительные и отрицательные стороны определённого стиля, принцип «7-у».

3. Школьный психолог обрабатывает и анализирует результаты анкетирования родителей учащихся.

4. Для каждого родителя готовится три жетона разных цветов— красный, желтый и зеленый. (рефлексия)

Ход проведения:

1. Выступление школьного психолога на тему «Возрастные особенности школьников. Предупреждение конфликтных ситуаций в семье и школе», в которой используются данные изучения детей и результаты анкетирования родителей. (вступительная часть проводится в актом зале для всех родителей.)

2. Классный руководитель, который выполняет на собрании роль ведущего игры, разъясняет цель и правила игры.

Цель: рассмотреть значение взаимопонимания, такта, терпения.

Задачи: знакомство с основными показателями психических и физиологических особенностей учащихся разного возраста;

         создание атмосферы взаимного доверия и общности интересов взрослых и детей в целях предотвращения конфликтных ситуаций.  

3. Каждая группа (состав формируется по желанию родителей) получает табличку с одним из стилей воспитания и в соответствии с полученным названием выполняет определенную роль в игре. Знакомство с определённым стилем. (7 мин.)

4. Проводится разминка, в ходе которой родителям необходимо согласно своей роли продолжить предложения: «Для меня ребёнок — это ...» (продолжительность разминки 5 минут). В зависимости от стиля семейного воспитания каждая группа представляет свою ситуацию (сценку) позиции ребёнка в семье.

5. После представлений стилей воспитания классный руководитель (ведущий) проводит небольшое обобщение, и предлагает каждой группе поработать в роли экспертов

(предлагаются бланки, где необходимо записать « + « , и « - « )

Итог первого этапа:

На первом этапе игры ведущий предлагает группам определить проблемы, осложняющие процесс развития ребёнка в отдельно взятой системе семейного воспитания (продолжительность этапа —20-25минут).

6.Группы докладывают о результатах первого этапа.

7. На втором этапе игры группам предлагается из выявленных проблем стилей семейного воспитания младших школьников выделить самые важные, которые осложняют развитие ребёнка и попытаться наметить пути их решения (продолжительность этапа — 15минут).

8. Каждая группа разрабатывает систему «Принцип 7 – У «, которые позволяют ребёнку комфортно развиваться в данной семейной ситуации , рассказывают о результатах своей деятельности (бланки вывешиваются на доску)

9. На третьем этапе ведущий выделяет основные принципы, каждая группа вырабатывает способы решения главной проблемы: развитие личности ребенка, воспитывающегося в определённом семейном стиле ,с точки зрения родителей (продолжительность — 10минут).

10. Представители групп предлагают эти способы.

Рефлексия:

11. Самооценка участников игры, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что ...

Решение собрания.

1. Родительскому комитету класса совместно с классным руководителем обобщить предложения участников деловой игры, высказанные в ходе выполнения заданий на 2 и 3 этапах игры.

2. Учесть эти предложения при разработке плана воспитательной работы с учащимися класса и при планировании деятельности родительского комитета.

После принятия решения каждому родителю выдается три жетона разного цвета, один из которых он должен прикрепить на «дерево успеха».

После собрания классный руководитель учитывает оценочные суждения родителей, выявляет общие представления родителей о младшем школьнике и проблемах его развития в школе и дома, анализирует активность участия родителей в игре, их заинтересованность в обсуждении проблем воспитания и обучения ребенка.

Приложение

          Лектории для родителей

Лекция 1.Стили семейного воспитания

Посейте поступок - пожните привычку,

Посейте привычку – пожните характер,

          Посейте характер – пожните судьбу.

У. Теккерей.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу изучения стилей воспитания в разные исторические эпохи уделяли большое внимание многие учёные. Среди них Я. А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо и др.

     Под стилем семейного воспитания следует понимать характерные способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

      В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувственный, гармоничный.  

   Стили семейного воспитания формулируют под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:

  - типы темпераментов родителей, их совместимость;

  - традиции семьи, в которых воспитывались сами родители;

  - научно-педагогическая литература, которую читают родители;

  - уровень образования родителей

Попустительский стиль семейного воспитания.

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

«Я ль на свете всех милее,

 Всех румяней и белее?»

 И ей зеркальце в ответ:

«Ты прекрасна - спору нет!»

А.С.Пушкин.

Родители с самого раннего возраста предоставляют ребёнку полную бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто заняты собой, своими делами, друзьями, работой. Их мало волнует душевное состояние ребёнка, они безразличны к его потребностям и запросам. А иногда просто не считают нужным обращать на них внимание.

   Непоследовательно и неумно родители используют методы наказания и поощрения. Они могут наказать ребёнка и тут же поощрить его, лишь бы он только не расстраивался и при этом не мешал родителям. Главный метод воспитания в такой семье – кнут и пряник. Родители строят свои взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно культивируют у ребёнка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. Родители постоянно демонстрируют ребёнку образцы двуличного отношения с окружающими: друзьями, соседями, родственниками. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребёнка – вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. В выборе форм поведения в таких семьях ребёнок свободен, но в обществе других людей от него требуют формального прилюдного соблюдения правил приличия. У таких детей много тайн, которые им нужно хранить за семью печатями, а это значит, что они должны быть всё время настороже. Даже интеллектуально деятельность своих детей родители в таких семьях стимулируют для того, чтобы извлечь из неё максимальную выгоду. В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

   Младшие школьники конформного типа в детской среде часто слывут ябедами, подхалимами, подлизами. Такие учащиеся любят хвастаться, не умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Младшие школьники такого типа не любят ни умственный, ни физический труд. Эта тенденция проявляется во все возрастные периоды жизни. Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся недобросовестно относятся к поручениям учителя и к различным обязанностям. Для таких учащихся нередко не существует запретов и нравственных форм. Уже в младшем школьном возрасте они не настроены на учебную деятельность, но при этом их интересует конечный результат - отметка

   Такие учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает обнаруживаться в младшем школьном возрасте, но ярко проявляется – в старшем. В первую очередь, это касается самих родителей, когда ребенок – старшеклассник начинает им хамить, не обращая внимания взрослых. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но невыполнение обещаний.

    Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к другим. Педагоги, работающие с такими учащимися, должны знать, что их мало интересует процесс учения. Но они всегда готовы требовать от педагогов лучшую отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Однако педагоги должны помнить, что если такому ребенку что-то выгодно, то он может быть очень целеустремленным и инициативным. Интересны для педагогов результаты исследований психологов, которые говорят о том, что у учащихся конформного типа при поступлении в школу часто проявляется низкий интеллектуальный показатель, который может улучшиться на последующих ступенях обучения.

   Учащиеся конформного типа не умеют бескорыстно дружить, им трудно вживаться в детский коллектив, потому что им хочется быть все время на виду и,если такого не происходит, они готовы обвинять в своих проблемах всех, но не себя. Зачастую манера поведения таких учащихся приводит к конфликтным ситуациям, ими же спровоцированным. В ходе психологических консультаций нередко родители говорят о том, что в классе ребенка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не проводится, классный руководитель не уделяет внимания коллективу учащихся. На самом же деле ребенок сам игнорирует и отвергает предложения педагога и класса, резко критикует все, что делается в коллективе, взамен не предлагая ничего.

    Родители, в свою очередь, не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации, и полностью доверяют своему ребенку. Они стараются все время подчеркивать достоинства своего ребенка, даже к недостаткам относятся с любовью и умилением. Расхожая фраза таких родителей: «Я сам таким был, однако вырос хорошим человеком».

Родители должны видеть своего ребенка в общении со сверстниками, сравнивать его поведение с поведением других детей, что позволит им другими глазами посмотреть на своего ребенка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.

Состязательный стиль семейного воспитания. При состязательном стиле семейного воспитания с раннего возраста родители ищут в действиях своего ребенка нечто выдающееся и необычное. Активность самого ребенка постоянно поощряется. Иногда ребенок получает поощрение не только морального характера, но и материального. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими детьми и очень страдают, если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия талантов своего ребенка родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Такое разностороннее развитие, однако, связано вовсе не с интересами ребенка, а с родительским эгоизмом. Родителям очень хочется при удобном случае заявить о том, что их ребенок «увлекается теннисом, занимается вокалом» и т.д. Зачастую это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Если он терпит поражение, это может надолго выбить его из колеи и привести к депрессии или апатии. Участие ребенка с раннего детства в различных кружках и секциях нередко приводит и к проблемам, связанным с его здоровьем: хроническая усталость, болезни могут дать знать о себе.

В воспитательном воздействии на ребенка родители используют как методы поощрения, так и методы наказания. Однако если поведение ребенка идет вразрез с нормами, принятыми в семье, последующее наказание может быть не только суровым, но и жестоким.

В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества малыша. Защиту ребенка от всех претензий и нападок со стороны других людей, и в том числе от школы, они ставят на первое место, не обращая внимания при этом на то, прав их ребенок или не прав. Родители терпят обидчиков своего ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый это или ребенок.

В результате такого воспитания формируется поисковый социально- психологический тип личности ребенка.

Родители внимательно следят за интеллектуальным развитием своих детей и поисковую деятельность ребенка поощряют похвалой. Дети приучаются демонстрировать свои интеллектуальные достижения и способности. Родители таких учащихся должны видеть сильные и слабые стороны ребенка, адекватно на них реагировать и исправлять их своевременно.

Учащиеся такого типа могут начиная с первого класса учиться только на «отлично». Они стараются постоянно демонстрировать свою эрудицию и способности, поэтому уже в начальной школе им трудно общаться с другими учениками. Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных успехов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности их привлекает результат. Такие ученики берутся за любые дела классе, участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили. По мнению психологов, эти дети могут быть чрезвычайно агрессивны, если результаты их деятельности будут оценены не по достоинству или в том случае, если у них что-либо не получается.

В детском коллективе такие учащиеся претендуют на лидерство и официальное признание. Они любят командовать другими ребятами и испытывают глубокое удовольствие, если кто-то не попадает от них в зависимость.

Учащиеся этого типа глубоко переживают вои ошибки и промахи. Очень развитой у таких ребят является волевая сфера. Уже с раннего детства они могут быть очень дисциплинированными и инициативными. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на демонстрации своих возможностей. Однако,  если семья в совместных усилиях с педагогом поможет таким детям открыть все лучшее, что в них заложено природой, то они смогут проявить такие качества характера как общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.

В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на формирование критического осмысления своих поступков в различных ситуациях.  Особого внимании требует формирование умений слушать и слышать не только себя, но и других людей.

Постановка таких учащихся перед выбором между собой и другими людьми, создание ситуаций, требующих от ученика принятия справедливого решения, будут способствовать преодолению вредных привычек, формированию положительных черт характера.

Надо помнить, что этим детям очень свойственно проявление агрессивности. Заниматься ее преодолением необходимо как в начальной, так и в старшей школе. Ни один факт проявления агрессивности со стороны таких учащихся не должен быть оставлен без внимания, и оценку этим фактам должны давать как взрослые, так и дети.

Таких учащихся нужно учить отвечать за нанесенные обиды и понимать значимость поощрения.

Рассудительный стиль семейного воспитания. Родители с самого раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действия, дают ему возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок. Из своего педагогического арсенала они исключают окрики и упрека. Родители ребенка считают, что его активность должна находить естественный выход. В воспитании ребенка они не пользуются принудительными мерами и физическими наказаниями, считая, что ребенок сам может выбрать себе деятельность по душе, а они вправе дать ему рекомендацию или совет.

У родителей и детей складываются теплые и добрые взаимоотношения. Ребенок наравне со взрослыми принимает участие в семейных советах, решает семейные ситуации. Родители заботятся о том, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось ни посторонними людьми, ни родственниками.

В результате такого стиля семейного воспитания формируется сенситивный социально- психологический тип личности.

Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того коллектива, в котором находится ребенок. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшему поколению своей семьи, потому что так поступают их родители. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность ребенку обдумать совершенное им. Осознать свой поступок. Родители помогают ребенку осмыслить проблему с позиции другого человека, втянутого в конфликтную ситуацию. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными. Уже в начальной школе они хорошо осведомлены об окружающем мире и самостоятельны, умеют работать без понуканий, у них сформирована познавательная мотивация. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что этим ученикам нельзя скучать на уроке. Им нужно все время быть в деятельности.

Иногда детям из таких семей очень трудно приспосабливаться к школе и учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом. Дети быстро привыкают к учащимся, к коллективу. В своей семье они приучены к свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их мнением. Если педагог не учитывает эту особенность, то дети начинают протестовать против авторитарного управления классом на уроке, поэтому часто учителя с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными. Необходимы порой титанические усилия классного руководителя, чтобы ребенок решил подобные проблемы.

Предупредительный стиль семейного воспитания. В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный социально- психологический тип личности.

Одной из причин предупредительного стиля семейного воспитания может быть болезненность ребенка с самого раннего детства. А второй – особенности характера родителей. В результате того, что ребенок часто болел и болеет, родители становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое проявление его нездоровья. Родители ни на минуту не оставляют ребенка без внимания и опеки. Ребенок в такой семье практически лишен активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему интересно, а что нет, сами являются инициаторами детских игр, сами регламентируют его поведение.

Такая деятельность родителей может объясняться еще и тем, что они боятся нарушить раз и навсегда заведенный порядок в доме, боятся всяких проявлений со своей стороны и со стороны родственников, а также со стороны чужих взрослых и детей. Очень часто в таких семьях удовлетворяется любая прихоть ребенка. Когда ребенок становится постарше, родители используют материальное стимулирование для того, чтобы он не выходил из повиновения и был им послушен. Родителям очень удобно, что болезни роста и детские кризисные ситуации обойдут его стороной.

Родители делают все возможное и даже невозможное для своего ребенка, чтобы он не испытывал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их испытывали. Окружающие люди вызывают у таких родителей большие опасения, так как они считают других людей источником неприятностей для своих детей.

Родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые их поддерживают во всех начинаниях и сочувствуют им. Все самостоятельные действия ребенка вызывают у родителей тревогу и боязнь.

На воспитание нравственных ценностей родители обращают очень мало внимания. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в ту или иную социальную группу, они следуют нравственным принципам этой группы, слепо доверяют чужому мнению.

Особое внимание надо обратить на мыслительную деятельность таких учащихся. У них уже в начальной школе наблюдаются проблемы, связанные с учебной деятельностью. Их способ мышления - от предметной деятельности к абстрагированию, а не наоборот. Теоретический анализ вызывает у таких ребят большие затруднения. Они воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подается ученику в виде наглядного образа или примера.

В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят наушничать и могут предать своего товарища, если им это выгодно.

Однако если таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, что их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно.

Особенностью учащихся инфантильного типа является то, что они практически не мотивированы на учебную деятельность.

Имея хорошие учебные задатки, они совершенно не желают трудиться, что приводит к плохой успеваемости. В начальной школе с такими детьми достаточно проблем, так как они совершенно не самостоятельны, не хотят делать домашние задания, постоянно отвлекаются на уроках. Очень часто в последнее время можно наблюдать ситуацию, когда родители, теряя терпение, начинают за своих детей делать уроки, вплоть до письма. Такие дети легко вовлекаемы в различные компании, так как они склонны к получению сиюминутных удовольствий. Отдаленные результаты этих детей не привлекают, им нужен результат немедленно.

Учащиеся инфантильного типа прагматичны. Если они предполагают какую- то выгоду, то обязательно выполняет любое дело хорошо и в срок. Дети адекватно оценивают свои способности, но, если их что-то заинтересует, будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо.

В детском коллективе эти дети на лидерство не претендуют. Они следуют либо за лидером, либо за большинством. Таким ребятам практически не свойственна самокритичность, они любят во всех своих неудачах обвинять других людей. Очень часто такие дети ведут себя достаточно спокойно, если же нарушают дисциплину, то просто за компанию.

Главными отличительными чертами этих детей являются несамостоятельность, неспособность к принятию решений, способность к действию по указке со стороны. Они часто пассивны, безответственны. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают тогда, когда им предлагается интересная и необычная деятельность.

Родителям нужны индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности.

Контролирующий стиль семейного воспитания. В процессе контролирующего стиля семейного воспитания формируется тревожный социально – психологический тип личности. Этому способствуют следующие причины:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или растет в семье опекунов, и они жестко обращаются с ним.

2. Ребенок длительное время находится без родителей. Возможно, он находился в лечебном учреждении, где к нему относились не так, как в семье. Ребенок мог при этом испытывать дискомфорт, перенести стрессовую ситуацию, сопряженную с жестокостью взрослых людей..все это может привести к тому. Что ребенок замкнется. Станет злым и агрессивным в ответ на уже испытанные им эмоции и чувства.

3. Сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко, и они автоматически перенесли стиль воспитания родительской семьи в свою семью.

4. Родители считают значимых для себя мнение других людей о собственных детях и считают него основным в контролировании детей.

В таких семьях свобода ребенка строго регламентируется и контролируется. Родители диктуют ребенку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами определяют режим дня ребенка. Младшие школьники относятся к этому достаточно спокойно, но старшие школьники протестуют против такого себе отношения.

Родители достаточно активно используют методы наказания.  Некоторые родители используют физические наказания достаточно жестокие, оправдывая себя тем, что в их семьях тоже использовали такие методы и они выросли хорошими людьми. В подобных семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

Такие дети хорошо знают свои слабые стороны, они совсем лишены возможности демонстрировать и подчеркивать свои лучшие стороны. Если же родители увидели и отметили положительно какой- то поступок ребенка, мимо которого нельзя было пройти, то они тут же найдут повод указать на что- то плохое, что им не нравится. Родители не считают нужным прислушиваться к мнению своего ребенка, считая его глупым и неуместным.

Они иногда наказывают своего ребенка демонстративно для того, чтобы показать степень своей власти над ним. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос высоконравственным человеком. Девиз их родительского воспитания состоит в том, что ребенок должен всегда поступать нравственно, это должно стать привычкой. Поскольку родители всегда недовольны поведением ребенка, дети растут неуверенными, не знают, где и как нужно себя вести. Уже в начальной школе поступки ребенка могут стать неадекватными и принимают форму защитных реакций.

 У таких учащихся возникают проблемы в учебе. Их мыслительная деятельность лишена самостоятельности, они боятся сделать ошибку. Такие ученики не умеют мыслить творчески, хотя и могут обладать творческим потенциалом, не пытаются бороться за истину. Как правило, у них очень высокий уровень тревожности.

Внешне эти ребята отличаются от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны, склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости. Учащиеся такого типа очень нерешительны и замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы с кем- то они готовы на все. В силу того, что дома дети чувствуют по отношению к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными по отношению к другим людям.

Таким ученикам трудно работать сосредоточенно в течение 15- 20 минут. Однако в начальной школе они могут обучаться весьма успешно. Если этих ребят педагоги впоследствии привлекают к участию в кружках и секциях, то им непременно нужна ситуация успеха, иначе они больше на занятия не пойдут. Если у них что- то не получается или получается хуже, чем у других детей, они могут уничтожить все, что связывало их с этой работой, и больше никогда к ней не возвращаться.

У детей тревожного типа достаточно непросто складываются взаимоотношения в коллективе. В школе они часто конфликтуют со своими сверстниками и даже с учителями. Это влияет на их статус в коллективе и приводит к тому, что они становятся в классе изолированными детьми.

У таких учащихся, по наблюдению психологов, наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе. Замечания и критику в свой адрес эти дети практически не воспринимают. Как только взрослый начинает читать им нотацию, это нередко вызывает неадекватную реакцию: улыбку вместо слез. Учащиеся такого типа уже в начальной школе очень часто переводятся педагогом в разряд неуправляемых и недисциплинированных детей.

Школьникам с тревожным социально-психологическим типом личности свойственно проявление следующих качеств: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, заниженная самооценка, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы. Из положительных качеств можно отметить: добросовестность, стремление оказать помощь близким людям, желание защищать их. Таким учащимся свойственно раннее проявление следующих личностных качеств: низкая степень сформированности интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствительность, зависимость от других, тревожность, низкий самоконтроль, напряженность, раздражительность.

Сочувствующий стиль семейного воспитания. Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный социально- психологический тип личности. Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье. Плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей. В таких семьях ребенок с раннего детства предоставлен самому себе. Отсутствие интересного игрового материала приводится к тому, что ребенок в своих играх проигрывает трудовые операции, совершаемые его родителями или другими близкими людьми. Достаточно много времени ребенок проводит с родителями, наблюдая жизнь. Это приводит к тому. Что ребенок рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность, активно помогая родителям. Такие дети очень жалеют своих родителей за то, что им приходится много и активно работать. Однако ребенок при этом сильно замыкается на семье и ее жизни. Он становится малоактивен, безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в детский коллектив, такой ребенок ведет себя настороженно, долго присматривается к окружающим его людям, не желает говорить о себе и рассказывать о своей семье. В подобных семьях нет нужды использовать методы поощрения или наказания. Дети в этой обстановке взрослеют достаточно быстро, они видят и понимают те трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живет их семья. Потребности детей в таких семьях удовлетворяются по мере возможностей их родителей. Дети это понимают, так как родители делают все для своих детей, нов пределах разумного и их возможностей. Это говорит о том, что родители любят своего ребенка, но никогда его не балуют. Они понимают, что их родительская задача – научить ребенка жить в реальном мире, борясь с трудностями и радуясь каждой, пусть маленькой, но достигнутой своим трудом победе. В таких семьях ребенка стараются оградить от своих переживаний и огорчений, не рассказывают о проблемах на работе, не пытаются обсуждать и тем более осуждать людей, с которыми возникают какие- то трудности. Однако дети хорошо все видят и понимают своих родителей, стараясь поддержать их, при этом поведение родителей служит для них эталоном и примером. Иногда педагоги, работающие с ребенком из такой семьи считают его лишенным всяческого проявления эмоций, однако это не так. Просто ребенок живет в своем мире, в который он может впустить только очень близкого ему человека.

Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и поддержку в воспитании их ребенка. И педагог может на них всегда положиться в совей деятельности, такие родители с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.

Семья старается быть для ребенка примером нравственного поведения. Несмотря на те ошибки, которые ребенок может допускать, родители не перестают обращаться с ребенком недоброжелательно. По этой причине такие дети не любят больших сборищ, стремятся сразу после уроков в школе быстрее попасть домой.

Дети инровертированного типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у них организованность и ответственность.

В урочной деятельности это помогает им серьезно и подолгу сосредоточенно работать, не требуя при этом много внимания к себе со стороны педагога. В младшем школьном возрасте такие ученики проявляют повышенную застенчивость и стыдливость. В общении со сверстниками они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на уроке неуверенно, хотя могут все знать. Они не любят быть на виду, в поле зрения других людей.

Классный руководитель может им поручать в классе любую работу. Ребята всегда и все выполнят добросовестно и в срок. Такие учащиеся получают удовлетворение от процесса деятельности.

Особенностью этих детей является то, что они привыкли занижать свои способности. Это приводит к тому, что часто дети боятся браться за какое- то понравившееся им поручение или задание только из-за опасения, что у них ничего не получится.

В начальной школе для этих ребят детский коллектив имеет маловажное значение. Они не стремятся вступать с кем бы то ни было в дружеские контакты. По мере взросления они приобретают в классе друзей, и эта дружба может продолжаться долгие годы. Такие учащиеся очень неприхотливы и не страдают от того, что не имеют чего- то материального (дорогие вещи, подарки).

Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую- то жизненную цель, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться на других. Одним из главных недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации. По их внешнему виду очень трудно понять, что они переживают и переживают ли вообще.

Такие учащиеся тяжело переносят критические замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они несправедливы. Из всех представленных типов личности этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы жизни и не пытаются никого в них обвинить. Этим учащимся свойственны следующие черты характера: чуткость, внимательность, правдивость и честность, вежливость и уравновешенность. Они отличаются терпеливостью, исполнительностью, самокритичностью, сильной волей.

Гармоничный стиль семейного воспитания. Суть гармоничного воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются. Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры – это и многое другое формирует собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребенку мотивированно и осознанно. Примером этого может служить такая ситуация: ребенку предлагают взрослые конфету. Ребенок берет конфету и пытается щедро поделиться со взрослым. Как поступает взрослый?  Он берет у ребенка предложенное ему угощение и говорит слова благодарности. Почему он это делает? Потому что он не лукавит и не играет с ребенком, а проживает вместе с ним эту ситуацию. В следующий раз ребенок вновь предложит взрослому угощение, взрослый не откажется и поступит совершенно правильно и справедливо. Он не будет лицемерить, вынуждая ребенка сначала предложить ему конфету, а затем возвращая ее ребенку обратно. Это лукавство взрослого по отношению к ребенку в детстве оборачивается слезами взрослого и претензиями к собственному ребенку в старости.

Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых  людей. Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам  хотят скрыть ее, то никогда не проговорятся. Такие дети умеют верно дружить,  в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.

Для таких учащихся одинаково значимы  уроки физической культуры и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, принести в урок что-то новое. Надо отметить, что в связи с этим у таких учащихся уже в начальной школе могут возникать проблемы, связанные с желанием творить. Многие учителя требуют лишь строгого исполнения инструкций, что приводит творческих детей в недоумение и затрудняет общение с педагогом.

Учеба таких ребят  характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности. Сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся ли они с задачей или нет. Такое отношение к делу не всегда вызывает одобрения взрослых.

У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. Если они кому-то  что- то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья  ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют. Они не пытаются решить конфликтную ситуацию с позиции силы.

Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью. В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе. В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

У таких учащихся  рано появляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.

Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются  послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.

        Для того, чтобы быть авторитетным в глазах таких учащихся, необходимо:

- самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках;

- вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий и приказной тон;

- не противопоставлять ребенка семье и семью ребенку;

- указывать на недостатки ребенка, не унижая его достоинств и не умаляя его заслуги;

- четко определять ближние и дальние перспективы развития личности ребенка, его достижений перед семьей и им самим;

- поддерживать инициативу и творчество ребенка, его стремление к успеху, не возводя его в ранг недосягаемых учеников;

- формировать чувственную сферу, будить чувство прекрасного;

- демонстрировать результаты его продвижений и достижений для самого себя и на благо других людей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

 «Средняя  школа № 42»

 

ПРОГРАММА

клуба выходного дня

 «Читаем вместе»

Класс                 1

Учебный год     2020 -2021

Учитель         Соснина Оксана Анатольевна

Нижневартовск, 2020 г.

Пояснительная записка

В 1Б классе обучается 25 учащихся. На родительском собрании родителям было предложено ответить на вопросы тестирования, раскрывающие стили воспитания в их семье, прослеживающие сложившиеся отношения между родителями и детьми. Результаты показали, что практически все семьи испытывают трудности во взаимоотношениях с детьми, которые связаны с отсутствием знаний психологических возрастных особенностей, чрезмерном контролировании ребенка, авторитарном стиле общения.

Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй. Семья имеет самое сильное влияние на процесс воспитания детей. В последнее время заметна тенденция самоустранения некоторых родителей   от решения вопросов воспитания и развития ребенка. Или по причине не владения в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, другие родители осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. 

Вот и получается, что самыми заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей, являются учителя. Какие бы задачи общество ни ставило перед школой, полноценное воспитание школьника происходит только в условиях одновременного влияния семьи и школы. А для того чтобы родители стали активными помощниками учителей в воспитании детей, то необходимо вовлечь их в жизнь школы, класса.

Дети, родители, педагоги – это большой коллектив, который должны объединять общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера взаимодействия. Учитывая все эти обстоятельства, самым эффективным способом решения всех этих проблем является клубная деятельность.

Встречи в семейном клубе носят неформальный характер. Участниками клуба являются дети и их родители на добровольной основе. Все участники занимают равноправное положение и одинаково активны.

Цель: создание комфортных условий для совместного проведения досуга в кругу семьи и школьном коллективе.

Задачи:

  •  воспитание традиции семейного чтения, культуры чтения;
  • привлечь внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
  • расширить кругозор детей через чтение;
  • формировать круг чтения детского чтения;
  • создать условия для осознания ребенком своей индивидуальности, самооценки;
  • формировать способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; открыто выражать и отстаивать свою нравственно позицию, проявлять критичность к собственным мыслям и поступкам.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность:

 

1. Возрождение традиций семейного чтения.

2. Улучшение микроклимата в семье.

3. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.

4. Уменьшение факторов риска, приводящих к нарушениям норм поведения школьников.

 

Основными направлениями деятельности клуба выходного дня

являются:

 расширение кругозора;

 предоставление возможностей для самореализации, самоутверждения личности в творческом процессе;

 воспитание чувства коллективизма;

 создание условий для неформального общения;

 доступность;

 разнообразие видов деятельности.

Основные принципы работы клуба: добровольность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм.

Условия работы клуба:

  •  заседания клуба по согласованию с родителями проводится 1 раза в месяц;
  • работа клуба проводится согласно плана работы клуба.

Сроки реализации проекта

2020 – 2021 гг.

№п/п

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Результат

Обсуждение идеи создания клуба выходного дня «Семейные ценности»

1.

Обсуждение идеи создания клуба выходного дня

Классный руководитель

Сентябрь 2020г.

Обсуждена идея, получена поддержка родителей.

Формирование инициативной группы

2.

Собрание заинтересованных родителей.

Классный руководитель

Сентябрь 2020г.

Создана инициативная группа.

Составление программы работы клуба

3.

Выявление (анкетирование) ребят о деятельности клуба. Разработка и утверждение плана работы клуба совместно с учащимися и родителями

Члены проектной группы

Октябрь

2020г.

Выявлен  круг интересующих вопросов. Составлен план мероприятий (с возможностью дальнейшей корректировки)

4.

Подведение промежуточных итогов работы клуба

Классный руководитель, члены клуба

Май, 2020г.

Планирование работы на новый учебный год. Предложена следующая тема работы клуба выходного дня.

План работы клуба выходного дня «Читаем вместе» на 2020-2021 учебный год.

Дата проведения

Название мероприятия

Содержание

Сентябрь

«Пригласительный билет в «Читай город»

Экскурсия в Центральную детскую библиотеку

Октябрь

«На встречу с литературными героями!»

Как помочь ребенку в выборе книги?

Литературный праздник (для учащихся)

Онлайн-консультация для родителей

Ноябрь

Читаем стихи для любимых мам

Создание праздничного видеородика

Декабрь

«Детская вселенная на книжной полке»

О традициях семейного чтения

Обзор книг для учащихся в ЦДБ «Читай-город»

Консультация для родителей

Январь

«Весело мы отдыхали, Новый год встречали!»

Конкурс фотографий в образе литературных персонажей

Февраль

«Книги о настоящих героях!»

«Как приучить ребенка к чтению: 10 советов»

Час мужества в Детской библиотеке №5

Консультация для родителей

Март

«В краях урманов и болот»

Обзор книг о нашем крае

Апрель

«Читаем и смеемся»

«Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать прочитанное»

Обзор книг

Консультация для родителей

Май

«Как хорошо уметь читать!»

Литературный квест в ЦДБ «Читай-город»

Критерии успешной реализации проекта

  • Сформировался коллектив  родителей - единомышленников, заинтересованных в судьбе своего ребёнка;
  • Создана положительная эмоциональная среда общения между детьми и родителями;
  • 21 семья является членами клуба;
  • В течение учебного года проведено 7 мероприятий;
  • Все члены клуба отметили необходимость клубной формы как позитивной модели организация досуга;
  • Единогласно было принято решение о необходимость работы клуба на следующий год.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

«Профессиональные и личные качества учителя»

Уважаемые родители, предлагаем Вам оценить профессиональные и личные качества учителя по пятибалльной шкале:

  • 5 - абсолютно согласны с утверждением,
  • 4 - скорее согласны с утверждением,
  • 3 - мнение зависит от ситуации, обстоятельств,
  • 2 - скорее не согласны с утверждением,
  • 1 - абсолютно не согласны с утверждением.

 

Профессиональные и личные качества

Баллы

5

4

3

2

1

1

Проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку

25

0

0

0

0

2

Внимателен, доброжелателен, тактичен по отношению к родителям и ученикам

24

1

0

0

0

3

3амечает и оперативно разрешает возникающие проблемы и конфликты

24

1

0

0

0

4

Объективен и справедлив

24

0

1

0

0

5

Располагает к себе манерой поведения и внешним видом

25

0

0

0

0

6

Умеет вызвать у учеников интерес к своему предмету

24

1

0

0

0

7

Дает ученикам глубокие и прочные знания

24

0

1

0

0

8

Готов помочь ученикам и родителям по интересующим их вопросам

25

0

0

0

0

9

Оперативно реагирует на отклонения в учебе и поведении учеников (принимает меры, ставит в известность родителей)

25

0

0

0

0

10

Заботиться о сохранении психического и физического здоровья учеников

24

0

1

0

0

11

Справедливо оценивает достижения в учебе моего ребенка

24

0

1

0

0

12

Проводит воспитательную работу (игры, конкурсы, праздники, вечера)

25

0

0

0

0

13

Использует разные формы проведения родительских собраний

25

0

0

0

0

14

Разъясняет вопросы педагогики и психологии родителям

25

0

0

0

0

 

Большое спасибо за сотрудничество!

        В конце 2020-2021 учебного года родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Профессиональные и личные качества учителя» с целью выявления степени удовлетворенности родителей в работе педагога, которая приступила к своим должностным обязанностям 1 сентября 2020 года.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...