Методическая разработка "Праздник Чая"
методическая разработка (3 класс)

Виноградова Галина Ивановна

Сценарий праздника "День Чая", посвященный этнографическим традициям на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий47 КБ
Файл Презентация ученицы к уроку619.67 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник Чая

Класс декорирован под «чайную». На столах скатерти, чашки с блюдцами, самовар. Выходят ведущие.

На рушнике у девочки каравай, а у мальчика – поднос с чайничком.

Девочка: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим.

Мальчик: Если величать, так на пороге встречать.

Девочка: Мы гостей встречаем

Дети: Чаем, чаем, чаем!

Мальчик: Первым делом угощаем

Дети: Чаем, чаем, чаем!

Девочка: Приглашаем к самовару

Дети: С чаем, с чаем,  с чаем!

Мальчик: И в накладку, и вприкуску

Дети: Чай, чай, чай!

Девочка: Пейте, друзья, по-русски

Дети: Чай, чай, чай!

Мальчик: А откуда и когда к нам пришёл чай?

    Звучит музыка. Дети садятся за столики. Выходят дети в русских костюмах и разыгрывают сценку-пантомиму. Действующие лица: Автор, Посол, Царь

    На Руси чай появился в 1638 году. Московский посол Василий Старков привёз в дар царю Михаилу Фёдоровичу от монгольского Алтын-хана 4 пуда чайного листа. Царь, по преданию, отведав необычного напитка, изрёк:

- Питиё доброе, а когда привыкнешь гораздо укусное!

   Вскоре чай стал обязательным товаром купцов, едущих в Москву с различным товаром. А в 1679 году заключается Договор о постоянных поставках чая в Россию. Иноземный напиток быстро завоевал популярность.

   Выходят девочки, одетые в форму «работниц» - косынки, передники.

1.Чайный куст – многолетнее растение, которое выращивают в районах с тропическим и субтропическим климатом. Например, в Индии, Китае, Грузии, у нас в краснодарском крае. Получают чай из молодых, нежных побегов.

2.В зависимости от способа приготовления чая, бывают разные сорта чая.

3.Больше всего производится в мире чёрного чая. Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом, и его особенно предпочитают любители чая.

4.Зелёный чай обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена.

5.Красный чай (солонг) является наиболее ароматным сортом чая. Технология приготовления красного чая сложна и очень капризна.

6.Жёлтый чай относится к наиболее высококачественным сортам чая. Он обладает особенно приятным специфическим вкусом, ароматом и нежной вязкостью, благодаря которым отличается от всех других видов чая.

7.Чай именуется по месту произрастания: индийский, китайский, краснодарский. В России чай выращивают в Краснодарском крае.

8.Чай изготовляют недалеко от чайных плантаций, на чайных фабриках, поскольку чайный лист не подлежит транспортировке на большие расстояния – он теряет свои ценные качества.

Литературный конкурс

  1. «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

          (К.Чуковский «Муха-цокотуха»)

  1. «Я хочу напиться чаю,  к самовару подбегаю,

      Но пузатый от меня убежал, как от огня.»

             (К.Чуковский «Мойдодыр»)

  1. «А на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке,

      Самовар стоит, словно жар горит,

      И пыхтит, и на бабу поглядывает.

      Я Егоровну прощаю,

      Сладким чаем угощаю»

              (К.Чуковский «Федорино горе»)

  1. «Они сидели и пили чай. Тётушка Петунья стала обносить гостей коробкой с мятным шоколадом. И вдруг в открытое окно влетела, шурша крыльями, огромная сова, уронила на голову мисс Мейсон письмо и вылетела обратно в темноту.»

 (Дж.Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната»)

  1. «Наконец все устроились в воздухе за аппетитно накрытым столом. Поскольку сегодня мой день рождения, - начнём с торта, - сказала она Майклу и Джейн.»

              (П.Треверс «Мэри Поппинс»)

6. «Около дома под деревом стоял накрытый стол, а за столом пили чай Мартовский Заяц и Болванщик. Между ними крепко спала Мышь-Соня. Стол был

Большой, но чаёвники сидели с одного края, на уголке. Завидев Алису, они закричали: Занято! Занято!»

          (Л.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес»)

7. «Кролик достал чашки и тарелки. И все стали пить чай.

-Тебе чего намазать – мёду или сгущенного молока?  

-И того, и другого, - ответил медвежонок.»

          (А.А.Милн «Вини Пух и все-все-все»)

Правила заваривания чая.

1.Способов заваривания чая великое множество. Однако некоторые правила считаются общими.

   Прежде всего для заваривания чая используют мягкую воду. Наилучшей считается родниковая или ключевая вода. Если же приходится пользоваться водопроводной водой, то её нужно выдержать несколько часов или отфильтровать, чтобы улетучился запах хлора.

   Главный секрет вкуса чая – в самом процессе кипения воды и заваривания. В Древнем Китае, например, различали 16 стадий кипения. Вот тут и приходит на помощь русское изобретение – самовар. Суть его состоит в том, что он не только «варит» воду, но и сигнализирует о степени её готовности.

Перед завариванием заварочный чайник следует сполоснуть кипятком, после чего засыпать в него определённое количество чая. Обычная доза – одна чайная ложка на одну чашку напитка. Заварке дают настоятся 5-7 минут, накрывают чайник льняной салфеткой. Льняная ткань впитывает пар и препятствует проникновению посторонних запахов. Не рекомендуется применять грелки для настоя, так как чай преет, резко ухудшаются его вкус и аромат. Потом в чайник доливается кипяток до полного объёма чайника. Давайте приступим к правильному завариванию чая.

Гости выполняют то, о чём рассказывали ребята.

Конкурс «МОЗАИКА»

     Детям выдаются части разрезанной картинки с изображением самовара. Задача участников (представителей команд) как можно быстрее собрать картинку.

   Ребята в русских костюмах рассказывают о сервировке чайного стола и о правилах поведения за столом.

1.По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают кондитерские изделия – торт, пирог, печенье, а также конфеты, варенье, мёд. Лучшее украшение чайного стола, конечно, самовар. Устанавливают его на поднос, около места хозяйки.

2.Слева от самовара располагают второй поднос, накрытый салфеткой с чайной посудой. На поднос перед самоваром чуть справа ставят заварочный чайник. Ко всем сладким блюдам, кроме конфет в обёртках, и  фруктам подают специальные приборы для раскладывания – лопаточки, щипцы, вилки.

3.Розетки для мёда, варенья, джема ставят стопкой по 5-6 штук у каждой вазы с вареньем. Лимон подают в розетке нарезанными дольками. А что нужно знать о правилах поведения за столом.

4.Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, после чего попробовать его ложкой, а затем, положив на блюдце, правой рукой взять чашку за ручкой и пить небольшими глотками. Наливать чай в блюдце при всех не принято.

5.Если захочется пить чай с вареньем, то его выкладывают в розетку. Если варенье с косточками, то их выкладывают на край блюдца с помощью чайной ложки. В гостях не принято класть варенье в чай и есть оставшийся лимон.

6.Чай из самовара или чайника разливает хозяйка стола. Ей обходить гостей с чайником не рекомендуется, да это и небезопасно, чашку передают ей.  Наливать чай в чашку на 1 сантиметр ниже её края.

7.При желании гостя выпить ещё одну чашку чая можно налить в ту же, если в ней нет лимона или чаинок, если есть, то хозяйка должна ополоснуть посуду или налить в чистую.

Песня «Русский чай»

Конкурс «Сладкоежка»

   Приглашаются по одному человеку от каждого стола. Задача участников - на вкус определить, из каких ягод сварено варенье.

    А теперь проверим, правильно ли заварился чай. У него должен быть коричнево-красный цвет, а на поверхности видна едва заметная пена. Пить чай надо небольшими глотками сразу, не оставляя напиток на потом. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

Ч А Е П И Т И Е


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средняя школа № 327 Доклад по Окружающему миру Ученицы 3 «В» класса Журавлевой Карины

Слайд 2

Что пили на Руси до появления чая?

Слайд 3

Ох, как же любим мы все сейчас чай! Заскочить к друзьям на чашечку чая, или выпить пару кружек перед сном – что может быть милее? Чай плотно связан у нас с обязательным напитком на столе, и кажется, что он был в России всегда. Хотя постойте, а всегда ли в России, а прежде на Руси пили чай?

Слайд 4

Оказывается, что далеко не всегда. Впервые на Руси чай появился в 1638 году, когда боярин Старков привез этот напиток в дар царю. Хотя, не смотря на то, что царю чай понравился, прижился напиток сильно позже. Традиционными и исконно русскими напитками всегда считались следующие: сбитни, медовуха, квасы и морсы..

Слайд 5

Медовуха Медовуха , как можно понять из названия, изготавливалась на основе мёда. Она обладает алкогольным градусом, но не поднимается выше 5-15 процентов. Варилась медовуха, или попросту мёд, по-разному. Не было единого рецепта. Пожалуй, объединяет их все только мёд, да градус в итоге. Ну, и частенько использовали хмель, хотя ничего общего с пивом медовуха не имела.

Слайд 6

Сбитень Сбитень так же готовился на основе мёда, но его можно скорее сравнить с пришедшим к нам из Европы глинтвейном. Хотя бывали и холодные виды сбитней, которые употребляли в банях или в жаркую погоду. Принцип его приготовления таков – в воду клади мед и специи (корицу, имбирь, мяту, мускатный орех и прочие – в общем, по вкусу), а потом варили с полчаса. По некоторым рецептам нужно было настаивать мёд и пряности в отдельных сосудах, а потом смешивать.

Слайд 7

КВАС Славяне готовили квас с незапамятных времен, а впервые записи о нем можно найти в «Повести временных лет». В этой старинной летописи говорится о приказе князя Владимира, распорядившегося раздать соотечественникам «питье хмельное и хлебный квас». Приказ был отдан это было по случаю Крещения Руси, то есть в 988 году. Уже с тех самых пор нашим прародителям были известны целительные свойства кваса, который прекрасно утоляет жажду, помогает восстановить силы, повышает аппетит.

Слайд 8

Морс Морс – освежающий напиток из сока ягод, фруктов, овощей и воды, с добавлением сахара или меда. История морса уходит далеко в прошлое. Версий происхождения морса существует несколько. По одной из них слово «морс» имеет византийские корни и происходит от слова « Мурса », что в переводе означает «вода с медом». На Руси утоляли жажду самими разнообразными морсами: клюквенными, брусничными, вишневыми, смородиновыми и т.д.

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ...